№2-164/2021
61RS0005-01-2020-007052-12
Решение
Именем Российской Федерации
26 января 2021 года
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону
в составе:
председательствующего судьи Соломахиной Е.А.
при секретаре Баланцевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуГурьевой И. Н. к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ об обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
Установил: Истецобратилась в суд с иском ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ( после реорганизации ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ) об обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по тем основаниям, что ... г. служащая Гурьева И.Н. обратилась с заявлением в территориальное управление ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» с вопросом о предоставлении сведений, из реестра служащих Российской Армии, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, согласно списков очередников Краснодарской КЭЧ района.
... г. в адрес истицы поступил ответ об отсутствии в ФГУ «ЮРУЖО МО РФ» документов на имя Гурьевой И.Н.
Истица указала, что ... г. она подала заявление начальнику Краснодарской КЭЧ района о постановке на очередь для получения квартиры, в связи с тем, что являлась дежурной Краснодарской КЭЧ района.
... г. между истицей и Краснодарской КЭЧ района был заключен договор № найма жилого помещения в общежитии №, по адресу <...> корпус 10, ком.103,104,105, в котором она и члены ее семьи проживают до настоящего времени.
Истица просит суд обязать ответчика поставить ее и членов ее семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма
В судебное заседание истец и ее представитель не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствии. Суд рассмотрел дело в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель ответчика ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в судебном заседании требования не признал и просил отказать.
Суд, выслушав представителя ответчика, ознакомившись с материалами дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК Российской Федерации и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК Российской Федерации порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 и ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Из материалов дела усматривается, что Гурьева И.Н. ... г. обратилась к ответчику по вопросу обеспечения жилым помещением по договорам социального найма. На данное обращение ею был получен ответ № нс от ... г. о том, что ФКУ «Югрегионжилье МО РФ» ее данные отсутствуют в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
С данным отказом истица не согласилась по следующим основаниям.
Так, истицей в материалы дела представлено заявление на имя начальника Краснодарской КЭЧ района от ... г., в котором имеется резолюция начальника о согласовании постановки на очередь для получения жилья (л.д.18). Также согласно списка сотрудников КЭЧ, нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером 8 указана Гурьева И.Н. с составом семьи 3 человека, дата подачи заявления ... г..(л.д.19).
Согласно договора № найма жилого помещения в общежитии №, заключенному между Краснодарской КЭЧ и Гурьевой И.Н., истицей и членами ее семьи за плату во владение и пользование передано жилое помещение, находящееся в государственной собственности и закрепленное на праве оперативного управлении на наймодателем, состоящее из комнат 103,104,105, площадью 31,58 кв.м. по адресу <...>, для временного проживания в нес в связи с работой в Краснодарской КЭЧ района. (л.д.20-22).
В судебном заседании не оспаривалось то обстоятельство, что истица проживает в указанном жилом помещении, оплачивает коммунальные платежи.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что истица не состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, а потому после ... г. учет нуждающихся в жилых помещениях лиц гражданского персонала не предусмотрен.
Согласно ст. 31 ЖК РСФСР (действовавшего на момент принятия истца нуждающейся в улучшении жилищных условий) принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до ... г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений указанной части.
Пунктом 65 Отраслевого соглашения между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и Министерством обороны РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от ... г. N 222 (срок действия 2014 - 2016 г.г.) устанавливает, что лица гражданского персонала, принятые на учет до ... г. по месту работы в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Приказом Министра обороны РФ от ... г. N 102 указанное Отраслевое соглашение продлено на 2017 - 2019 годы.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от ... г. № «Об Отраслевом соглашении между Профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны РФ на 2020-2022 год» и требованиями п.61 «Отраслевом соглашении между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны РФ на 2020-2022 г.» лица из числа гражданского персонала обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В соответствии с п.61 Отраслевого соглашения лица из числа гражданского персонала обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктов.
Предоставление специализированных жилых помещений и выселение из них осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Лица гражданского персонала, принятые на учет до ... г. по месту работы (служба) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
По мнению суда, ... г. истица действительно подала заявление начальнику Краснодарской КЭЧ района о постановке на очередь для получения квартиры. Указанное заявление было рассмотрено и формированы списки, однако в последующем не были переданы в Центральный архив Филиал Южного военного округа.
Отказывая истице в решении вопроса об обеспечении ее и членов ее семьи жилым помещением, ссылается на то обстоятельство, что ее данные отсутствуют в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Согласно ответа Центрального архива Южного военного округа от ... г. № Краснодарская КЭЧ района списки очередников на получение жилой площади и жилищные дела очередников, в том числе жилищное дело Гурьевой И.Н., и в филиал Центрального архива МО РФ не сдавала. Между тем, истицей представлено в материалы дела ее заявление о постановке на учет и списки нуждающихся в получении жилой площади.
При таком положении, суд считает, что Гурьева И.Н. действительно была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд пришел к выводу о несостоятельности позиции ответчика о том, что жилые помещения не могут предоставляться лицам из числа гражданского персонала, поскольку данная позиция противоречит ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и названным нормам Отраслевых соглашений, прямо предусматривающим такую возможность при условии принятия служащих на жилищный учет до ... г..
Суд считает необходимым обязать ответчика признать за истицей права на предоставление жилого помещения по договору социального найма от МО РФ, предоставить истцу в установленном порядке жилое помещение на условиях социального найма.
Совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждается факт признания истца нуждающейся в получении жилого помещения для постоянного проживания до ... г., поскольку до образования Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (в 2010 году) жилищные права граждан, состоящих на жилищном учете при войсковых частях Министерства обороны РФ, реализовывались в соответствии с положениями Приказа Министра обороны РФ 2000 года N 80 жилищными комиссиями и командирами воинских частей.
Материалами дела также подтверждено, что в настоящее время Гурьева И.Н. и члены ее семьи проживают в общежитии по адресу: <...>, ком.103,104,105. Решения о снятии Гурьевой И.Н. с жилищного учета по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 56 ЖК РФ на момент обращения в суд с настоящим иском не принималось, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
При разрешении спора, судом также учтено, что отсутствие в Министерстве обороны РФ надлежащего взаимодействия между уполномоченными органами в переходный период ликвидации жилищных комиссий и образования Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ не должно оказывать влияния на реализацию жилищных прав граждан.
Суд приходит к выводу о том, что доводы представителя ответчика не содержат правовых оснований к отказу в удовлетворении иска, в связи с чем являются несостоятельными, а требования истицы подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требованияГурьевой И. Н. к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ об обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма удовлетворить.
Обязать ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ поставить Гурьеву И. Н. и членов ее семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 1 февраля 2021 г.