Судья – Колегова Н.А.
Дело № 33 – 1734/2020
Номер дела в суде первой инстанции 2 –4011/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Гилевой М.Б.,
судей Новоселовой Д.В., Стрельцова А.С.
при секретаре Шумилиной А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 19 февраля 2020 года дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Тимсервис» на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 28 ноября 2019 года, которым постановлено:
«Признать несоответствующими требованиям законодательства о техническом регулировании действия общества с ограниченной ответственностью «Тимсервис» по предоставлению коммунальной услуги «горячее водоснабжение» в квартиру №** многоквартирного дома № ** по ул.**** в период с 22.09.2018 по 21.10.2018.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Тимсервис» в пользу Харченко Галины Ивановны компенсацию морального вреда в размере 200 (двести) рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 100 (сто) рублей, судебные расходы 1 000 (одна тысяча) рублей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Тимсервис» в доход муниципального образования «Город Кунгур Пермского края» государственную пошлину в размере 600 (шестьсот) рублей.»
Заслушав доклад судьи Новоселовой Д.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Харченко Г.И. обратилась с требованием к ООО «Тимсервис», с учетом уточненных требований просит признать действия ответчика неправомерными по предоставлению услуги ГВС в жилое помещение ** МКД ** по ул. **** ненадлежащего качества, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф в размере 2 500 рублей, судебные расходы в размере 6 300 рублей (л.д. 44).
Заявленные требования истец обосновывает тем, что является собственником жилого помещения на основании свидетельства о праве на наследство по закону. Ответчик обязался предоставлять услуги теплоснабжения с параметрами теплоносителя, круглосуточно в течение всего года, не ниже 60oC и не выше 75oC. В период с 22.09.2018 по 21.10.2018 ответчик коммунальную услугу ГВС предоставлял ненадлежащего качества, поставляя ресурс с пониженной температурой (средняя величина не превышала 54,49oC). В адрес ответчика 13.11.2018 истцом была направлена претензия о нарушении температурного режима теплоносителя. Ответчик на данную претензию не ответил. По мнению истца, ответчиком, как исполнителем, нарушены подпункты «а» пункта 31, пункты 111, 112 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011. Ответчиком нарушены права потребителя, а также требования о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Предоставление ответчиком коммунальных услуг с нарушением температурного режима подачи горячего водоснабжения привело к нарушению прав истца. Отчет о потребленной тепловой энергии с 22.09.2018 по 21.10.2018 показал, что температура была ниже установленной законодательством (60 oC), что свидетельствует о доказанности вины ответчика и является основанием для компенсации морального вреда.
Судом постановлено приведеннное выше решение, с которым не согласен ответчик. В обоснование доводов жалобы указывает, что МКД по ул. **** г. Кунгура не оборудован общедомовым прибором учета. В подвале дома № ** по ул. **** установлен водомер, учитывающий потребление горячей воды несколькими МКД ( **** и ****). Такой прибор учета не является коммерческим и его показания не могут быть приняты в расчет объемов потребленной горячей воды. Ссылаясь на положения Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ответчик указывает, что данными правилами не предусмотрен порядок расчета платы за горячее водоснабжение и перерасчета платы, в том числе в связи с некачественной поставкой ГВС по одному общедомовому прибору учета тепловой энергии для двух и более МКД. Отчет, представленный истцом не обеспечивает раздельный учет параметров горячей воды МКД, поэтому не может быть принят во внимание в качестве основания для проведения соответствующего перерасчета. Услуга «горячее водоснабжение» не рассчитывается ООО «Тимсервис» по показаниям прибора учета (водомера), который установлен на доме ****, так как отчет по теплу, на котором основывает свой вывод суд, не содержит сведений об объемах потребленной горячей воды. ООО «Тимсервис» не осуществляет поставку тепловой энергии для целей горячего водоснабжения в МКД по ул.****, горячая вода поставляется от ЦТП централизовано, в связи с чем вывод суда о том, что ООО «Тимсервис» поставляет тепловую энергию в указанный выше многоквартирный дом не соответствует обстоятельства, имеющим существенное значение для дела.
В возражениях на апелляционную жалобу истец полагает решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, были уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не заявляли, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и 3-его лица.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Положениями ч. 1 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В силу п. 31 названных Правил № 354 от 06 мая 2011 года исполнитель обязан : предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; информировать потребителей в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является собственником квартиры № **, расположенной по адресу: ****.
ООО «Тимсервис» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку горячего водоснабжения в МКД ** по ****.
Таким образом, по факту предоставления коммунальной услуги – «горячее водоснабжение» между истцом и ответчиком сложились договорные отношения по предоставлению и потреблению коммунальной услуги и ее оплате, что подтверждается копиями квитанций на оплату ГВС.
Согласно представленному стороной истца отчету за период с 21 сентября 2018 года по 21 октября 2018 года температурный режим теплоносителя на входе в МКД по ул.**** г. Кунгура составил ниже 60 oC, в среднем 54,49 oC (л.д.8, 33).
Доказательств иного ответчиком не представлено.
Квитанциями по начислению платы за представленную коммунальную услугу в квартиру № ** по ул. **** г. Кунгура по ГВС за сентябрь-октябрь 2018, установлено, что имелось потребление данного коммунального ресурса, за что ООО «Тимсервис» начислило плату.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные доказательства, руководствуясь Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 157 Жилищного кодекса, п. 31 Правил № 354, ч. 1 ст. 2, ст. ст. 11, 19 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.п. 1.2, 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований. При этом судом установлено, что истец не был обеспечен коммунальной услугой «горячее водоснабжение» надлежащего качества в спорный период. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении прав истца как потребителя коммунальной услуги, в связи с чем требования о признании действий ответчика по поставке горячей воды с нарушением температурного режима, не соответствующим требованиям законодательства, о перерасчете платы за горячее водоснабжение, взыскании компенсации морального вреда и штрафа являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг, обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными выше Правилами № 354 от 06 мая 2011 года.
Одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме является качество предоставляемых коммунальных услуг.
Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (ч. 3 ст. 1) предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных систем горячего водоснабжения устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура.
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 град. C и не выше 75 град. C. Отклонения от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги, не допускаются.
Факт нарушения прав истца, как потребителя коммунальной услуги подтверждается отчетом по поставке горячей воды за период с 21 сентября по 21 октября 2018 года.(л.д. 8,33).
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что факт несоответствия подаваемой в дом № ** по ул. **** г. Кунгура горячей воды установленным требованиям по температурному режиму не подтвержден допустимыми доказательствами, не принимаются во внимание судебной коллегией.
Ответчик обосновывает свою позицию ссылками на отсутствие в указанном доме по ул. **** общедомового прибора учета горячей воды как объема так и ее параметров. По его мнению показания теплосчетчика, установленного на водомере горячей воды на два дома не подтверждают позицию истца о несоблюдении температурного режима горячей воды. Однако, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, ответчик, являясь исполнителем услуги по горячему водоснабжению, доказательств, которые бы подтверждали факт соблюдения температурного режима подачи горячей воды в спорный период времени, не представил, информацию, содержащуюся в представленных ТСЖ «***» отчетах по температуре поставляемой в дом горячей воды не опроверг.
Судебная коллегия также отмечает, что обстоятельств, свидетельствующих о наличии объективной невозможности своевременного выполнения ответчиком установленных законодательством требований или вины потребителя, не установлено, соответственно, ответчик не может быть освобожден от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальной услуги.
Доводы жалобы о том, что ответчик не поставляет тепловую энергию для целей горячего водоснабжения, выводов суда первой инстанции не опровергает. ООО «Тимсервис» осуществляет поставку горячего водоснабжения централизовано, при этом качество услуги в любом случае не соответствует требованиям действующего законодательства.
Разрешая требование о компенсации морального вреда, суд правильно исходил из того, что на основании ст. 15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку претензия истца о предоставлении ответчиком некачественного горячего водоснабжения оставлена без удовлетворения, суд обоснованно на основании п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» взыскал с ответчика в пользу истца штраф.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции по существу заявленных сторонами требований и возражений против них.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунгурского городского суда Пермского края от 28 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Тимсервис» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи