ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-22062/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 22 октября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Попова А.А.,
судей Татаринцевой Е.В.,
Шабаловой О.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№ 38RS0036-01-2023-008027-44 по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Иркутская электросетевая компания»о понуждении устранить нарушения законодательства об электроэнергетике
по кассационной жалобе акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 27 февраля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 июня 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шабаловой О.Ф., представителя акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» - Гуржий К.О., поддержавшую доводы жалобы, прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О., возразившего против доводов жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к акционерному обществу «Иркутская электросетевая компания» (далее – АО «Иркутская электросетевая компания» о понуждении устранить нарушения законодательства об электроэнергетике.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Казачинско-Ленского района совместно с Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) проведена проверка деятельности филиала АО «Иркутская электросетевая компания» «Северные электрические сети» (далее - Филиал).
В соответствии с п. 2.2 Устава АО «Иркутская электросетевая компания» (далее - предприятие) предприятие осуществляет следующие виды деятельности: передача и распределение электроэнергии, деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей.
В соответствии с приложением № 1 к Уставу одним из филиалов Предприятия является филиал «Северные электрические сети».
Фактически филиал занимается обслуживанием следующей электрической сети, которая включает в себя в том числе: высоковольтная линия 35 кВ ПС Киренга-ПС Небель, протяженностью 36,2 км.; высоковольтная линия 35 кВ по адресу: <адрес>, отходящая от ПС Киренга Магистральный до ТП-19, расположенной на территории <адрес>, протяженностью 20,4 км., принадлежащие на праве собственности ОАО «Иркутская электросетевая компания», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 20 сентября 2009 г.
При этом электроснабжение <адрес> осуществляется от линии - высоковольтная линия 35 кВ ПС Киренга-ПС Небель, протяженностью 36,2 км., электроснабжение населения, проживающего в <адрес>, осуществляется от линии высоковольтная линия 35 кВ по адресу: <адрес>, отходящая от ПС Киренга Магистральный до ТП-19, расположенной на территории <адрес>, протяженностью 20,4 км.
По результатам проведенной проверки установлены нарушения законодательства в сфере электроэнергетики.
Согласно сведениям Единой дежурно-диспетчерской службы администрации Казачинско-Ленского района в 2023 г. в <адрес> происходили отключения электрической энергии в следующие периоды:
1) В мае 2023 г. - в период с 11:30 часов 19 мая 2023 г. по 14:18 часов 20 мая 2023 г.;
2) В июне 2023 г. - с 16:40 часов 9 июня 2023 г. по 22:27 часа 11 июня 2023 г.; с 09:25 часов 23 июня 2023 г. по 21:53 час 25 июня 2023 г.; с 01:59 часа 28 июня 2023 г. по 14:31 час 30 июня 2023 г.
3) В июле 2023 г. - с 14:47 минут 6 июля 2023 г. по 00:05 часов 7 июля 2023 г., с 08:10 часов 12 июля 2023 г. по 18:42 часов 12 июля 2023 г., с 17:35 часов 27 июля 2023 г. по 22:19 часа 27 июля 2023 г., с 00:01 часов 29 июля 2023 г. по 17:29 часов 29 июля 2023 г.
4) В августе 2023 г. - с 17:10 часов 18 августа 2023 г. по 10:57 часов 20 августа 2023 г., с 23:15 часов 20 августа 2023 г. по 21:34 час 21 августа 2023 г., с 02:30 часов 22 августа 2023 г. по 12:43 часов 22 августа 2023 г., с 19:17 часов 23 августа 2023 г. по 21:00 час 24 августа 2023 г., с 10:40 часов 29 августа 2023 г. по 08:35 часов 30 августа 2023 г.
Таким образом, суммарно с мая по август 2023 г. продолжительность отключений электрической энергии жителям <адрес> составила порядка 384 часов, что превышает, установленный законодателем 72-х часовой минимум отключений в год, без согласования со службой Ростехнадзора и является нарушением пункта 31(6) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861.
Ненадлежащее содержание и эксплуатация филиалом АО «Иркутская электросетевая компания» «Северные электрические сети» объектов электросетевого хозяйства влечет за собой появление технологических нарушений, опасность возникновения чрезвычайной ситуации, нарушение нормальной работы объектов ЖКХ, обеспечение населения <адрес> электроэнергией, и может служить причиной возникновения пожаров в пожароопасный период.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 27 февраля 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 июня 2024 г., исковые требования удовлетворены, суд обязал АО «Иркутская электросетевая компания» в срок по 28 февраля 2025 г. включительно:
привести просеки высоковольтной линии 35 кВ ПС Киренга-ПС Небель, протяженностью 36,2 км., в соответствие с требованиями правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», путем проведения вырубки и опиловки деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубки деревьев, угрожающих падением в пролетах опор №, в охранной зоне шириной не менее 14 метров по обе стороны линий электропередач от крайних проводов при неотклоненном их положении;
привести в соответствие с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждённых приказом Минэнерго России от 4 октября 2022 г. № 1070, опоры №, их элементы - траверсы опор № ветровые (раскос) опор № путем проведения ремонта таких опор, замены загнивающих элементов опор.
привести в соответствие с п. 4.5.1.4 типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередач напряжением 35-800 кВ РД 34.20.504-94, утвержденной Департаментом электрических сетей РАО «ЕЭС России» 19 сентября 1994 г. следующие опоры высоковольтной линии 35 кВ ПС Киренга- ПС Небель, протяженностью 36,2 км.: №
привести в соответствие с п.4.5.1.4 типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередач напряжением 35-800 кВ РД 34.20.504-94 утвержденной Департаментом электрических сетей РАО «ЕЭС России» 19 сентября 1994 г. следующие опоры высоковольтной линии 35 кВ по адресу: <адрес>, отходящая от ПС Киренга Магистральный до ТП-19: №
установить (нанести) на опорах высоковольтной линии 35 кВ по адресу: <адрес>, отходящая от ПС Киренга Магистральный до ТП-19, высоковольтной линии 35 кВ ПС Киренга-ПС Небель, протяженностью 36,2 км., постоянные знаки (номер ВЛ или ее условное обозначение, информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ, предупреждающие плакаты).
С АО «Иркутская электросетевая компания» в доход местного бюджета муниципального образования г. Иркутск взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Не согласившись с указанными судебными актами АО «Иркутская электросетевая компания» обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы приводит следующие доводы: выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, требования, заявленные истцом, являются неисполнимыми; судами нарушены нормы материального и процессуального права; прокурором не подтвержден факт обращения с иском в интересах неопределенного круга лиц.
Представителем Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Муравьевой Н.В., прокуратурой Иркутской области представлены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых просят принятые по делу судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Кассационным судом в порядке главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверена законность судебных актов.
Судами установлено и из материалов дела следует, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права на недвижимое имущество № от 20 сентября 2009 г., № от 20 сентября 2009 г. высоковольтная линия 35 кВ, протяженностью 20,432 км, инв. №, <адрес>, по адресу: <адрес> расположенной на территории <адрес> и высоковольтная линия 35 кВ ПС Киренга-ПС Небель, протяженностью 36 200 м., инв. №, <адрес>. по адресу: <адрес> являются собственностью ОАО «ИЭСК» с 20 сентября 2009 г, осуществляющего передачу электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.
В п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (абз. 2 п. 2 ст. 21 указанного Федерального закона).
Согласно п. 3 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937 утверждены правила технологического функционирования электроэнергетических систем (далее- Правила № 937).
П. 1 ст. 1 Правил №937 устанавливают: порядок технологического функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;
порядок и условия обеспечения параллельной работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии в составе электроэнергетической системы (далее - энергосистема), общие требования к планированию развития энергосистемы, планированию и управлению режимами работы энергосистем, организации и осуществлению оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее - оперативно-диспетчерское управление) и оперативнотехнологического управления;
общие условия взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии в целях обеспечения надежности и устойчивости энергосистемы, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией;
общие системные требования к релейной защите и автоматике, линиям электропередачи, оборудованию электрических станций и сетей, электроустановкам потребителей электрической энергии как элементам энергосистемы, организации и осуществлению их эксплуатации, выполнение которых необходимо для обеспечения технологической совместимости указанных элементов энергосистемы, обеспечения надежности и устойчивости энергосистемы, обеспечения возможности надежной и безопасной работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок в ее составе.
Согласно п. 138 Правил №937 владельцы объектов электроэнергетики в том числе обязаны организовать и осуществлять:
эксплуатацию принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании линий электропередачи, оборудования, комплексов релейной защиты и автоматики и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, обеспечивающую их надежную работу в течение всего жизненного цикла, в том числе в гололедный и грозовой периоды, период экстремально высоких температур и при прохождении паводка, в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
проведение ремонта и технического обслуживания, обеспечивающих поддержание линий электропередачи, оборудования, комплексов релейной защиты и автоматики и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления, зданий и сооружений объектов электроэнергетики в исправном и работоспособном состоянии, в соответствии с правилами организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики и правилами технического обслуживания устройств и комплексов релейной защиты и автоматики, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэнерго России от 25 октября 2017 г. № 1013 утверждены Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики (дале- Правила № 1013).
Правила №1013 устанавливают требования к организации технического обслуживания, планирования, подготовки, производства ремонта и приемки из ремонта (далее - ТОиР) объектов электроэнергетики (за исключением атомных электростанций), входящих в электроэнергетические системы, а также требования по контролю за организацией ремонтной деятельности указанных объектов субъектами электроэнергетики.
Приказом Минэнерго России от 4 октября 2022 г. № 1070 утверждены Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (далее – Правила №1070).
Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации устанавливают требования к эксплуатации объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства, функционирующих в составе Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, в части обеспечения надежности функционирования указанных электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и возможности их использования по функциональному назначению в составе указанных электроэнергетических систем.
Требования Правил распространяются на собственников и иных законных владельцев объектов по производству электрической энергии, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и (или) объектов электросетевого хозяйства (далее - владелец объекта электроэнергетики) и принадлежащие им объекты по производству электрической энергии и объекты электросетевого хозяйства (далее - объекты электроэнергетики), за исключением принадлежащих потребителям электрической энергии объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 0,4 кВ и ниже, присоединенных к электрическим сетям на уровне напряжения 0,4 кВ; системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах (далее - субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике) - в части учета требований Правил при планировании и изменении технологического режима работы и эксплуатационного состояния объектов электроэнергетики в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 854 <10> (далее - Правила ОДУ), а также в части требований к взаимодействию субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике с владельцами объектов электроэнергетики при эксплуатации автоматических систем диспетчерского управления и каналов связи, технологически связанных с автоматизированными системами управления (далее - АСУ) и каналами связи, эксплуатируемыми такими владельцами.
В соответствии с п. 538 Правил № 1070 при эксплуатации ВЛ должны проводиться их техническое обслуживание и ремонт.
При техническом обслуживании ВЛ должен проводиться комплекс работ, включающий в себя работы по выявлению дефектов и отклонений от нормативов путем осмотров, профилактических проверок, измерений, работы по предохранению ВЛ и ее элементов от преждевременного износа и повреждений.
При ремонте ВЛ должны выполняться работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путем ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики ВЛ.
При планово-предупредительном ремонте ВЛ капитальный ремонт ВЛ на металлических и (или) железобетонных опорах должен проводиться не реже 1 раза в 12 лет, на ВЛ с деревянными опорами не реже 1 раза в 6 лет.
При ремонте ВЛ по техническому состоянию сроки проведения работ должны определяться владельцем объекта электроэнергетики.
Для ВЛ, отдельные участки которых находятся в собственности двух и более организаций, должны быть оформлены границы эксплуатационной ответственности.
Плановый ремонт ВЛ с совместной подвеской проводов должен проводиться в сроки, согласованные с собственниками или иными законными владельцами ВЛ или участков ВЛ (далее - владельцы ВЛ). В аварийных случаях ремонтные работы на таких ВЛ должны проводиться с предварительным (до начала работ) уведомлением другого владельца ВЛ.
Приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 г. №187 утверждены главы правил устройства электроустановок (далее - Правила устройства электроустановок), которые распространяются на воздушные линии электропередачи переменного тока напряжением до 1 кВ, выполняемые с применением изолированных или неизолированных проводов.
Согласно абз. 6 п. 2.5.136 Правил устройства электроустановок, анкерные опоры следует применять в местах, определяемых условиями работ на ВЛ при ее сооружении и эксплуатации, а также условиями работы конструкции опоры.
На ВЛ, проходящих по горной или сильно пересеченной местности в районах по гололеду III и более, рекомендуется устанавливать опоры анкерного типа на перевалах и в других точках, резко возвышающихся над окружающей местностью.
В соответствии с п. 2.5.207 Правил устройства электроустановок для прохождения ВЛ по насаждениям должны быть прорублены просеки.
Подп. 5 установлено, что отдельные деревья или группы деревьев, растущие вне просеки и угрожающие падением на провода или опоры ВЛ, должны вырубаться.
По результатам исследования материалов дела судами установлено, что в период с июля 2022 г. по 30 августа 2023 г. имели место аварийные отключения электроэнергии на территории <адрес>.
На основании обращения жильцов Казачинско-Ленского муниципального района решением прокурора Казачинско-Ленского района №32 от 15 августа 2023 г. постановлено провести проверку в отношении филиала «Северные электрические сети» АО «Иркутская электросетевая компания», цель проверки: оценка исполнения АО «Иркутская электросетевая компания» требований федерального законодательства при эксплуатации высоковольтной воздушных линий ВЛ-35 кВ Киренга-Небель и ВЛ-35 кВ Киренга- Окунайский, в том числе при проведении прочистки просек под воздушными линиями.
Согласно справке Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в ходе проведенной проверки деятельности субъекта электроэнергетики филиала АО «Иркутская электросетевая компания» «Северные электрические сети» установлены следующие нарушения:
в отношении ВЛ-35 кВ Киренга-Небель:
визуально наблюдается недопустимое загнивание деревянных стоек опор (ее элементов) № в нарушение п.п. 29, 538 Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 4 октября 2022 г. № 1070 (далее - ПТЭЭСиС); пп. 3.7 типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35 - 800 кВ РД 34.20.504-94 (утверждена Департаментом электрических сетей РАО «ЕЭС России» 19 сентября 1994 г.) (далее - РД 34.20.504-94); п. 407 Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденными приказом Минэнерго России от 25 октября 2017 г. № 1013 (далее - Правила ТОиР) ;
визуально наблюдается недопустимое загнивание деревянных элементов опор: траверсы: опор № ветровые связи (раскос): опор № в нарушение п.п. 29, 538 Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 4 октября 2022 г. № 1070 (далее - ПТЭЭСиС); п. 3.7 РД 34.20.504-94; п. 407 Правил ТОиР;
отклонение опор ВЛ № от вертикальной оси на величину, превышающую допустимые нормы в нарушение п.п. 29. 538 ПТЭЭСиС, п. 3.7, пп. 4.5.1.4 РД 34.20.504-94; п. 407 Правил ТОиР;
не обеспечивается вырубка или обрезка крон деревьев (лесных насаждений), высота которых превышает 4 метра, произрастающих в охранной зоне в пролетах опор № в нарушение п. 543 ПТЭЭСиС, п. 23 оостановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»;
на опорах ВЛ не установлены (не нанесены) постоянные знаки (номер ВЛ или ее условное обозначение, информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ, предупреждающие плакаты) в нарушение п.п. 10,548 ПТЭЭСиС; п. 2.5.23 Правил устройства электроустановок. 7-е издание. Глава 2.5. Воздушные линии электропередачи напряжением выше 1 кВ, утверждена Приказом Минэнерго РФ от 20 мая 2003 г. № 187; № 5, 6 знака, приложения № 9 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утверждённой приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. №261;
в отношении ВЛ-35 кВ Киренга-Окунайский:
отклонение опор ВЛ № от вертикальной оси на величину, превышающую допустимые нормы в нарушение п.п. 29, 538 ПТЭЭСиС, п. 3.7, пп. 4.5.1.4 РД 34.20.504-94, п. 407 Правил ТОиР;
на опорах ВЛ не установлены (не нанесены) постоянные знаки (номер ВЛ или ее условное обозначение, информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ, предупреждающие плакаты) в нарушение п.п 10, 548 ПТЭЭСиС; п. 2.5.23 Правил устройства электроустановок, 7-е издание. Глава 2.5. Воздушные линии электропередачи напряжением выше 1 кВ, утверждена Приказом Минэнерго РФ от 20 мая 2003 г. № 187; № 5, 6 знака, приложения № 9 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утверждённой приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 261.
В соответствии с письмом ОАО «ИЭСК в адрес прокурора Казачинско- Ленского района №№ от 21 августа 2023 г. поскольку ВЛ 35 кВ Киренга-Небель имеет большую степень износа, в 2020 г. в инвестиционную программу АО «ИЭСК» (ИПР-2021-2024) были включены мероприятия по модернизации ВЛ 35кВ Киренга-Недель со сроком реализации в 2024 г., однако в последующем были перенесены на более поздний срок.
При принятии судебных актов суды нижестоящих инстанций руководствовались положениями Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального Закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правил № 160, № 937, № 1013, № 1070, Правил устройства электроустановок, исходи из установленных фактических обстоятельств дела, оценили доказательства по делу по правилам главы 6 ГПК РФ, исходили из необходимости обеспечения надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, недопущения нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Установленные фактические обстоятельства на основе должной оценке доказательств по делу (в том числе документов, свидетельствующих о ненадлежащем текущем состоянии сетей электроснабжения, обеспечивающих электроснабжение <адрес> с привлечением специалиста Енисейского управления Ростехнадзора, по результатам проверки поступившей в августе 2023 г. информации от граждан и органов местного самоуправления <адрес> о многочисленных фактах отключения электроэнергии в <адрес>, в ходе которого выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, составлен перечень нарушений по состоянию на 4 сентября 2023 г., дефектные ведомости), позволили судам: констатировать наличие у прокурора полномочий на обращение с подобными требованиями, а также то, что на ответчике, как на собственнике, лежит установленная законодательством в сфере электроэнергетике обязанность по содержанию в надлежащем состоянии электросетевого хозяйства, прийти к выводам о доказанности выявленных в результате проверки по информации граждан и органов местного самоуправления недостатков в содержании ответчиком электросетевого хозяйства, многочисленных отключений электроэнергии, что свидетельствует нарушениях требований вышеуказанных норм права, и, как следствие, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лица, в защиту которых прокурором заявлены настоящие требования.
В связи с чем суды пришли к выводу о частичном удовлетворении исковых требований с возложением на ответчика в определенный срок провести соответствующие мероприятия и работы по приведению в соответствии с требованиями Правил и инструкций электросетевое хозяйство в надлежащее состояние во избежание дальнейшего нарушения требований соответствующего законодательства Российской Федерации, а также прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При этом суды исходили из того, что эксплуатация высоковольтной линии 35 кВ ПС Киренга-ПС Небель и воздушной линии электропередач протяженностью 36.2 км без проведения планово-предупредительных ремонтов не обеспечивает в полной мере исполнение действующего законодательства в области электроэнергетики, а также может повлечь неблагоприятные последствия, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в то время как обеспечение безопасности неопределенного круга лиц в рассматриваемом случае является приоритетным; ответчик, как организация, осуществляющая деятельность по поставке выработанной электроэнергии потребителям, эксплуатирующая принадлежащее ему имущество в виде электросетевых комплексов ВЛ-35 кВ Киренга - Небель и ВЛ-35 кВ Киренга - Окунайский, являющийся монополистом и сильной стороной в спорной сфере, обязан содержать обозначенное имущество в соответствии с требованиями нормативных актов в соответствующем работоспособном состоянии во избежание возникновения аварийных ситуаций, которые могут возникнуть, в том числе и в труднодоступных участках, при неблагоприятных погодных условиях, при которых бесперебойная подача электрической энергии может быть прекращена на длительный срок.
Судами учтено непредставление ответчиком, в том числе надлежащих доказательств нахождения линий электропередач в надлежащем состоянии и отсутствии недостатков, указанных в справке от 4 сентября 2023 г., а также опровергающих доводы заявленных прокурором требований (статьи 12, 35, 56 ГПК РФ).
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой нижестоящих судов, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешает дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Оснований для иных выводов у кассационной инстанции не имеется, поскольку выводы судов согласуются с материалами дела, описание и анализ доказательств являются достаточно подробными для окончательного вывода о частичном удовлетворении иска, а правовая аргументация соответствует применимым к спорным отношениям нормам права.
Аргументы кассатора о подаче иска прокурором в нарушение процессуальных норм ранее рассмотрены судами, получили правовую оценку и обоснованно отклонены со ссылкой на статью 45 ГПК РФ, документальную подтвержденность установленного факта нарушения ответчиком закона, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе как жители поселка, так и граждане, временно пребывающие в поселок.
Вопреки суждениям кассатора, возлагая на ответчика обязанность по исполнению решения суда по 28 февраля 2025 г. включительно, суды учитывали положения постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», время проведения ремонтных работ, климатические условия Иркутской области, а также необходимость надлежащего исполнения требований нормативных актов во избежание нарушений публичных гарантий надежного и бесперебойного энергоснабжения, гарантированного государством, в связи с чем верно констатировали то, что установление ответчику срока в размере одного года является разумным и справедливым, учитывая отсутствие относимых и допустимых доказательств иного.
Вопреки утверждениям кассатора, судами исследованы все юридически значимые обстоятельства по делу, правила оценки доказательств (статьи 56, 59, 60, 67 ГПК РФ) ими соблюдены.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, также являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела, обоснованно отклонены с указанием соответствующих мотивов, с чем суд кассационной инстанции соглашается; приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении ими норм права, сводятся к установлению иных обстоятельств по спору, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Вопросы доказывания и оценки доказательств, на которых основаны доводы жалобы, не составляют оснований для кассационного пересмотра судебных постановлений (статьи 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ).
Нарушений норм материального либо процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены судебных актов, постановленных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, не имеется.
Кассационная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 27 февраля 2024 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 июня 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 30 октября 2024 г.