86RS0001-01-2019-005796-53
12-1022/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 декабря 2019 года г. Ханты-Мансийск
Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Савченко М.П.,
с участием:
представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – Замятин ФИО5, действующей на основании доверенности от 26 декабря 2018 года № №,
представителя Природнадзора Югры – Артемьева ФИО9, действующего на основании доверенности от 17 января 2019 года № №,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Газпромнефть-Хантос» Шелест ФИО6 на постановление заместителя начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора ХМАО-Югры Артемьева ФИО10 №№ от 16 августа 2019 года, которым юридическое лицо - ООО «Газпромнефть-Хантос» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора ХМАО-Югры Артемьева ФИО11 №№ от 16 августа 2019 года юридическое лицо - ООО «Газпромнефть-Хантос» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Считая вынесенное постановлением незаконным, представитель ООО «Газпромнефть-Хантос» Шелест ФИО7 обратилась в суд с жалобой об его отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, мотивировав доводы жалобы тем, что Обществом требования Правил пожарной безопасности в лесах не нарушены; в материалах дела не представлено доказательств того, что лесные участки, на которых выявлены обстоятельства, послужившие основанием для составления протоколов об административных правонарушениях, относятся к лесным участкам, указанным в пунктах 15 (4) и 15 (5) Правил пожарной безопасности в лесах.
В судебном заседании представитель ООО «Газпромнефть-Хантос» Замятин ФИО8 обоснования и требования жалобы поддержал в полном объёме, указав, что вина Общества не доказана; Обществом требования Правил пожарной безопасности в лесах не нарушены; материалами дела не доказано, что лесные участки относятся к лесным участкам, указанным в пунктах 15 (4) и 15 (5) Правил пожарной безопасности в лесах, и исходя из правил установка на указанных участках аншлагов на противопожарную тематику и бережного отношения к природе не предусмотрена, так как указанные участки не относятся к землям заповедников и не примыкают к таким землям, то их установка не обязательна в связи с чем, просила постановление отменить и прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель административного органа Артемьев ФИО12 с жалобой не согласился, указав на доказанность вины Общества и наличие состава правонарушения, обоснованное привлечение ООО «Газпромнефть-Хантос» к ответственности. Указал, что рассматриваемые по настоящему делу земельные участки действительно не относятся к землям заповедников и не примыкают к ним, но исходя из проекта освоения лесов предусмотрена установка аншлага на противопожарную тематику и бережного отношения к природе, но по факту на участках рассматриваемом по настоящему делу данные аншлаги установлен не были, просил обжалуемое постановление оставить без изменения.
Суд, заслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, должностное лицо административного органа, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дел, установил следующее.
Постановлением заместителя начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора ХМАО-Югры Артемьева ФИО13 №№ от 16 августа 2019 года юридическое лицо - ООО «Газпромнефть-Хантос» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ за нарушением норм природоохранного законодательства, а именно, как было установлено в ходе проведения с 26 июня 2019 года по 02 июля 2019 года плановой выездной проверки, ООО «Газпромнефть-Хантос» допустило нарушение требований, предусмотренных пунктом 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июля 2007 года №417, выразившиеся в отсутствии на арендованных лесных участках южной части Приобского месторождения аншлагов, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
На лесном участке Самаровского лесничества Ханты-Мансийского участкового лесничества Самаровского урочища в квартале 77 выделе 25, арендованного ООО «Газпромнефть-Хантос» у Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры по договору аренды лесного участка от 01 августа 2017 года №0065/17-10-ДА для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, заготовки древесины, на момент проверки 27 июня 2019 года противопожарный аншлаг, предусмотренный проектом освоения лесов, отсутствовал.
На лесном участке Самаровского лесничества Правдинского участкового лесничества Правдинского урочища в квартале 5 выделе 40, арендованного ООО «Газпромнефть-Хантос» у Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры по договору аренды лесного участка от 22 февраля 2019 года №№ для выполнения работ по заготовке древесины, на момент проверки 02 июля 2019 года противопожарный аншлаг, предусмотренный проектом освоения лесов, отсутствовал.
На лесном участке Самаровского лесничества Правдинского участкового лесничества Пойменного урочища в квартале 57 выделе 108, арендованного ООО «Газпромнефть-Хантос» у Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры по договору аренды лесного участка от 10 августа 2018 года №№ для выполнения работ по заготовке древесины, на момент проверки 27 июня 2019 года противопожарный аншлаг, предусмотренный проектом освоения лесов, отсутствовал.
На лесном участке Самаровского лесничества Правдинского участкового лесничества Правдинского урочища в квартале 11 выделе 71, арендованного ООО «Газпромнефть-Хантос» у Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры по договору аренды лесного участка от 05 февраля 2019 года №№ для выполнения строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, на момент проверки 26 июня 2019 года противопожарный аншлаг, предусмотренный проектом освоения лесов, отсутствовал.
На лесном участке Самаровского лесничества Ханты-Мансийского участкового лесничества Самаровского урочища в квартале 84 выделе 15, арендованного ООО «Газпромнефть-Хантос» у Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры по договору аренды лесного участка от 09 августа 2018 года №№ для выполнения работ по заготовке древесины, на момент проверки 27 июня 2019 года противопожарный аншлаг, предусмотренный проектом освоения лесов, отсутствовал.
Суд находит обжалуемое постановление, незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административная ответственность по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ предусмотрена за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьей 50.7 Лесного кодекса РФ установлены общие положения об охране, о защите, воспроизводстве лесов, согласно которым:
1. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
2. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
3. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч.4 ст.51 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года №417 (далее - Правила), устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно подп. «а» пункта 3 Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Согласно пункта 5 Правил мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Такая же дифференциация установлена частью 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.7 ст.53.1 Лесного кодекса РФ виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Подпунктом «в» пункта 13 Правил, установлено, что юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 марта 2014 года №161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов», аншлаг не относится к средствам предупреждения и тушения лесных пожаров.
При этом, из анализа постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 года №281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» и приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27 апреля 2012 года №174 «Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов» следует, что установка и размещение стендов (аншлагов) и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах относится к мерам противопожарного обустройства лесов.
Согласно пункта 15(4) Правил в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы, запрещаются меры по предупреждению лесных пожаров.
Согласно пункта 15(5) Правил на лесных участках, имеющих общую границу с лесными участками, указанными в пункте 15(4) настоящих Правил, осуществляются меры противопожарного обустройства, предусмотренные статьей 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, препятствующие распространению лесных пожаров.
Из анализа пунктов 15 (4) и 15 (5) Правил следует, что обязательное осуществление мер противопожарного обустройства, производят на лесных участках, имеющих общую границу с лесами, расположенными на территориях государственных природных заповедников на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы, и как следствие, запрещаются меры по предупреждению лесных пожаров.
Вместе с тем, доказательств того, что лесные участки, на которых выявлены обстоятельства, послужившие основаниями для составления протоколов об административных правонарушениях, относятся к лесным участкам, указанным в пунктах 15 (4) и 15 (5) Правил, в материалах дела не представлены.
В судебном заседании и исходя из материалов дела, помимо выше указанного установлено, что лесные участки, рассматриваемые по настоящему делу не расположены на территориях государственных природных заповедниках и лесных участках, имеющих общую границу с такими участками, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы, где запрещаются меры по предупреждению лесных пожаров.
Таким образом, требования установленные подпунктом «в» пункта 13 Правил, не относятся к мерам противопожарного обустройства лесов, и не распространяются на размещение аншлагов (стендов) на противопожарную тематику.
В связи с чем, событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, отсутствует.
На основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление от 16 августа 2019 года в отношении ООО «Газпромнефть-Хантос» по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ подлежит отмене, с прекращением производства по делу, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора ХМАО-Югры Артемьева ФИО14 №№ от 16 августа 2019 года, которым юридическое лицо - ООО «Газпромнефть-Хантос» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, - отменить, производство по делу прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения, жалобу представителя ООО «Газпромнефть-Хантос» - удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда подпись М.П. Савченко
Копия верна
Судья Ханты-Мансийского
районного суда М.П. Савченко