РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Майкоп «23» сентября 2024 года
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
судьи Рамазановой И.И.,
при секретаре судебного заседания Куфановой Р.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ Республики Адыгея «Адыгейский республиканский клинический онкологический диспансер имени М.Х Ашхамафа» о возложении обязанности обеспечить целевое использование медицинского оборудования,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах Российской Федерации обратился в Майкопский городской суд Республики Адыгея с исковым заявлением к ГБУЗ Республики Адыгея «Адыгейский республиканский клинический онкологический диспансер имени М.Х Ашхамафа» (далее - ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа») о возложении обязанности обеспечить целевое использование медицинского оборудования. В обоснование требований указав, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения законодательства при реализации национального проекта «Здравоохранение».
Установлено, что в рамках реализации регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» ответчиком 05 декабря 2022 года с ООО «ДЕЛЬРУС-Дон» заключен государственный контракт № на поставку, сборку, установку, монтаж и ввод в эксплуатацию системы однофотонной системы эмиссионной компьютерной томографии с ротационным детектором (гамма-камера) на сумму 29,9 млн. рублей.
Вышеуказанное оборудование ДД.ММ.ГГГГ поставлено и введено в эксплуатацию, произведен инструктаж специалистов. ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа» ДД.ММ.ГГГГ произведена оплата поставленного оборудования в полном объеме на основании платежного поручения №.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специалист учреждения Бронзов В.В. прошел профессиональную переподготовку по специальности радиология.
Вместе с тем, проведенными проверочными мероприятиями установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ система ОФЭКТ, поставленная в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение», установленная по адресу: <адрес>, Учреждением не эксплуатируется, диагностические исследования пациентов не проводятся. Система ОФЭКТ находится на консервации.
В ходе надзорных мероприятий установлено, что ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа» до настоящего времени, по истечении более 11 месяцев с даты поставки, не приняты меры по лицензированию вида деятельности в целях проведения исследований системой ОФЭКТ.
Также проверкой установлено, что лишь ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа» подготовлен и направлен в Донское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору пакет документов в целях лицензирования деятельности по эксплуатации радиационных источников, эксплуатации пунктов хранения радиоактивных веществ, использованию радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских работ.
Более того, после принятия соответствующего решения межрегиональным управлением Ростехнадзора, ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа» необходимо также принять меры по внесению изменений в лицензию на осуществление медицинской деятельности в части добавления раздела радиологии по новому адресу.
При изложенных обстоятельствах, в целях исследования посредством системы ОФЭКТ, учреждением пациенты до настоящего времени направляются в ГБУЗ «Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница № имени профессора С.В. Очаповского», а также ГБУЗ «Краевая клиническая больница №», расположенные в <адрес> края, при наличии всех условий для прохождения данного исследования на базе ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа».
Просили с учетом уточненных требований обязать ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х Ашхамафа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить целевое использование медицинского оборудования-системы однофотонной эмиссионной компьютерной томографии, вариант исполнения NM830 страна происхождения оборудования: государство Израиль, год выпуска 2023, постановленной в рамках исполнения государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, путем осуществления диагностических исследований пациентов.
Помощник прокурора <адрес> Амбарцумов С.С. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, просил удовлетворить. Пояснил, что данный аппарат включает в себя радиоактивные материалы ввиду чего, данный вид медицинских услуг подлежит обязательному лицензированию.
Представитель ответчика ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х Ашхамафа» возражал против удовлетворения исковых требований и просил отказать. Пояснил суду, что юридическое лицо не бездействует и длительность не целевого использования медицинского оборудования связана с его спецификой, зависит от множества подготовительных мероприятий: подготовка здания, получение лицензии.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Донское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора не возражал, против удовлетворения исковых требований. Пояснил суду, что согласно административного регламента, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № установлено 95 рабочих дней с момента регистрации заявления для внесения изменений, заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он проинспектировал возможность внесения изменений в лицензирование деятельности, дали положительный ответ, и в последствии направлены в экспертное агентство. Экспертное агентство дает заключение и они тогда принимают решение о внесении изменений в вид лицензионной деятельности. В перечень входит порядка 30 документов, готовится порядка 4-5 месяцев. Срок для принятия решения истекает в середине ноября. Также указал, что кроме получения соответствующего вида лицензии, необходимо подготовить персонал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Министерства здравоохранения Республики Адыгея просил удовлетворить заявленные прокурором исковые требования.
Выслушав доводы и мнение сторон, суд приходит к следующему.
Исходя из положений статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
В соответствии с частью 25 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № Ф3 право на охрану здоровья обеспечивается путем оказания доступной и качественной медицинской помощи.
Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) утверждена национальная программа «Здравоохранение».
Распоряжением главы Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №-рг утверждена региональная программа «Борьба с онкологическими заболеваниями в <адрес>».
Согласно п. 3.4 приложения к вышеуказанному распоряжению, одной из задач региональной программы является усовершенствование специализированной медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями, оказываемой в условиях круглосуточного и дневного стационаров, в том числе путем мониторинг рационального использования приобретенного для переоснащения медицинских организаций, оказывающих специализированную онкологическую помощь, диагностического и лечебного оборудования.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного Кодекса. При этом необходимо соблюдать предусмотренный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств, выделенных на конкретные государственные нужды.
Как установлено судом и следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа» и ООО «Дельрус-Дон» заключен контракт № на поставку, сборку, установку, монтаж и ввод в эксплуатацию системы однофотонной системы эмиссионной компьютерной томографии с ротационным детектором (гамма-камера) на сумму 29,9 млн. рублей.
Оборудование ДД.ММ.ГГГГ поставлено и введено в эксплуатацию, произведен инструктаж специалистов. ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа» ДД.ММ.ГГГГ произведена оплата поставленного оборудования в полном объеме как следует из платежного поручения №.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специалист учреждения Бронзов В.В. прошел профессиональную переподготовку по специальности радиология.
Вместе с тем, проведенными прокуратурой <адрес> проверочными мероприятиями установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ система однофотонной эмиссионной компьютерной томографии, поставленная в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение», установленная по адресу: <адрес>, учреждением не эксплуатируется, диагностические исследования пациентов не проводятся. Система однофотонной эмиссионной компьютерной томографии находится на консервации.
В ходе надзорных мероприятий установлено, что ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа» до настоящего времени, по истечении более 11 месяцев с даты поставки, не приняты меры по лицензированию вида деятельности в целях проведения исследований системой однофотонной эмиссионной компьютерной томографии.
По данным фактам прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа» внесено представление.
Лицензирование деятельности в области использования атомной энергии осуществляется на основании Федерального закона "Об использовании атомной энергии” от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ).
Порядок лицензирования деятельности в области использования атомной энергии установлен "Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и территориальных органов Ростехнадзора, порядок взаимодействия между структурными подразделениями центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора, их должностными лицами, взаимодействия Ростехнадзора и его территориальных органов с соискателями лицензии/лицензиатами, иными органами государственной власти и организациями при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии определены ""Административным регламентом предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии", утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № 453.
Объекты использования атомной энергии определены ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ. Лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии, которые установлены статьей 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ.
Статьей 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ установлено, что под разрешением (лицензией) на право ведения работ в области использования атомной энергии понимается надлежаще оформленный документ, подтверждающий право на осуществление определенного вида деятельности при условии обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии и проводимых работ; разрешения (лицензии) выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии; любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия лицензии на ее проведение.
В соответствии с требованиями статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ, пунктом 27 и пунктом 28 Положения о лицензировании, в лицензию на право ведения работ в области использования атомной энергии включаются, в том числе, условия действия лицензии, являющиеся неотъемлемой частью лицензии, и в которые должны включаться положения, соблюдение которых необходимо для обеспечения безопасности объекта использования атомной энергии и проводимых работ в рамках лицензируемого вида деятельности.
Согласно Административному регламенту по лицензированию срок предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии без учета сроков организации и проведения экспертизы представленных соискателем лицензии/лицензиатом документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов и (или) заявленной деятельности, а также при условии своевременного представления федеральными органами исполнительной власти документов, запрошенных Ростехнадзором в рамках предоставления государственной услуги, не должен превышать 95 рабочих дней; результатами предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии являются, в том числе, внесение изменений в условия действия лицензии, а также отказ во внесении изменений в условия действия лицензии.
Как установлено судом ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа» для осуществления деятельности в области использования атомной энергии получило лицензию № ДО-03-207-2837 от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Донским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора на вид деятельности - эксплуатация радиационных источников аппараты, в которых содержатся радиоактивные вещества).
ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа» в связи с открытием нового отделения радионуклидной диагностики для внесения изменения в условия действия лицензии № ДО-03-207-2837 от ДД.ММ.ГГГГ представило в Донское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора: заявление от ДД.ММ.ГГГГ № и 3 комплекта документов, обосновывающих обеспечение безопасности радиационных источников и лицензируемого вида деятельности в связи с планируемым изменением, документы ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа» зарегистрированы Донским МТУ по надзору за ЯРБ Ростхнадзора ДД.ММ.ГГГГ за номером №.
Согласно Административному регламенту по лицензированию координирующее подразделение в течение 3 рабочих дней с момента поступления заявления о внесении изменения в условия действия лицензии присваивает ему регистрационный номер в соответствии с установленным в Ростехнадзоре порядком и направляет его вместе с прилагаемыми документами в ответственное подразделение.
Координирующее подразделение (отдел административного и правового обеспечения) Донского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора направило в ответственное подразделение (отдел оценок и лицензирования деятельности в области использования атомной энергии - ООЛ) заявление о внесении изменения в условия действия лицензии (регистрационный №) с прилагаемыми к нему документами ДД.ММ.ГГГГ, то есть в день поступления данных документов.
Согласно административному регламенту по лицензированию - основанием для начала административной процедуры по рассмотрению документов, представленных для внесения изменения в условия действия лицензии, включая проверку достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, является поступление в ответственное подразделение заявления вместе с прилагаемыми документами; порядок рассмотрения документов, представленных для внесения изменения в условия действия лицензии, включая проверку достоверности сведений, содержащихся в указанных документах, аналогичен порядку рассмотрения документов, представленных для получения лицензии; выполнение административной процедуры по рассмотрению документов, представленных для получения лицензии - в течение 30 рабочих дней без учета времени, необходимого для выбора соискателем лицензии экспертной организации, а также без учета сроков проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объекта использования атомной энергии и (или) лицензируемого вида деятельности.
Донским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора в процессе рассмотрения документов, представленных для внесения изменения в условия действия лицензии № ДО-03-207-2837 от ДД.ММ.ГГГГ организована (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № РП-440-147-о) и проведена проверка (инспекция) ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа» (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-А-2/24-20, содержит вывод, в том числе, о возможном внесении изменения в условия действия лицензии № ДО-03-207-2837 от ДД.ММ.ГГГГ); организовано проведение экспертизы обоснования ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа» безопасности объекта использования атомной энергии и лицензируемого вида деятельности в связи с планируемым изменением условий действия лицензии № ДО-03-207-2837 от ДД.ММ.ГГГГ (задание №Э от ДД.ММ.ГГГГ и документы, обосновывающие обеспечение безопасности объекта использования атомной энергии и лицензируемого вида деятельности в связи с планируемым изменением условий действия лицензии № ДО-03-207-2837 от ДД.ММ.ГГГГ, направлены ДД.ММ.ГГГГ в выбранную ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа» экспертную организацию ООО «Атомэксперт24»).
Согласно Административному регламенту по лицензированию основанием для начала административной процедуры по принятию решения о внесении изменения в условия действия лицензии или об отказе во внесении изменения в условия действия лицензии является поступление в ответственное подразделение оформленных в установленном порядке экспертного заключения и акта проверки (инспекции) (в случае если проверка (инспекция) проводилась).
В настоящее время проводится экспертиза обоснования ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа» безопасности объекта использования атомной энергии и лицензируемого вида деятельности в связи с планируемым изменением условий действия лицензии № ДО-03-207-2837 от ДД.ММ.ГГГГ (согласно заданию №Э от ДД.ММ.ГГГГ срок проведения экспертизы до ДД.ММ.ГГГГ) и экспертное заключение от выбранной ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа» экспертной организации ООО «Атомэксперт24» не поступало в Донское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора.
При отсутствии в Донском МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора экспертного заключения, Донское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора не будет иметь всех предусмотренных Положением о лицензировании и Административным регламентом по лицензированию оснований (а именно, соответствующее заданию №Э от ДД.ММ.ГГГГ экспертное заключение) для принятия правомерного решения о внесении изменения (об отказе во внесении изменения) в условия действия лицензии № ДО-03-207-2837 от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ответчиком лишь ДД.ММ.ГГГГ подготовлен и направлен в Донское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору пакет документов в целях лицензирования деятельности по эксплуатации радиационных источников, эксплуатации пунктов хранения радиоактивных веществ, использованию радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских работ.
После принятия соответствующего решения межрегиональным управлением Ростехнадзора, ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа» необходимо будет также принять меры по внесению изменений в лицензию на осуществление медицинской деятельности в части добавления раздела радиологии по новому адресу.
При изложенных обстоятельствах, в целях исследования посредством системы ОФЭКТ, учреждением пациенты до настоящего времени направляются в ГБУЗ «Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница № имени профессора С.В. Очаповского», а также ГБУЗ «Краевая клиническая больница №», расположенные в <адрес> края, при наличии всех условий для прохождения данного исследования на базе ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа».
Так как ГБУЗ РА «АРКОД им. М.Х. Ашхамафа» на протяжении 11 месяцев не эксплуатируется поставленная в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» система ОФЭКТ, не приняты необходимые меры по прохождению административных процедур по лицензированию деятельности и запуску работы системы ОФЭКТ, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение доступной и качественной медицинской помощи, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ NM830 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ :░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ 2023, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.