Решение по делу № 2-32/2024 (2-804/2023;) от 18.04.2023

УИД №74RS0049-01-2023-001093-51

Дело № 2-32/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 апреля 2024 года г. Троицк

Троицкий городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Лавровой Н.А.,            

при секретаре Ахмадуллиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора города Троицка Челябинской области к Шумаковой Татьяне Николаевне, Артеменко Денису Александровичу, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Областная больница г.Троицк» о признании сделок недействительными и применении последствий недействительности сделок, признании отсутствующим права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Троицка Челябинской области обратился в суд с иском (уточненном в порядке ст. 39 ГПК РФ) в защиту интересов неопределённого круга лиц к ГБУЗ «Областная больница г. Троицк», Шумаковой Татьяне Николаевне о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи жилого помещения, применении последствий недействительности сделки и просил суд признать недействительным (ничтожным) контракт от 04.10.2022 о передаче в собственность Челябинской области объекта недвижимого имущества – отдельной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки обязать ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» вернуть Шумаковой Т.Н. жилое помещение – квартиру, площадью 52,1 кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес> взыскать с Шумаковой Т.Н. уплаченные по договору 2 506 666,66 рублей в пользу ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» на расчетный счет , казначейский счет , Отделение Челябинск Банка России // УФК по Челябинской области г. Челябинск л/с Погасить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.11.2022 о регистрации права собственности Челябинской области на жилое помещение с кадастровым номером на основании договора купли-продажи от 04.10.2022.

В обосновании заявленных исковых требований указал, что между ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» и Шумаковой Т.Н. заключен контракт от 04.10.2022 , в соответствии с которым поставщик обязуется передать в собственность Челябинской области объект недвижимого имущества – отдельная квартира, указанный в спецификации (приложение №1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, расположенный по адресу: <адрес>, а заказчик обязуется принять этот объект и осуществить оплату объекта, в соответствии с условиями контракта ( п. 1.2).

Контракт от 04.10.2022 является ничтожной сделкой в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как заключенный в нарушение действующего законодательства и посягающий на публичные интересы.

Постановлением Правительства Челябинской области от 08.06.2022 ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» предоставлены бюджетные ассигнования для приобретения недвижимого имущества в государственную собственность Челябинской области. Согласно постановления ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» выступает в качестве приобретателя недвижимого имущества.

В соответствии с документацией об аукционе объектом закупки является жилое помещение в многоквартирном жилом доме, расположенном в <адрес> Характеристики квартиры определены в приложении к аукционной документации: год постройки дома не ранее 1978 года; количество жилых комнат не менее 2; общая площадь квартиры не менее 50 кв.м., площадь кухни не менее 6 кв.м. и иные.

В Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 13.09.2022 размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Челябинской области.

Извещение состоит из приложения №1 «Техническое задание», приложения №2 «Расчет НМЦК», приложения №3 «Проект контракта на приобретение объекта недвижимого имущества с приложением «Спецификация», «Техническое задание», «Акт приема-передачи».

Расчет начальной (максимальной) цены контракта производился методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). В обоснование начальной (максимальной) цены контракта приведена ценовая информация о стоимости жилых помещений (квартир) исходя из трех рекламных объявлений, размещенных на сайте www.avito.ru.

Для расчета начальной (максимальной) цены контракта взяты следующие коммерческие предложения, размещенные на сайте «Авито»:

- 2-комнатная квартира, общей площадью 65,5 кв.м., площадь кухни 12,6 кв.м., этаж 10, тип комнат: изолированный, месторасположение: <адрес> стоимостью 2 950 000 рублей;

- 2-комнатная квартира, общей площадью 54,8 кв.м., площадь кухни 9 кв.м., этаж 4, тип комнат: изолированный, месторасположение: <адрес>, стоимостью 2 320 000 рублей;

- 2-комнатная квартира, общей площадью 55,8 кв.м., площадь кухни 9 кв.м., этаж 5, тип комнат: изолированный, месторасположение: <адрес>, стоимостью 2 250 000 рублей.

В результате применения метода сопоставления рыночных цен начальная (максимальная) цена контракта на приобретение объекта недвижимого имущества составила 2 506 666,66 рублей (2 950 000+2 320 000+2 250 000/3=2 506 666,66).

Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 23.09.2022 аукцион признан несостоявшимся, принято решение о заключении контракта с единственным участником.

Между ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» и Шумаковой Т.Н. заключен контракт от 04.10.2022 , в соответствии с которым поставщик обязуется передать в собственность Челябинской области объект недвижимого имущества – отдельная квартира, указанный в спецификации (приложение №1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, расположенный по адресу: <адрес>, а заказчик обязуется принять этот объект и осуществить оплату объекта, в соответствии с условиями контракта ( п. 1.2).

По акту приема-передачи от 26.10.2022 квартира передана Шумаковой Т.Н. ГБУЗ «Областная больница г. Троицк». Денежные средства перечислены продавцу в полном объеме платежным поручением от 31.10.2022 .

Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за субъектом Челябинская область, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, квартира передана в оперативное управление ГБУЗ «Областная больница г. Троицк».

Прокурором Троицка 30.11.2022 в адрес ГБУЗ «Областная больница г.Троицк» вносилось представление об устранении нарушений, мер к устранению нарушений не принято.

В отношении контрактного управляющего ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» прокурором Троицка 05.12.2022 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения 11.01.2023 постановлением первого заместителя начальника Главного контрольного управления Челябинской области контрактный управляющий ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ.

Таким образом, в нарушение требований ч. 1 ст. 1, ст. 12, ч. 3 ст. 22 Закона о контрактной системе, ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации на этапе обоснования и расчета начальной (максимальной) цены контракта ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» использована информация о стоимости объектов недвижимого имущества не являющегося идентичными товарами с объектом закупки по извещению , а именно: использовались предложения, которые не отвечали требованиям технического задания в части месторасположения недвижимого имущества. Аукцион проведен с существенными нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, в результате чего контракт заключен по завышенной цене, что повлекло необоснованное расходование бюджетных средств.

Неправомерное определение заказчиком начальной (максимальной) цены контракта влечет неэффективность бюджетных расходов и влияет на результативность обеспечения государственных заказов.

Поскольку контракт заключен с нарушением требований федерального законодательства, посягает на публичные интересы, права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в силу п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ он является ничтожным.

Прокурор г. Троицка Челябинской области обратился в суд с иском (уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Областная больница г. Троицк», Артеменко Денису Александровичу о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи жилого помещения, применении последствий недействительности сделки и просил суд признать недействительным (ничтожным) контракт от 05.10.2022 о передаче в собственность Челябинской области объекта недвижимого имущества – отдельной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> кадастровый . В порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки обязать ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» вернуть Артеменко Д.А. жилое помещение – квартиру, площадью 53,3 кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, взыскать с Артеменко Д.А. уплаченные по договору 2 494 133,32 рублей в пользу ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» на расчетный счет , казначейский счет , Отделение Челябинск Банка России // УФК по Челябинской области г. Челябинск л/с Погасить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.12.2022 о регистрации права собственности Челябинской области на жилое помещение с кадастровым номером на основании договора купли-продажи от 05.10.2022.

В обосновании заявленных исковых требований указал, что между ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» и Артеменко Д.А. заключен контракт от 05.10.2022 , в соответствии с которым поставщик обязуется передать в собственность Челябинской области объект недвижимого имущества – отдельная квартира, указанный в спецификации (приложение №1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, расположенный по адресу: <адрес>, а заказчик обязуется принять этот объект и осуществить оплату объекта, в соответствии с условиями контракта (п. 1.2).

Контракт от 05.10.2022 является ничтожной сделкой в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, как заключенный в нарушение действующего законодательства и посягающий на публичные интересы.

Постановлением Правительства Челябинской области от 08.06.2022 ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» предоставлены бюджетные ассигнования для приобретения недвижимого имущества в государственную собственность Челябинской области. Согласно постановления ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» выступает в качестве приобретателя недвижимого имущества.

В соответствии с документацией об аукционе объектом закупки является жилое помещение в многоквартирном жилом доме, расположенном в <адрес>. Характеристики квартиры определены в приложении №1 к аукционной документации: год постройки дома не ранее 1978 года; количество жилых комнат не менее 2; общая площадь квартиры не менее 50 кв.м., площадь кухни не менее 6 кв.м. и иные.

В Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 13.09.2022 размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Челябинской области.

Извещение состоит из приложения №1 «Техническое задание», приложения №2 «Расчет НМЦК», приложения №3 «Проект контракта на приобретение объекта недвижимого имущества с приложением «Спецификация», «Техническое задание», «Акт приема-передачи».

Расчет начальной (максимальной) цены контракта производился методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). В обоснование начальной (максимальной) цены контракта приведена ценовая информация о стоимости жилых помещений (квартир) исходя из трех рекламных объявлений, размещенных на сайте www.avito.ru.

Для расчета начальной (максимальной) цены контракта взяты следующие коммерческие предложения, размещенные на сайте «Авито»:

- 2-комнатная квартира, общей площадью 65,5 кв.м., площадь кухни 12,6 кв.м., этаж 10, тип комнат: изолированный, месторасположение: <адрес> стоимостью 2 950 000 рублей;

- 2-комнатная квартира, общей площадью 54,8 кв.м., площадь кухни 9 кв.м., этаж 4, тип комнат: изолированный, месторасположение: <адрес> стоимостью 2 320 000 рублей;

- 2-комнатная квартира, общей площадью 55,8 кв.м., площадь кухни 9 кв.м., этаж 5, тип комнат: изолированный, месторасположение: <адрес>, стоимостью 2 250 000 рублей.

В результате применения метода сопоставления рыночных цен начальная (максимальная) цена контракта на приобретение объекта недвижимого имущества составила 2 506 666,66 рублей (2 950 000+2 320 000+2 250 000/3=2 506 666,66).

По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признается участник закупки идентификационный , с ценовым предложением 2494133,32 руб. (два миллиона четыреста девяносто четыре тысячи сто тридцать три рубля 32 копейки).

Между ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» и Артеменко Д.А. заключен контракт от 05.10.2022 , в соответствии с которым поставщик обязуется передать в собственность Челябинской области объект недвижимого имущества – отдельная квартира, указанный в спецификации (приложение №1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, расположенный по адресу: <адрес>, а заказчик обязуется принять этот объект и осуществить оплату объекта, в соответствии с условиями контракта (п. 1.2).

По акту приема-передачи от 09.11.2022 квартира передана Артеменко Д.А. ГБУЗ «Областная больница г. Троицк». Денежные средства перечислены продавцу в полном объеме платежным поручением от 10.11.2022 .

Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за субъектом Челябинская область, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, квартира передана в оперативное управление ГБУЗ «Областная больница г. Троицк».

В силу ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Прокурором Троицка 30.11.2022 в адрес ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» вносилось представление об устранении нарушений, мер к устранению нарушений не принято.

В отношении контрактного управляющего ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» прокурором Троицка 05.12.2022 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения 11.01.2023 постановлением первого заместителя начальника Главного контрольного управления Челябинской области контрактный управляющий ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ.

Таким образом, в нарушение требований ч. 1 ст. 1, ст. 12, ч. 3 ст. 22 Закона о контрактной системе, ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации на этапе обоснования и расчета начальной (максимальной) цены контракта ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» использована информация о стоимости объектов недвижимого имущества, не являющегося идентичными товарами с объектом закупки по извещению , а именно: использовались предложения, которые не отвечали требованиям технического задания в части месторасположения недвижимого имущества. Аукцион проведен с существенными нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, в результате чего контракт заключен по завышенной цене, что повлекло необоснованное расходование бюджетных средств.

Неправомерное определение заказчиком начальной (максимальной) цены контракта влечет неэффективность бюджетных расходов и влияет на результативность обеспечения государственных заказов.

Поскольку контракт заключен с нарушением требований федерального законодательства, посягает на публичные интересы, права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в силу п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ он является ничтожным.

Определением Троицкого городского суда Челябинской области от 30.08.2023 года вышеуказанные гражданские дела были соединены в одно производство.

     Старший помощник Прокурора города Троицка Челябинской области Панова М.Н. в судебном заседании участвовала, исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» Кобылина Н.Ю. в судебном заседании участвовала, против удовлетворения исковых требований возражала по доводам возражений на исковое заявление, а также доводам, изложенным в судебных заседаниях.

    Ответчик Артеменко Д.А. в судебном заседании участвовал, против удовлетворения исковых требований возражал.

    Ответчик Шумакова Т.Н. в судебном заседании не участвовала, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом (т.7 л.д.146-147).

    Представитель ответчика Шумаковой Т.Н. - адвокат Коршунов С.Ю. в судебном заседании участвовал, против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление (т.7 л.д.162-165).

Представитель третьего лица Министерства имущества Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Челябинской области - представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Третье лицо Эргешов Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Третье лицо Назаров М.О. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

    На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В силу ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

В силу ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно п. 1 ст. 168 Гражданского кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от23.06.2015 г.№25«О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

С учетом изложенного, для решения вопроса о ничтожности сделки в порядке статьи 168 ГК РФ необходимо установить наличие двух условий: требованиям какого закона не соответствует договор и в чем заключается нарушение этого закона и затрагиваются ли в данном конкретном случае публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Статьей 6 Федерального закона № 44-ФЗ установлены принципы контрактной системы в сфере закупок, которые основываются на открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечении конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулировании инноваций, единстве контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ в документацию об аукционе обязательно включается обоснование НМЦК, которое является неотъемлемой частью конкурсной документации, а цена контракта является существенным условием заключаемых контрактов.

В соответствии с п. 1 ст. 525 указанного кодекса поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 527 Гражданского кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ; Федеральный закон о контрактной системе) начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам. При применении этого метода информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (ч. ч. 2, 3, 5 ст. 22 указанного Федерального закона).

Содержание понятий «идентичность» и «однородность» раскрывается в пунктах 13-17 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При этом в соответствии с частью 14 статьи 22 Закона о контрактной системе однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Во исполнение пункта 20 статьи 22 Закона о контрактной системе приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации №567).

В пункте 3.1, пункте 3.21 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 года № 567 указано, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров.

В методических рекомендациях № 567 также раскрывается понятие «идентичности» и «однородности» закупаемых товаров.

Согласно пункту 3.5 Методических рекомендаций №567 идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики).

Согласно пункту 3.6 Методических рекомендаций №567 однородными признаются товары, которые. не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

В соответствии с методическими рекомендациями по определению начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок жилых помещений, утвержденными приказом Министерства имущества Челябинской области от 16.04.2021 года № 54-П при определении идентичности (однородности) жилого помещения заказчику рекомендуется учитывать следующие особенности и условия: месторасположение дома, размер площади жилого помещения, наличие лифта, материал наружных стен, внутренняя отделка стен, потолка и пола, наличие помещение межкомнатных дверей, пластиковых окон, плиты для приготовления пищи, сантехнического и электрооборудования, приборов учета потребления энергоресурсов и прочее.

На основании положений ч. ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст. 95 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).

В соответствии со статьей 550 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пунктов 1 и 2 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.

Согласно статье 554 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.

Пунктом 1 статьи 555 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 556 Гражданского кодекса Российской Федерации передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.

Как видно из материалов дела, прокуратурой города Троицка была проведена проверка по исполнению законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, бюджетного законодательства, результаты которой послужили основанием для обращения в суд с иском.

В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Постановлением Правительства Челябинской области от 08.06.2022 года «О принятии решения о предоставлении бюджетных ассигнований на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Челябинской области» ГБУЗ «Областная больница г.Троицк» были предоставлены бюджетные ассигнования для приобретения недвижимого имущества в государственную собственность Челябинской области. В качестве приобретателя имущества выступает ГБУЗ «Областная больница г.Троицк» (т.4 л.д.89-93, 126-129).

16.06.2022 года между Министерством здравоохранения Челябинской области и ГБУЗ «Областная больница г.Троицк» было заключено соглашение , согласно которому Учреждению была предоставлена субсидия в общем размере 21786102,33 рубля на приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Челябинской области. (т.4 л.д.130-132).

По итогам электронного аукциона заключены государственные контракты , на приобретение объектов недвижимого имущества, расположенных в <адрес> при обосновании начальной(продажной)цены контрактов (далее Н (М)ЦК которых допущены нарушения требований Федерального закона « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, что выразилось в том, что при применении для расчета метода сопоставимых рыночных цен, использована не соответствующая требованиям, установлены учреждением в аукционной документации, информация о стоимости жилых помещений, не являющихся идентичными товарами с объектами закупок.

Также в ходе проверки установлено, что в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 13.09.2022 было размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Челябинской области.

Извещение состоит из приложения №1 «Техническое задание», приложения №2 «Расчет НМЦК», приложения №3 «Проект контракта на приобретение объекта недвижимого имущества с приложением «Спецификация», «Техническое задание», «Акт приема-передачи».

В Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 13.09.2022 размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Челябинской области.

Извещение состоит из приложения №1 «Техническое задание», приложения №2 «Расчет НМЦК», приложения №3 «Проект контракта на приобретение объекта недвижимого имущества с приложением «Спецификация», «Техническое задание», «Акт приема-передачи».

В соответствии с документацией об аукционе объектом закупки является жилое помещение в многоквартирном жилом доме, расположенном в п. ГРЭС в границах 10 квартала в г. Троицке. Характеристики квартиры определены в приложении №1 к аукционной документации: год постройки дома не ранее 1978 года; количество жилых комнат не менее 2; общая площадь квартиры не менее 50 кв.м., площадь кухни не менее 6 кв.м. и иные.

Расчет начальной (максимальной) цены контрактов производился методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). В обоснование начальной (максимальной) цены контракта приведена ценовая информация о стоимости жилых помещений (квартир) исходя из трех рекламных объявлений, размещенных на сайте www.avito.ru.

Для расчета начальной (максимальной) цены контракта взяты следующие коммерческие предложения, размещенные на сайте «Авито»:

- 2-комнатная квартира, общей площадью 65,5 кв.м., площадь кухни 12,6 кв.м., этаж 10, тип комнат: изолированный, месторасположение: <адрес>, стоимостью 2 950 000 рублей;

- 2-комнатная квартира, общей площадью 54,8 кв.м., площадь кухни 9 кв.м., этаж 4, тип комнат: изолированный, месторасположение: <адрес>, стоимостью 2 320 000 рублей;

- 2-комнатная квартира, общей площадью 55,8 кв.м., площадь кухни 9 кв.м., этаж 5, тип комнат: изолированный, месторасположение: <адрес>, стоимостью 2 250 000 рублей.

В результате применения метода сопоставления рыночных цен начальная (максимальная) цена контракта на приобретение объекта недвижимого имущества составила 2 506 666,66 рублей (2 950 000+2 320 000+2 250 000/3=2 506 666,66).

Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 23.09.2022 аукцион признан несостоявшимся, принято решение о заключении контракта с единственным участником.

Между ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» и Шумаковой Т.Н. заключен контракт от 04.10.2022 , в соответствии с которым поставщик обязуется передать в собственность Челябинской области объект недвижимого имущества – отдельная квартира, указанный в спецификации (приложение №1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, расположенный по адресу: <адрес>, а заказчик обязуется принять этот объект и осуществить оплату объекта, в соответствии с условиями контракта ( п. 1.2).

По акту приема-передачи от 26.10.2022 квартира передана Шумаковой Т.Н. ГБУЗ «Областная больница г. Троицк». Денежные средства перечислены продавцу в полном объеме платежным поручением от 31.10.2022 .

Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за субъектом Челябинская область, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, квартира передана в оперативное управление ГБУЗ «Областная больница г. Троицк».

По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признается участник закупки идентификационный , с ценовым предложением 2494133,32 руб. (два миллиона четыреста девяносто четыре тысячи сто тридцать три рубля 32 копейки).

05 октября 2022 г. между Артеменко Д.А. и Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Областная больница г.Троицк» был заключен контракт на приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственностью Челябинской области: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

Вышеуказанная сделка прошла государственную регистрацию, квартира внесена в реестр имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются: извещениями о проведении электронного аукциона для закупки (т.1 л.д.11-16), (т.4 л.д.11-16), техническими заданиями (т.1 л.д.17-24, т.4 л.д.17-24), расчетом начальной (максимальной) цены контракта (т.1 л.д.25, т.4 л.д.25), приложением к извещениям (т.1 л.д.29-39, т.4 л.д.29-39), протоколом подведения итогов определения поставщика (т.1 л.д.40-41, т.4 л.д.40-41), протоколом подачи ценовых предложений (т.1 л.д.42), контрактом на приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Челябинской области от 05.10.2022 года с приложениями (т.1 л.д.43-81), контрактом на приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Челябинской области от 04.10.2022 года с приложениями (т.4 л.д.42-81), платежным поручением от 10.11.2022 года (т.1 л.д.82), платежным поручением от 31.10.2022 года (т.4 л.д.82), выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (т.1 л.д.85-90, т.4 л.д.83-88), распоряжением Министерства имущества Челябинской области «О внесении сведений об объекте учета в реестр имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области» от 12.12.2022 -Р (т.1 л.д.136, т.3 л.д.55), картой жилого помещения (т.1 л.д.137-138, т. 3 л.д.56-57), распоряжением Министерства имущества Челябинской области «О внесении сведений об объекте учета в реестр имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области» от 05.12.2022 (т.6 л.д.71), картой жилого помещения (т.6 л.д.72-73), актом приема передачи от 09.11.2022 года (т.1 л.д.178-181), фототаблицами (т.1 л.д.182-184, т.4 л.д.208-212), сведениями содержащимися в ЕГРН (т.2 л.д.116-222, т.5 л.д.129-216).

Предъявляя требования о признании данных сделок недействительными, прокурор ссылается на ничтожность совершенных сделок, ссылаясь на то, что в нарушение требований ч.1 ст.1 ст.12, ч.3 ст.22 Закона о контрактной системе» ст.34 Бюджетного кодекса РФ на этапе обоснования и расчета начальной (максимальной) цены контракта ГБУЗ «Областная больница г.Троицк» использована информация о стоимости объектов недвижимого имущества не являющегося идентичными товарами с объектом закупки по извещениям , , а именно: использовались предложения, которые не отвечали требованиям технического задания в части месторасположения недвижимого имущества. Аукцион проведен с существенными нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, в результате чего контракт заключен по завышенной цене, что повлекло необоснованное расходование бюджетных средств.

В подтверждении данных обстоятельств истцом представлены: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 05 декабря 2022 года, согласно которому было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ в отношении контрактного управляющего ГБУЗ «Областная больница г.Троицк» ФИО7 (т.1 л.д.98-103, т.4 л.д.96-101), постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении /з, согласно которому контрактный управляющий ГБУЗ «Областная больница г.Троицка» ФИО7 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.7.29.3 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения. (т.1 л.д.104-110, т.4 102-108), Постановление Правительства Челябинской области «О принятии решения о предоставлении бюджетных ассигнований на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Челябинской области» (т.1 л.д.128-131), соглашение о предоставлении субсидии на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Челябинской области от 16 июня 2022 года (т.1 л.д.132-134), заявкой на получение субсидии для приобретения жилых помещений в собственность Челябинской области (т.1 л.д.135), постановление о возбуждении уголовного дела от 10.04.2023 года по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ (т.1 л.д.151).

Также данные обстоятельства подтверждаются: копией дела об административном правонарушении (т.2 л.д.2-114, т.5 л.д. 2-128), копией материалов из уголовного дела (т.3 л.д.1-53), отчетом от 09.06.2023 года (т.3 л.д.58-73), постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 11.10.2022 года (т.3 л.д.74-86, т.6 л.д.74-86), актом внеплановой выездной проверки ГБУЗ «Областная больница г.Троицк» от 14.07.2023 года (т.6 л.д.107-121), отчетом о результатах проведения внеплановой проверки Министерства здравоохранения Челябинской области (т.7 л.д.101-104).

Из материалов уголовного дела следует, что в отношении неустановленного должностного лица возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ.

Из отчета о результатах проведения внеплановой проверки Министерства здравоохранения Челябинской области следует, что месторасположение жилых помещений (квартир), цены которых исполбзованы Заказчиком для расчета НМЦК не соответствуют району г.Троицка, установленному в техническом задании, а именно: в объявлениях, приложенных для расчета НМЦК, указаны следующие адреса объектов: две квартиры расположены в одном доме по одному адресу: <адрес>; одна квартира по адресу: <адрес> а в техническом задании указано требование: «квартира, расположена <адрес> Тем самым, Заказчиком в нарушение ч.3 ст.22 Закона о контрактной системе, при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) не была использована информация о ценах товаров с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставки. Разница в уровне цен на квартиры, расположенные в п.ГРЭС в во <адрес> свыше 1000000 рублей.

Из отчета Контрольно-счетной палаты Челябинской области от 09.06.2023 года следует, что в связи с возникшими потребностями в предоставлении служебных жилых помещений, расположенных в <адрес> Учреждением 05.09.2022 года были внесены изменения в описание объекта по закупкам , в Приложении «Техническое задание», а именно месторасположение объекта закупки изменено на следующее: «квартира расположена в п.ГРЭС в границах 10 квартала». В соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций при определении идентичности (однородности) жилого помещения заказчику надлежит учитывать такие особенности и условия, как месторасположение дома, а также учитывать и применять ценовые предложения, по которым предлагаемое жилое помещение согласно характеристикам и описанию наиболее точно соответствует требуемым характеристикам приобретаемого заказчиком жилого помещения, исключая жилые помещения с проведенными улучшениями (ухудшениями), которые влекут удорожание (удешевление) жилого помещения. Вместе с тем, несмотря на изменение местоположения объектов закупки в Техническом задании, обоснование НМЦК по данным закупкам с использованием ценовых источников информации о стоимости жилых помещений (квартир) в границах 10 квартала п.ГРЭС <адрес> выполнено не было, а для размещения в ЕИС Учреждением в составе извещений по закупкам направлены расчеты НМЦК от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, обоснование НМЦК от ДД.ММ.ГГГГ было выполнено Учреждением на основе ценовых источников информации о стоимости квартир в центральной части <адрес> (две квартиры расположены в одном доме по одному адресу: <адрес>, 5 микрорайон,<адрес>; одна квартира по адресу6 <адрес>. 2-й микрорайон, <адрес>. В ходе контрольных мероприятий методом сопоставимых рыночных цен произведен перерасчет НМЦК за единицу измерения (жилого помещения), исходя из рассчитанной средней цены за 1 кв.м. жилой площади в помещениях, информация о стоимости которых была получена Учреждением из ценовых источников информации- рекламных объявлений, размещенных на сайте www.avito.ru. Разница между НМЦК обоснованной Учреждением ДД.ММ.ГГГГ и НМЦК, обоснованной в ходе контрольного мероприятия, составляет 334,8 тыс. рублей. Отклонение между НМЦК обоснованной Учреждением по закупкам , , исходя из средней стоимости одной «условной» квартиры, состоящей из 2 комнат и НМЦК, рассчитанной с использованием тех же источников информации, но исходя из рассчитанной средней стоимости 1 кв.м. жилой площади с соблюдением Методических рекомендаций -П составляет 334,8 тыс. руб. В ходе контрольных мероприятий методом сопоставимых рыночных цен произведен перерасчет НМЦК за единицу измерения (жилого помещения), исходя из рассчитанной средней цены за 1 кв.м. жилой площади в помещениях, информация о стоимости которых была получена в ходе контрольного мероприятия из ценовых источников информации- рекламных объявлений, размещенных на сайте www.avito.ru., содержащих информацию о цене квартир, расположенных в границах 10 квартала п.ГРЭС <адрес>, состоящих из не менее чем 2-х комнат и площадью не менее 50 кв.м.

Разница между НМЦК обоснованной Учреждением 29.06.2022 года и НМЦК, обоснованной в ходе контрольного мероприятия, составляет 1589732 тыс. рублей. Отклонение между НМЦК от 29.06.2022 года, направленным Учреждением в составе извещений по закупкам , для размещения в ЕИС, и НМЦК, обоснованной в ходе контрольного мероприятия (исходя из рассчитанной с соблюдением Методических рекомендаций средней стоимости 1 кв.м. жилой площади квартир, расположенных <адрес> составляет 1589,7 тыс. рублей. Таким образом, расчеты НМЦК от 29.06.2022 года, направленные Учреждением для размещения в ЕИС в составе извещений по закупкам , не отвечают требованиям о сопоставимости условий, и произведены с нарушением требований частей 2,3 и 24 ст.22 Закона № 44-ФЗ, пунктов 3.13.3.15,2.1 Методических рекомендаций , пунктов 4,5,6 Методических рекомендаций и Приложения к ним. Нарушение Учреждением принципа эффективности осуществления закупок повлекло избыточное расходование бюджетных средств данном случае на сумму 1589,7 тыс. рублей.

Из постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении ОТ 11.01.2023 года следует, что контрактным управляющим учреждения ФИО7 на этапе обоснования и расчета НМЦК в нарушение требований части 1 статьи 1 статьи 12, части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе, статьи 34 Бюджетного кодекса РФ, использована информация о стоимости объектов недвижимого имущества не являющихся идентичными товарами с объектами закупок по извещениям , , а именно: использовались предложения, которые не отвечали требованиям Технических заданий в части месторасположения объектов недвижимого имущества, в связи с чем данное лицо было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ. К наказанию в виде предупреждения (т.6 л.д.10-16).

Кроме того, в рамках рассматриваемого дела, определением Троицкого городского суда Челябинской области от 12 сентября 2023 года была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес> по состоянию на 29.06.2022г., 04.10.2022г., 26.10.2022г., 15.11.2022г., с учетом положений ФЗ от 05.04.2013 44-ФЗ «Он контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», разделов II и III приказа Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК», с учетом условий заключения контрактов, поставки, оформления в собственность, оплаты, размера суммы обеспечения исполнения контракта и сроков его возврата; квартиры, расположенной по адресу: <адрес> по состоянию на 29.06.2022г., 04.10.2022г., 26.10.2022г., 15.11.2022г., с учетом положений ФЗ от 05.04.2013 44-ФЗ «Он контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», разделов II и III приказа Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК», с учетом условий заключения контрактов, поставки, оформления в собственность, оплаты, размера суммы обеспечения исполнения контракта и сроков его возврата, а также по определению стоимости данных квартир с учетом их соответствия условиям технического задания, являющегося неотъемлемой частью извещений, а также наличия капитального и текущего ремонта, произведенного в 2022 году, включая обновление сантехники, покрытия пола, потолка, замены оконных блоков, межкомнатных дверей, стоимость выполнения работ и т.д. (т.6 л.д.200-205).

Согласно заключению эксперта ООО «Судебная экспертиза и оценка» от 13.10.2023 года фактическое состояние и характеристики <адрес> соответствует основным условиям аукционной документации, за исключением того, что в квартире имеются дефекты отделки и инженерного оборудования, в том числе местами отсутствует линолеум, плинтус, имеются местами загрязнения отделочных слоев, деформации, расхождения в стыках обоев, сколы, повреждения и трещины, имеются участки оголенной электропроводки. Рыночная стоимость квартиры, общей площадью 52,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый , с учетом фактического состояния по состоянию на 29.06.2022 года, 04.10.2022 года, 26.10.2022 года составляет 1150472 рубля. Фактическое состояние и характеристики <адрес> соответствует основным условиям аукционной документации, за исключением того, что в квартире имеются дефекты отделки и инженерного оборудования, в том числе местами отсутствует линолеум, плинтус, имеются местами загрязнении отделочных слоев, деформации, расхождения в стыках обоев, сколы, повреждения и трещины, имеются участки оголенной электропроводки, система водоотведения в неисправном состоянии: имеются засоры в мойке кухни и ванной, течь унитаза. Рыночная стоимость квартиры, общей площадью 53,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый , с учетом фактического состояния по состоянию на 29.06.2022 года, 04.10.2022 года, 26.10.2022 года составляет 1176971 рубль. Стоимость квартиры, общей площадью 52,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> кв. l, кадастровый , в состоянии, соответствующем условиям аукционной документации (без дефектов отделки и инженерного оборудования), по состоянию на 29.06.2022 года, 04.10.2022 года, 26.10.2022 года составляет 1184962 рубля. Стоимость квартиры, общей площадью 53,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> кадастровый , в состоянии, соответствующем условиям аукционной документации (без дефектов отделки и инженерного оборудования), по состоянию на 29.06.2022 года, 04.10.2022 года, 26.10.2022 года составляет 1212255 рублей. (т.7 л.д.2-61).

Проанализировав указанное заключение, суд находит его обоснованным, полным, достаточно мотивированным, оно выполнено экспертом, имеющим соответствующую квалификацию и продолжительный стаж экспертной работы, выводы обоснованы, не противоречивы. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Экспертиза проведена по определению суда.

Согласно ответам на запрос по заключению эксперта .2023 от 14 декабря 2023 диапазон цен продаваемых в период с 29.06.2022 года по 26.10.2022 года квартир, расположенных в <адрес> составляет: минимальная цена 980000 рублей, максимальная цена 2000000 рублей, соответственно минимальная цена за квадратным метр 13889 рублей, максимальная цена за квадратный метр 26667 рублей. Также в ответе на запрос указано, что Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 12 апреля 2022 года , утверждены размеры средней рыночной стоимости одного квадратного метр общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Челябинской области на второй квартал 2022 года. Согласно указанному Постановлению, средняя рыночная стоимость 1 кв.м. на 2 квартал 2022 года в Троицком муниципальном образовании 44643 руб./ кв.м. Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 08 июля 2022 года , утверждены размеры средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Челябинской области на третий квартал 2022 года. Согласно указанному Постановлению средняя рыночная стоимость 1 кв.м. на 3 квартал 2022 года в Троицком муниципальном образовании – 46150 руб./, кв.м. (т.7 л.д.111-118).

Из контакта на приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Челябинской области от 05 октября 2022 года, следует, что цена данного жилого помещения, указанная в нем, превышает рыночную стоимость данного жилого помещения, цена за 1 кв.м. приобретенного жилого помещения, исходя из цены контракта 2494133,32 рубля и площади жилого помещения 53,3 кв.м., составила 46794,24 рубля, что превышает как средне рыночную стоимость 1 кв.м. на 2, 3 квартал 2022 года в Троицком муниципальном образовании 44643 руб., 46150 руб./, кв.м., так и ценовой диапазон стоимости 1 кв. м. жилых помещений, расположенных в указанном населенном пункте, в указанный период времени.

Из государственного контакта на приобретение объекта недвижимого имущества в государственную собственность Челябинской области от 04 октября 2022 года, следует, что цена данного жилого помещения, указанная в нем, превышает рыночную стоимость данного жилого помещения, цена за 1 кв.м. приобретенного жилого помещения, исходя из цены контракта 2506666,66 рубля и площади жилого помещения 52,1 кв.м., составила 48112,60 рубля, что превышает как средне рыночную стоимость 1 кв.м. на 2, 3 квартал 2022 года в Троицком муниципальном образовании 44643 руб., 46150 руб./, кв.м., так и ценовой диапазон стоимости 1 кв. м. жилых помещений, расположенных в указанном населенном пункте, в указанный период времени.

Таким образом, суд, проанализировав материалы гражданского дела приходит к выводу, о том, что во первых предоставленная в скриншотах информация не сопоставима с условиями осуществленной закупки, во вторых цена приобретенных по контрактам, за счет бюджета спорных жилых помещений существенно завышена, то есть при заключении оспариваемых контрактов было допущено необоснованное расходование бюджетных средств.

Указанные фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что контракты, заключенные между ГБУЗ «Областная больница г.Троицк» ФИО2 и ФИО1 на приобретение жилого помещения заключены в нарушение положений ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ, посягают на интересы бюджета, за счет которого осуществляется реализация задач, связанных с защитой интересов как неопределенного круга лиц, так и обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, обороны и безопасности государства, то есть публичные интересы.

При таких данных имеются основания признать заключенные ГБУЗ «Областная больница г.Троицк» с ФИО2, ФИО1 контракты недействительными ввиду их ничтожности.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком ГБУЗ «Областная больница г.Троицк» в обоснование возражений на заключение эксперта было представлено заключение специалиста по результатам рецензирования заключения эксперта от 14.12.2023 года, в котором было указано, что заключение эксперта от 14.12.2023 года не соответствует законодательным, методическим и научным требованиям, предъявляемым к такого рода экспертизам и экспертным заключениям в целом (в частности, объективность, достоверность, обоснованность, проверяемость полученных выводов). Нарушены требования Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», статьи 8 «Объективность, всесторонность и полнота исследований. Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных». Нарушены требования Федерального стандарта оценки «Процесс оценки (ФСО III)» п.12, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)» гл.V, п.11а. При расчете стоимости квартир и в <адрес> экспертом неверно приняты корректировки на фактическое состояние отделки и инженерных систем объектов аналогов в сравнении с объектами оценки, что привело к ошибочному расчету указанных объектов недвижимости. (т.7 л.д.73-87).

Однако довод представителя ответчика ГБУЗ «Областная больница г.Троицк» о незаконности заключения эксперта ООО Судебная экспертиза и оценка» не может быть принят во внимание, поскольку из содержания указанного отчета следует, что в качестве объектов-аналогов жилья были выбраны объекты, наиболее близкие к объекту оценки по функциональному, конструктивному и параметрическому сходству (2-х, комнатные квартиры, общей площадью не более 50 кв. м), расположенные в непосредственной близости к объекту оценки, в хорошем (удовлетворительном, отличном) состоянии. То есть, оснований считать указанный отчет недостоверным доказательством не имеется.

Доводы Артеменко Д.А., представителя ответчика Шумаковой Т.Н., изложенные в возражениях на исковое заявление (т. 1 л.д.174-176, т.7 л.д.162-165), судом также не принимаются, поскольку иск по настоящему делу направлен на устранение нарушения принципа эффективного использования бюджетных средств с целью защиты публичных интересов.

Как указал Верховный     суд РФ если денежные средства, полученные для оплаты контракта, являются бюджетными средствами и были получены в рамках контракта, то при расходовании таких средств необходимо соблюдать принцип эффективного использования бюджетных средств с целью защиты публичных интересов (ст. 6 БК РФ).

Поскольку финансовый (бюджетный) контроль направлен на реализацию публично значимых целей бюджетного законодательства и законодательства о государственных закупках, а именно на защиту общего публичного интереса в экономичном и эффективном расходовании бюджетных средств при государственных закупках, действия сторон частноправового характера (подписание соответствующих контрактов) сами по себе не могут нивелировать публично значимые цели.

Факт заключения контрактов на приобретение жилых помещений по завышенной цене, вопреки доводам ответчиков нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Таким образом, исследованные в судебном заседании обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о наличии условий для признания контракта от 05 октября 2022 года о передаче в государственную собственность Челябинской области объекта недвижимого имущества – отдельной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый , заключенного Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Областная больница г.Троицк» с Артеменко Денисом Александровичем, а также контракта от 04 октября 2022 года о передаче в государственную собственность <адрес> объекта недвижимого имущества – отдельной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый , заключенного Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Областная больница г.Троицк» с Шумаковой Татьяной Николаевной, недействительными сделками в силу ничтожности.

Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Таким образом, исковые требования о применении последствий недействительности сделки: о возложении обязанности на ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» вернуть Шумаковой Т.Н. жилое помещение – квартиру, площадью 52,1 кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, о взыскании с Шумаковой Т.Н. уплаченных по договору 2 506 666,66 рублей в пользу ГБУЗ «Областная больница <адрес>» на расчетный счет , казначейский счет , Отделение Челябинск Банка России // УФК по Челябинской области г. Челябинск о погашении записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.11.2022 о регистрации права собственности Челябинской области на жилое помещение с кадастровым номером на основании договора купли-продажи от 04.10.2022. о возложении обязанности на ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» вернуть Артеменко Д.А. жилое помещение – квартиру, площадью 53,3 кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, о взыскании с Артеменко Д.А. уплаченных по договору 2 494 133,32 рублей в пользу ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» на расчетный счет , казначейский счет , Отделение Челябинск Банка России // УФК по Челябинской области г. Челябинск о погашении записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.12.2022 о регистрации права собственности Челябинской области на жилое помещение с кадастровым номером на основании договора купли-продажи от 05.10.2022, также подлежат удовлетворению.

    Ссылка представителя Шумаковой Т.Н. на то, что Шумакова Т.Н. при совершении оспариваемой сделки не допускала нарушений закона, не злоупотребляла правом, действовала добросовестно, судом не может быть принята во внимание, поскольку признание недействительным контракта от 04 октября 2022 года о передаче в государственную собственность Челябинской области объекта недвижимого имущества – отдельной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый , предполагает необходимость применения последствий недействительности сделки, предусмотренных пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (то есть возврат квартиры в собственность Шумаковой Т.Н. и взыскание в пользу ГБУЗ «Областная больница г.Троицк» с Шумаковой Т.Н. денежных средств, перечисленных в счет цены контракта).

Доводы представителя ГБУЗ «Областная больница г.Троицк» о том, что допустимо было использовать как объект аналог помещение, находящееся в пределах всего муниципального образования – г. Троицк Челябинской области судом отклоняются, поскольку по условиям закупки (требование о месте расположения помещения: г.Троицк п.ГРЭС в границах 10 квартала), помещение, находящееся в центральной части г.Троицка не могло быть приобретено. Такая заявка подлежала бы отклонению, поскольку заказчику предлагался бы товар, не соответствующий требованиям заказчика, содержащимся в документации о закупке. Соледовательно объекты недвижимости с место нахождения во <адрес> не могли быть использованы в качестве объектов-аналогов при обосновании НМЦК.

Законодательством, действительно, не установлена глубина проверки найденных заказчиком ценовых предложений. Однако заказчик как лицо, инициирующее расходование средств бюджета, несет ответственность за правильность принятого им решения при обосновании НМЦК по планируемой закупке, а также последствия в виде несоответствия выбранных им источников критериям допустимости и достоверности.

    Доводы представителя ГБУЗ «Областная больница г.Троицк» о том, что Методические рекомендации не носят нормативного характера, судом также отклоняются, поскольку Методические рекомендации , действительно, не носят нормативного характера, однако они разработаны в целях оказания помощи заказчикам в определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). для обеспечения государственных или муниципальных нужд в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ и разъясняют возможные способы определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, с применением методов, установленных Законом № 44-ФЗ. Заказчик может не руководствоваться Методическими рекомендациями , обосновав, при этом, правильность выбранного им способа обоснования НМЦК и достоверность полученной информации. В рассматриваемом деле такого обоснования не усматривается.

Доводы представителя ГБУЗ «Областная больница г.Троицк» о том, что в настоящее время заключено два договора найма служебного жилого помещения от 29 февраля 2024 года и от 08 апреля 2024 года с работниками учреждения Эргешовым Н. И Назаровым М.О. на спорные жилые помещения (т.7 л.д.119-120, 154-157,158), которые в случае удовлетворения исковых требований будут лишены места жительства, не могут служить достаточным основанием для отказа прокурору г.Троицка Челябинской области в удовлетворении исковых требований о признании оспариваемых контрактов недействительными сделками.

    

Суд рассматривает дело согласно ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в рамках заявленных требований, иных требований прокурор не заявлял.

    Руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Троицка Челябинской области удовлетворить.

Признать недействительным государственный контракт от 05 октября 2022 года о передаче в собственность Челябинской области объекта недвижимого имущества – отдельной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> кадастровый номер , заключенный Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Областная больница г.Троицк» с Артеменко Денисом Александровичем.

Применить последствия недействительности указанной сделки.

Обязать стороны возвратить все полученное по недействительной сделке:

- Артеменко Дениса Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт серии , обязать возвратить денежные средства в размере 2494133,32 руб. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Областная больница г.Троицк» (<данные изъяты>) на расчетный счет , казначейский счет , отделение Челябинск Банка России // УФК по Челябинской области г.Челябинск л/с

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная больница г.Троицк» <данные изъяты> обязать передать Артеменко Денису Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, паспорт серии квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый .

Погасить запись о регистрации сделки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.12.2022 года о регистрации права собственности Челябинской области на жилое помещение с кадастровым номером на основании договора купли продажи от 05.10.2022 года.

Признать недействительным государственный контракт от 04 октября 2022 года о передаче в собственность Челябинской области объекта недвижимого имущества – отдельной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый , заключенный Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Областная больница г.Троицк» с Шумаковой Татьяной Николаевной.

Применить последствия недействительности указанной сделки.

Обязать стороны возвратить все полученное по недействительной сделке:

- Шумакову Татьяну Николаевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, (паспорт серии <данные изъяты> обязать возвратить денежные средства в размере 2506666,66 руб. Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Областная больница г.Троицк» <данные изъяты>) на расчетный счет , казначейский счет , отделение Челябинск Банка России // УФК по Челябинской области г.Челябинск л/с

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная больница г.Троицк» (<данные изъяты>) обязать передать Шумаковой Татьяне Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>паспорт серии <данные изъяты> квартиру, расположенную по адресу: <адрес> кадастровый .

Погасить запись о регистрации сделки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.11.2022 года о регистрации права собственности Челябинской области на жилое помещение с кадастровым номером на основании договора купли продажи от 04.10.2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Троицкий городской суд.

Председательствующий:

Мотивированное решение суда изготовлено 23 апреля 2024 года

2-32/2024 (2-804/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Троицка Челябинской области
Ответчики
Артеменко Денис Александрович
ГБУз "Областная больница г.Троицка"
Шумакова Татьяна Николаевна
Другие
Назаров Мастон Отахонович
Эргешов Нурбек
Коршунов Сергей Юрьевич
Министерство здравоохранения Челябинской области
Министерство имущества Челябинской области
Суд
Троицкий городской суд Челябинской области
Судья
Лаврова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
troickg.chel.sudrf.ru
18.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2023Передача материалов судье
21.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2023Подготовка дела (собеседование)
14.06.2023Подготовка дела (собеседование)
14.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Судебное заседание
12.09.2023Судебное заседание
09.01.2024Производство по делу возобновлено
01.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Судебное заседание
22.03.2024Судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее