Решение по делу № 2-7/2023 (2-2082/2022;) от 03.03.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Иркутск                                                 22 мая 2023 года

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Горбатько И.А., при секретаре Казанцевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7/2023 (УИД 38RS0035-01-2022-001422-11) по исковому заявлению ФИО1 к Иркутской таможне о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Октябрьский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к Иркутской таможне о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.

В обоснование исковых требований, с учётом уточнений, истец указала, что она с 27.03.1995 проходит службу в Иркутской таможне, имеет специальное звание полковника таможенной службы. Истец 03.08.2021 подала в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Иркутской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, заявление установленной формы и все необходимые документы. Истец 10.12.2021 получила выписку из протокола № 4 от 01.11.2021 заседания Комиссии, в которой принято решение об отказе в постановке ФИО1 на учет для предоставления единовременной социальной выплаты. Из выписки из протокола следует, что основаниями для отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты послужили намеренные действия истца по ухудшению жилищных условий, выраженные в добровольном снятии с регистрационного учета без каких-либо причин из жилого помещения, пригодного для проживания по адресу: Адрес; инициировании судебного обжалования заключения межведомственной комиссии от 23.07.2020 № 23.07.2020 № RU 38518101-20/3 о пригодности этого же жилого помещения; добровольной постановке на регистрационный учет в коммунальной квартире по адресу: Адрес; бездействии, выраженном в нереализации распоряжения Администрации Байкальского городского поселения от 14.09.2020 № 233-р в части принятия в отношении этого жилого помещения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Истец полагает решение Комиссии незаконным, необоснованным и нарушающим ее конституционное право на жилище, поскольку представленными в Комиссию документами подтверждается непригодность жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес. Инициирование судебного процесса по обжалованию заключения межведомственной комиссии, которым жилое помещение истца признано пригодным для проживания, истец обосновал правом на безопасное жилье и правом требовать устранения нарушений ее прав. Иное пригодное для проживания жилое помещение истец не имеет, в связи с чем имелась необходимость постановки на регистрационный учет в квартире ее дочери по адресу: Адрес. Кроме того, распоряжение Администрации Байкальского городского поселения № 233-р от 14.09.2020 «О признании жилого помещения непригодным для проживания (пункт 3), рекомендовал ей принять в отношении указанного жилого помещения меры, предусмотренные законодательством РФ, однако не возлагал какие-либо обязанности по совершению конкретных действий. Кроме того, истец указала, что в случае, если бы она не снялась с регистрационного учета в квартире, находящейся в Адрес, которая непригодная для проживания и не встала бы на регистрационный учет в квартире, расположенной в Адрес, она бы все равно соответствовала критериям нуждаемости и имела бы право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты. Таким образом, оснований расценивать действия истца как намерение ухудшения жилищных условий, у Комиссии не имелось.

Истец просит признать незаконным решение Комиссии Иркутской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, содержащееся в протоколе заседания комиссии № 4 от 01.11.2021, об отказе в постановке ФИО1 на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, обязать принять на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты; признать за ФИО1 право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнений, пояснений к нему.

Представитель ответчика Иркутской таможни ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

Представитель третьего лица Администрации Байкальского городского поселения, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы гражданского дела, исследовав имеющиеся в нем доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 283-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в ч. 2 ст. 4 ФЗ № 283-ФЗ.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при определенных ч. 3 ст. 4 Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» условиях.

Часть 8 ст. 4 ФЗ № 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.

По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 ФЗ № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).

Пунктом п. 4 Правил установлено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании заявления и документов, поименованных в указанных Правилах в п. 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 ФЗ № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил).

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что истец 03.08.2021 обратилась в Комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Иркутской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с заявлением о предоставлении указанной единовременной социальной выплаты.

К данному заявлению ФИО1 представила ряд документов, свидетельствующих о наличии права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий (перечень документов перечислен в оспариваемом решении, л.д. 120-128 Том 1).

Решением вышеуказанной Комиссии содержащемся в протоколе заседания комиссии № 4 от 01.11.2021, ФИО1 отказано в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.

В обоснование принятого решения, Комиссией указано, что ФИО1 совершены намеренные действия по ухудшению жилищных условий, выраженные в добровольном снятии с регистрационного учета без каких-либо причин из жилого помещения, пригодного для проживания по адресу: Адрес; инициировании судебного обжалования заключения межведомственной комиссии от 23.07.2020 № 23.07.2020 № RU 38518101-20/3 о пригодности этого же жилого помещения; добровольной постановке на регистрационный учет в коммунальной квартире по адресу: Адрес; бездействии, выраженном в нереализации распоряжения Администрации Байкальского городского поселения от 14.09.2020 № 233-р в части принятия в отношении этого жилого помещения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для проверки доводов истца, обоснованности выводов ответчика, юридически значимым обстоятельством является описание хронологической цепочки событий, с момента описываемых сторонами событий.

Заключением межведомственной комиссии от 31.10.2019 № RU 38518101-19/159 от 31.10.2019, жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес, принадлежащее на праве собственности истцу ФИО1, признано пригодным для проживания.

В период времени, когда указанное жилое помещение обладало статусом пригодного для проживания, истец ФИО1 12.11.2019 снялась с регистрационного учета по данному адресу.

В этот же день, 12.11.2019, истец ФИО1 поставлена на регистрационный учет по адресу: Адрес.

Не согласившись с заключением межведомственной комиссии от 31.10.2019 № RU 38518101-19/159 от 31.10.2019, ФИО1 обратилась в Слюдянский районный суд Иркутской области, где по результатам судебного разбирательства судом 28.02.2020 постановлено решение, которым требования ФИО1 удовлетворены частично, заключение межведомственной комиссии от 31.10.2019 № RU 38518101-19/159 от 31.10.2019 признано незаконным, возложена обязанность в течение месяца с момента вступления в законную силу провести обследование жилого помещения на предмет соответствия пригодности для проживания в нем.

Заключением межведомственной комиссии от 23.07.2020 № 23.07.2020 № RU 38518101-20/3, жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес, принадлежащее на праве собственности истцу ФИО1, признано не соответствующим требованиям п. 20 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, касающегося объемно-планировочных решений. При этом, выводов о непригодности жилого помещения для проживания заключение не содержит.

Администрацией Байкальского городского поселения издано распоряжение от 14.09.2020 № 233-р «О признании жилого помещения непригодным для проживания», которым собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес, то есть ФИО1 рекомендовано принять в отношении указанного жилого помещения меры, предусмотренные законодательством РФ.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что снятие истца с регистрационного учета 12.11.2019 в момент пригодности ее жилого помещения для проживания в нем, находят свое подтверждение.

Доводы истца об отмене решения межведомственной комиссии и принятии обратного решения, не опровергают выводы ответчика об отсутствии оснований для снятия с регистрационного учета и постановки на регистрационный учет в квартире, заведомо не соответствующей жилищным условиям.

Касательно выводов ответчика по инициированию судебного процесса по оспариванию заключения межведомственной комиссии от 23.07.2020 № 23.07.2020 № RU 38518101-20/3, отмечается, что мотивировочная часть оспариваемого протокола № 4 от 01.11.2021 содержит выводы об оспаривании истцом иного заключения межведомственной комиссии от 31.10.2019 № RU 38518101-19/159 от 31.10.2019. Однако, избранный истцом способ защиты своего нарушенного права, не может свидетельствовать о намеренных действиях для ухудшения жилищных условий, и напротив, свидетельствует о проявлении заботливости к условиям проживания в данном помещении.

Вместе с тем, действия истца по оспариванию заключения межведомственной комиссии от 31.10.2019 № RU 38518101-19/159 от 31.10.2019, в результаты которых истец в судебном порядке нашла защиту своих интересов, не согласуются с бездействием истца, выраженным в форме непринятия мер, рекомендованных ей, и способных удовлетворить ее требования к жилищным условиям. Такой вывод ответчика о бездействии истца основан также на ответе Администрации Байкальского городского поселения № 421/01 от 02.04.2021, которым разъяснено, что ФИО1 на свое усмотрение имеет право на получение нового жилого помещения взамен аварийного, право на компенсацию и иные способы, не противоречащие законодательству РФ.

Однако, истцом ФИО1 такое бездействие не обосновано, доказательств совершения каких-либо действий, направленных на исполнение рекомендаций, изложенных в п. 3 распоряжения Администрации Байкальского городского поселения от 14.09.2020 № 233-р «О признании жилого помещения непригодным для проживания», в суд не представлено.

Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истцом предприняты меры к намеренному и безосновательному ухудшению жилищных условий, что в свою очередь являлось основанием для принятия в отношении нее решения об отказе в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.

При таких обстоятельствах, законных оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к Иркутской таможне о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов, не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Иркутской таможне о признании незаконным решения Комиссии Иркутской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, содержащееся в протоколе заседания комиссии № 4 от 01.11.2021, об отказе в постановке ФИО1 на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, об обязании принять на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты; о признании за ФИО1 права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размер 300 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 29.05.2023, в порядке, предусмотренном ст.ст. 320-322 ГПК РФ.

Судья                                                                                                    И.А. Горбатько

2-7/2023 (2-2082/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лысенко Елена Николаевна
Ответчики
Иркутская таможня
Другие
Администрация Байкальского городского поселения
Суд
Октябрьский районный суд г. Иркутск
Судья
Горбатько Игорь Алексеевич
Дело на сайте суда
oktiabrsky.irk.sudrf.ru
03.03.2022Регистрация административного искового заявления
03.03.2022Передача материалов судье
09.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
01.04.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.04.2022Предварительное судебное заседание
30.05.2022Предварительное судебное заседание
04.07.2022Предварительное судебное заседание
25.07.2022Судебное заседание
25.11.2022Производство по делу возобновлено
14.12.2022Судебное заседание
18.01.2023Судебное заседание
20.03.2023Судебное заседание
13.04.2023Судебное заседание
22.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее