УИД 31RS0022-01-2021-008397-13
№ 2а-3929/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2021 года г.Белгород
Свердловский районный суд города Белгорода в составе:
председательствующего судьи Москвитиной Н.И.,
при секретаре Висанбиевой Е.А.,
с участием представителя административного истца Шумовой И.Ю.,
представителя заинтересованного лица ОГБУЗ «Областной наркологический диспансер» Шатило М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Белгорода в интересах неопределенного круга лиц к Гончарову В.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
Прокурор г. Белгорода в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Гончарову В.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
В обоснование требований указано, что Гончаров В.В., имея право на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения, имеет медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, поскольку состоит под диспансерным наблюдением в ОГБУЗ «Областной наркологический диспансер».
Прокурор просил прекратить действие права Гончарова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами в связи с состоянием его здоровья до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией. Обязать Гончарова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сдать водительское удостоверение категории В, В1 (AS), С,С1, серия и №, выдано 24.05.2017 года.
В судебном заседании представитель административного истца Шумова И.Ю. требования, изложенные в административном исковом заявлении поддержала.
Представитель заинтересованного лица ОГБУЗ «Областной наркологический диспансер» в судебном заседании пояснил, что Гончаров В.В. состоит на диспансерном наблюдении с 20.03.2012 года по 09.01.2015 года с диагнозом «<данные изъяты>, с 09.01.2015 года по 21.05.2017 года с диагнозом «<данные изъяты>, с 21.05.2017 года по 27.02.2019 года с диагнозом «<данные изъяты> с 27.02.2019 года по настоящее время с диагнозом «<данные изъяты>
Административный ответчик, представитель заинтересованного лица УГИБДД УМВД России по Белгородской области в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации использование транспортных средств относится к деятельности, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", задачами которого в соответствии со статьей 1 являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вена 08 ноября 1968 г. установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Так, согласно статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о безопасности дорожного движения медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (часть 6 статьи 23 Закона о безопасности дорожного движения).
Статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, пункт 7 которого предусматривает, что психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по Международной классификации болезней (МКБ-10) F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления) являются противопоказаниями для управления транспортным средством.
Из материалов дела следует, что Гончаров В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, имеет право управления транспортным средством - водительское удостоверение категории В, В1 (AS), С,С1, серия и №, выданное ОЭР МРЭО ГИБДД УМВД России по Белгородской области 24.05.2017 года, сроком действия до 03.10.2023 года.
Заключением экспертной комиссии ОГБУЗ «Областной наркологический диспансер» от 15.12.2021 года подтверждается, что Гончаров В.В. состоит на диспансерном наблюдении с 20.03.2012 года по 09.01.2015 года с диагнозом «<данные изъяты>, с 09.01.2015 года по 21.05.2017 года с диагнозом «<данные изъяты> с 21.05.2017 года по 27.02.2019 года с диагнозом «<данные изъяты>)», с 27.02.2019 года по настоящее время с диагнозом «<данные изъяты>
Приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н утвержден Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (приложение к приказу N 2).
В соответствии с п. 2 и 6 Порядка диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания. Наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
В силу п. 7 и 12 Порядка осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца.
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее года у пациентов с диагнозом "употребление с вредными последствиями", (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1).
Следовательно, при разрешении вопроса о наличии оснований для прекращения права управления транспортными средствами у лица, имеющего водительское удостоверение и страдающего алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, правовое значение имеет наличие у гражданина состояния стойкой ремиссии.
У Гончарова В.В. имеется заболевание, относящееся к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с управлением автотранспортными средствами, являющимися источниками повышенной опасности для окружающих, которое, является основанием для прекращения действия специального права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Закона о безопасности дорожного движения.
Доказательств того, что административный ответчик снят с учета в установленном законом порядке, либо свидетельствующих о наличии у Гончарова В.В. стойкой ремиссии, объективно подтвержденной результатами диспансерного наблюдения, суду не представлено.
Так же не представлено доказательств, достоверно подтверждающих принятие в установленном законом порядке соответствующей комиссией решения о снятии административного ответчика с диспансерного учета.
Обоснованность постановки на диспансерный учет в ОГБУЗ «Облнаркодиспансер» с указанными диагнозами в установленном порядке Гончаровым В.В. не оспаривалась.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами права, поэтому такая деятельность подлежит прекращению посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действие права административного ответчика на управление транспортными средствами подлежит прекращению, поскольку управление Гончаровым В.В. транспортными средствами не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что у ответчика имеется заболевание, относящееся к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с управлением автотранспортными средствами, являющимися источниками повышенной опасности для окружающих.
С учетом того, что в материалы дела представлено достаточно доказательств в обоснование заявленных требований, заявленные прокурором требования о прекращении действия права на управление транспортным средством являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 114 КАС РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора г.Белгорода в интересах неопределенного круга лиц к Гончарову В.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, удовлетворить.
Прекратить действие права Гончарова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами в связи с состоянием его здоровья до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.
Обязать Гончарова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сдать в УГИБДД УМВД России по Белгородской области водительское удостоверение категории В, В1 (AS), С,С1, серия и №, выданное ОЭР МРЭО ГИБДД УМВД России по Белгородской области 24.05.2017 года, в связи с состоянием его здоровья до изменения обстоятельств.
Взыскать с Гончарова В.В. в доход бюджета городского округа «Город Белгород» государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда через Свердловский районный суд города Белгорода в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Решение суда в окончательной форме принято 24 декабря 2021 года.
Судья