Решение суда приведено в соответствие с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ № 262 «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Дело № 2-1/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Пильна 17 января 2018г.
Пильнинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Карюка Д.Ю., при секретаре судебного заседания Кабаевой О.В., с участием заместителя прокурора Пильнинского района Нижегородской области – Ионовой О.В., представителя ответчика – администрации Пильнинского муниципального района Нижегородской области – Фомина Д.С., представителя ответчика – ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ» - Ануфриевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению прокурора Пильнинского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Нижегородской области, ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ», Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Пильнинского муниципального района Нижегородской области об обязании организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больных, страдающих почечной недостаточностью и нуждающихся в заместительной почечной терапии методом гемодиализа, от места жительства на территории Пильнинского района до места получения специализированной медицинской помощи и обратно согласно назначенным больным графикам гемодиализа.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пильнинского района Нижегородской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Нижегородской области, ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ», Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Пильнинского муниципального района Нижегородской области об обязании организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больных, страдающих почечной недостаточностью и нуждающихся в заместительной почечной терапии методом гемодиализа, от места жительства на территории Пильнинского района до места получения специализированной медицинской помощи и обратно согласно назначенным больным графикам гемодиализ.
В обоснование своих требований прокурор указывает, что прокуратурой Пильнинского района в связи с обращением К.И.В. проведена проверка исполнения требований законодательства в связи с лечением лиц, имеющих почечную недостаточность, а также с их доставкой для получения обязательных медицинских процедур.
В ходе проверки было установлено, что на территории Пильнинского района проживает … лица, страдающих почечной недостаточностью и нуждающихся в заместительной почечной терапии методом гемодиализа. Заместительную почечную терапию указанные лица получают в ООО «Нефролайн-НН» в г.Сергач Нижегородской области.
Указанные больные в г.Сергач из Пильнинского района (………..) добираются за счет собственных средств на общественном или частном транспорте.
В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФпрокурор просит обязать Министерство здравоохранения Нижегородской области, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Пильнинская ЦРБ» организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больных, страдающих почечной недостаточностью и нуждающихся в заместительной почечной терапии методом гемодиализа, от места жительства на территории Пильнинского района до места получения специализированной медицинской помощи и обратно согласно назначенным больным графикам гемодиализа; возложить на Министерство здравоохранения Нижегородской области обязанность по возмещению Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области «Пильнинская ЦРБ» расходов по доставке.
Транспортировка истца к месту проведения лечения в данном случае обусловлена исключительно невозможностью получения им жизненно необходимого лечения по месту жительства. К.И.В. проживает на территории ……….., не имеющего прямого сообщения с г. Сергач, в медицинских учреждениях Пильнинского района отсутствует специализированное оборудование и нет соответствующих специалистов по проведению диализа, в связи с чем транспортировка в медицинское учреждение, расположенное в другом районе области в г. Сергач (расстояние между ……… до г. Сергач через ………. около 77 км., прямого сообщения нет), осуществление лечения и финансирования такой транспортировки являются обязанностями ответчиков, поскольку в данном случае права больных нарушены неспособностью ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ» оказать им такое лечение по месту жительства, что, в свою очередь, нарушает право данных больных на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В судебном заседании по ходатайствам сторон в качестве соответчиков по делу были привлечены Министерство социальной политики Нижегородской области и администрация Пильнинского муниципального района.
В судебном заседании заместитель прокурора Пильнинского района Ионова О.В. поддержала исковые требования, указанные в заявлении, просила их удовлетворить. В судебном заседании Ионова О.В. показала, что прокуратурой Пильнинского района в связи с обращением К.И.В. проведена проверка исполнения требований законодательства в связи с лечением лиц, имеющих почечную недостаточность, а также с их доставкой для получения обязательных медицинских процедур. В ходе проверки было установлено, что на территории Пильнинского района проживает … лица, страдающих почечной недостаточностью и нуждающихся в заместительной почечной терапии методом гемодиализа. Заместительную почечную терапию указанные лица получают в ООО «Нефролайн-НН» в г. Сергач Нижегородской области. Указанные больные в г. Сергач из Пильнинского района (………) добираются за счет собственных средств на общественном или частном транспорте. Процедура диализа проводится в присутствии медицинского персонала, у которого есть препараты реанимационного назначения. Транспортировка- неотъемлемая часть гемодиализа. Пропуск процедуры невозможен. Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа не является непосредственно специализированной медицинской помощью, но является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа и относится к услугам, сопутствующим и обеспечивающим оказание специализированной медицинской помощи по специальности нефрология, в связи с чем, организация и обеспечение доставки лиц, нуждающихся в заместительной почечной терапии, должна быть возложена на ответчиков. Транспортировка к месту проведения лечения в данном случае обусловлена исключительно невозможностью получения жизненно необходимого лечения по месту жительства. К.И.В. проживает на территории …….., не имеющего прямого сообщения с г. Сергач, в медицинских учреждениях Пильнинского района отсутствует специализированное оборудование и нет соответствующих специалистов по проведению диализа, в связи с чем транспортировка в медицинское учреждение, расположенное в другом районе области в г. Сергач (расстояние между …….. до г. Сергач через …….. около 77 км., прямого сообщения нет), осуществление лечения и финансирования такой транспортировки являются обязанностями ответчиков, поскольку в данном случае права больных нарушены неспособностью ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ» оказать им такое лечение по месту жительства, что, в свою очередь, нарушает право данных больных на охрану здоровья и медицинскую помощь. На администрацию Пильнинского муниципального района также возможно возложение обязанности по доставке больных к месту медицинской помощи, в частности процедуры гемодиализа и обратно, так как администрация района является учредителем МУП «Автотранспортное предприятие» и выделения транспорта по доставке больных возможно. Министерство социальной политики Нижегородской области также оказывает социальную поддержку гражданам, а больные граждане в ней очень нуждаются. 22 декабря 2017 года было принято постановление Правительства Нижегородской области № 930 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», в п.5.3 последний абзац данного постановления указано, что за счет областного бюджета может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно. Постановление вступило в действие с 01.01.2018 года, но до настоящего времени К.И.В. к месту медицинской помощи и обратно добираются самостоятельно.
Представитель ответчика – администрации Пильнинского муниципального района Нижегородской области – Фомин Д.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, просил отказать в их удовлетворении. В судебном заседании показал, что исковые требования прокурора Пильнинского района в части касающиеся администрации Пильнинского муниципального района, не признает. В силу п.п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи. В соответствии со ст. 37 этого же Закона, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинским организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья относится создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 03.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вместе с тем, указанным Федеральным законом и иными действующими нормативными правовыми актами федерального и регионального законодательства на органы местного самоуправления не возлагается обязанность по организации доставки больных к месту медицинской помощи, в частности процедуры гемодиализа и обратно, а также сопровождение их на это период медицинским персоналом. Возможные доводы о том, что услуги по транспортировке больных, страдающих почечной недостаточностью и нуждающихся в заместительной почечной терапии методом гемодиализа, к месту лечения должен оказывать орган местного самоуправления по месту их жительства, а именно администрация Пильнинского муниципального района, несостоятельны. Более того, 22 декабря 2017 года было принято постановление Правительства Нижегородской области № 930 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», в п.5.3 последний абзац данного постановления указано, что за счет областного бюджета может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.
Представитель ответчика – ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ» Ануфриева С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать в их удовлетворении. В судебном заседании показала, что проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включается в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования. Оплата транспортировки таких больных за счет средств областного бюджета также не предусмотрена. В рамках «Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годы», утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области предоставляются скорая медицинская помощь и медицинская эвакуация. Бесплатная доставка автомобильным транспортом больных, в том числе страдающих почечной недостаточностью, в медицинские учреждения Программой госгарантий не предусмотрена, поскольку эта транспортировка не является медицинской эвакуацией, так как при транспортировке данной категории больных до места гемодиализа не проводятся мероприятия по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования. Машиной скорой помощи также не может проводится транспортировка таких больных, поскольку во время транспортировки не требуется срочное медицинское вмешательство бригадой скорой медицинской помощи. Транспортировка больных с почечной недостаточностью в отделение гемодиализа может осуществляться обычным пассажирским транспортом, не требует сопровождения медицинского персонала. Организация прямого транспортного сообщения от ………. до г. Сергач не является компетенцией ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ». Организация отделения гемодиализа непосредственно в ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ» так же не является компетенцией ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ», а следовательно отсутствие этого отделения в Пильнинской ЦРБ не является нарушением прав больных на охрану здоровья и медицинской помощи со стороны ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ». Также по виду лицензий у ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ» нет оказания больным транспортных услуг. 22 декабря 2017 года было принято постановление Правительства Нижегородской области № 930 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», в котором указано, что за счет областного бюджета может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно и если больницы будет финансовое обеспечение транспортировки данных пациентов, то это будет выполняться, но пока этого нет.
Представитель ответчика – Министерства здравоохранения Нижегородской области, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело без его участия. Представителем ответчика представлен отзыв на исковое заявление прокурора, из которого следует, что ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в связи с утратой актуальности, так как постановлением Правительства Нижегородской области от 22.12.2017г. № 930 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», в рамках указанной Программы за счет областного бюджета может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.
Представитель ответчика – Министерства социальной политики Нижегородской области, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело без его участия, в удовлетворении исковых требований прокурора просил отказать.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание лиц, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав доводы лиц, участвующих в судебном заседании, заслушав показания свидетелей, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд пришёл к следующему.
Исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, суд признаёт относимыми, допустимыми, достоверными и в своей совокупности достаточными для разрешения дела.
Принцип состязательности, являясь одним из основных принципов гражданского судопроизводства, предполагает, в частности, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Указанное правило распределения бремени доказывания закреплено в статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
На основании п.ж ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения и социальной защиты. Здравоохранение, социальное обеспечение относится к совместному ведению федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти Нижегородской области.
Согласно п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно (за исключением субвенций федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Статьей 16 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья отнесена организация оказания населению субъекта РФ первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта РФ, а также создание в пределах компетенции, определенной законодательством РФ, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан.
Одним из принципов охраны здоровья, в силу п. 6 статьи 4 № 323-ФЗ, является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью; оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии со статьей 11 № 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Судом установлено, что и не оспорено сторонами, что на территории Пильнинского муниципального района Нижегородской области имеются лица (…. лица), страдающие почечной недостаточностью и нуждающиеся в постоянном получении специализированной медицинской услуги программного гемодиализа, медицинское учреждение, оказывающее данную бесплатную специализированную услугу, расположено в г. Сергаче Нижегородской области (л.д. 21).
Заместительную почечную терапию указанные лица получают в ООО «Нефролайн-НН» в г.Сергач Нижегородской области (л.д. 18-19).
Указанные больные в г.Сергач из Пильнинского района (………..) добираются за счет собственных средств на общественном или частном транспорте.
Из обращения жителя …….. К.И.В. в прокуратуру Пильнинского района, следует, что К.И.В. просит организовать его доставку к месту лечения и обратно (л.д. 9).
К.И.В. является ……… группы, страдает ………... ………. (л.д. 78, 82-83, 84).
Допрошенный в судебном заседании свидетель К.И.В., показал, что он болен ……….. Весной ему дали направление на гемодиализ, то есть проходить процедуру на аппарате. Сложность заключается в проезде от дома до больницы. Процедура проводится …. раза в неделю, ………. От дома из …….. и до больницы в г. Сергач приходится добираться своим ходом. У него имеется льготный проездной, чтобы добираться до больницы на автобусах, а если ехать напрямую, то с ……… до Сергача нужно платить за билет. Также требуется питание перед процедурой. В 7.30 часов он выезжает из дома, в ………. приезжает в 9.00 часов, до 11.00 часов ждет автобус на Сергач, приезжает в г. Сергач около 12.00 часов. В 13.00 часов начинается процедура и до 17.00 часов. После процедуры, не важно какое у него самочувствие, он возвращается домой по тому же пути, но до 18.20 часов он должен быть на вокзале, так как в это время отъезжает автобус Сергач – Пильна. Были случаи, что приходилось ехать на такси, так как он не успевал на автобус. Из р.п. Пильна едет автобус в 19.00 в …….., обычно он на него не успевает и доезжает до дома на попутках. Из больницы его отпускают иногда с высоким давлением. Он знает М.М.И., ей …. лет, она уже …. года ездит на гемодиализ, сначала в г. Нижний Новгород, теперь в г. Сергач. М.М.И. ему рассказывала, что встает в 4 утра и идет до трассы Пильна - Сергач, ждет автобус или ловит попутки, чтобы попасть к 7.00 часам на процедуру. Вчера она постояла под дождем, а сегодня лежит с температурой. При нашем заболевании, любая простуда дает осложнение на …….. Если он добирается до дома на такси, он тратит ….. рублей до р.п. Пильна, а до ……… платит дополнительно.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.08.2002 № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества. Широкое внедрение диализа в практическое здравоохранение Российской Федерации является одной из важных задач оказания специализированной медицинской помощи.
Пунктом 2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечивается, в том числе, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с данной программой.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2017 N 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, в соответствием с которой, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Согласно разделу V Программы, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления) (далее - соответствующие бюджеты) может осуществляться финансовое обеспечение зубного протезирования отдельным категориям граждан, а также транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.
Согласно разделу п. 5.3 раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 22.12.2017 №930, за счет областного бюджета может осуществляться финансовое обеспечение транпортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1271-н заместительная терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.
Финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется, согласно ч.2 ст. 83 Федерального закона № 323-ФЗ и п.5 Территориальной программы, за счет средств обязательного медицинского страхования, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников.
В соответствии с п. 1.3. Постановления правительства Нижегородской области от 23.11.2007 № 435 «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Нижегородской области» министерство подчиняется Правительству Нижегородской области.
Согласно п.2.4 Положения к основным задачам Министерства относится организация оказания специализированной медицинской помощи населению Нижегородской области и повышение эффективности использования областных ресурсов здравоохранения.
Согласно п. 3.1. Положения для решения возложенных на него задач Министерство осуществляет следующие функции: организует оказание медицинской помощи на территории области в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти); создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; осуществляет в установленном порядке финансирование, материально-техническое обеспечение и экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждений, находящихся в ведении Министерства.
Из письма председателя федерального фонда обязательного медицинского страхования Н.Н.Стадченко от 17.02.2016 № 1195/26/и следует, что в соответствии с пунктом 16 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2015 N 11-9/10/2-7796 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год», направленного в субъекты Российской Федерации во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 № 1382 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год», заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования.
При этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включается в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, как направляющей, так и принимающей в целях получения застрахованным лицом сеанса гемодиализа медицинской организации.
Вместе с тем, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» установлены случаи медицинской эвакуации пациентов выездными бригадами скорой медицинской помощи в медицинские организации для дальнейшего оказания им медицинской помощи, а также поводы для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме, распространяющиеся в том числе на медицинскую помощь пациентам с хронической почечной недостаточностью. Расходы, связанные с медицинской эвакуацией застрахованных лиц бригадами скорой медицинской помощи, включаются в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Гемодиализ почек — экстракорпоральный метод очистки крови от токсических элементов, шлаков (мочевина, креатинин, яды), проводимый вне организма при острой почечной недостаточности. Суть гемодиализа заключается в экстренной очистке организма и регулировке нарушения водно-электролитного, кислотного баланса, улучшении жизнедеятельности человека.
Процедура диализа проводится в присутствии медицинского персонала, у которого есть препараты реанимационного назначения.
Транспортировка — неотъемлемая часть гемодиализа. Пропуск процедуры невозможен.
Таким образом, организация и обеспечение транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа не является непосредственно специализированной медицинской помощью, но является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа и относится к услугам, сопутствующим и обеспечивающим оказание специализированной медицинской помощи по специальности нефрология, в связи с чем, организация и обеспечение доставки лиц, нуждающихся в заместительной почечной терапии, должна быть возложена на Министерство здравоохранения Нижегородской области.
Транспортировка больных к месту проведения лечения в данном случае обусловлена исключительно невозможностью получения ими жизненно необходимого лечения по месту жительства. В медицинских учреждениях Пильнинского района отсутствует специализированное оборудование и нет соответствующих специалистов по проведению диализа, в связи с чем транспортировка в медицинское учреждение, расположенное в другом районе области в г. Сергач (расстояние между ……… до г. Сергач через ……… около 77 км., прямого сообщения нет), организация и обеспечение такой транспортировки являются обязанностями Министерства здравоохранения Нижегородской области, поскольку в данном случае права больных нарушены неспособностью ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ» оказать им такое лечение по месту жительства, что, в свою очередь, нарушает право данных больных на охрану здоровья и медицинскую помощь
Оснований для возложения указанной обязанности на Министерство социальной политики Нижегородской области не имеется, в связи с чем, требования прокурора к указанному ответчику не подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что среди участников Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 22.12.2017 №930, администрация Пильнинского муниципального района Нижегородской области не значится, выполнение указанной программы возложено вышеуказанными нормативными актами на субъект Российской Федерации – Нижегородскую область.
Полномочия в сфере оказания специализированной медицинской помощи органу местного самоуправления субъектом Российской Федерации не передавались, следовательно, оснований для возложения на администрацию Пильнинского муниципального района Нижегородской области обязанности по транспортировке больных, страдающих хронической почечной недостаточностью, не имеется.
Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ» не оказывает специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, в связи с чем обязанности у ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ» по транспортировке больных, страдающих хронической почечной недостаточностью в другое медицинское учреждение к месту оказания специализированной медицинской помощи в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не имеется.
В связи с тем, что судом на ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ» не возложена обязанность по транспортировке больных, страдающих хронической почечной недостаточностью к месту оказания специализированной медицинской помощи в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, то и исковые требования прокурора о возложении на Министерство здравоохранения Нижегородской области обязанности по возмещению ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ» расходов по доставке, также не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пильнинского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Нижегородской области, ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ», Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Пильнинского муниципального района Нижегородской области об обязании организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больных, страдающих почечной недостаточностью и нуждающихся в заместительной почечной терапии методом гемодиализа, от места жительства на территории Пильнинского района до места получения специализированной медицинской помощи и обратно согласно назначенным больным графикам гемодиализа, удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Нижегородской области организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больных, страдающих почечной недостаточностью и нуждающихся в заместительной почечной терапии методом гемодиализа, от места жительства на территории Пильнинского района до места получения специализированной медицинской помощи и обратно согласно назначенным больным графикам гемодиализа.
В удовлетворении исковых требований к ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ», Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Пильнинского муниципального района Нижегородской области об обязании организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больных, страдающих почечной недостаточностью и нуждающихся в заместительной почечной терапии методом гемодиализа, от места жительства на территории Пильнинского района до места получения специализированной медицинской помощи и обратно согласно назначенным больным графикам гемодиализа, а также о возложении на Министерство здравоохранения Нижегородской области обязанности по возмещению ГБУЗ НО «Пильнинская ЦРБ» расходов по доставке, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пильнинский районный суд.
Председательствующий судья: Д.Ю. Карюк