РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
Гор. Брянск 30 ноября 2017 года
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Курнаевой Г.В.
при секретаре Емельянцевой А.А.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Никишиной Р.Р•. Рє Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Брянской области РѕР± обжаловании решения государственного органа,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Никишина Р.Р•. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ указанными требованиями, ссылаясь РЅР° то, что 11.11.2014 РіРѕРґР° РѕРЅР° подала РІ Управление Росреестра РїРѕ Брянской области заявление Рѕ государственной регистрации права собственности РЅР° объект недвижимости - здание универсального назначения, расположенного <адрес> РЅР° основании решений Третейского СЃСѓРґР° «Брянский экономический арбитраж» РѕС‚ 04.12.2012 РіРѕРґР°, Р° также определения Советского районного СЃСѓРґР° Рі. Брянска РѕС‚ 25.09.2014 РіРѕРґР° Рё выданного РЅР° его основании исполнительного листа РѕР± обязании Р—РђРћ «Десна-Сервис» оформить переход права собственности. Однако, сообщением РѕС‚ 29.12.2014 РіРѕРґР° в„–01/091/2014-377 ей было отказано РІ государственной регистрации права, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации РЅР° основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона РѕС‚ 21.07.1997 РіРѕРґР° в„–122-ФЗ «О государственной регистрации прав РЅР° недвижимое имущество Рё сделок СЃ РЅРёРјВ». Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, заявитель просила СЃСѓРґ признать отказ Управления службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Брянской области РѕС‚ 29.12.2014 РіРѕРґР° незаконным Рё обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Брянской области зарегистрировать Р·Р° нею право собственности РЅР° объект недвижимого имущества - здание универсального назначения, общей площадью 35,0 РєРІ.Рј., расположенного <адрес>, РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё сроках, Рё выдать свидетельства Рѕ государственной регистрации права.
РћС‚ Никишиной Р.Р•. поступило письменное заявление РѕС‚ 22.05.2015 РіРѕРґР°, РѕР± уточнении заявленных требований, СЃ уточнением площади объекта недвижимого имущества, согласно которым заявитель просила СЃСѓРґ признать отказ Управления службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Брянской области РІ государственной регистрации права собственности РЅР° объект недвижимого имущества - здание универсального назначения общей площадью 35,0 РєРІ.Рј, расположенного <адрес>, Р·Р° заявителем незаконным Рё обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Брянской области зарегистрировать Р·Р° нею право собственности РЅР° объект недвижимого имущества - здание универсального назначения, общей площадью 32,7 РєРІ.Рј., расположенного <адрес>, РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё сроках, Рё выдать свидетельства Рѕ государственной регистрации права
Стороны, представитель административного истца, заинтересованные лица, представитель заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, от представителя административного ответчика и представителя заинтересованных лиц поступили письменных ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. То есть, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшего на момент подачи заявления о государственной регистрации, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В силу пункта 1 статьи 18 того же Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Никишина Р.Р•. 11.11.2014 РіРѕРґР° обратилась РІ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Брянской области СЃ заявлениями Рѕ государственной регистрации права собственности РЅР° объект недвижимого имущества.
Сообщением РѕС‚ 29.12.2014 РіРѕРґР° в„–01/091/2014-377 Никишиной Р.Р•. было отказано РІ государственной регистрации РЅР° основании абзаца 6 (правообладатель РЅРµ представил заявление Рё иные необходимые документы РЅР° государственную регистрацию ранее возникшего права РЅР° объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения РІ действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения РІ действие настоящего Федерального закона сделки СЃ объектом недвижимого имущества, РІ случаях, если обязанность РїРѕ предоставлению таких документов возложена РЅР° заявителя), абзаца 10 (РЅРµ представлены документы, необходимые РІ соответствии СЃ настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, РІ случаях, если обязанность РїРѕ представлению таких документов возложена РЅР° заявителя), пункта 1 статьи 20 Федерального закона РѕС‚ 21.07.1997 Рі. в„–122- ФЗ «О государственной регистрации прав РЅР° недвижимое имущество Рё следок СЃ РЅРёРјВ».
РР· сообщения следует, что РёР· представленных Никишиной Р.Р•. документов следует, что Р—РђРћ «Десна-Сервис» обязано оформить переход права собственности РЅР° объекты недвижимости - здания универсального назначения, расположенного <адрес>. РљСЂРѕРјРµ того, РЅРµ представлены документы, подтверждающие возникновение права собственности РЅР° объект недвижимости Сѓ Р—РђРћ «Десна-Сервис». РўРѕ есть РІ Управлении Росреестра РїРѕ Брянской области отсутствует заявление Рѕ государственной регистрации права собственности РЅР° заявленные Рє регистрации объекты недвижимости Р·Р° Р—РђРћ «Десна-Сервис», Р° также переход права Рє Никишиной Р.Р•.
Обращаясь СЃ данным административным РёСЃРєРѕРј, Никишина Р.Р•. ссылается РЅР° то обстоятельство, что РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи РѕС‚ <дата> Никишина Р.Р•. приобрела Сѓ Р—РђРћ «Десна-Сервис» здание универсального назначения, общей площадью 32,7 РєРІ.Рј., расположенное <адрес>.
<дата> между сторонами был подписан акт приема передачи. За имущество была уплачена сумма, определенная сторонами в договоре.
Отчуждаемое имущество принадлежало Р—РђРћ «Десна-Сервис». Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что продавец - Р—РђРћ «Десна-Сервис» уклонялся РѕС‚ оформления перехода права собственности РЅР° объект недвижимости, Никишина Р.Р•. обратилась СЃ исковым заявлением Рѕ признании Р·Р° нею права собственности РІ Третейский СЃСѓРґ.
Решением Третейского СЃСѓРґР° «Брянский экономический арбитраж» РѕС‚ 04.12.2012 РіРѕРґР° исковые требования Никишиной Р.Р•. были удовлетворены, РїСЂРё этом было установлено, что между Никишиной Р.Р•. Рё Р—РђРћ «Десна- Сервис» действительно был заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ купли-продажи недвижимого имущества, подписан акт приема-передачи имущества, Р·Р° имущество были уплачены денежные СЃСѓРјРјС‹, определенные сторонами РІ РґРѕРіРѕРІРѕСЂРµ. Данное недвижимое имущество было передано покупателю Никишиной Р.Р•., однако РѕС‚ оформления перехода права собственности РЅР° объект недвижимости продавец - Р—РђРћ «Десна-Сервис» уклоняется. РљСЂРѕРјРµ того, было установлено, что Р—РђРћ «Десна-Сервис» являлся собственником отчуждаемого имущества.
18.11.2014 года Третейским судом «Брянский экономический арбитраж» было вынесено определение об исправлении описки в решении Третейского суда «Брянский экономический арбитраж» от 04.12.2012 года, согласно которого решение суда читать «недвижимое имущество - здание универсального назначения общей площадью 32,7 кв. м.».
Определениями Советского районного СЃСѓРґР° Рі. Брянска РѕС‚ 25.09.2014 РіРѕРґР° СЃСѓРґ обязал выдать Никишиной Р.Р•. исполнительный лист РЅР° принудительное исполнение решения Третейского СЃСѓРґР° «Брянский экономический арбитраж» РѕС‚ 04.12.2012 РіРѕРґР° Рѕ признании Р·Р° ней права собственности РЅР° объекты недвижимого имущества, расположенного <адрес>
При рассмотрении указанного иска, проверяя законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.
Согласно определению Советского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂ. Брянска РѕС‚ 03.02.2017 РіРѕРґР°, вступившего РІ законную силу, решение Третейского СЃСѓРґР° «Брянский экономический арбитраж» РїРѕ делу в„–... РІ составе судей РЁ., Рќ., Р . РѕС‚ 04.12.2012 РіРѕРґР°, адрес: РіРѕСЂРѕРґ Брянск, улица Калинина, Рґ. 119, РїРѕ РёСЃРєСѓ Никишиной Р.Р•. Рє Р—РђРћ «Десна-Сервис» Рѕ признании права собственности, РЅР° которое Никишина Р.Р• ссылается РІ обоснование заявленных требований, отменено.
Указанное определение принято на основании того, что установлено, что спор между юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями о праве собственности на недвижимое имущество, расположенное на землях, находящихся в государственной собственности или собственности муниципального образования, носит публично-правовой характер и относится к исключительной компетенции арбитражного суда или суда общей юрисдикции. В связи с чем, у сторон не имелось права передавать спор о праве собственности на недвижимое имущество, расположенное на землях, находящихся в собственности муниципального образования на разрешение третейского суда, поскольку этот спор не относится к его компетенции и не может являться предметом рассмотрения в третейском суде. Таким образом, отмененное решение противоречило публичному порядку Российской Федерации.
РџСЂРё таких обстоятельствах, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что судебный акт, признавший Р·Р° Никишиной Р.Р•. право собственности РЅР° объект недвижимого имущества оспорен Рё отменен.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 13 Закона о регистрации государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, него ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможны при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.
В соответствии с абзацем 9 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации может быть отказано, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Рљ таким документам РїРѕ настоящему делу административный ответчик применительно Рє названным законоположениям обоснованно отнес отсутствие заявления Рѕ государственной регистрации права собственности РЅР° заявленный Рє регистрации объект Р·Р° Р—РђРћ Десна-Сервис», перехода права Рє Никишиной Р.Р•. Указанные документы представлены РЅРµ были.
На момент рассмотрения указанного иска указанные документы также представлены не были.
Административным истцом не доказано, что со стороны административного ответчика имело место нарушение ее прав и законных интересов.
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в установленный срок.
Нарушения регистрирующим органом требований действующего законодательства о государственной регистрации сделок с объектами недвижимого имущества, нарушение прав и законных интересов административного истца, судом не установлено.
Срок обращения за судебной защитой не пропущен.
На основании изложенного суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Р’ удовлетворении административного РёСЃРєР° Никишиной Р.Р•. Рє Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Брянской области РѕР± обжаловании решения государственного органа, отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.В.Курнаева
Решение принято в окончательной форме 04.12.2017 года