Судья Бецелева Т.А. Дело № 2-976/2021 УИД 77RS0021-02-2021-000762-43 |
Дело № 33-1496/2021 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 26 августа 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего |
Миронова А.А., |
судей |
Байрамаловой А.Н., Никоновой Ж.Ю. |
при секретаре |
Ткаченко А.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона, поданного в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности
по апелляционной жалобе ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 16 июня 2021 года, которым постановлено:
иск военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона, поданный в интересах неопределенного круга лиц, – удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации обеспечить Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице его филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Тихоокеанскому флоту) коллективным (общедомовым) прибором учета холодного водоснабжения и тепловой энергии в срок 4 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице его филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Тихоокеанскому флоту) установить в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Камчатский край, Елизовский район, п. Начики (ДОС) дом 8, коллективные (общедомовые) приборы учета холодного водоснабжения и тепловой энергии в срок 4 месяца с момента получения приборов учета от Министерства обороны Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Байрамаловой А.Н., объяснения представителя ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ Мазуркевич О.В., судебная коллегия
установила:
военный прокурор Петропавловск-Камчатского военного гарнизона обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации (далее – МО РФ), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ») о возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указал, что при проведении проверки установлен факт не оборудования вышеназванного многоквартирного жилого дома, собственником которого является МО РФ, приборами учета холодного, горячего водоснабжения, теплового и электроснабжения, что влечет за собой отсутствие контроля фактического расхода жильцами потребленных ресурсов, а также выставление им счетов управляющей организацией ФГБУ «ЦЖКУ» за фактически не потребленные ресурсы.
Бездействие должностных лиц МО РФ, выразившееся в непринятии мер по оборудованию указанного в иске многоквартирного дома приборами учета, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц (военнослужащих, гражданского персонала и иных граждан) на защиту прав потребителей.
Просил обязать МО РФ обеспечить ФГБУ «ЦЖКУ» в лице его филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по Тихоокеанскому флоту) коллективными (общедомовыми) приборами учета холодного, горячего водоснабжения, электроэнергии и тепловой энергии в срок 4 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, обязать ФГБУ «ЦЖКУ» в лице его филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по Тихоокеанскому флоту) установить коллективные (общедомовые) приборы учета холодного, горячего водоснабжения, электроэнергии и тепловой энергии в срок 4 месяца с момента их получения, в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Камчатский край, Елизовский район, п. Начики (ДОС) дом 8.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 июня 2021 года производство по настоящему делу в части обеспечения и установки в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Камчатский край, Елизовский район, п. Начики (ДОС) дом 8, коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии и горячего водоснабжения, прекращено в связи с отказом истца от иска.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе МО РФ ставит вопрос об отмене решения суда. Указывает, что судом необоснованно возложена обязанность по обеспечению ФГБУ «ЦЖКУ» приборами учета холодного водоснабжения и тепловой энергии на МО РФ, поскольку в соответствии с условиями заключенного между МО РФ и ФГБУ «ЦЖКУ» договора управления, Положением о филиале ФГБУ «ЦЖКУ», филиал осуществляет следующие виды деятельности: ремонт и монтаж металлических изделий, машин, оборудования, монтаж промышленных машин и оборудования, строительство жилых и нежилых зданий (ремонт существующих жилых и нежилых зданий), строительство инженерных сооружений (капитальный ремонт), разборку и снос зданий, производство кровельных работ. Мероприятия по теплосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, а обязанность по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Соответственно, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является ответственным лицом за содержание вышеуказанного многоквартирного дома, несет обязанность по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В письменных возражениях ФГБУ «ЦЖКУ» полагает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Мазуркевич О.В. просила решение суда оставить без изменения.
Истец военный прокурор Петропавловск-Камчатского военного гарнизона, ответчик МО РФ в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
С учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, знали о рассмотрении дела в суде, извещены о времени и месте судебного заседания по имеющимся в материалах дела адресам за срок достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, уважительных причин неявки в судебное заседание не установлено, для проверки доводов апелляционной жалобы личного участия и дачи объяснений не требуется, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Выслушав представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Мазуркевич О.В., исследовав материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 125 и п. 3 ст.214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении).
Согласно п. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 5 указанного Федерального закона под энергетическим ресурсом понимается носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии). Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением соответствующих приборов.
Из ч. 9 ст. 11 указанного закона следует, что собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
При этом, согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом «с» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила №354), исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией, а также установку и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика.
Исполнителем услуги в рамках Правил № 354 является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Таким образом, в силу норм действующего законодательства, лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются их собственники и организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация).
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Камчатский край, Елизовский район, п. Начики (ДОС) дом 8, входит в состав специализированного жилищного фонда Минобороны России, что сторонами не оспаривалось.
29 сентября 2017 года между МО РФ (заказчик) и ФГБУ «ЦЖКУ» (управляющая организация) заключен договор № З-УЖФ/ТОФ-2 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации, согласно которому заказчик передает управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Приложении № 1 к договору, а управляющая организация по заданию заказчика принимает в управление жилищный фонд, обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению жилищным фондом и надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного, предоставлять коммунальные услуги и осуществлять иную, направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность.
Указанный многоквартирный дом, включенный в Перечень жилищного фонда (Приложение № 1 к договору), не оборудован коллективным (общедомовыми) приборами учета холодного водоснабжения и тепловой энергии.
Таким образом, поскольку многоквартирные жилые дома входят в состав специализированного жилищного фонда МО РФ и в них отсутствуют коллективные (общедомовые) приборы учета, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по обеспечению такими приборами ФГБУ «ЦЖКУ» лежит на МО РФ, а установка и обеспечение ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, как часть отношений, возникающих при обеспечении граждан коммунальными услугами, входит в число обязанностей управляющей организации, в чьем управлении находятся многоквартирные жилые дома (ФГБУ «ЦЖКУ»).
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона.
Довод апелляционной жалобы о том, что приобретение коллективных (общедомовых) приборов учета входит в число обязанностей именно управляющей компании судебной коллегий отклоняется, как основанный на неверном толковании норм материального права, поскольку обязанность собственника по оснащению жилого помещения приборами учета прямо установлена действующим законодательством. Более того, из буквального содержания договора управления жилищным фондом не следует, что приобретение приборов учета ФГБУ «ЦЖКУ» должно производить за счет собственных средств.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Елизовского районного суда Камчатского края от 16 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи