Решение по делу № 33-11115/2017 от 20.09.2017

Судья: Савинцева Н.А. Дело № 33-11115

Докладчик: Пастухов С.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 сентября 2017 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда

в составе председательствующего: Пастухова С.А.,

судей: Ворожцовой Л.К., Макаровой Е.В.,

при секретаре: Голушковой О.Л.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.

    гражданское дело по частной жалобе Акционерного общества «Страховая компания Опора» на определение Центрального районного суда г. Кемерово от 01 июня 2017 года

    по заявлению Акционерного общества «Страховая компания Опора», Акционерного общества «Страховая группа «УралСиб» о процессуальном правопреемстве по делу по иску Дилбаряна П. Г. к Акционерному обществу «Страховая группа «УралСиб» о взыскании страхового возмещения, расходов на оценку, неустойки, штрафа,

    

УСТАНОВИЛА:

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 05.12.2016 г. по указанному иску постановлено (л.д. 118):

Исковые требования Дилбаряна П. Г. удовлетворить частично.

Взыскать с Акционерного общества «Страховая группа «УралСиб» в пользу Дилбаряна П. Г. страховое возмещение в размере <данные изъяты>, расходы по оплате оценки в сумме <данные изъяты>, неустойку в связи с просрочкой выплаты страхового возмещения в сумме <данные изъяты>, штраф за исполнение в добровольном порядке требований потерпевшего в сумме <данные изъяты>, судебные расходы по оплате судебной экспертизы в сумме <данные изъяты>, по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>

В остальной части иска - отказать.

Взыскать с Акционерного общества «Страховая группа «УралСиб» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Эксперт Реал» оплату проведенной по делу судебной экспертизы в сумме <данные изъяты>

Взыскать с Акционерного общества «Страховая группа «УралСиб» в доход бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по делу выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Страховая компания Опора», АО «Страховая группа «УралСиб» обратились в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве, в котором просили произвести замену ответчика АО «Страховая группа «УралСиб» на его правопреемника АО «Страховая компания Опора».

Заявление мотивировали тем, что согласно п. 1 ст. 26.1 Закона РФ № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщик (за исключением общества взаимного страхования) может передать, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан передать обязательства по договорам страхования (страховой портфель) одному страховщику или нескольким страховщикам (за исключением общества взаимного страхования), удовлетворяющим требованиям финансовой устойчивости и платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств и имеющим лицензии на осуществление видов страхования, по которым передается страховой портфель (замена страховщика).

ДД.ММ.ГГГГ на сайте АО «Страховая группа «УралСиб», на сайте ЦБ РФ, а также в газетах «Коммерсантъ» выпуск № 28 (6022 с момента обновления издания), в Российской газете выпуск № 33 (7199), в газете «Известия» выпуск № 28 (29766) размещено уведомление о намерении передать страховой портфель АО «Страховая Компания Опора».

ДД.ММ.ГГГГ между АО «Страховая группа «УралСиб» и АО «Страховая Компания Опора» был заключен Договор о передаче страхового портфеля.

В соответствии с условиями указанного договора АО «Страховая группа «УралСиб» передало, а АО «Страховая Компания Опора» приняло с ДД.ММ.ГГГГ права и обязательства по заключенным ранее АО Страховая группа «УралСиб» договорам страхования, включая обязательства по полису, на основании которого заявлен настоящий иск.

После передачи страхового портфеля, датой передачи которого является дата подписания Акта приема-передачи, ДД.ММ.ГГГГ, АО «Страховая группа «УралСиб» перестает быть стороной по передаваемым договорам страхования. Все права и обязанности по передаваемым договорам страхования переходят к Акционерному обществу «Страховая Компания Опора».

В судебное заседание представители заявителей АО «Страховая группа «УралСиб» и АО «Страховая компания Опора», не явились.

Заинтересованное лицо Дилбарян П.Г. в судебное заседание не явился, его представитель Калейчик А.А., не возражала против заявления.

Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 01.06.2017 г. постановлено (л.д. 140-142):

По делу по иску Дилбаряна П. Г. к Акционерному обществу «Страховая группа «УралСиб» о взыскании страхового возмещения, расходов на оценку, неустойки, штрафа, произвести замену ответчика (должника) Акционерное общество «Страховая группа «УралСиб» на его правопреемника Акционерное общество «Страховая компания Опора» (ИНН 7705103801, г. Москва, ул. Золоторожский Вал, д. 11, стр. 29).

В частной жалобе представитель АО «Страховая Компания Опора» -Соколова А.Е., просит отменить определение суда (л.д. 155).

Указывает, что суд должным образом не исследовал договоры о передаче страхового портфеля и от ДД.ММ.ГГГГ, так как под «обязательствами» в соответствии с пп. 1.1 договоров о передаче страхового портфеля , от ДД.ММ.ГГГГ понимаются передаваемые обязательства по выплате страхового возмещения, предусмотренные договорами страхования.

Договорами о передаче страхового портфеля не предусмотрена передача обязательств по возмещению морального вреда, штрафных санкций, неустоек, заявленных страхователями/выгодоприобретателями.

Поскольку АО «СК Опора» является сингулярным правопреемником ответчика, оно отвечает по обязательствам АО «СГ «УралСиб» строго в рамках договора по передаче портфеля. При этом моментом перехода обязательств является дата подписания договора.

Кроме того, указывает, что исходя из смысла гражданского законодательства, закона о защите прав потребителей, основанием ответственности за нарушение обязательства является вина (действие/бездействие вопреки условиям договора страхования).

АО «СК Опора» не участвовало в судебном разбирательстве. Вины АО «СК Опора» в ненадлежащем исполнении обязательств Акционерным обществом «Страховая группа «УРАЛСИБ» по выплате страхового возмещения истцу не имеется. Считает, что штрафы, пени, неустойка, компенсация морального вреда на основании Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение условий правил страхования и действующего законодательства, лежат на стороне, непосредственно виновной в допущении данного правонарушения, неразрывно связаны с лицом, допустившим нарушение обязательства.

Также указывает на то, что истец фактически не обращался за страховой выплатой к АО «СК Опора», заинтересованное лицо в урегулировании убытка не участвовало, заявлений о страховом возмещении не получало, в выплате страхового возмещения не отказывало. Правовых оснований для возложения обязательств в части уплаты неустойки, исходя из смысла ст. 12 Федерального закона «Об ОСАГО», у АО «СК Опора» не имеется.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность определения исходя из доводов, изложенных в частной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 44 ГПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

Судом первой инстанции установлено, что решением Центрального районного суда г. Кемерово от 05.12.2016 г. постановлено взыскать с АО «Страховая группа «УралСиб» в пользу Дилбаряна П.Г. страховое возмещение в размере <данные изъяты>., расходы по оплате оценки в сумме <данные изъяты>., неустойку в связи с просрочкой выплаты страхового возмещения в сумме <данные изъяты>., штраф за исполнение в добровольном порядке требований потерпевшего в сумме <данные изъяты>., судебные расходы по оплате судебной экспертизы в сумме <данные изъяты>, по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>., а всего <данные изъяты>.

Также указанным решением суда с АО «Страховая группа «УралСиб» в пользу ООО «Эксперт Реал» взыскана оплата проведенной по делу судебной экспертизы в сумме <данные изъяты> в доход бюджета взыскана государственная пошлина в сумме <данные изъяты>.

Решение суда в апелляционном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ между АО «Страховая группа «УралСиб» и АО «Страховая Компания Опора» был заключен договор о передаче страхового портфеля , подписан соответствующий акт приема-передачи страхового портфеля.

Установив факт заключения договора передачи страхового портфеля между сторонами, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что после передачи страхового портфеля АО «Страховая группа «УралСиб» перестает быть стороной по передаваемым договорам страхования, все права и обязанности по переданным договорам страхования перешли к АО «Страховая Компания Опора», в связи с чем, счел обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные требования о процессуальном правопреемстве.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, находит их законными и обоснованными. Доводы частной жалобы о несогласии с возложением на АО «Страховая Компания Опора» ответственности по оплате неустойки, штрафа, связанных с неисполнением условий договора страхования, являются необоснованными по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 26.1 Закона РФ от 27.11.1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщик (за исключением общества взаимного страхования) может передать, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан передать обязательства по договорам страхования (страховой портфель) одному страховщику или нескольким страховщикам (за исключением общества взаимного страхования), удовлетворяющим требованиям финансовой устойчивости и платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств и имеющим лицензии на осуществление видов страхования, по которым передается страховой портфель (замена страховщика).

Согласно п. 14 ст. 26.1 Закона РФ от 27.11.1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», со дня подписания акта приема-передачи страхового портфеля к страховщику, принимающему страховой портфель, переходят все права и обязанности по договорам страхования.

Исходя из п.п. 2.2.1-2.2.4 договора о передаче страхового портфеля от ДД.ММ.ГГГГ в страховой портфель включаются обязательства по всем договорам страхования, действующим на дату принятия страховщиком решения о передаче страхового портфеля (ДД.ММ.ГГГГ) и итоговый перечень которых будет приведен в акте приема-передачи страхового портфеля, обязательства по всем договорам страхования, включенным в акт приема-передачи страхового портфеля, срок действия которых истек на дату принятия страховщиком решения о передаче страхового портфеля, не исполненные страховщиком в полном объеме или частично (вне зависимости от того заявлены ли по таким договорам страхования требования о возмещении убытков либо вреда или нет, определена ли сумма убытков/вреда или нет, принят ли и вступил по ним в силу судебный акт о взыскании со страховщика суммы убытков/вреда или нет); обязательства страховщика по возмещению суммы оплаченных убытков лицам, осуществившим в порядке, предусмотренных Законом об ОСАГО, прямое возмещение убытков, причиненных потерпевшим по договорам страхования, включенным в акт приема-передачи страхового портфеля; обязательства страховщика по возмещению вреда, причиненного имуществу (транспортному средству) потерпевшего, осуществляемое в соответствии с Законом об ОСАГО страховщиком потерпевшего от имени страховщика причинителя вреда.

По условиям указанного договора, обязательства, указанные в пунктах 2.2.1-2.2.4, включаются в страховой портфель в объеме и на условиях, которые существуют на момент передачи страхового портфеля (т.е. на момент подписания акта приема-передачи страхового портфеля).

Также судебная коллегия принимает во внимание, что п. 1.1 договора о передаче страхового портфеля от ДД.ММ.ГГГГ содержит перечень обязательств, которые не передавались по договору, а именно: обязательства перед станциями технического обслуживания автомобилей, которые осуществили ремонт транспортных средств по направлениям, выданным Страховщиком как в добровольном порядке, так и в соответствии с решениями судов; обязательства по договорам, заключенным с экспертами (сюрвейерами, аварийными комиссарами, прочими экспертами), задействованными в урегулировании убытков по Договорам страхования, а также по договорам, заключенным со страховыми агентами и страховыми брокерами, привлеченными для оформления, заключения и сопровождения ими Договоров страхования; обязательства по договорам страхования, заключенным на бланках страховых полисов, не сданных Страховщику (в т.ч. утраченных, украденных), и не включенных в перечень передаваемых Договоров страхования по Акту приема-передачи страхового портфеля; и обязательства по Договорам страхования, заключенным с нарушениями законодательства Российской Федерации, влекущими недействительность этих Договоров страхования.

В указанный перечень штрафные санкции (неустойки, пени, штрафы) по обязательствам, возникающим из договоров добровольного страхования, выплата компенсации морального вреда не включены. Следовательно, в силу действующего законодательства и условий договора, указанные обязательства также перешли к АО «Страховая Компания Опора».

Таким образом, АО «Страховая Компания Опора» приняло на себя не часть конкретного обязательства, а стало страховщиком по договорам страхования, переданным по акту приема-передачи, со всеми правами и обязанностями, предусмотренными условиями договора страхования и входящими в состав обязательства. Со дня подписания (ДД.ММ.ГГГГ) акта приема-передачи страхового портфеля к страховщику - АО «Страховая Компания Опора», принимающему страховой портфель, перешли все права и обязанности по договорам страхования.

Договор о передаче страхового портфеля от ДД.ММ.ГГГГ исполнен, до настоящего времени не признан недействительным в установленном законом порядке.

Таким образом, поскольку на момент передачи страхового портфеля обязательства акционерного общества «Страховая группа «УралСиб» перед Дилбаряном П.Г. установлены вступившим в законную силу решением суда, порядок передачи страхового портфеля между сторонами не нарушен, оснований для отказа в замене должника по делу в порядке процессуального правопреемства не имеется.

Доводы частной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого определения суда.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены определения по доводам частной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Определение Центрального районного суда г. Кемерово от 01 июня 2017 года, оставить без изменения, частную жалобу Акционерного общества «Страховая компания Опора» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-11115/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дилбарян П. Г.
Ответчики
АО "СГ "Уралсиб"
Другие
АО "Страховая компания Опора"
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Пастухов Сергей Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
28.09.2017Судебное заседание
29.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.09.2017Передано в экспедицию
28.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее