ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-18929/2024
УИД 23RS0018-01-2023-000433-02
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 18 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Думушкиной В.М. и Щетининой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района Краснодарского края в интересах администрации муниципального образования Калининский район к администрации муниципального образования Джумайловское сельское поселение Калининского района, ФИО1, ООО «Вента» о признании сделки недействительной,
по кассационной жалобу представителя администрации МО Калининский район на основании доверенности ФИО8 на решение Калининского районного суда Краснодарского края от 27 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г., пояснения представителя администрации МО Калининский район на основании доверенности ФИО8, представителя администрации муниципального образования Джумайловское сельское поселение Калининского района ФИО7, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповаловой О.Ю., судебная коллегия
установила:
Прокурор Калининского района Краснодарского края обратился в интересах администрации муниципального образования Калининский район с исковым заявлением в суд к администрации муниципального образования Джумайловское сельское поселение Калининского района, ФИО1, ООО «Вента» о признании сделки недействительной указав, что при заключении договора № аренды земельного участка с кадастровым номером № нарушен принцип публичности, поскольку органом местного самоуправления извещение о проведении аукциона на сайте администрации Джумайловского сельского поселения не публиковалось, заключение дополнительного соглашения о переуступке права аренды земельного участка с иным видом разрешенного использования, отличным от первичного вида «для сельскохозяйственного использования» без проведения торгов земельным законодательством не предусмотрено, что в свою очередь повлекло нарушение законодательства о защите конкуренции.
На основании изложенного, с учетом уточнения иска, прокурор просил суд: признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ; применить последствия недействительности сделки в виде возложения на ФИО13 обязанности возвратить администрации муниципального образования Калининский район земельный участок с кадастровым номером №, указав в решении суда, что оно является основанием для погашения в ЕГРН записи об аренде земельного участка с кадастровым номером №, а также переуступке данного права.
Решением Калининского районного суда Краснодарского края от 27 июля 2023 года исковые требования прокурора Калининского района удовлетворены в полном объеме.
Суд своим решением постановил:
Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ № аренды земельного участка с кадастровым номером №, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, договор от ДД.ММ.ГГГГ уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка с кадастровым номером №.
Применить последствия недействительности сделки в виде обязания ФИО13 возвратить администрации муниципального образования Калининский район земельный участок с кадастровым номером №.
Указал, что решение суда является основанием для погашения в ЕГРН записи об аренде земельного участка с кадастровым номером №, а также переуступке данного права.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 октября 2023 года решение Калининского районного суда Краснодарского края от 27 июля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации МО Калининский район на основании доверенности ФИО8 просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неприменение закона, подлежащего применению, неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, полагая, что при заключении договора аренды, а также при последующих сделках нарушений закона не допущено.
Так заявитель указывает, что между Администрацией Джумайловского сельского поселения и ООО «Вента» в соответствии со ст. 39.15, п.п. 12 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации заключен договор № аренды земельного участка с КН №, площадью 3377 кв.м., для сельскохозяйственного использования, сроком на 49 лет.
В соответствии с п. 4.1.5. Договора арендатор вправе передать права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права в залог и внести их в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка, а так же предать арендованный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия Арендодателя при условии его уведомления.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Вента» и ФИО9 заключен договор уступки прав и обязанностей по вышеуказанному договору аренды.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации муниципального образования Калининский район поступило уведомление об уступке прав и обязанностей.
Одним из доводов признания ранее заключенного договора аренды недействительным, указанных в исковом заявлении, является обстоятельство того, что договор аренды был заключен без извещения лиц о возможности предоставления земельного участка, чем были нарушены права неопределенного круга лиц.
Вместе с тем, в районной газете «Калининец» от 08 декабря 2016 года № 98 (2269) опубликовано извещение о возможности предоставления вышеуказанного земельного участка.
Таким образом, администрацией Джумайловского сельского поселения Калининского района соблюдена процедура предоставления земельного участка, установленная статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Совета муниципального образования Калининский район от ДД.ММ.ГГГГ № в Генеральный план Джумайловского сельского поселения были внесены изменения, в соответствии с которыми земельный участок с КН № отнесен к многофункциональной общественно-деловой зоне.
В соответствии с пояснительной запиской к Генеральному плану Генеральный план на современном этапе является документом, определяющим устойчивое развитие территории при осуществлении градостроительной деятельности с обеспечением безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, с ограничением негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и с обеспечением охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Генеральный план в современных условиях является регулятивным документом территориального планирования муниципального уровня.
Согласно Правилам землепользования и застройки Джумайловского сельского поселения (в редакции решения Совета муниципального образования Калининский район от ДД.ММ.ГГГГ №) вышеуказанный земельный участок определен в территориальную зону ОД-2 «Зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения». Данная зона предполагает установления вида разрешенного использования земельного участка «общественное питание, гостиничное обслуживание».
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального образования Калининский район поступило заявление арендатора вышеуказанного земельного участка об изменении вида его разрешенного использования.
В целях приведения разрешенного использования вида земельного участка в соответствии с утвержденными вышеуказанными документами, на основании заявления арендатора земельного участка, постановлением администрации муниципального образования Калининский район от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении земельного участка с КН: № установлен вид «Общественное питание, гостиничное обслуживание».
Учитывая изложенное, администрация муниципального образования Калининский район считает, что нарушений норм действующего законодательства при предоставлении в аренду земельного участка с КН: № Джумайловским сельским поселением допущено не было, в связи с чем кассатор полагает, что решения суда первой и апелляционной инстанции не обоснованы, вынесены с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явились представитель администрации МО Калининский район на основании доверенности ФИО8, представитель администрации муниципального образования Джумайловское сельское поселение Калининского района ФИО7, прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалова О.Ю., иные участники процесса надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение лиц участвующих в деле, а также учитывая необязательность их явки в суд кассационной инстанции, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации МО Калининский район на основании доверенности ФИО8, представителя администрации муниципального образования Джумайловское сельское поселение Калининского района ФИО7, поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалову О.Ю., возражавшую против доводов, изложенных в кассационной жалобе, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что администрацией Джумайловского сельского поселения Калининского района в районной газете «Калининец» от ДД.ММ.ГГГГ № (2269) опубликовано извещение о возможности предоставления земельного участка в аренду сроком на 49 лет.
ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Вента» ФИО2 обратился в адрес главы Джумайловского сельского поселения с заявлением, в котором просил предварительно согласовать предоставление в аренду сроком на 49 лет земельного участка (согласно прилагаемой схеме) из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности до разграничения в границах кадастрового квартала №, площадью 3516 кв.м., адрес (описание местоположения): <адрес>, разрешенное использование сельскохозяйственное использование, цель использования - сельскохозяйственное использование.
Постановлением администрации Джумайловского сельского поселения Калининского района «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в КК №, расположенного по адресу: <адрес> ФИО2» от ДД.ММ.ГГГГ №, предварительно согласовано предоставление земельного участка в кадастровом квартале №, из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 3516 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с разрешённым видом использования - для сельскохозяйственного производства.
Гражданину ФИО2 предписано обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования земельного участка, указанного в пункте 1, в соответствии с постановлением администрации Джумайловского сельского поселения Калининского района «Об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале №, площадью 3516 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. ФИО2 уполномочен обратиться в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Калининский филиал (отдел) для внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.
Постановлением администрации Джумайловского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации Джумайловского сельского поселения Калининского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в КК №, расположенного по адресу: <адрес> ФИО2», внесены следующие изменения: Наименование изложить в следующей редакции: «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в КК №, расположенного по адресу: <адрес> ООО «Вента»; Пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. Предварительно согласовать ООО «Вента», в лице директора ФИО2, паспорт: № выдан <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ проживающего по адресу: <адрес> ИНН № ОГРН № предоставление земельного участка (согласно прилагаемой схеме) из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности до разграничения в границах кадастрового квартала №, площадью 3516 кв.м., адрес (описание местоположения): <адрес>, разрешенное использование сельскохозяйственное использование.». 1.3. Пункт 2 изложить в следующей редакции: «2. ООО «Вента», в лице директора ФИО2 обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования земельного участка, указанного в пункте 1, в соответствии с постановлением администрации Джумайловского сельского поселения Калининского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположенного земельного участка в кадастровом квартале №, площадью 3516 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. 1.4. Пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. Уполномочить ООО «Вента», в лице директора ФИО2 обратиться в территориальный отдел №13 филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистраций, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю (Орджоникидзе) для внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с КН №, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 3377+/- 20.34 кв.м., категория земель земли сельскохозяйственного назначения, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ администрация Джумайловского сельского поселения Калининского района и ООО «Вента» заключили договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения №, по которому арендодатель обязался предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с КН №, площадью 3377 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования: сельскохозяйственное использование. Пунктом 2 вышеуказанного договора определено, что расчет размера арендной платы за участок изложен в приложении к настоящему договору. Согласно приложению к вышеуказанному договору годовая сумма арендной платы составляет 62,54 рублей.
На основании дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация муниципального образования Калининский район, именуемая в дальнейшем «арендодатель», с одной стороны, и ООО «Вента» с другой стороны, договорились внести следующие изменения в договор: в пункте 1 договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ №, заменить слова «земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения» на слова: «земельный участок из земель населенных пунктов».
Решением совета МО Калининский район «О внесении изменений в генеральный план Джумайловского сельского поселения Калининского района» № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в генеральный план Джумайловского сельского поселения Калининского района, утвержденный решением Совета Джумайловского сельского поселения Калининского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении генерального плана Джумайловского сельского поселения Калининского района».
Приказом Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленного «О предоставлении субсидий на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями» № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Вента» предоставлены субсидии в размере 484 395,14 рублей.
Согласно договору уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Вента» (сторона 1) и ФИО13 (сторона 2) заключили договор, по которому сторона 1 использует на праве аренды находящийся в государственной собственности до разграничения земельный участок из земель населенных пунктов, с видом разрешённого использования сельскохозяйственное использование, с кадастровым номером №, общей площадью 3377 кв.м., расположенный по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Земельный участок свободен от застройки. Сторона 1 использует земельный участок, на праве аренды, на основании: Договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения от ДД.ММ.ГГГГ №, дата регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации: № (далее по тексту договора «Договор аренды»);
Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту договора «Дополнительное соглашение к договору аренды»), Договор действует в течение сорока девяти лет с момента его заключения, срок ограничения прав и обременения объекта (земельного участка) установлен с ДД.ММ.ГГГГ 49 лет. Сторона 1 не заинтересована в дальнейшем использовании земельного участка на праве аренды и уступает Стороне 2 в полном объёме, а Сторона 2 принимает в полном объёме все права и обязанности арендатора земельного участка по Договору аренды. В соответствии со ст. 22 Земельного Кодекса РФ уступаемые права и обязанности действительны в пределах срока Договора аренды, то есть с ДД.ММ.ГГГГ 49 лет. Сторона 1 безвозмездно уступает Стороне 2 все свои права и обязанности по Договору аренды. Финансовых и имущественных претензий стороны друг к другу не имеют. Сторона 1 гарантирует действительность права, которое уступается по настоящему договору.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Едином государственном реестре недвижимости, осуществлена государственная регистрация переуступки прав и обязанностей по договору аренды в отношении объекта недвижимости имущества: наименование: Земельный участок, КН/УН: №, расположенный по адресу: <адрес> на основании Договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка ДД.ММ.ГГГГ. Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Вента» оплатило государственную пошлину за государственную регистрацию права в размере 11000,0 рублей
Постановлением администрации МО Калининский район «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке Управления градостроительства и благоустройства из сведений ИСОГД <адрес> для определения градостроительной зоны, к которой относятся земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, согласно Правил землепользования и застройки Джумайловского сельского поселения, утвержденных решением Совета Джумайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил землепользования и застройки Джумайловского сельского поселения Калининского района» (внесение изменений от ДД.ММ.ГГГГ №), земельный участок находится в зоне ОД-2 (Зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения).
В материалы дела представлен договор № от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что ИП ФИО10 и ФИО13 заключили договор, по которому «Заказчик» поручает, а «Исполнитель» принимает на себя обязательство по выполнению работ по разработке разделов проектной документации Заказчика необходимых для получения разрешения на строительство здания столовой на земельном участке площадью 3377 кв.м., с КН №, расположенного по адресу: <адрес>.
Как следует из ответа Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании соглашений о предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями № и № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Вента» предоставлены из краевого бюджета субсидии в целях возмещения части затрат на развитие садоводства в сумме 2 283 969,83 руб.
Согласно информационному письму администрации МО Калининский район от ДД.ММ.ГГГГ № по сведениям управления правовых и имущественных отношений администрации муниципального образования Калининский район акт приема-передачи документов по формированию и предоставлению земельного участка с кадастровым номером № ООО «Вента» - отсутствует.
Согласно выписке администрации МО Калининский район Управления градостроительства и благоустройства № от ДД.ММ.ГГГГ, из сведений ИСОГД Калининского района по земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, согласно Правил землепользования и застройки Джумайловского сельского поселения, утвержденных решением Совета Джумайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ земельный участок находится на территории земель сельскохозяйственного назначения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ согласно Правилам землепользования и застройки Джумайловского сельского поселения, утвержденным решением Совета Джумайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) земельный участок находится в территориальной зоне ОД-2. Зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения. В соответствии с Генеральным планом Джумайловского сельского поселения, утвержденным решением Совета Джумайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок находится на территории земель сельскохозяйственного назначения, согласно Генеральному плану Джумайловского сельского поселения, утвержденному решением Совета Джумайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ земельный участок находится на территории земель сельскохозяйственного использования.
Как следует из информационного письма ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КК Территориальный отдела №13 (по Славянскому, Калининскому и Красноармейской районам) № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № и приложенных документов (межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный кадастровым инженером ФИО11 (квалификационный аттестат №); схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), с площадью «3377 кв.м.», с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «сельскохозяйственное использование». В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ в сведениях ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия была изменена категория земель земельного участка с кадастровым номером № с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» на основании решения «О внесении изменений в генеральный план Джумайловского сельского поселения Калининского района» от ДД.ММ.ГГГГ №. В последующем, ДД.ММ.ГГГГ в сведениях ЕГРН был изменен вид разрешенного использования на «общественное питание, гостиничное обслуживание» на основании заявления о внесение сведений в ЕГРН по инициативе заинтересованного лица № и приложенных документов (постановление администрации муниципального образования Калининский район от ДД.ММ.ГГГГ №, выписка из правил землепользования и застройки Джумайловского сельского поселения Калининского района). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ последующих изменений в сведениях ЕГРН о категории земель и виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № не выявлено.
Согласно информационному письму главы Джумайловского сельского поселения Калининского района № от ДД.ММ.ГГГГ, на сайте администрации Джумайловского сельского поселения не размещалось извещение о возможности предоставления в аренду на 49 лет в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка в границах кадастрового квартала № площадью 3516 кв.м., адрес (описание местоположения): <адрес>, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование, цель использования сельскохозяйственное использование, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №№ земельный участок с КН №, расположен по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, площадью 3377+/-20.34 кв.м., категория земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - общественное питание, гостиничное обслуживание, находится в аренде сроком с ДД.ММ.ГГГГ 49 лет у ФИО9 на основании договора аренды земельного участка находящегося в государственной собственности до разграничения, №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации №. Дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения от ДД.ММ.ГГГГ №, выдан ДД.ММ.ГГГГ. Договор уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, выдан ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю межмуниципальный отдел по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что межмуниципальным отделом по Калининскому, Красноармейскому и Славянскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю проверочных мероприятий в отношении земельного участка с КН № за период с ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не проводилось.
Согласно акту осмотра земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в период с 09.25 до 09.30 прокуратурой Калининского района осуществлен осмотр земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в <адрес>. Осмотром объектов недвижимости установлено, что их поверхность частично заросла травяной растительностью, признаки осуществления сельскохозяйственных работ, возведения объектов капитального строительства, складирования сельхозпродукции отсутствуют. На земельном участке в момент осмотра располагались навалы строительного мусора. На верхнем слое почвы усматривались следы ремонта транспорта.
Из информационного письма Управления градостроительств и благоустройства администрации МО Калининский район № от ДД.ММ.ГГГГ, из сведений ИСОГД Калининского района по земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, следует, что согласно Генерального плана Джумайловского сельского поселения, утвержденного решением Совета Джумайловского сельского поселения Калининского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении генерального плана Джумайловского сельского поселения Калининского района» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), земельный участок расположен в многофункциональной общественно-деловой зоне, согласно Правил землепользования и застройки Джумайловского сельского поселения, утвержденных решением Совета Джумайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил землепользования и застройки Джумайловского сельского поселения Калининского района» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), земельный участок находится в зоне ОД-2. Зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения.
Из информационного письма Управления градостроительств и благоустройства администрации МО Калининский район № от ДД.ММ.ГГГГ, из сведений ИСОГД Калининского района по земельным участкам с кадастровым номером № следует, что согласно Генеральному плану Джумайловского сельского поселения, утвержденному решением Совета Джумайловского сельского поселения Калининского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении генерального плана Джумайловского сельского поселения Калининского района», земельные участки расположены на территории земель сельскохозяйственного назначения, согласно Правил землепользования и застройки Джумайловского сельского поселения, утвержденных решением Совета Джумайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил землепользования и застройки Джумайловского сельского поселения Калининского района» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) земельные участки находятся на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно выписке управления градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район № от ДД.ММ.ГГГГ, из сведений ИСОГД Калининского района по земельным участкам с кадастровым номером №, согласно Генеральному плану Джумайловского сельского поселения, утвержденному решением Совета Джумайловского сельского поселения Калининского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении генерального плана Джумайловского сельского поселения Калининского района», земельные участки расположены на территории земель сельскохозяйственного назначения, согласно Правил землепользования и застройки Джумайловского сельского поселения, утвержденных решением Совета Джумайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил землепользования и застройки Джумайловского сельского поселения <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) земельные участки находятся на землях сельскохозяйственного назначения.
Согласно выписке управления градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район № от ДД.ММ.ГГГГ, из сведений ИСОГД Калининского района по земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, согласно Генеральному плану Джумайловского сельского поселения, утвержденному решением Совета Джумайловского сельского поселения Калининского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении генерального плана Джумайловского сельского поселения Калининского района» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), земельный участок расположен в многофункциональной общественно-деловой зоне, согласно Правилам землепользования и застройки Джумайловского сельского поселения, утвержденным решением Совета Джумайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил землепользования и застройки Джумайловского сельского поселения Калининского района» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), земельный участок находится в зоне ОД-2. Зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения.
Согласно сведениям управления правовых и имущественных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ, по информации содержащейся в модернизированной государственной информационно-аналитической системе «Единая система учета объектов и неналоговых доходов в Краснодарском крае» по Калининскому району по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по арендной плате за землю по договорам аренды № от ДД.ММ.ГГГГ задолженность отсутствует.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела, дав надлежащую оценку представленным письменным доказательства, руководствуясь нормами материального права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, пришел к выводу о наличий оснований для признания недействительным договора от ДД.ММ.ГГГГ № аренды земельного участка с кадастровым номером №, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, договора от ДД.ММ.ГГГГ уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка и применения последствий недействительности сделки.
С указанной позицией суда первой инстанции и ее обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов, поскольку они основаны на верном применении норм материального права.
Так, согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земель определяется в соответствии с зонированием территорий, а также исходя из принадлежности земель к той или иной категории.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земель указывается в градостроительном регламенте.
Согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Из содержания пунктов 1 и 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
При этом согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Как следует из содержания статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, наряду с иными обязанностями, должны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из системного толкования приведенных положений статей 42, 77 и 79 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что для сельскохозяйственных угодий установлен особый режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения на них строений, даже в целях их использования в сельскохозяйственной деятельности.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Как следует из материалов дела, на момент заключения договора аренды земельного участка ООО «Вента» не являлась участником государственной программы поддержки в сфере развития сельского хозяйства, соответствующая субсидия предоставлена хозяйствующему субъекту лишь 13 ноября 2017 года.
Кроме того, из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Земельным кодексом Российской Федерации установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством. Произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка при наличии заключенного договора аренды, изначально определившего вид разрешенного использования участка как основного условия договора, противоречит требованиям действующего законодательства.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом либо в соответствии с условиями договора, либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Вместе с тем названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
Однако в отличие от собственника, арендатор при использовании земельного участка ограничен не только актами, определяющими правовой режим этого участка, но и, являясь стороной договора аренды, должен выполнять его условия, в том числе в части целевого использования участка.
Кроме того, внесение изменений в условия договора аренды о виде разрешенного использования земельного участка не должно привести к нарушению публичных норм земельного законодательства о предоставлении участков, в частности, в целях строительства.
Согласно п. 2 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года), арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 13016/11 и 12919/11, изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Как следует из п. 3 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года), самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.
Согласно части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения аукционов, предусмотрены частью 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. К числу таких исключений предоставление в аренду земельного участка юридическому лицу в целях строительства не относится.
В соответствии со статьями 153, 154 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
В пункте 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
Приведенные нормативные положения законодательства судом апелляционной инстанции к спорным отношениям применены правильно.
Установив, что при заключении договора № аренды земельного участка с кадастровым номером № нарушен принцип публичности, так как органом местного самоуправления извещение о проведении аукциона на сайте администрации Джумайловского сельского поселения не публиковалось, заключение дополнительного соглашения о переуступке права аренды земельного участка с иным видом разрешенного использования, отличным от первичного вида «для сельскохозяйственного использования» без проведения торгов земельным законодательством не предусмотрено, что в свою очередь повлекло нарушение законодательства о защите конкуренции, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Доводы жалоб, что процедура предоставления земельного участка соблюдена согласно ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, и о том, что арендатор ФИО13 является добросовестным приобретателем спорного земельного участка, не могут повлечь отмену состоявшихся судебных актов, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются мотивированными, судом учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а в судебном постановлении отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, при рассмотрении доводов жалобы судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, аналогичны друг другу и повторяют позицию ответчиков в суде апелляционной инстанции, и являлись предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы кассационных жалоб не влекут отмену по существу правильного судебного постановления, поскольку выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия – соразмерными, допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Между тем, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационных жалоб заявителей.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда Краснодарского края от 27 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации МО Калининский район на основании доверенности ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-18929/2024
УИД 23RS0018-01-2023-000433-02
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
г. Краснодар 18 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Думушкиной В.М. и Щетининой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района Краснодарского края в интересах администрации муниципального образования Калининский район к администрации муниципального образования Джумайловское сельское поселение Калининского района, ФИО1, ООО «Вента» о признании сделки недействительной,
по кассационной жалобу представителя администрации МО Калининский район на основании доверенности ФИО8 на решение Калининского районного суда Краснодарского края от 27 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г., пояснения представителя администрации МО Калининский район на основании доверенности ФИО8, представителя администрации муниципального образования Джумайловское сельское поселение Калининского района ФИО7, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповаловой О.Ю., судебная коллегия
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Калининского районного суда Краснодарского края от 27 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации МО Калининский район на основании доверенности ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи