Дело № 2-272/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 августа 2017 г. с.Тарбагатай
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Гордейчика С.В., при секретаре Осеевой А.Г., с участием прокурора в лице помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Ивановой О.А., ответчика ИП Гюльметова М.К.о.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Гюльметову М.К.о. о понуждении исполнений требований природоохранного законодательства при организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, просит обязать признать бездействие ИП Гюльметова М.К. незаконным и обязать индивидуального предпринимателя устранить выявленные нарушения законодательства в сфере организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на пункте приема и отгрузки древесины, расположенного по адресу: <адрес>; обязать ответчика в установленном законом порядке поставить на учет в исполнительном органе государственной власти Республики Бурятия, уполномоченном Правительством Республики Бурятия, пункт приема и отгрузки древесины, расположенный по адресу: <адрес>, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ответчика издать локальный нормативный акт (приказ, распоряжение) о назначении работника, ответственного за исполнение требований Закона Республики Бурятия от 07.10.2009 № 1035-IV «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» на пункте приема и отгрузки древесины в -течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ответчика обеспечить на пункте приема и отгрузки древесины наличие в доступном для обозрения месте информации о фамилии, имени, отчестве индивидуального предпринимателя, идентификационном номере налогоплательщика - предпринимателя (ИНН), основном государственном регистрационном номер налогоплательщика - предпринимателя (ОГРН), адресе местонахождения пункта приема и отгрузки древесины, номерах телефона индивидуального предпринимателя; о локальном нормативном акте (приказе, распоряжении) индивидуального предпринимателя о назначении работника, ответственного за исполнение требований Закона Республики Бурятия от 07.10.2009 г. № 1035-IV «Об организации деятельности пунктом приема и отгрузки древесины» на пункте приема и отгрузки древесины; о режиме работы пункта приема и отгрузки древесины в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ответчика обеспечить нахождение на пункте приема и отгрузки древесины и по требованию уполномоченных контролирующих и правоохранительных органов предоставлять следующую документацию: свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием и отгрузку древесины; документы, подтверждающие право на земельный участок, на котором расположен пункт приема и отгрузки древесины; книга учета принятой и отгруженной древесины, составленная по форме согласно приложению к настоящему Закону, и документы, подтверждающие законность происхождения древесины в соответствии с порядком, определенным в статье 4 Закона Республики Бурятия от 07.10.2009 г. № 1035-IV «Об организации деятельности пунктом приема и отгрузки древесины»; документы о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ответчика принять меры по ведению Книги учета принятой и отгруженной древесины пункта приема и отгрузки древесины, расположенного по адресу: <адрес>, и обеспечить на пункте приема и отгрузки древесины неукоснительное ведение и внесение записей в Книгу учета принятой и отгруженной древесины предприятия в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что в рамках осуществления постоянного надзора за исполнением федерального законодательства прокуратурой Тарбагатайского района проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины.
По результатам проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Гюльметовым М.К., допущены существенные нарушения федерального законодательства в указанных сферах.
Индивидуальный предприниматель Гюльметов М.К. постановлен на учет в налоговом органе с <Дата>, ИНН <данные изъяты>, ОГРИП <данные изъяты>.
Из содержания выписки из ЕГРИП, а также объяснения Гюльметова М.К. следует, что основным видом деятельности являются лесозаготовки, дополнительным видом указаны производство пиломатериалов, предоставление услуг в области лесозаготовок.
На пункте приема и отгрузки древесины имеется 4 рабочих места, в качестве помощника рамщика работает с <Дата> года П., в качестве помощника рамщика с <Дата> работает К., места второго рамщика и помощника рамщика вакантны.
Указанные работники осуществляют трудовую деятельность на пункте приема и отгрузки древесины, который расположен по адресу: <адрес>.
Из объяснения Гюльметова М.К. известно, что пункт приема и отгрузки беспрерывно работает с <Дата> года, однако до настоящего времени на учет в исполнительном органе не поставлен.
На момент проверки на пункте ИП Гюльметова М.К. установлена деятельность по приему, выгрузке, погрузке древесины, распиловке и переработке древесины, На момент проверки на пункте приема и отгрузки ИП Гюльметова М.К. установлена пилорама «Алтай 900», на пункте находилось круглого леса около 30 куб. м., доска заборная около 30 куб. м., брус вместе с обрезной доской около 8 куб. м., горбыль - около 20-30 куб. м., опилок около 40 куб. м.
По результатам проверки установлено, что ИП Гюльметов М.К. при осуществлении своей предпринимательской деятельности работает в нарушение требований законодательства в сфере организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республика Бурятия.
Закон Республики Бурятия от 07.10.2009 г. № 1035-IV «Об организации деятельности пунктом приема и отгрузки древесины» (далее по тексту Закон Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктом приема и отгрузки древесины» определяет порядок и требования к организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины. Юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляют обращение древесины в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
В нарушение требований закона в ходе проверки на пункте приема и отгрузки древесины ИП Гюльметова М.К. не находятся и не представлены проверяющим контролирующим, правоохранительным органам вышеуказанные документы: свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием и отгрузку древесины; документы, подтверждающие право на земельный участок, на котором расположен пункт приема и отгрузки древесины; книга учета принятой и отгруженной древесины, составленная по форме согласно приложению к настоящему Закону, и документы, подтверждающие законность происхождения древесины в соответствии с порядком, определенным в статье 4 настоящего Закона; документы о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия.
Опрошенный в ходе проведения проверки Гюльметов М.К. пояснил, что его пункт на учете в РАЛХ или в Министерстве природных ресурсов республики Бурятия не состоит, в связи с чем, у него на пилораме указанная документация отсутствует.
В нарушение вышеуказанного требований закона в ходе проверки ИП Гюльметов М.К. на пункте приема и отгрузки древесины, не обеспечено наличие в доступном для обозрения месте информация о фамилии, имени, отчестве индивидуального предпринимателя, идентификационном номере налогоплательщика (ИНН), основном государственном регистрационном номере налогоплательщика (ОГРН), адресе местонахождения пункта приема и отгрузки древесины, номере телефона индивидуального предпринимателя; локальном нормативном акте (приказе, распоряжении) индивидуального предпринимателя о назначении работника, ответственного за исполнение требований Закона Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» на пункте приема и отгрузки древесины ИП Гюльметова М.К.; режиме работы пункта приема и отгрузки древесины.
По выявленным нарушениям прокуратурой района в отношении ИП Гюльметова М.К. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 60 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011 № 2003-IV «Об административных правонарушениях», которое находится на стадии рассмотрения.
Индивидуальный предприниматель Гюльметов М.К. при осуществлении своей хозяйственной деятельности нарушает требования действующего природоохранного законодательства, а следовательно, нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок, чем нарушает интересы Российской Федерации.
Данное исковое заявление предъявляется прокурором района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации, которое имеет право на охрану и защиту государственного имущества. Обращение в суд прокурора района обусловлено необходимостью защиты законных интересов государства, соблюдения экологического, лесного и противопожарного законодательства при осуществлении лесопользования на территории лесного фонда Российской Федерации и за его пределами.
В судебном заседании прокурор в лице помощника прокурора Тарбагатайского района РБ Ивановой О.А., исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик Гюльметов М.К.о. исковые требования признал в полном объеме. возражений не имеет, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также граждан в сфере трудовых (служебных) отношений.
Согласно свидетельству, выданным налоговым органом, Гюльметов М.К.о. зарегистрирован <Дата> в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно свидетельству от <Дата> Гюльметов М.К.о. внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Согласно схемы расположения земельного участка, акта выбора земельного участка от <Дата> ИП Гельметову М.К.о. предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение земельного участка: <адрес>, основной вид разрешенного использования: для размещения пилорамы (без права капительных строений).
В объяснении в прокуратуру района от <Дата>, ИП Гюльметов М.К.о. указывает, что он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с <Дата> года. В соответствии с выпиской из ЕГРИП основным видом деятельности являются лесозаготовки, дополнительным видом деятельности являются производство пиломатериалов. С 2010 года у него открыт пункт приема и отгрузки древесины по адресу: <адрес>. до настоящего времени пункт приема и отгрузки древесины не зарегистрирован ни в РАЛХ, ни в Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия, в связи с проблемами с документами на земельный участок. На пункте установлена одна пилорама «Алтай 200», которую он арендует у своего зятя Г. В настоящее время у него имеется книга принятой и отгруженной древесины, однако она не ведется. На своем пункте он занимается распиловкой древесины, он закупает деловую древесину и разных поставщиков, о чем у него имеются накладные. На пункте вывеска с наименованием ИП, с указанием ИНН, ОГРН, телефонами, режимом дня отсутствует. Также на пункте не имеется уголка потребителя с копиями необходимых документов, приказ об ответственности лице на пункте он не издавал.
Судом исследованы фотографии пункта приема и отгрузки древесины.
Закон Республики Бурятия от 07.10.2009 г. № 1035-IV «Об организации деятельности пунктом приема и отгрузки древесины» (далее по тексту Закон Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктом приема и отгрузки древесины» определяет порядок и требования к организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины. Юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляют обращение древесины в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» пункт приема и отгрузки древесины - место, где юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем независимо от целей использования древесины осуществляется деятельность по приему и последующей отгрузке древесины в переработанном или непереработанном виде; предоставлению хотя бы одной из следующих видов услуг: хранение, переработка и отгрузка древесины.
Согласно ст. 3 Закона Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» деятельность по приему и отгрузке древесины осуществляется лицами, зарегистрированными в соответствии с федеральным законодательством. Пункты приема и отгрузки древесины подлежат обязательной постановке на учет исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным Правительством Республики Бурятия.
Частью 3 ст. 3 Закона Республики Бурятия от 07.10.2009 № 1035-IV регламентировано, что на пункте приема и отгрузки древесины должна находиться и по требованию уполномоченных контролирующих и правоохранительных органов предъявляться следующая документация:
свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием и отгрузку древесины;
документы, подтверждающие право на земельный участок, на котором расположен пункт приема и отгрузки древесины;
разрешение на привлечение и использование иностранных работников (в случае привлечения иностранных работников);
книга учета принятой и отгруженной древесины, составленная по форме согласно приложению к настоящему Закону, и документы, подтверждающие законность происхождения древесины в соответствии с порядком, определенным в статье 4 настоящего Закона;
документы о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия.
Документы, указанные в пунктах 1, 2, 3 и 5, могут находиться на пункте приема и отгрузки древесины в копиях, заверенных руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона Республики Бурятия от 07.10.2009 № 1035-IV «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по приему и отгрузке древесины, обеспечивают наличие на каждом пункте приема и отгрузки древесины в доступном для обозрения месте следующей информации:
наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер налогоплательщика (ОГРН), адрес местонахождения пункта приема и отгрузки древесины, номера их телефонов;
локальный нормативный акт (приказ, распоряжение) руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя о назначении работника, ответственного за исполнение требований настоящего Закона на пункте приема и отгрузки древесины;
режим работы пункта приема и отгрузки древесины.
В силу ст. 6 Закона Республики Бурятия нарушение требований настоящего Закона влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом. Способом защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Как установлено в судебном заседании, ИП Гюльметовым М.К.о. при осуществлении своей хозяйственной деятельности нарушает требования действующего природоохранного законодательства, а следовательно, нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок, чем нарушает интересы Российской Федерации.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Суд приходит к выводу, что несоблюдение ответчиком требований земельного законодательства нарушает права и интересы неопределенного круга, данное действие ответчика следует признать незаконным, а поэтому требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор освобождается от обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п.п.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления неимущественного характера размер госпошлины для физических лиц составляет 300 руб., в связи с чем с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия, удовлетворить.
Признать бездействие ИП Гюльметова М.К. незаконным и обязать индивидуального предпринимателя устранить выявленные нарушения законодательства в сфере организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на пункте приема и отгрузки древесины, расположенного по адресу: <адрес>:
Обязать ответчика в установленном законом порядке поставить на учет в исполнительном органе государственной власти Республики Бурятия, уполномоченном Правительством Республики Бурятия, пункт приема и птрузки древесины, расположенный по адресу: <адрес>, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
Обязать ответчика издать локальный нормативный акт (приказ, распоряжение) о назначении работника, ответственного за исполнение требований Закона Республики Бурятия от 07.10.2009 № 1035-IV «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Республики Бурятия» на пункте приема и отгрузки древесины в -течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
Обязать ответчика обеспечить на пункте приема и отгрузки древесины наличие в доступном для обозрения месте информации о фамилии, имени, отчестве индивидуального предпринимателя, идентификационном номере налогоплательщика - предпринимателя (ИНН), основном государственном регистрационном номер налогоплательщика - предпринимателя (ОГРН), адресе местонахождения пункта приема и отгрузки древесины, номерах телефона индивидуального предпринимателя; о локальном нормативном акте (приказе, распоряжении) индивидуального предпринимателя о назначении работника, ответственного за исполнение требований Закона Республики Бурятия от 07.10.2009 г. № 1035-IV «Об организации деятельности пунктом приема и отгрузки древесины» на пункте приема и отгрузки древесины; о режиме работы пункта приема и отгрузки древесины в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
Обязать ответчика обеспечить нахождение на пункте приема и отгрузки древесины и по требованию уполномоченных контролирующих и правоохранительных органов предоставлять следующую документацию: свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием и отгрузку древесины; документы, подтверждающие право на земельный участок, на котором расположен пункт приема и отгрузки древесины; книга учета принятой и отгруженной древесины, составленная по форме согласно приложению к настоящему Закону, и документы, подтверждающие законность происхождения древесины в соответствии с порядком, определенным в статье 4 Закона Республики Бурятия от 07.10.2009 г. № 1035-IV «Об организации деятельности пунктом приема и отгрузки древесины»; документы о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
Обязать ответчика принять меры по ведению Книги учета принятой и отгруженной древесины пункта приема и отгрузки древесины, расположенного по адресу: <адрес>, и обеспечить на пункте приема и отгрузки древесины неукоснительное ведение и внесение записей в Книгу учета принятой и отгруженной древесины предприятия в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Гюльметова Маси Кули оглы государственную пошлину в доход государства в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22.08.2017 г.
СОГЛАСОВАНО:
Федеральный судья С.В. Гордейчик