Судья Зарудняк Н.Н. Дело № 21-112/2021
(дело № 12-502/2020)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
14 апреля 2021 года город Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Исаев Сергей Николаевич, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20), жалобу должностного лица – генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье хозяйство» (далее ООО «Орлиновское охотничье хозяйство») – Леготкина В. В. на постановление государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя Фильченко Александра Александровича № от 30 сентября 2020 года и на решение судьи Балаклавского районного суда города Севастополя от 18 декабря 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица – генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье хозяйство» – Леготкина В. В.,
установил:
постановлением государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя Фильченко А.А. № от 30.09.2020 года должностное лицо – генеральный директор ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» - Леготкин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 16 000 рублей.
На данное постановление должностного лица генеральный директор ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» - Леготкин В.В. подал жалобу в Балаклавский районный суд г. Севастополя.
Решением судьи Балаклавского районного суда г. Севастополя от 18.12.2020 г. оспариваемое постановление изменено, из него исключено указание на наличие отягчающего обстоятельства в виде причинения вреда в результате покоса особо охраняемой природной территории, в связи с чем, уменьшено назначенное наказание в виде административного штрафа до 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, должностное лицо генеральный директор ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» - Леготкин В.В. подал в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит признать незаконными и отменить состоявшийся судебный акт и постановление о назначении административного наказания, а производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что не установлено место расположения территории, на которой был осуществлен покос травянистых растений. Координаты места расположения обследованной территории указаны разные в заключение руководителя образовательной программы «География» филиала МГУ г. Севастополя, в отчете о выполнении геодезических и топографических работ и в акте обследования от 07.05.2020 года.
В материалы административного дела не приобщены документы, подтверждающие техническое соответствие измерительных приборов, которыми устанавливались координаты и площадь территории покоса (отсутствует первичная или периодическая поверка приборов и средств измерения).
Также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о расположении территории, где был проведен покос травянистых растений, в том числе краснокнижных, в квартале 83 выделах 19 и 21 Чернореченского участкового лесничества. Согласно свидетельским показаниям, государственных инспекторов, полученных в судебном заседании, в районе покоса травянистых растений отсутствуют какие-либо обозначения кварталов или выделов, а также сведения, что указанная территория относится к заказнику «Мыс Айя».
Кроме того, вызывают сомнения данные изложенные в акте повторного осмотра указанной территории от 08.07.2020 №: по истечении 2-х месяцев кадастровый инженер ООО «Реал» фактически не мог определить границы скошенного травяного покрова в связи с его естественным ростом, при повторном проведении осмотра территории отсутствовал специалист в области ботаники, который мог бы указать место нахождения скошенных краснокнижных растений на каждом из трех участков. Указанные обстоятельства подтверждаются фотографиями, приложенными к акту, на которых отсутствует скошенный травянистый покров, в том числе скошенные стебли асфоделины желтой (Asphodeline lutea (L.) Rchb). Кроме того в отчете ООО «Реал» не обозначены данные о дате и времени проведения кадастровых работ и дате составления и подписания указанного отчета.
Заявитель обращает внимание, что вывод суда о наличии у участников проверки необходимых профессиональных знаний и необходимой квалификации для определения вида растений не подтверждено документально либо иным любым допустимым доказательством, которое могло подтвердить вышеуказанное утверждение. Таким образом, не доказано причинение вреда объектам Красной книги Севастополя и в связи с этим причинения материального ущерба.
Также, судом не дана оценка пояснениям лесничего ФИО и дежурного ФИО 1
Также, доводы государственного органа о наличии тракторной колеи на территории покоса, соответствующей колее трактора с государственным номером С А 1535 92 оснащенного роторной косилкой Т-40 также не подтверждены. В материалах административного дела отсутствуют доказательства наличия тракторной колеи на территории покоса, а также документальные данные о её измерении, параметрах и исследовании на предмет соответствия колее указанного трактора. На фотографиях, которые находятся в материалах дела, можно увидеть лесную дорогу предназначенную для передвижения спецтранспорта, следов от трактора или иной техники на территории сенокоса не зафиксировано. ФИО в судебном заседании, указал, что не может со 100% уверенностью утверждать, что колея, которую он видел в зоне покоса, принадлежит трактору.
Отсутствуют также какие-либо доказательства свидетельствующие, что покос был проведен механическим способом, в том числе с применением роторной установки.
На фотоотчетах отсутствуют фрагменты скошенной травы в виде ровно уложенных полоссена, которые могли бы свидетельствовать об использование технических средств для кошения травянистых растений. Подобная информация отсутствует и в протоколе и актах осмотра территории сенокоса. Исследования об установлении способа среза краснокнижных и иных растений не проводились. Следовательно, нельзя утверждать, что покос травы был осуществлен механическим способом, в том числе роторной установкой.
Лицо, совершившее правонарушение, также не установлено ни судом первой инстанции, ни государственным органом при рассмотрении административного дела. Судом не были учтены те обстоятельства, что ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» не поручало своим работникам или иным привлеченным лицам осуществлять покос травы на территории вольера.
Вместе с тем, территория вольера не является зоной запрещенной для посещения людей. Вольер оснащен несколькими воротами и калитками которые не имеют запирающих устройств для свободного прохода людей и посещения вольера. На территорию вольера имеют доступ также специализированный транспорт: противопожарного назначения, лесохозяйственного, принадлежащий Лесничеству, Лесхозу, Севприроднадзору, а также иных организаций.
Согласно пояснениям, предоставленным государственными инспекторами в судебном заседании, на территории вольера в период с 01.05.2020 по 07.05.2020 проводилась обработка рубка леса с использованием техники, а также проводился обход территорий государственными инспекторами ГКУ «Севастопольское лесничество» на служебном транспорте.
Таким образом, если следы от транспорта и были на территории покоса, то какому спорту они принадлежат, установлено не было. Не исключается и возможность, совершения оса травы и физическими лицами для личных целей.
В связи с чем, постановление о назначении административного наказания подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» - Леготкина В.В. - прекращению на основании п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, и в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.
Настоящая жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.
В судебном заседании должностное лицо – Леготкин В.В. и его защитник Черемухина Т.Б. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям, просили ее удовлетворить.
Государственный инспектор Фильченко А.А. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, что не является препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из преамбулы к Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ) следует, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Они изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного пользования и для них установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ закреплено, что государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
В силу ч. ч. 1-3 ст. 24 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
В соответствии с п. п. 11 и 12 Положения о Государственном природном ландшафтном заказнике регионального значения «Мыс Айя», утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 29.04.2016 г. № 409-ПП, (далее – Положение), целями заказника являются сохранение его уникального природного ландшафта в зоне контакта Главной гряды Крымских гор и Черного моря на западной границе Южного берега Крыма и его высокого уровня эстетической привлекательности, охрана, сохранение и воспроизводство генофонда растительного и животного мира, сохранение прилегающей морской акватории. Задачами заказника являются, в том числе, сохранение ландшафтного и биологического разнообразия; охрана, сохранение и содействие воспроизводству видов растений и животных редких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу города Севастополя, Европейский Красный список животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения в мировом масштабе.
Из положений подпунктов 7, 8, 24 пункта 13 Положения следует, что в заказнике запрещена деятельность, противоречащая его целям и задачам, в том числе заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром без соответствующего разрешения; уничтожение и повреждение объектов растительного мира; въезд на территорию заказника всех видов транспорта, за исключением служебного и технологического транспорта: исполнительного органа государственной власти города Севастополя, уполномоченного в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий; государственного учреждения, осуществляющего управление заказником; государственного учреждения, осуществляющего государственный охотничий и лесной надзор; государственного учреждения, осуществляющего государственный пожарный надзор в лесах; государственного учреждения, осуществляющего охрану, защиту и воспроизводство лесов; пользователей охотничьих угодий; специально уполномоченных государственных органов; землепользователя.
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Из материалов дела усматривается и явилось основанием для привлечения должностного лица – Леготкина В.В. к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, что 07 мая 2020 г. государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды, государственным инспектором в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях Шурухиной Е.О. с участием руководителя образовательной программы «География» Филиала МГУ в г. Севастополе, кандидатом географических наук Кашириной Е.С., лесничим Чернореченского участкового лесничества ФИО и лесничим Севастопольского участкового лесничества ФИО 2 было проведено обследование территории Государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Мыс Айя», а также территории вольера, расположенного на территории заказника, на предмет соблюдения природоохранных требований.
В ходе данного обследования было выявлено, что на территории вольера, огражденного забором, содержащим информационную табличку ООО «Орлиновское охотничье хозяйство», расположен трактор с государственным номером СА 1535 92, оснащенный роторной косилкой Т-40, на корпусе и в рабочих частях которого находятся остатки недавно скошенных растений.
Также, в ходе обследования вольера была выявлена территория, на которой был осуществлен покос травянистой растительности, в том Асфоделины желтой (Аsphodeline lutea (L.) Rchb), занесенной в Красную Книгу города Севастополя, согласно «Перечня (списков) объектов животного и растительного мира, грибов, занесенных в Красную книгу города Севастополя», утвержденного приказом Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя № от 11 мая 2016 г., в частности на двух участках: на участке № (<адрес>) в квартале 83 выдел 19 Чернореченского участкового лесничества – 28 единиц, на участке № (<адрес>,) в квартале 83 выдел 19 Чернореченского участкового лесничества – 130 единиц, на участке № (<адрес>) в квартале 83 выдел 21 Чернореченского участкового лесничества – 31 единица, а всего в количестве 189 единиц Асфоделины желтой с соцветиями, общей высотой 20-30 см. Также на вышеуказанной территории зафиксирована колея трактора, расстояние которой соответствует колее трактора, выявленного на КПП ООО «Орлиновское охотничье хозяйство». По итогам данного обследования был составлен акт №-О от 07 мая 2020 г. с фототаблицей.
К указанному акту приложено заключение по результатам обследования повреждений растений, занесенных в Красную книгу города Севастополя, сделанное руководителем образовательной программы «География» Филиала МГУ в г. Севастополе, кандидатом географических наук Кашириной Е.С., согласно которому при проведении 07 мая 2020 г. визуального обследования повреждений растений, занесенных в Красную книгу города Севастополя, на территории заказника «Мыс Айя» выявлены скошенные стебли охраняемого растения (категория статуса редкости 2) – Асфоделины желтой (Аsphodeline lutea (L.) Rchb), с соцветиями общей высотой 20-30 см, в количестве 189 единиц. Следы покоса (механического повреждения) зафиксированы 03 мая 2020 г. около 16.00 часов при пересечении полян во время проведения мониторинга видов, занесенных в Красную книгу города Севастополя.
Согласно карточке учета самоходной машины, трактор с государственным регистрационным знаком 1535 СА 92 принадлежит ООО «Орлиновское охотничье хозяйство».
08 июля 2020 г. государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Шурухиной Е.О. с участием кадастрового инженера Единого центра недвижимости «Реал», государственного лесного инспектора в области особо охраняемых природных территорий Чернореченского участкового лесничества Дерюгина А.В. вновь было проведено обследования территории Государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Мыс Айя», на которой ранее были осуществлены сенокосные работы, в результате которых было срезано 189 единиц Асфоделины желтой, занесенной в Красную Книгу города Севастополя. В ходе данного обследования были произведены геодезическая съемка и замеры территории, в результате которых установлено, что общая площадь территории, на которой был осуществлен покос травы составляет 8058 кв. м, в том числе установлены 3 участка, на которых была срезана Асфоделина желтая: участок № – площадью 14 кв. м (28 единиц), участок № – площадью 50 кв. м (130 единиц), участок № – площадью 48 кв. м (31 единица). По итогам данного обследования был составлен акт №-О от 08 июля 2020 г. с фототаблицей.
Отчетом ООО «Реал» установлено, что общая площадь сенокоса на исследованном земельном участке на территории Государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Мыс Айя», составила 8058 кв. м; площадь земельных участков, где обнаружено уничтожение объектов Красной Книги города Севастополя, составила 112 кв. м: из них земельный участок № – площадью 50 кв. м; земельный участок № – площадью 14 кв. м; земельный участок № – площадью 48 кв. м., тем самым должностным лицом Леготкиным В.В. допущено совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, а именно нарушение установленного режима Государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Мыс Айя» выразившееся в осуществлении покоса растительного покрова с помощью трактора, в том числе 189 ед. асфоделины желтой, занесенной в Красную Книгу города Севастополя.
В связи с чем, постановлением государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя Фильченко А.А. № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – генеральный директор ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» - Леготкин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 16 000 рублей.
Решением судьи Балаклавского районного суда г. Севастополя от 18.12.2020 г. жалоба должностного лица – Леготкина В.В. оставлена без удовлетворения, оспариваемое постановление изменено в части назначенного наказания, снижен размер административного штрафа до 15 000 рублей. Оставляя оспариваемое постановление без изменения судья районного суда пришел к выводу, что при вынесении постановления должностное лицо, вопреки доводов жалобы, не было установлено нарушений норм процессуального и материального права.
Данные вывода суда, вопреки доводам жалобы, являются правильными и обоснованными, соответствуют исследованным в судебном заседании доказательствам, надлежащим образом мотивированы и аргументированы, оснований для их переоценки у суда второй инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств, подтверждающих принятие должностным лицом – Леготкиным В.В. на момент совершения административного правонарушения всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению установленных законодательством обязанностей, должностным лицом не представлено.
Должностным лицом всесторонне и полно исследованы фактические обстоятельства по делу, оценены представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и сделан правильный вывод о том, что выявленное нарушение свидетельствуют о нарушении должностным лицом – Леготкиным В.В. требований в области правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, а, следовательно, о наличии в действиях должностного лица – Леготкина В.В. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ.
Действия должностного лица – Леготкина В.В. правильно квалифицированы должностным лицом по ст. 8.39 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и вина должностного лица – Леготкина В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы, которые были предметом рассмотрения в районном суде, подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными судом районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с учетом положения ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя материалы дела не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, не имеется.
Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с положениями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, личности виновного, является справедливым и соразмерным содеянному, в пределах санкции ст. 8.39 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица – Леготкина В.В. от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ, прекращения производства по делу в силу ст. 24.5 КоАП РФ, судом второй инстанции не установлено.
Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Выводы судьи районного суда о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены состоявшегося решения по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, -
решил:
решение судьи Балаклавского районного суда города Севастополя от 18 декабря 2020 года оставить без изменения, а жалобу должностного лица – генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье хозяйство» – Леготкина В. В. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья С.Н. Исаев