№ 2-980/2022
24RS0056-01-2021-005262-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 21 апреля 2022 года
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,
при секретаре Егоровой Я.В.,
с участием представителя истца Калимулловой И.П.,
представителя ответчика Зубаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш. к муниципальному образованию город Красноярск в лице администрации города Красноярска, Департаменту финансов администрации города Красноярска о взыскании возмещения за изъятый земельный участок
У С Т А Н О В И Л:
Ш. К.Ю. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию город Красноярск в лице администрации г. Красноярска, департаменту финансов администрации города Красноярска о взыскании возмещения за изъятый земельный участок, мотивируя свои требования следующим.
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 21.01.2018, за Ш. О.Ю. признано право на 5/20 долей, за М. А.М. на 4/20 долей, за Ш. К.Ю. на 5/20 долей в праве собственности на земельный участок, площадью 445.6 кв.м., расположенный по адресу: г<адрес>.
Для получения возмещения в связи с изъятием указанного земельного участка для государственных нужд, стороны, в том числе истица, обратились к ответчику.
Компетентным органом, в данном случае Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска дан ответ о необходимости представления выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок.
Вместе с тем, вновь образованный земельный участок по указанному выше адресу, ни на момент обращения, ни в настоящее время не может быть поставлен на кадастровый учет, право собственности на земельный участок за истицей зарегистрировано быть не может, поскольку администрацией г. Красноярска после изъятия земельных участков для государственных нужд произведено зонирование и спорный участок оказался расположенным в двух территориальных зонах: ИТ (зоны территорий объектов автомобильного транспорта) и Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами).
Кроме того, в рамках проведенных кадастровых работ по образованию земельных участков для дальнейшей их передаче в постоянное (бессрочное) пользование КГКУ «КРУДОР», на месте дома № <адрес> образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок по ул. <адрес>, с кадастровым номером № общей площадью 438 кв.м., на который 12.07.2019 зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации – Красноярский край.
Соглашением об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд, заключенным 06.03.2017 между муниципальным образованием город Красноярск в лице администрации г. Красноярска и сестрой истицы – Ш. О.Ю., действующей от своего имени и как законным представитель несовершеннолетнего ребенка, предусмотрено возмещение за изымаемый объект недвижимого имущества – 19/20 долей в праве собственности на жилое помещение, в общей сумме 3 727 000 руб..
14.04.2017, за изъятые 5/20 долей в праве собственности на жилой дом, истице были перечислены денежные средства в размере 931 750 руб..
Вместе с тем при составлении соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд, ответчиком не включена стоимость земельного участка, занятая жилым домом, и не определен размер компенсации Ш. К.Ю. за фактически изъятый земельный участок, соразмерно принадлежащей доле в праве собственности на земельный участок.
При рассмотрении гражданского дела № 2-4264/2017 по иску муниципального образования г. Красноярска в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Ш. Е.В. об изъятии имущества для государственных нужд с возмещением, прекращении права собственности, выселении и снятии с регистрационного учета, признании права государственной собственности, была проведена судебная экспертиза. Согласно выводам заключению ООО «Агентство деловых услуг» от 22.10.2018 № 011/18, рыночная стоимость земельного участка составляет 2 600 000 руб., рыночная стоимость 1/20 доли – 130 000 руб., то есть 5/20 долей соответствует 650 000 руб., а 4/20 доли – 520 000 руб..
Просит взыскать с муниципального образования город Красноярск в лице администрации г. Красноярска за счет казны города Красноярска в свою пользу в счет возмещения за изъятую долю в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. <адрес> денежные средства в размере 650 000 руб..
В судебное заседание истица Ш. К.Ю. не явилась, извещена, обеспечила явку своего представителя Калимулловой И.П., действующей на основании доверенности от 11.01.2022, которая исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше.
Представитель ответчика Департамента финансов администрации г. Красноярска Зубакова Н.А., действующая на основании доверенности от 10.01.2022, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, из которых следует, что департамент финансов является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Просила в удовлетворении иска к департаменту финансов администрации г. Красноярска отказать.
Представитель ответчика администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, извещен, в лице Харисовой М.Х., действующей на основании доверенности от 21.12.2021, представил письменные возражения на исковое заявление, из которых следует, что изъятие земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на них осуществлялось для государственных нужд в рамках распоряжения администрации г. Красноярска от 22.08.2016 № 136-арх. В пункте 642 приложения № 2 к распоряжению указан жилой дом с кадастровым номером № по адресу: г. <адрес>, который подлежал изъятию. Земельный участок по указанному адресу в приложении 1 к распоряжению № 136-арх отсутствовал, так как такого участка на момент издания распоряжения не было, он не был сформирован, на кадастровом учете не стоял. Так как под изъятым жилым домом земельный участок не был сформирован и поставлен на кадастровый учет, на него не зарегистрировано никаких прав, то в рамках переданных полномочий в рамках границ других земельных участков, которые сформированы и понаставлены на кадастровый учет, был образован земельный участок с кадастровым номером №, подлежащий изъятию, площадь которого определена равной 438 кв.м. Данная площадь не соответствует той, которая указана в апелляционном определении от 28.11.2019, так как это земельный участок образован органами местного самоуправления в рамках государственных полномочий, с целью передачи его для осуществления строительных работ. Такие земельные участки без правообладателей не подлежат включению в распоряжение об изъятии. Образованный земельный участок с кадастровым номером №. площадью 438 кв.м. передан в постоянное (бессрочное) пользование КГКУ «КРУДОР». 12.07.2019 на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Красноярского края. Полагает, что правовых оснований для взыскания денежной суммы с органов администрации г. Красноярска или за счет казны муниципального образования город Красноярск не имеется. Учитывая, что земельный участок оформлен на праве собственности за Красноярским краем, фактически использован им в целях строительства, денежные средства, переданные ранее на осуществление государственных полномочий, муниципалитетом возвращены в бюджет края, денежные средства подлежат взысканию с Красноярского края. В противном случае на стороне Красноярского края возникает неосновательное обогащение в виде возмещения за изъятый объект. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Департамента градостроительства администрации города Красноярска в судебное заседание не явился, извещен, о причинах неявки суд не уведомил.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав представителя истицы, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации установлено, что право частной собственности охраняется законом. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно подпункту 3.2 пункта 2 статьи 235 ГК РФ, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2 ГК РФ).
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 235, пункта 1 статьи 279 ГК РФ допускается принудительное изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа.
Частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 32 ЖК РФ, собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
На основании части 6 статьи 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно части 7 статьи 32 ЖК РФ, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом, указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9 данной статьи).
При определении выкупной цены изымаемого объекта недвижимости должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок, поскольку собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36 ЖК РФ, пункт 1 статьи 290 ГК РФ), а также может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Согласно статье 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, в зависимости от того, для размещения объекта в чьих нуждах производится изъятие земельного участка.
Статьей 56.5 ЗК РФ регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных и муниципальных нужд, предусматривающий принятие конкретных мер уполномоченным на изъятие органом по запросу сведений о правах на объекты недвижимости, размещению информации об изъятии в различных источниках для доведения данной информации до заинтересованных лиц.
Согласно части 3 статьи 56.5 ЗК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе поручить осуществление действий по выявлению лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию, подведомственным этим органам государственным или муниципальным учреждениям (часть 3 указанной статьи).
Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, подлежащих изъятию, собственники расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, лица, которым такие объекты недвижимого имущества принадлежат на иных правах (далее также - правообладатели изымаемой недвижимости) и права которых на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение шестидесяти дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, подают заявления в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, об учете их прав (обременений прав) на земельные участки и (или) объекты недвижимости (далее также - заявления об учете прав на недвижимость) с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В таких заявлениях указывается способ связи с заявителями, в том числе их почтовый адрес (часть 8).
В случае если лицами, подавшими заявления об учете прав на земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества, не представлены документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества, либо представленные ими документы не являются документами, устанавливающими или удостоверяющими их права на такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 ЗК РФ, направляют данным лицам уведомления об этом в срок не позднее чем в течение десяти дней со дня поступления указанных заявлений (часть 9).
В случае если в порядке, установленном настоящей статьей, правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 ЗК РФ, обращаются в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, независимо от того, были ли такие объекты недвижимого имущества поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Признание права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такие объекты недвижимости не является препятствием для предъявления требований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи (часть 10).
Правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на земельные участки и (или) объекты недвижимости не были выявлены в порядке, установленном настоящей статьей, имеют право требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица вправе требовать возмещения за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется (часть 11 указанной статьи).
Из положений статьи 56.6 ЗК РФ следует, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (часть 1).
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (часть 2).
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, не являются препятствием для принятия решения об изъятии (часть 8).
Согласно части 10 указанной статьи, в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости, в орган регистрации прав, организации, подавшей ходатайство об изъятии.
В соответствии с частью 1 статьи 56.7 ЗК РФ, в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии: выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; или необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется (часть 2 статьи 56.7 ЗК РФ).
Для подготовки и заключения соглашения об изъятии недвижимости постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, которые расположены на изымаемых земельных участках и сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не требуется (часть 3 статьи 56.7 ЗК РФ).
В силу части 1 статьи 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (часть 2 указанной статьи).
Частью 9 данной статьи установлено, что размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество.
Положения статьи 56.10 ЗК РФ определяют порядок заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, между уполномоченным органом и правообладателем изымаемой недвижимости, которому заблаговременно был направлен проект данного соглашения с кадастровым паспортом на изымаемые объекты недвижимости и отчетами об их рыночной стоимости. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В силу части 13 статьи 56.10 ЗК РФ возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1, 5 - 7 части 1 статьи 56.11 ЗК РФ, заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является, в том числе основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; возникновения прав в соответствии с настоящим Кодексом на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земельных участков или перераспределения земель и земельных участков; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества; сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.
Согласно части 3, пункту 2 части 4 статьи 56.11 ЗК РФ, права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное. С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности субъекта Российской Федерации в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд субъекта Российской Федерации.
Законом Красноярского края от 01.12.2011 №13-6529«О четвертом автодорожном мостовом переходе через реку Енисей в городе Красноярске», действовавшем в момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что строительство четвертого автодорожного мостового перехода через реку Енисей в городе Красноярске носит общественно значимый характер для Красноярского края, служит интересам социально-экономического и инфраструктурного развития Красноярской агломерации и города Красноярска как краевого центра, а также целям обеспечения транспортной доступности объектов XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в городе Красноярске.
В соответствии со статьей 1 названного Закона, объекты капитального строительства - автомобильная дорога общего пользования от улицы Свердловской до улицы Копылова в городе Красноярске и входящий в ее состав четвертый автодорожный мостовой переход через реку Енисей в городе Красноярске признаются объектами регионального значения. В состав автомобильной дороги общего пользования регионального значения от улицы Свердловской до улицы Копылова в городе Красноярске наряду с четвертым автодорожным мостовым переходом через реку Енисей в городе Красноярске входят транспортная развязка в микрорайоне «Тихие Зори» I этап I пускового комплекса и участок автомобильной дороги в створе улицы Волочаевской от улицы Дубровинского до улицы Копылова в городе Красноярске I этап строительства в соответствии с проектной документацией «Строительство транспортной развязки в микрорайоне «Тихие Зори» I этап I пускового комплекса» и «Строительство автодороги в створе ул. Волочаевской от ул. Дубровинского до ул. Копылова в г. Красноярске I этап строительства».
Законом Красноярского края от 21.04.2016 №10-4445 «О наделении органа местного самоуправления городского округа город Красноярск государственными полномочиями по резервированию земель, изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Красноярского края» исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа город Красноярск (далее - орган местного самоуправления) был наделен государственными полномочиями по резервированию земель, изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Красноярского края в целях строительства транспортной развязки в микрорайоне Тихие Зори и участка автомобильной дороги в створе улицы Волочаевской от улицы Дубровинского до улицы Копылова в соответствии с Законом края от 01.12.2011 № 13-6529 «О четвертом автодорожном мостовом переходе через реку Енисей в городе Красноярске» (часть 1 указанного Закона) (на срок до 31.12.2019).
Частью 2 Закона Красноярского края от 21.04.2016 № 10-4445 предусмотрен объем государственных полномочий, переданных органу местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, которые соотносятся с положениями ст. 56.7 ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Устава города Красноярска, администрация города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов городского значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами края.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 45 Устава города Красноярска, в компетенцию администрации города Красноярска входит осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Реализуя указанные в пункте 1 настоящей статьи полномочия, администрация города осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность (часть 2).
Согласно частям 2.1, 3 статьи 45 Устава, администрация города в лице уполномоченных органов организует и осуществляет в рамках своей компетенции муниципальный контроль. Реализуя указанные полномочия, администрация города определяет структуру, полномочия, функции и порядок деятельности уполномоченных органов, принимает административные регламенты проведения контрольных проверок, организует мониторинг эффективности муниципального контроля, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством. Администрация города действует в рамках своей компетенции и не вправе в одностороннем порядке принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти или других органов местного самоуправления.
Регламентом администрации города, утвержденным Постановлением администрации г.Красноярска от 21.02.2005 № 68, администрации также предоставлены функции контроля за деятельностью органов администрации г. Красноярска.
Распоряжением администрации города Красноярска от 27.10.2015 № 377-р утвержден Регламент взаимодействия органов администрации города, муниципального казенного учреждения города Красноярска «Управление капитального строительства» при принятии решений о резервировании и об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, согласно которому органом, уполномоченным на подготовку и согласование проектов правовых актов о резервировании земель и об изъятии земельных участков, в том числе подлежащих образованию, и всех объектов недвижимости на таких участках для муниципальных нужд, является департамент градостроительства администрации города (пункт 4 раздела I). МКУ «УКС» является ответственным за подготовку документов, необходимых для принятия решений о резервировании и об изъятии земельных участков для муниципальных нужд (пункт 7 раздела I).
Разделом III указанного Распоряжения определен порядок взаимодействия при принятии решений об изъятии земельных участков, согласно пункту 15 данного раздела, решение об изъятии земельных участков (далее - решение об изъятии) принимается в виде распоряжения администрации города, подписываемого заместителем Главы города. Не менее чем за 60 дней до принятия решения об изъятии в целях выявления лиц - правообладателей, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для муниципальных нужд:
Пунктом 16 данного раздела предусмотрено, что решение об изъятии принимается по инициативе администрации г. Красноярска или ходатайства в порядке статьи 56.4 ЗК РФ.
1) МКУ «УКС» предпринимает действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 ЗК РФ;
2) департамент градостроительства предпринимает действия, предусмотренные подпунктами 2 - 4 пункта 1 статьи 56.5 ЗК РФ (пункт 18 Раздела III).
В случае если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, МКУ «УКС» незамедлительно информирует об этом департамент городского имущества.
Департамент городского имущества в течение 10 дней с даты получения данных сведений обращается в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для муниципальных нужд (пункт 25).
Разделом IV Распоряжения администрации города Красноярска от 27.10.2015 № 377-р предусмотрен порядок взаимодействия при подготовке и заключении соглашения об изъятии недвижимости, в соответствии с пунктом 26 которого Департамент градостроительства с участием департамента городского имущества осуществляет действия, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 56.7 ЗК РФ.
МКУ «УКС» производит необходимые процедуры, предусмотренные подпунктами 1 - 5 части 1 статьи 56.7 ЗК РФ, и направляет информацию об их завершении в департамент городского имущества (пункт 28 Раздела IV).
В случае отказа (уклонения) правообладателя от заключения соглашения об изъятии департамент градостроительства обращается в суд с иском о принудительном изъятии (пункт 30 Раздела IV).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
На основании статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).
В силу статьи 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с и. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 12.1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
На основании пункта 1 части 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъект) Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лип этих органов, по ведомственной принадлежности.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» дано разъяснение, согласно которому, исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования. Следовательно, в случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде.
В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с пунктом 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 №30-П признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 16.12.2020, оставленным без изменения апелляционным определением Красноярского краевого суда от 29.09.2021, исковые требования Ш. О.Ю., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней М. А.М. удовлетворены частично, с муниципального образования город Красноярск в лице администрации г. Красноярска за счет казны города Красноярска в пользу Ш. О.Ю. взысканы денежные средства в размере 650 000 руб.; с муниципального образования город Красноярск в лице администрации г. Красноярска за счет казны города Красноярска в пользу М. А.М. взысканы денежные средства в размере 520 000 руб.; в удовлетворении остальной части требований отказано.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что на основании договора об установлении права застройки от 03.11.1936 был выделен земельный участок, площадью 749.52 кв.м. для возведения двухквартирного дома по ул. <адрес>.
На выделенном земельном участке, площадью 749.52 кв.м., фактически были расположены два жилых дома - <адрес>
Жилой дом по ул. <адрес> располагался на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 416.0 кв.м.. В настоящее время, указанный жилой дом и земельный участок изъяты для государственных нужд и на них зарегистрировано право собственности Красноярского края.
Земельный участок, на котором был расположен дом по адресу: г. <адрес>, как самостоятельный на кадастровом учете не состоял, его границы и площадь не уточнялись.
В результате ряда сделок, совершенных в разное время, собственниками на праве общей долевой собственности в отношении вышеуказанного жилого дома стали: Ш. Е.В. - 1/20 доля, Ш. О.Ю. - 5/20 долей, Ш. К.Ю. - 5/20 долей, Ш. Ю.Ю. - 5/20 долей и М. А.М. - 4/20 доли.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 22.08.2016 № 136-арх. (ред. от 08.10.2018) «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в створе ул. Волочаевской от ул. Дубровинского до ул. Копылова» изъят жилой дом по адресу: г. <адрес>, кадастровый номер №.
06.03.2017 между Муниципальным образованием город Красноярск в лице исполнительного органа администрации г. Красноярска, а также М. А.М., действующей с согласия матери Ш. О.Ю., Ш. К.Ю., Ш. Ю.Ю., Ш. О.Ю., было заключено соглашение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд, а именно 19/20 долей жилого дома с кадастровым номером № по адресу: Красноярский край, <адрес> для государственных нужд Красноярского края в целях строительства участка автомобильной дороги в створе ул. Волочаевской от ул. Дубровинского до ул. Копылова Октябрьского района г.Красноярска.
Указанным соглашением предусмотрено, что гражданам предоставляется возмещение за изымаемый объект недвижимого имущества в размере 3 727 000 руб.. Соглашение считается заключенным с момента его подписания и является основанием для регистрации перехода права собственности на изымаемые объекты недвижимости.
В заключенном истцами с муниципальным образованием город Красноярск соглашении от 06.03.2017 в выкупную цену изымаемого имущества была включена только стоимость самого жилого дома, а стоимость земельного участка, на котором находился данный дом, не определялась и не выплачивалась.
Платежными поручениями № № от 14.04.2017 Ш. О.Ю., Ш. Ю.Ю., М. А.М. и Ш. К.Ю. были перечислены денежные средства в размере 931 750 руб., 931 750 руб., 745 400 руб. и 931 750 руб., соответственно.
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 04.08.2017 постановлено: «Изъять для государственных нужд в собственность Красноярского края жилое помещение, расположенное по адресу: г. <адрес>, общей площадью 33.5 кв.м., принадлежащее на праве собственности Ш. Е.В. после выплаты ей денежной компенсации в размере 2 453 679 руб.. Прекратить право собственности Ш. Е.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: г. <адрес>, общей площадью 33.5 кв.м. после выплаты Ш. Е.В. денежной компенсации в размере 2 453 679 руб.. Выселить и снять Ш. Е.В. с регистрационного учета в жилом помещении по адресу: г.<адрес> Признать право государственной собственности Красноярского края на жилое помещение, расположенное по адресу: г. <адрес> общей площадью 33.5 кв.м. Взыскать с Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска в пользу ООО «КрасноярскГражданПроектЭкспертиза» расходы по проведению экспертизы в размере 25 000 руб.. Взыскать со Ш. Е.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.».
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 28.11.2018 решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 04.08.2017 в части размера и стоимости изымаемого имущества изменено; для государственных нужд в собственность Красноярского края изъята 1/20 доли в праве собственности на жилой дом № <адрес> и 1/20 доли земельного участка площадью 445.6 кв.м., расположенного по адресу: г. <адрес> принадлежащие на праве собственности Ш. Е.В. после выплаты Ш. Е.В. денежной компенсации в размере 320 355 руб.; прекращено право собственности Ш. Е.В. на 1/20 долю в праве собственности на жилой дом <адрес> и 1/20 долю земельного участка площадью 445.6 кв.м., расположенного по адресу: г. <адрес>, после выплаты Ш. Е.В. денежной компенсации в размере 320 355 руб.; Ш. Е.В. выселена и снята с регистрационного учета в жилом помещении по адресу: г. <адрес>; признано право государственной собственности Красноярского края на 1/20 долю в праве собственности на жилой дом <адрес> и 1/20 долю земельного участка площадью 445.6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; с муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска в пользу ООО «Агентство деловых услуг» взысканы расходы по проведению судебной экспертизы в размере 45 000 руб.; в остальной части решение Октябрьского районного суда г.Красноярска от 04.08.2017 оставлено без изменения, а апелляционные жалобы Ш. О.Ю., представителя департамента градостроительства администрации г. Красноярска Маликовой Н.Г. - без удовлетворения.
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 31.01.2018 за Ш. Е.В. признано право собственности на 1/20 долю земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 492 кв.м., расположенного по адресу: г. <адрес>. В удовлетворении исковых требований Ш. Е.В. о прекращении режима общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 492 кв.м., расположенный по адресу: г. <адрес> о признании права собственности на земельный участок, отказано.
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 25.07.2018 решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 31.01.2018 в части отказа в удовлетворении исковых требований Ш. О.Ю., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней М. А.М., Ш. К.Ю. о признании права собственности на земельный участок отменено и принято в указанной части новое решение. За Ш. О.Ю. признано право собственности на 5/20 долей, за М. А.М. - на 4/20 долей, за Ш. К.Ю. - на 5/20 долей в отношении земельного участка, площадью 445.6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> имеющего следующие координаты:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 1 | 631023,78 | 94768,23 | - | 0,10 | - | - | - |
1 | 2 | 63024,91 | 94792,62 | - | 0,10 | - | - | - |
1 | 3 | 631006,39 | 94793,36 | - | 0,10 | - | - | - |
1 | 4 | 631005,68 | 94769,17 | - | 0,10 | - | - | - |
1 | 1 | 631023,78 | 94758,13 | - | 0,10 | - | - | - |
Уточнена резолютивная часть указанного решения суда, с указанием о признании за Ш. Е.В. права собственности на 1/20 долю земельного участка площадью 445.6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с указанными выше координатами.
В остальной части указанное решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы представителя истца, ответчика Ш. Е.В. - Кихтенко В.В., третьего лица Ш. Ю.Ю. - без удовлетворения.
При разрешении дела была проведена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости выкупаемого имущества. Согласно заключению эксперта по результатам судебной экспертизы от 22.10.2018 № 011/18, выполненной ООО «Агентство деловых услуг», рыночная (выкупная) стоимость земельного участка, общей площадью 445.6 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. <адрес>, 10, составляет 2 600 000 руб.. Рыночная стоимость 1/20 доли - 130 000 руб..
Для определения выкупной стоимости доли в праве собственности на указанный земельный участок Ш. К.Ю. ссылается на выводы данной экспертизы, полагая достоверными ее результаты относительно стоимости земельного участка, а также тот факт, что иным сособственникам стоимость доли определена именно на основании данного заключения.
Также суд установил, что ответом Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 21.01.2019 Ш. О.Ю. было сообщено, что дом <адрес> изъят для государственных нужд распоряжением администрации города от 22.08.2016 №136-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости» с выплатой возмещения в полном объеме в соответствии с соглашением от 06.03.2017.
В последующем муниципальное образование город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратились в Октябрьский районный суд с иском к Ш. О.Ю., М. А.М., Ш. К.Ю., Ш. Ю.Ю. о регистрации перехода права собственности на изъятый объект недвижимости, где для решения вопроса об изъятии земельного участка площадью 445.6 кв.м., расположенного по ул. <адрес> было предложено представить выписку из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок и вступившие в законную силу судебные акты.
Для решения вопроса с постановкой земельного участка на кадастровый учет Ш. обращались в ООО «ГАРАНТ».
Из письма ООО «ГАРАНТ» от 07.07.2019 №5/19 следовало, что Ш. О.Ю. уведомлена о невозможности формирования земельного участка, площадью 445.6 кв.м., расположенного по адресу: г. <адрес>, в координатах, согласно апелляционного определения Красноярского краевого суда от 25.07.2018, поскольку образуемый земельный участок накладывается, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на ранее поставленный на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №. Более того, указанный земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зона территории объектов автомобильного транспорта (ИТ) и зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), что противоречит пункту 2 статьи 85 ЗК РФ.
Заочным решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 05.02.2019 исковые требования муниципального образования город Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска удовлетворены; прекращено право общей долевой собственности М. А.М., Ш. К.Ю., Ш. О.Ю., Ш. Ю.Ю. на 19/20 долей жилого дома, расположенного по адресу: г. <адрес>, с кадастровым номером №; требование о проведении государственной регистрации перехода права собственности к субъекту Российской Федерации - Красноярскому краю на 19/20 долей жилого дома, расположенного по адресу: г. <адрес>, с кадастровым номером №, удовлетворены; с М. А.М. в пользу департамента градостроительства администрации г. Красноярска взысканы убытки, связанные с нотариальным заверением сделки в размере 17 776 руб., со Ш. К.Ю., Ш. О.Ю., Ш. Ю.Ю. – по 22 220 руб. с каждого, а также судебные расходы. Решение ступило в законную силу.
В рамках проведения кадастровых работ по образованию земельных участков для дальнейшей передачи их в постоянное (бессрочное) пользование КГКУ «КРУДОР», на месте бывшего жилого дома <адрес> образован и поставлен на кадастровый учет 14.12.2018 земельный участок по ул. <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью 438 кв.м., на который 12.07.2019 зарегистрировано право собственности субъекта РФ – Красноярский край; участок передан КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» на праве постоянного бессрочного пользования (земельный участок предоставлен на основании распоряжения администрации города Красноярска от 20.06.2019 №3242-недв.).
Из пояснений стороны истцы, данных в ходе судебного разбирательства следует, что земельный участок на кадастровый учет не ставился его собственниками, но после рассмотрения дел в Октябрьском районном суд г. Красноярска истица и другие собственники надеялись во внесудебном порядке разрешить вопрос с получением компенсации за доли в праве на земельный участок, как до этого сделали с компенсацией долей в праве на дом.
Оценивая доводы лиц, участвующих в деле, представленные суду письменные доказательства, обстоятельства, установленные указанными выше вступившими в законную силу судебными актами, и нормы права, суд приходит к выводу о том, что при изъятии жилого дома у собственников был изъят жилой дом и 1/20 доли в праве на земельный участок, принадлежащая Ш. Е.В., у остальных собственников доли спорного земельного участка изъяты без соблюдения самой процедуры изъятия и без предварительной выплаты возмещения, при этом администрацией г. Красноярска не было принято решение об изъятии земельного участка под жилым домом по адресу: <адрес>
В связи с чем возникла такая правовая ситуация, в которой с одной стороны допущено бездействие самой истицы, своевременно не принявшей меры к постановке спорного земельного участка на кадастровый учет, вследствие чего при подготовке распоряжения об изъятии земельного участка он не был включен администрацией г. Красноярска в перечень объектов, подлежащих изъятию, что, в свою очередь, не позволило иным уполномоченным органам организовать работу по изъятию земельного участка в соответствии с требованиями положений Земельного кодекса РФ в порядке их взаимодействия; соглашение от имени муниципального образования в лице администрации г. Красноярска заключено, в том числе, с истицей также на изъятие только жилого дома. Таким образом, земельный участок был передан администрацией г. Красноярска в собственность субъекта Российской Федерации – Красноярский край, минуя процедуру изъятия земельного участка посредством его выкупа, что нарушает права и законные интересы истицы.
С другой стороны, администрации г. Красноярска и ее уполномоченным органам было известно о наличии собственников земельного участка до завершения процедуры изъятия, но в связи с отсутствием отлаженного взаимодействия и контроля в ходе реализации предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования государственных полномочий, ввиду нестандартности возникшей правовой ситуации, земельный участок не был поставлен на кадастровый учет самостоятельно уполномоченными органами. При этом положения Земельного кодекса Российской Федерации указывают на то, что отсутствие земельного участка на кадастровом учете не является препятствием по его изъятию, предоставляет полномочия органам по самостоятельной постановке на кадастровый учет. Изъятие для государственных нужд предполагает возмездность и не может быть поставлена в зависимость от действий (бездействий) лиц, у которых такой земельный участок изымается.
В рамках реализации переданных государственных полномочий компетентные органы сами наделены такими функциями, что позволяло поставить на кадастровый учет вновь образованный ими на месте изъятого земельного участка.
Таким образом, учитывая, что рыночная (выкупная) стоимость земельного участка, общей площадью 445.6 кв.м., расположенного по адресу: г. <адрес>, составляет 2 600 000 руб.; рыночная стоимость 1/20 доли указанного земельного участка 130 000 руб., соответственно, рыночная стоимость 5/20 долей в праве на изъятый земельный участок, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. <адрес>, 10, составит 650 000 руб., которые подлежат взысканию в пользу Ш. К.Ю..
Согласно статье 15 БК РФ, каждое муниципальное образование имеет свой бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Статьями 40, 41 БК РФ предусмотрено, что к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся, в том числе субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Учитывая, что муниципальное образование г. Красноярск в лице администрации города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа город Красноярск, которому Законом Красноярского края от 21.04.2016 №10-4445 «О наделении органа местного самоуправления городского округа город Красноярск государственными полномочиями по резервированию земель, изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Красноярского края» были переданы государственные полномочия по резервированию земель, изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Красноярского края в целях строительства транспортной развязки в микрорайоне Тихие Зори и участка автомобильной дороги в створе улицы Волочаевской от улицы Дубровинского до улицы Копылова в соответствии с Законом края от 01.12.2011 № 13-6529 «О четвертом автодорожном мостовом переходе через реку Енисей в городе Красноярске», а денежные средства, поступившие из краевого бюджета для финансового обеспечения государственных полномочий, предусмотренных указанным Законом с момента их поступления на счет местного бюджета имеют правовой статус местного бюджета, суд приходит к выводу о том, что взыскание в пользу истицы рыночной (выкупной) стоимости земельного участка должно производится с муниципального образования город Красноярск в лице администрации г. Красноярска за счет казны города Красноярска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ш. удовлетворить.
Взыскать с муниципального образования – город Красноярск в лице администрации города Красноярска за счет казны города Красноярска в пользу Ш. в счет возмещения за изъятую долю в праве собственности на земельный участок 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.
Председательствующий: /подпись/ Н.В. Шабалина
Решение в окончательной форме изготовлено 06.07.2022
КОПИЯ ВЕРНА
Судья: Н.В. Шабалина