Судья Павленко Н.С.
Судья-докладчик Черемных Н.К. по делу № 33-7062/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 августа 2022 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Герман М.А.,
судей Губаревич И.И. и Черемных Н.К.,
при секретаре Богомоевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер изъят (УИД Номер изъят) по исковому заявлению Кулахзяна Г.Р. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения, возложении обязанности принять решение о выдаче свидетельства на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения, выдать свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения
по апелляционной жалобе истца Кулахсзяна Г.Р. на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 4 апреля 2022 года,
У С Т А Н О В И Л А:
Кулахсзян Г.Р. обратился в суд с иском к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, с учетом уточнений, просил признать незаконным решение Номер изъят от 16.11.2021 об отказе в назначении меры социальной поддержки «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области»; обязать ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» назначить меру социальной поддержки «Свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области»; обязать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения.
В обоснование исковых требований указано, что Кулахсзян Г.Р. является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес изъят> на основании решения Тайшетского городского суда Иркутской области от 16.07.2020 в порядке приобретательной давности. В результате наводнения жилое помещение, расположенное по указанному адресу, попало в зону затопления. Межведомственной комиссией на основании акта обследования жилого помещения от 17.05.2021 принято заключение № 61 от 17.05.2021 о выявлении оснований для признания данного жилого дома непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. После получения заключения истец обратился с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты. 16.11.2021 истец получил уведомление об отказе в назначении свидетельства на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения. Данный отказ является незаконным, поскольку Кулахсзян Г.Р. является собственником жилого помещения на основании решения Тайшетского городского суда Иркутской области от 16.07.2020 в порядке приобретательной давности, в связи с чем, имел на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые являлись основанием для государственной регистрации права на утраченное жилое помещение. Истец обратился в установленные законом сроки для получения мер социальной поддержки. Основанием для принятия решения об отказе в назначении истцу свидетельства на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения явилось мнение членов межведомственной комиссии о том, что аварийное состояние помещения, расположенного по <адрес изъят>, наступило вследствие сильного физического и морального износа, затопление паводковыми водами не могло негативно повлиять на общее техническое состояние несущих конструкций здания. Однако, ни в акте, ни в заключении № 61 от 17.05.2021, фотоматериале не содержатся указания на расчет физического износа конструкций жилого дома, принадлежащего истцу. Жилой дом до паводка не числился в реестре ветхого или аварийного жилья, являлся пригодным для проживания и не представлял угрозы для проживающих в нем людей. Собственник жилого помещения не обращался в администрацию Шелеховского МО с заявлением об осмотре жилого помещения на предмет его пригодности/непригодности к дальнейшей эксплуатации здания. Данное жилое помещение включено в границу зоны чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне 2019 года, что является презумпцией повреждения жилого дома в результате наводнения. В своих доводах межведомственная комиссия не ссылается ни на один нормативно-правовой акт, свидетельствующий о том, что на собственника жилого помещения возложено бремя доказывания и подтверждения факта проведения плановых, текущих и капитальных ремонтов в период эксплуатации дома.
Обжалуемым решением суда исковые требования Кулахсзяна Г.Р. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Кулахсзян Г.Р. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Указывает, что Кулахсзян Г.Р. является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес изъят> на основании решения Тайшетского городского суда Иркутской области от 16.07.2020 в порядке приобретательной давности. Выводы суда о том, что жилой дом признан непригодным в результате длительной эксплуатации и физического износа не соответствуют документам, имеющимся в материалах дела, в частности, инженерно-техническому заключению ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «САМПАД» от 14.09.2020, в соответствии с которым причиной образования дефектов и повреждений дома является деформация основания здания вследствие аварийного замачивания грунтов во время паводка, что повлекло снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности конструкций и здания в целом, находившегося в длительной эксплуатации. При выявленных повреждениях капитальный ремонт не предусмотрен, по результатам проведенного обследования объект признается аварийным, непригодным для проживания и рекомендуется к сносу. Согласно акту обслуживания № 61 от 17.05.2021, заключению межведомственной комиссии № 61 от 17.05.2021 жилое помещение непригодно для проживания. Из имеющихся в деле документов не следует, что жилое помещение до паводка было непригодным к эксплуатации, ветхим, аварийным и рекомендуется к сносу ввиду его длительного срока эксплуатации. Дом до паводка в реестре ветхого жилья не значился, аварийным (не пригодным) для проживания не признавался, был включен в границу зон чрезвычайной ситуации. Пунктом 16 Положения не предусмотрено обязательное указание на то, что жилое помещение пришло в непригодное состояние для проживания в результате паводка. О приведении жилого помещения истца в состояние, требующее капитального ремонта, под воздействием природных факторов, вызванных паводком, свидетельствуют ранее данные межведомственной комиссией заключения № 58 от 02.12.2020 и № 59 от 01.03.2021.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» Ротарь Е.П. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Черемных Н.К., выслушав объяснения представителя истца Кулахсзяна Г.Р. Шевчик А.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Борисовой М.В., считавшей решение законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13-00 час. 27.06.2019 введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее – Положение), установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильём:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения.
Согласно ст. 6 Порядка предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство социального развития).
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).
Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 558-пп утверждено описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области в границах населенных пунктов муниципальных образований Иркутской области. В соответствии с указанным Постановлением с. Шелехово, входящее в состав Тайшетского муниципального образования, включено в зону подтопления (затопления) чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кулахсзян Г.Р. является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес изъят>, на основании решения Тайшетского городского суда Иркутской области от 16.07.2020, право собственности зарегистрировано Дата изъята .
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 28.01.2021, вступившим в законную силу 01.03.2021, признано незаконным заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, № 58 от 02.12.2020, в части выявления оснований для признания жилого помещения соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 16.04.2021, вступившим в законную силу 25.05.2021, признано незаконным заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, № 59 от 01.03.2021, в части выявления оснований для признания жилого помещения соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания и подлежащим капитальному ремонту.
17.05.2021 межведомственной комиссией было произведено обследование жилого помещения по <адрес изъят>. Из акта обследования помещения № 61 от 17.05.2021 следует, что по результатам обследования помещения выявлены основания для признания помещения, расположенного по <адрес изъят>, непригодным для проживания на основании п. 10 раздела II в соответствии с п. 47 раздела IV Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
17.05.2021 межведомственная комиссия приняла заключение №61 о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его непригодности для проживания на основании п. 10 раздела II в соответствии с п. 47 раздела IV Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Распоряжением главы Шелеховского муниципального образования от 27.05.2021 № 7 дом признан непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу.
29.10.2021 Кулахсзян Г.Р. обратился в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты.
Решением № 1 от 16.11.2021 ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» отказано Кулахсзяну Г.Р. в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с отсутствием права на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением.
Уведомлением от 16.11.2021 ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» Кулахсзян Г.Р. проинформирован об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с отсутствием права на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением.
Разрешая спор по существу, с учётом установленных по делу обстоятельств, на основании собранных по делу доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что спорный жилой дом утрачен, признан непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, не представлено; жилой дом, принадлежащий Кулахсзяну Г.Р., признан непригодным для проживания в результате его ветхого состояния.
При этом суд указал, что все обследования объекта межведомственной комиссией и специалистами проводились по истечении значительного периода времени после паводка, доказательств, что жилой дом на момент чрезвычайной ситуации находился в надлежащем состоянии не представлено; из представленных отчетов и заключений специалистов не следует вывод о причинно-следственной связи между повреждением (гибелью) принадлежащего Кулахсзяну Г.Р. жилого помещения и затоплением (подтоплением), произошедшим в результате сильных дождей, прошедших в июне - июле 2019 года в Иркутской области; истцом акт обследования и заключение межведомственной комиссии от 17.05.2021, согласно которым жилой дом по <адрес изъят> признан непригодным для проживания в связи с ветхим состоянием не оспариваются.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы истца Кулахсзяна Г.Р. сводятся к обоснованию того, что принадлежащий истцу жилой дом признан непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации. Данные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения, как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 4 апреля 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья – председательствующий |
М.А. Герман |
Судьи |
|
И.И. Губаревич Н.К. Черемных |
|
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 августа 2022 года.