дело №12-129/18
РЕШЕНИЕ
13 июня 2018 года г.Ижевск
Судья Устиновского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики Шалагина Т.В., с участием
пом.прокурора Воронцовой О.А. (удостоверении е № сроком по ДД.ММ.ГГГГ),
представителя Управления Роспотребнадзора по УР Шевниной Т,В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев протест и.о. Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора на постановление врио главного государственного санитарного врача по Удмурткой Республике от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении ООО «Ресурс» к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ и назначении наказания в виде предупреждения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио главного государственного санитарного врача по Удмурткой Республике от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Ресурс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно:
- в нарушение пунктов 9.2, 9.3 СП 3.1.1.3473-17 в положении ООО «Ресурс» «О производственном контроле за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами I-IV класса опасности», утв.директором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, не предусмотрены мероприятия по профилактике брюшного тифа;
- в нарушение пункта 9.9 СП 3.1.1.3473-17 ООО «Ресурс» не представлены документы, подтверждающие наличие обязательной вакцинации против брюшного тифа у работников ООО «Ресурс», занятых в сфере деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, а именно документы о прививках работников, деятельность которых связана со сбором и транспортированием отходов (личные медицинские книжки, прививочные сертификаты),
за что назначено наказание в виде предупреждения.
На указанное постановление в соответствии с п.3 ч.1 ст.25.11 КоАП РФ и.о. Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора принесен протест, которым постановление просит отменить и направить материалы дела на новое рассмотрение. В обоснование указано на незаконность замены привлекаемому к административной ответственности лицу административного штрафа на наказание в виде предупреждения. Совершенное Обществом правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, может привести к заболеваниям, эпидемиям, что в силу ч.1 ст.4.1.1, ч.2 ст.3.4 КоАП РФ исключает замену административного штрафа на наказание в виде предупреждения. Указанные нарушения процессуальных требований являются существенными, что в силу пункта 4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ является основанием для отмены постановления и возвращения дела на новое рассмотрение.
В судебном заседании прокурор Воронцова О.А. доводы протеста поддержала, обратив внимание на указание в постановлении на посягательство совершенным ООО «ресурс» правонарушением на здоровье граждан и возможность заболевания людей, что исключает назначение наказания в виде предупреждения. Довод представителя заинтересованного лица Шевниной Т.В. на устранение обществом выявленных нарушений необоснован, поскольку на момент рассмотрения дела об административном правонарушении сведения об осуществлении юр.лицом производственного контроля за соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами не представлены.
Представитель заинтересованного лица Управления Росприроднадзора Шевнина Т.В. постановление полагает законным и обоснованным, представление – не подлежащим удовлетворению. При рассмотрении дела должностное лицо оценивает доказательства по своему убеждению. На посягательство совершенным обществом правонарушением на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в постановлении указано в обоснование невозможности расценить его малозначительным (ст.2.9 КоАП РФ). Назначая наказание в виде предупреждения должностное лицо исходило из того, что юр.лицо привлекалось к ответственности впервые и предприняло меры к устранению выявленных нарушений – устранено нарушение в виде отсутствия прививок у работников - предоставлены копии медицинских книжек работников с санитарными штампами и договор с мед.учреждением. Установленный предписанием срок для осуществления производственного конгтроля на момент рассмотрения дела не истек. Отягчающих наказание обстоятельств по делу не установлено.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив представленное дело об административном правонарушении о привлечении ООО «Ресусрс» к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора по УР от ДД.ММ.ГГГГ №, в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за исполнением законодательства о техническом регулировании и с целью выполнения приказа Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации перечня поручений Президента Российской Федерации от 15.11.2017 года №Пр-2319» по соблюдению обязательных требований санитарного законодательства в сфере размещения и транспортирования отходов, назначено проведение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Ресурс» внеплановой выездной проверки, в том числе: рассмотрение программы производственного контроля, личных медицинских книжек в рамках проверки юридического лица занимающегося деятельностью по транспортированию и размещению отходов.
В ходе проведенной в отношении ООО «Ресурс» внеплановой выездной проверки комиссией Управления Роспотребнадзора по УР выявлены нарушения пунктов 9.2, 9.3, 9.9 СП 3.1.1.3473-17, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен соответствующий Акт.
ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по УР в отношении ООО «Ресурс» составлен протокол об административном правонарушении, в соответствии с которым ДД.ММ.ГГГГ при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Ресурс» по адресу: <адрес> выявлено нарушение последним обязательных требований:
- в нарушение пунктов 9.2, 9.3 СП 3.1.1.3473-17 в представленной ООО «Ресурс» программе производственного контроля мероприятия по профилактике брюшного тифа не предусмотрены;
- в нарушение пункта 9.9 СП 3.1.1.3473-17 ООО «Ресурс» не были представлены документы, подтверждающие наличие обязательной вакцинации против брюшного тифа (прививочные сертификаты) у работников ООО «Ресурс», занятых в сфере санитарной очистки населенных мест.
ООО «Ресурс» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (лицензия от ДД.ММ.ГГГГ №, выписка из ЕГРЮЛ).
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с ч.1 ст.29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.06.2017 года №84 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1.3473-17 "Профилактика брюшного тифа и паратифов", соблюдение которых является обязательным для всех юридических лиц (п.1.2 Правил), с учетом положений п.2.4 настоящих Правил, согласно которым источником инфекции при брюшном тифе и паратифах является человек: бактерионоситель, больной брюшным тифом или паратифами; доминирующим механизмом передачи является фекально-оральный, реализуемый пищевым, водным и контактно-бытовым путями передачи возбудителя.
В соответствии с пунктами 9.2-9.3 СП 3.1.1.3473-17 юридическое лицо составляет программу производственного контроля, которая утверждается руководителем организации либо уполномоченными лицами. В программу должны включаться объекты производственного контроля - сырье, продукты и объекты окружающей среды, которые могут быть контаминированы возбудителями брюшного тифа и (или) паратифов.
Представленное в деле об административном правонарушении Положение о производственном экологическом контроле за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами I-IV класса опасности ООО «Ресурс», утвержденное в ДД.ММ.ГГГГ году директором Общества, мероприятия по профилактике брюшного тифа не предусматривает. В перечне нормативной базы (пункт <данные изъяты> Положения) СП 3.1.1.3473-17 не указаны. Обязанность представить программу производственного контроля, содержащую мероприятия по профилактике брюшного тифа, была возложена на ООО «Ресурс» Распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора по УР от ДД.ММ.ГГГГ №, что Обществом не выполнено.
В соответствии с пунктом 9.9 СП 3.1.1.3473-17 плановой вакцинации подлежат, в том числе лица, занятые в сфере коммунального благоустройства (работники, обслуживающие канализационные сети, сооружения и оборудование, а также организации по санитарной очистке населенных мест, сбору, транспортировке и утилизации бытовых отходов).
В силу ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Приказа Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду" в I-IV классы опасности могут быть отнесены бытовые отходы, исходя из соответствующих критериев.
План вакцинации работников, перечисленных в п.9.9 СП 3.1.1.3473-17, равно как и медицинских документов (личные медицинские книжки с отметками, прививочные сертификаты) материалы дела об административном правонарушении не содержат. Обязанность представить соответствующие документы была возложена на ООО «Ресурс» Распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора по УР от ДД.ММ.ГГГГ №, что Обществом также не выполнено.
Согласно пункту 3 Порядка проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям") вакцинация и ревакцинация в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям проводится иммунобиологическими лекарственными препаратами для иммунопрофилактики инфекционных болезней, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно инструкциям по их применению.
Соответственно, периодичность вакцинации и срок действия вакцины от брюшного тифа определяется инструкцией по применению соответствующей вакцины. План вакцинации, обеспечивающий своевременность привития работников, контактирующих с возможными возбудителями инфекции брюшного тифа, материалы дела не содержат.
Договор на оказание медицинских услуг № между ООО «Ресурс» и <данные изъяты> на вакцинацию (против брюшного тифа) (Приложение № к Договору) заключен ДД.ММ.ГГГГ, то есть после выявления вмененного административного правонарушения (ДД.ММ.ГГГГ). Отметки о вакцинации против брюшного тифа проставлены в личных медицинских книжках работников <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> также после выявления вмененного нарушения требований СП 3.1.1.3473-17.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Вывод должностного лица о нарушении ООО «Ресурс» п.п.9.2, 9.3, 9.9 СП 3.1.1.3473-17 и как следствие не выполнение требований санитарного законодательства (ст.11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), сделан на основе доказательств, отвечающих требованиям ст.26.2 КоАП РФ и являющихся достаточными для решения вопроса о наличии состава инкриминированного ООО «Ресурс» правонарушения. Вину ООО «Ресурс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, полагаю установленной.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 ст.4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкцией статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрено назначение альтернативных видов наказаний предупреждение, наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности.
В соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Следовательно, условие для назначения наказания в виде предупреждения – отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Следовательно, назначение наказания в виде предупреждения возможно при наличии совокупности обстоятельств – совершении правонарушения впервые (что в рассматриваемом случае установлено) и отсутствии угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. С учетом прямого указания должностным лицом в оспариваемом постановлении о посягательстве совершенным Обществом правонарушением на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, наличие установленного законом обстоятельства, позволяющего назначить наказание в виде предупреждение, а именно отсутствия в результате правонарушения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей суд не усматривает, что, в свою очередь, исключает назначение наказания в виде предупреждения.
В силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения составляет один год со дня совершения административного правонарушения, к настоящему моменту указанный срок не истек.
Учитывая вышеизложенное, постановление врио главного государственного санитарного врача по Удмурткой Республике подлежит отмене, дело - возвращению в тот же орган на новое рассмотрение, при котором следует дать надлежащую оценку указанным выше обстоятельствам, и на основании имеющихся и вновь полученных доказательств принять процессуальное решение.
Руководствуясь пп.4 п.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление врио главного государственного санитарного врача по Удмурткой Республике от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении ООО «Ресурс» к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ и назначении наказания в виде предупреждения - отменить, протест и.о. Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора – удовлетворить, дело возвратить на новое рассмотрение в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст.25.1 - 25.5 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим постановление, в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Устиновский районный суд г.Ижевска УР либо непосредственно в Верховный Суд Удмуртской Республики.
Судья Т.В.Шалагина