РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Иркутск 22 мая 2023 года
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Горбатько И.А., при секретаре Казанцевой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-7/2023 (УИД 38RS0035-01-2022-001422-11) по исковому заявлению ФИО1 к Иркутской таможне о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Октябрьский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к Иркутской таможне о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование исковых требований, с учётом уточнений, истец указала, что она с 27.03.1995 проходит службу в Иркутской таможне, имеет специальное звание полковника таможенной службы. Истец 03.08.2021 подала в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Иркутской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, заявление установленной формы и все необходимые документы. Истец 10.12.2021 получила выписку из протокола № 4 от 01.11.2021 заседания Комиссии, в которой принято решение об отказе в постановке ФИО1 на учет для предоставления единовременной социальной выплаты. Из выписки из протокола следует, что основаниями для отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты послужили намеренные действия истца по ухудшению жилищных условий, выраженные в добровольном снятии с регистрационного учета без каких-либо причин из жилого помещения, пригодного для проживания по адресу: Адрес; инициировании судебного обжалования заключения межведомственной комиссии от 23.07.2020 № 23.07.2020 № RU 38518101-20/3 о пригодности этого же жилого помещения; добровольной постановке на регистрационный учет в коммунальной квартире по адресу: Адрес; бездействии, выраженном в нереализации распоряжения Администрации Байкальского городского поселения от 14.09.2020 № 233-р в части принятия в отношении этого жилого помещения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Истец полагает решение Комиссии незаконным, необоснованным и нарушающим ее конституционное право на жилище, поскольку представленными в Комиссию документами подтверждается непригодность жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес. Инициирование судебного процесса по обжалованию заключения межведомственной комиссии, которым жилое помещение истца признано пригодным для проживания, истец обосновал правом на безопасное жилье и правом требовать устранения нарушений ее прав. Иное пригодное для проживания жилое помещение истец не имеет, в связи с чем имелась необходимость постановки на регистрационный учет в квартире ее дочери по адресу: Адрес. Кроме того, распоряжение Администрации Байкальского городского поселения № 233-р от 14.09.2020 «О признании жилого помещения непригодным для проживания (пункт 3), рекомендовал ей принять в отношении указанного жилого помещения меры, предусмотренные законодательством РФ, однако не возлагал какие-либо обязанности по совершению конкретных действий. Кроме того, истец указала, что в случае, если бы она не снялась с регистрационного учета в квартире, находящейся в Адрес, которая непригодная для проживания и не встала бы на регистрационный учет в квартире, расположенной в Адрес, она бы все равно соответствовала критериям нуждаемости и имела бы право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты. Таким образом, оснований расценивать действия истца как намерение ухудшения жилищных условий, у Комиссии не имелось.
Истец просит признать незаконным решение Комиссии Иркутской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, содержащееся в протоколе заседания комиссии № 4 от 01.11.2021, об отказе в постановке ФИО1 на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, обязать принять на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты; признать за ФИО1 право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнений, пояснений к нему.
Представитель ответчика Иркутской таможни ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Представитель третьего лица Администрации Байкальского городского поселения, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы гражданского дела, исследовав имеющиеся в нем доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 283-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в ч. 2 ст. 4 ФЗ № 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при определенных ч. 3 ст. 4 Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» условиях.
Часть 8 ст. 4 ФЗ № 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 ФЗ № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом п. 4 Правил установлено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании заявления и документов, поименованных в указанных Правилах в п. 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 ФЗ № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил).
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что истец 03.08.2021 обратилась в Комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Иркутской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с заявлением о предоставлении указанной единовременной социальной выплаты.
К данному заявлению ФИО1 представила ряд документов, свидетельствующих о наличии права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий (перечень документов перечислен в оспариваемом решении, л.д. 120-128 Том 1).
Решением вышеуказанной Комиссии содержащемся в протоколе заседания комиссии № 4 от 01.11.2021, ФИО1 отказано в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
В обоснование принятого решения, Комиссией указано, что ФИО1 совершены намеренные действия по ухудшению жилищных условий, выраженные в добровольном снятии с регистрационного учета без каких-либо причин из жилого помещения, пригодного для проживания по адресу: Адрес; инициировании судебного обжалования заключения межведомственной комиссии от 23.07.2020 № 23.07.2020 № RU 38518101-20/3 о пригодности этого же жилого помещения; добровольной постановке на регистрационный учет в коммунальной квартире по адресу: Адрес; бездействии, выраженном в нереализации распоряжения Администрации Байкальского городского поселения от 14.09.2020 № 233-р в части принятия в отношении этого жилого помещения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Для проверки доводов истца, обоснованности выводов ответчика, юридически значимым обстоятельством является описание хронологической цепочки событий, с момента описываемых сторонами событий.
Заключением межведомственной комиссии от 31.10.2019 № RU 38518101-19/159 от 31.10.2019, жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес, принадлежащее на праве собственности истцу ФИО1, признано пригодным для проживания.
В период времени, когда указанное жилое помещение обладало статусом пригодного для проживания, истец ФИО1 12.11.2019 снялась с регистрационного учета по данному адресу.
В этот же день, 12.11.2019, истец ФИО1 поставлена на регистрационный учет по адресу: Адрес.
Не согласившись с заключением межведомственной комиссии от 31.10.2019 № RU 38518101-19/159 от 31.10.2019, ФИО1 обратилась в Слюдянский районный суд Иркутской области, где по результатам судебного разбирательства судом 28.02.2020 постановлено решение, которым требования ФИО1 удовлетворены частично, заключение межведомственной комиссии от 31.10.2019 № RU 38518101-19/159 от 31.10.2019 признано незаконным, возложена обязанность в течение месяца с момента вступления в законную силу провести обследование жилого помещения на предмет соответствия пригодности для проживания в нем.
Заключением межведомственной комиссии от 23.07.2020 № 23.07.2020 № RU 38518101-20/3, жилое помещение, расположенное по адресу: Адрес, принадлежащее на праве собственности истцу ФИО1, признано не соответствующим требованиям п. 20 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, касающегося объемно-планировочных решений. При этом, выводов о непригодности жилого помещения для проживания заключение не содержит.
Администрацией Байкальского городского поселения издано распоряжение от 14.09.2020 № 233-р «О признании жилого помещения непригодным для проживания», которым собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес, то есть ФИО1 рекомендовано принять в отношении указанного жилого помещения меры, предусмотренные законодательством РФ.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что снятие истца с регистрационного учета 12.11.2019 в момент пригодности ее жилого помещения для проживания в нем, находят свое подтверждение.
Доводы истца об отмене решения межведомственной комиссии и принятии обратного решения, не опровергают выводы ответчика об отсутствии оснований для снятия с регистрационного учета и постановки на регистрационный учет в квартире, заведомо не соответствующей жилищным условиям.
Касательно выводов ответчика по инициированию судебного процесса по оспариванию заключения межведомственной комиссии от 23.07.2020 № 23.07.2020 № RU 38518101-20/3, отмечается, что мотивировочная часть оспариваемого протокола № 4 от 01.11.2021 содержит выводы об оспаривании истцом иного заключения межведомственной комиссии от 31.10.2019 № RU 38518101-19/159 от 31.10.2019. Однако, избранный истцом способ защиты своего нарушенного права, не может свидетельствовать о намеренных действиях для ухудшения жилищных условий, и напротив, свидетельствует о проявлении заботливости к условиям проживания в данном помещении.
Вместе с тем, действия истца по оспариванию заключения межведомственной комиссии от 31.10.2019 № RU 38518101-19/159 от 31.10.2019, в результаты которых истец в судебном порядке нашла защиту своих интересов, не согласуются с бездействием истца, выраженным в форме непринятия мер, рекомендованных ей, и способных удовлетворить ее требования к жилищным условиям. Такой вывод ответчика о бездействии истца основан также на ответе Администрации Байкальского городского поселения № 421/01 от 02.04.2021, которым разъяснено, что ФИО1 на свое усмотрение имеет право на получение нового жилого помещения взамен аварийного, право на компенсацию и иные способы, не противоречащие законодательству РФ.
Однако, истцом ФИО1 такое бездействие не обосновано, доказательств совершения каких-либо действий, направленных на исполнение рекомендаций, изложенных в п. 3 распоряжения Администрации Байкальского городского поселения от 14.09.2020 № 233-р «О признании жилого помещения непригодным для проживания», в суд не представлено.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истцом предприняты меры к намеренному и безосновательному ухудшению жилищных условий, что в свою очередь являлось основанием для принятия в отношении нее решения об отказе в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
При таких обстоятельствах, законных оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к Иркутской таможне о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании устранить допущенные нарушения, взыскании судебных расходов, не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Иркутской таможне о признании незаконным решения Комиссии Иркутской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, содержащееся в протоколе заседания комиссии № 4 от 01.11.2021, об отказе в постановке ФИО1 на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, об обязании принять на учет в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты; о признании за ФИО1 права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размер 300 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 29.05.2023, в порядке, предусмотренном ст.ст. 320-322 ГПК РФ.
Судья И.А. Горбатько