Дело № 2а-2904/2020
УИН 18RS0005-01-2020-003661-08
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2020 года гор. Ижевск
Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Черединовой И.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства административное дело по иску Прокурора Устиновского района г. Ижевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной,
у с т а н о в и л :
Прокурор Устиновского района г. Ижевска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (далее – административный ответчик, Управление Роскомнадзора по УР) с учетом заявления, поданного в порядке ст. 46 КАС РФ, о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на странице сайта с URL https://seniqq.link/ о способах совершения незаконных финансовых операций, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, реализации устройств, посредством которых могут быть совершены незаконные финансовые операции и обналичивание денежных средств, распространение которой в Российской Федерации запрещено; включить информацию, размещенную по адресу https://seniqq.link/, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, на основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч.ч. 1, 3 ст. 1 КАС РФ).
Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той сфере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.
Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
Статьей 174 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
При этом под финансовыми операциями могут пониматься любые операции с денежными средствами (наличные и безналичные расчеты, кассовые операции, перевод или размен денежных средств, обмен одной валюты на другую и т.п.)
Вместе с тем в нарушение приведенных норм законодательства на указанном интернет-сайте осуществляется деятельность по перечислению денежных средств в любом размере с оплатой данной услуги держателю карты, при этом условия залива денежных средств не подразумевают процедуру кредитования или иного законного способа предоставления денежных средств держателю карты, что свидетельствует о способе обналичивания денежных средств, полученных преступным путем.
В ходе проведенной проверки установить юридическое (физическое) лицо, которому принадлежит интернет-сайт, не представилось возможным.
Согласно п. 2.3 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя, в том числе, организацию, планирование, подготовку террористического акта, информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.
В соответствии с п.п. 7, 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризма относятся приоритет мер предупреждения терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
В силу ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» финансирование терроризма представляет собой предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст.ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
Предоставление услуги по обналичиванию денежных средств носит криминогенный характер, может способствовать финансированию террористических организаций.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – ФЗ № 149) информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Согласно п. 1 ст. 10 ФЗ № 149 в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ № 149 запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ № 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ № 149 на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ № 149).
В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ № 149 в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149).
Таким образом, указанными нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о способах совершения незаконных финансовых операций, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, реализации устройств, посредством которых могут быть совершены незаконные финансовые операции и обналичивание денежных средств.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Устиновского района г. Ижевска путем мониторинга информации, размещенной на сайте сети «Интернет» выявлен сайт с URL https://seniqq.link/ о способах совершения незаконных финансовых операций, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, реализации устройств, посредством которых могут быть совершены незаконные финансовые операции и обналичивание денежных средств.
Вход на сайт является свободным и открытым, не требующим предварительной регистрации.
Предоставление возможности доступа к интернет-сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением.
Таким образом, сведения, размещенные на указанном интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности совершения незаконных финансовых операций, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, реализации устройств, посредством которых могут быть совершены незаконные финансовые операции и обналичивание денежных средств, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения, а распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в связи с чем, вы целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
Учитывая изложенное, суд считает установленным факт того, что на вышеуказанном сайте содержится информация, запрещенная к распространению действующим законодательством. Установленные обстоятельства позволяют признать данную информацию запрещенной, что является основанием для внесения информации, размещенной на странице сайта с URL-адресом https://seniqq.link/ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 174-180, 294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Прокурора Устиновского района г. Ижевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной, удовлетворить в полном объёме.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом https://seniqq.link/ о способах совершения незаконных финансовых операций, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, реализации устройств, посредством которых могут быть совершены незаконные финансовые операции и обналичивание денежных средств, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Включить информацию, размещенную по адресу https://seniqq.link/, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Устиновский районный суд г. Ижевска в течение 15 дней.
Судья Устиновского районного суда
гор. Ижевска Удмуртской Республики - Черединова И.В.