Дело №2-2335/2019
УИД 11RS0005-01-2019-003313-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
судьи Савинкиной Е.В.
при секретаре Соколовой А.С.,
истца Марченко А.С., ее представителя Шустова Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухта 28 августа 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Марченко А.С. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа о принятии истца на учет по категории «молодая семья», обязании принять истца на учет
установил:
Марченко А.С. обратилась в Ухтинский городской суд с требованиями к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о признании незаконным решения, выраженного в ответе от 14.06.2019г. №.... об отказе в принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», и обязании поставить семью заявителя на учет для получения социальных выплат на строительство или приобретение жилья как молодую семью. В обоснование требований указывая, что отказ является незаконным, поскольку истцы состоят в браке, несмотря на разные адреса регистрации фактически проживают вместе, своего жилья у семьи нет, ни в пользовании по социальному найму, ни в собственности.
В судебном заседании Марченко А.С. и ее представитель на требованиях настаивали.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. С иском не согласен, представил письменный отзыв.
Представитель администрации МОГО «Ухта» в судебном заседании не присутствует, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором поддержал позицию соответчика.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, Марченко Ф.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил исковые требования истца удовлетворить.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. В её состав включены подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила).
Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Этим же пунктом предусмотрено, при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Согласно пп.2 п.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми от 05 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
В силу ст. 1 Закона №30-РЗ государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу пп. 13,14, 21 п. 1 ст. 38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части на территории МОГО «Ухта» осуществляет администрация МОГО «Ухта».
В соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», входящим в структуру администрации муниципального образования городского округа «Ухта», осуществляет функции администрации МОГО «Ухта» по ведению учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, иных определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Коми категорий граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Коми основаниям, нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно пп.1 п.1 ст. 1 Закона № 30-РЗ право на получение субсидий на строительство или приобретение жилья имеют молодые семьи, состоящие на учете на получение субсидий на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидии на строительство или приобретение жилья.
На основании ст.2 указанного Закона на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или)заемных средств, при этом являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Совета МОГО «Ухта» от 01 марта 2006 года № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма общей площади на одного человека -11 кв.м.
Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 Закона РК № 30-РЗ.
Как следует из материалов дела, Марченко (до брака Ш.) А.С. <...> г. г.р.и Марченко Ф.А. <...> г. г.р. зарегистрировали брак <...> г. года (актовая запись № .... произведена территориальным отделом записи актов гражданского состояния .... Управления записи актов гражданского состояния РК).
Марченко А.С. и Марченко Ф.А. являются родителями несовершеннолетней А.. <...> г..р.
Согласно данным регистрационного учета, Марченко А.С. с 1991 года и ее дочь А. с 2015 года зарегистрированы по адресу: ..... Марченко Ф.А. с 1989 года зарегистрирован по адресу: .....
21.05.2019 года Марченко А.С. обратилась с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий составом семьи из трех человек (она, супруг и несовершеннолетняя дочь).
Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от 14.06.2019 № .... Марченко А.С. со ссылкой на п.2 ч.13 ст.2 Закона от 05.04.2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» отказано в принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья» по категории молодая семья, в связи с тем, что данная семья не проживает вместе и не ведет общего хозяйства.
С таким выводом согласиться нельзя.
Согласно ст. 31 Семейного кодекса Российской Федерации супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться в благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе занятий, места жительства и пребывания.
Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.
Предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным актом. Пунктом 7 вышеуказанных Правил реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» предусмотрено, что уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен определяться исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений принадлежавших им на праве собственности, в отличие от ст. 51 Жилищного кодекса РФ, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещения, не являющегося членом молодой семьи.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Марченко А.С. и Марченко Ф.А. состоят в зарегистрированном браке, семья, состоящая из трех человек, проживает в квартире по адресу: ..... Самостоятельного права на указанную квартиру истец и члены его семьи не имеют.
Иные жилые помещения, занимаемые по договору социального найма и (или) жилые помещения, принадлежащие членам молодой семьи на праве собственности, отсутствуют.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о незаконности действий Комитета по управлению муниципальным имуществом МОГО «Ухта», отказавшего заявителю в постановке на учет его семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Требования Марченко А.С. подлежат удовлетворению, поскольку семья истца отвечает критериям молодой семьи, нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пп.2 п.3 ст.2 Закона №30-РЗ и п.7 Правил.
Исходя из вышеизложенного, и, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Марченко А.С. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (№.... от 14.06.2019 года) в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», Марченко А.С. и членов ее семьи.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», Администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» принять Марченко А.С. с составом семьи: супругом Марченко Ф.А., несовершеннолетней дочерью А. <...> г. года рождения, на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья» с 21.05.2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Савинкина
Мотивированное решение составлено 02 сентября 2019 года