Решение по делу № 2а-56/2022 от 10.01.2022

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ     р.п. Шатки Нижегородской области

Шатковский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Масловой Т.Г.,

с участием представителя административного истца - пом. прокурора Шатковского района Плакуновой Ю.А.,

при секретаре Стрельцовой Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шатковского районного суда Нижегородской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шатковского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Нижегородской области о признании материалов, размещенных на электронных адресах, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шатковского района Нижегородской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Нижегородской области о признании материалов, размещенных на электронных адресах, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование своего требования указал, что прокуратурой проведена проверка Интернет - пространства на наличие сайтов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, по результатам проверки установлено, что в сети Интернет на Интернет-сайтах:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

размещена информация о том, как изготовить коктейль Молотова, а также подробная инструкция по его использованию.

Кроме того, установлено, что в сети Интернет на Интернет-сайте -

<данные изъяты>

размещена информация о продаже паспорта Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца - пом. прокурора Шатковского района Плакунова Ю.А. доводы иска поддержала полностью.

Представитель административного ответчика - Управления Роскомнадзора по Нижегородской области в суд не явился, о дате и времени судебного заседания извещен, возражений на иск не поступило.

Заинтересованное лицо - Роскомнадзор о времени и месте судебного заседания извещен, представитель в суд не явился.

Судом в соответствии со ст.150 КАС РФ разрешен вопрос о рассмотрении административного искового заявления в отсутствие представителя административного ответчика и заинтересованного лица.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Как следует из положений п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом при рассмотрении дела установлено, что прокуратурой Шатковского района Нижегородской области проведена проверка соблюдения требований Федерального законодательства в сфере незаконного распространения информации в сети «Интернет».

В ходе мониторинга средств массовой информации установлено, что в сети «Интернет» <данные изъяты>

<данные изъяты>

размещена информация о том, как изготовить коктейль Молотова, а также подробная инструкция по его использованию.

Кроме того, установлено, что в сети Интернет на Интернет-сайте -

<данные изъяты>

размещена информация о продаже паспорта Российской Федерации.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки прокуратуры Шатковского района от ДД.ММ.ГГГГ.

Вход на сайты свободный, не требуется предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой, в том числе несовершеннолетний, Интернет - пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

В силу пункта 1 статьи 10 ФЗ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 9 ФЗ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 6 статьи 10 ФЗ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст.3 ФЗ «О противодействии терроризму» терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Террористическая деятельность включает в себя, в том числе, пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206,208,211,220, 221, 277 - 280,282.1 - 282.3 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации

Организация, призывы к массовым беспорядкам и участие в них согласно ст.212 УК РФ также являются уголовно-наказуемыми деяниями.

Размещенная в сети Интернет по вышеуказанным ссылкам информация является недопустимой к размещению в соответствии с законодательством РФ, ограничение доступа к информации требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов предпринимателей, юридических и других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 г № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (далее - Положение) установлено, что паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации (п. 10 Положения).

Приказом МВД России от 13.11.2017 N 851 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, которым предусмотрен порядок предоставления государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации.

Согласно п.п.77, 79, 80 Административного регламента паспорт, оформленный на основании заявления о выдаче (замене) паспорта, поданного через многофункциональный центр, выдается гражданину работником данного многофункционального центра.

Выдача и замена паспортов гражданам, находящимся в организациях социального обслуживания, осуществляется подразделениями по вопросам миграции, на территории которых расположены организации социального обслуживания (п.79).

Выдача и замена паспортов гражданам, проживавшим за пределами Российской Федерации и прибывшим к месту жительства на территории Российской Федерации, осуществляется подразделениями по вопросам миграции по избранному ими месту жительства (пребывания), обращения.

Выдача и замена паспортов гражданам, проживающим за пределами Российской Федерации, осуществляется подразделениями по вопросам миграции по месту обращения таких граждан (п.80).

За выдачу паспорта взимается государственная пошлина в размере и порядке, установленном статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 40 Регламента).

Действующим законодательством не предусмотрена покупка паспорта, а предусмотрено лишь взимание госпошлины за его выдачу.

Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей      является уголовно наказуемым преступлением (ст. 324 УК РФ), а ст. 19.23 КоАП РФ и ст. 327 УК РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов (паспорта).

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность: незаконное приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документов, бланков, печатей и штампов фактически является распространением запрещенной информации.

Учитывая, что приобретение паспорта Российской Федерации, голограмм для изготовления удостоверений и иных документов может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года N 2202-1 и ст. 39 КАС РФ.

Согласно ч.1 - 3 и 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).

В Реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение Реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, то есть Роскомнадзором.

Основаниями для включения в Реестр сведений являются, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Аналогичные основания для включения в Реестр сведений предусмотрены п.5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101.

Внесение в Реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п. 9 Правил в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.

Действующим законодательством в указанной сфере предусмотрен как административный, так и судебный способ признания информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.

Исходя из анализа норм права, данные способы являются равноценными, предусматривают усмотрение заинтересованного лица при выборе того или иного способа защиты прав и не подразумевают обязательность соблюдения административного порядка перед обращением в суд с соответствующим заявлением.

Федеральным законом от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Правилами в качестве основания для включения в Реестр сведений предусмотрено решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На момент проверки указатель страницы сайта, на которой размещена названная информация, в реестре отсутствует.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 186, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайтах:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Включить данные сайты в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов и сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Копию решения суда в течение трех дней со времени вступления его в законную силу направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу: <адрес>.

       Решение суда подлежит немедленному исполнению.

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Шатковский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                 Т.Г. Маслова

2а-56/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Шатковского района Нижегородской области
Ответчики
Управление Роскомнадзора по Нижегородской области
Другие
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - Роскомнадзор
Суд
Шатковский районный суд Нижегородской области
Судья
Маслова Татьяна Геннадьевна
Дело на сайте суда
shatkovsky.nnov.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация административного искового заявления
10.01.2022Передача материалов судье
12.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
12.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2022Подготовка дела (собеседование)
24.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2022Судебное заседание
10.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее