Решение по делу № 33а-20378/2017 от 13.09.2017

Судья: Халитова А.Р.                            № 33а-20378/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Уфа                            25 сентября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи                 Сафина Ф.Ф.,

судей:                                 Гаиткуловой Ф.С.,

Гибадуллиной Л.Г.,

                                

при секретаре                             Искужине С.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Овчинникова Р.А. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 05 июля 2017 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Овчинникова Романа Александровича к призывной комиссии г. Стерлитамак РБ, военному комиссариату РБ о признании незаконным решения призывной комиссии удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии военного комиссариата по г. Стерлитамак и Стерлитамакскому району РБ от 4 мая 2017 года о признании Овчинникова Романа Александровича годным к военной службе и призыве на военную службу.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления Овчинникова Романа Александровича отказать.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Овчинников Р.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии г. Стерлитамак РБ о признании незаконным решения призывной комиссии, мотивируя свои требования тем, что 04 мая 2017 года призывная комиссия г. Стерлитамак РБ приняла решение о его годности к военной службе и призыве на военную службу. Считает данное решение незаконным и подлежащим отмене, так как имеет заболевание <данные изъяты>, что подтверждается соответствующими документами. С указанным заболеванием он должен был быть признан ограниченно годным к военной службе.

Просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии от 04 мая 2017 года о его признании годным к военной службе и призыве на военную службу, обязать призывную комиссию г. Стерлитамак РБ освободить его от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

Определением Стерлитамакского городского суда РБ от 17 мая 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Военный комиссариат Республики Башкортостан.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Овчинников Р.А. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности на призывную комиссию освободить его от призыва на военную службу по состоянию здоровья, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, считая, что суд может обязать призывную комиссию освободить его от призыва на военную службу.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Овчинникова Р.А. и его представителя адвоката Писарькова П.П., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

На основании п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.

Согласно статье 22 этого же Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Предусмотренная указанным Федеральным законом воинская обязанность (в силу положений п. 1 ст. 1 Федерального закона), помимо, собственно, призыва и прохождения военной службы, включает в себя также воинский учет и обязательную подготовку к военной службе.

Исходя из положений п. 1 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военные комиссариаты осуществляют проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет и призыве на военную службу.

Согласно ст. 5.1 указанного Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 указанной статьи).

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565.

Судом установлено, что решением призывной комиссии г. Стерлитамак РБ от 4 мая 2017 года Овчинников Р.А. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и призван на военную службу.

Оспаривая указанное решение, Овчинников Р.А. указывает на то, что он имеет заболевание <данные изъяты>, в связи с чем он должен был быть признан ограниченно годным к военной службе.

Определением Стерлитамакского городского суда РБ от 1 июня 2017 года в отношении Овчинникова Р.А. назначена военно-врачебная экспертиза, производство которой поручено экспертам медико-консультативного центра «Военврач».

Согласно заключению независимой военно-врачебной экспертизы № 154 от 20 июня 2017 года на основании ст. 66-в, 26-г параграфа I Расписания болезней, Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 565 от 4 июля 2013 года, Овчинников Р.А. признан ограниченно годным к военной службе в связи с наличием заболевания <данные изъяты>.

С учетом заключения экспертизы, суд признал незаконным и отменил решение призывной комиссии г. Стерлитамак РБ от 4 мая 2017 года о признании Овчинникова Р.А. годным к военной службе и призыве на военную службу. Решение в этой части никем не оспаривается.

Заключение судебной военно-врачебной экспертизы получено судом в результате процессуальных действий суда в соответствии с требования закона, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение. Оценка экспертному заключению дана судом первой инстанции в соответствии с другими материалами дела и доказательствами, представленными сторонами.

Довод апелляционной жалобы о незаконном отказе в удовлетворении требования об обязании призывной комиссии освободить Овчинникова Р.А. от призыва на военную службу, является несостоятельным.

Разрешая требования Овчинникова Р.А. в этой части, суд правомерно исходил из того, что в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» обязанности по организации медицинского освидетельствования призывников и принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности возлагаются на призывную комиссию.

Таким образом, принятие решения об освобождении лица от призыва, а также установление категории годности к военной службе с последующей выдачей военного билета в силу ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», отнесено к исключительной компетенции призывной комиссии, а не к компетенции суда. Такое решение может быть принято призывной комиссией во время осеннего призыва 2017 года. Признание решения призывной комиссии незаконным восстанавливает права административного истца в полном объеме.

Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, допущено не было.

Руководствуясь статьями 307-309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 05 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Овчинникова Р.А. – без удовлетворения.

Председательствующий                        Ф.Ф. Сафин            

Судьи                                     Ф.С. Гаиткулова

                                        Л.Г. Гибадуллина

33а-20378/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Овчинников Р.А.
Ответчики
Призывная комиссия г. Стерлитамак РБ, Военный комиссариат РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Сафин Фаниль Фанзирович
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
25.09.2017[Адм.] Судебное заседание
16.10.2017[Адм.] Передано в экспедицию
16.10.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее