Дело №2а-2697/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 октября 2021 года г. Аксай
Аксайский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Янченкова С.М. при секретаре Олейниковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Комарницкой Т. А. к Ростовской Таможне об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Комарницкая Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ростовской таможне ссылаясь на то, что .... она по почте получила уведомление от Федеральной таможенной службы о том, что въезд в РФ ей не разрешен бессрочно на основании решения ...
.... Комарницкая Т.А. извещена, что основанием для не разрешения ее въезда в РФ послужила неуплата таможенных пошлин, процентов и пени наложенных решением таможенной службы от .... .../...
Поскольку по мнению административного истца решения о начислении таможенных платежей и решение о не разрешении въезда в РФ приняты должностными лицами незаконного, Комарницкая Т.А. просила признать незаконными: решение ..., решение ... и отменить их.
Административный истец, будучи извещенная о дате рассмотрения административного дела в судебное заседание не явилась, представила заявление в котором просила рассмотреть административный иск в ее отсутствие, так же указала, что на исковых требованиях настаивает.
Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности Журавлева А.П. в судебном заседании административный иск не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском административным истцом процессуального срока на оспаривание актов таможенного органа.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что .... гражданкой Украины – Комарницкой Т.А. через таможенный пост МАПП Донецк Миллеровской таможни был временно ввезен на таможенную территорию ЕАЭС для личного пользования автомобиль ..., ... года выпуска, идентификационный номер ... регистрационный номер ... по пассажирской таможенной декларации (ПТД) .... Срок временного ввоза Автомобиля по ПТД ... был установлен должностными лицами таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни до ... включительно.
По результатам таможенного контроля таможенным постом установлен факт нарушения Комарницкой Т.А. срока временного ввоза транспортного средства, влекущий наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов, о чем вынесено решение в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования от ... ....
Миллеровской таможней по факту выявленной неуплаты таможенных платежей по ПТД ... на основании указанного решения таможенного поста ... был оформлен расчет таможенных пошлин, налогов, в отношении транспортного средства от ....
Расчет подлежащих уплате таможенных платежей был произведен в соответствии с пунктом 10 статьи 268 ТК ЕАЭС с применением единой ставки таможенных пошлин, налогов, действовавшей на день регистрации ПТД - ..., установленной пунктом 3 Таблицы 2 Приложения ... к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от ... ... «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» – в размере 5,7 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя. Сумма таможенных платежей – 1 400 509,20 руб.
Сумма таможенных платежей подлежащих уплате Кмарницкой Т.А. составила 1615059,43 руб.
На основании Решения ..., выявившего факт нарушения срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, осуществлен расчет таможенных платежей. Миллеровской таможней на основании статьи 270 ТК ЕАЭС в адрес Комарницкой Т.А. в Украине направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ... ... на сумму 1 615 059,43 руб., в том числе таможенные платежи – 1 400 509,20 руб., пени – 214 550,23 руб. (далее - уведомление). Уведомление направлено по адресу, указанному таможенному органу в таможенных документах, в том числе при таможенном декларировании.
Подпунктом 10 части 1 статьи 27 Федерального закона от ... № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрено, что въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты налога, - «до осуществления соответствующих выплат в полном объеме».
В связи с неисполнением Комарницкой Т.А. вышеуказанного уведомления в установленный срок Миллеровской таможней было принято ... решение ... о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства.
При невозможности установления фактического местонахождения лица на территории РФ уведомление не направляется (не вручается) (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от ... ... «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства»).
Согласно ст. 2 "Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) под "таможенной пошлиной" следует понимать - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза;
В соответствии со ст. 50 указанного кодекса плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Частью 2 статьи 358 ТК ТС установлено, что иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Согласно пункту 22 Приложения 3 к Соглашению к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей относятся транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС иностранными физическими лицами любым способом, - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более, чем на один год.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане ...) (далее – Договор о ЕАЭС) в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора о ЕАЭС. Таможенный кодекс ЕАЭС вступил в силу с .... Согласно статье 101 Договора о ЕАЭС до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС таможенное регулирование в ЕАЭС осуществлялось в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от ... и иными международными договорами государств - членов ЕАЭС, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 Договора о ЕАЭС в право ЕАЭС.
До вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС порядок и условия временного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС физическими лицами транспортных средств для личного пользования регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от ... «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение).
В соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса Таможенного союза физическим лицом государства - члена ЕАЭС является физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене ЕАЭС (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика). Физическое лицо, не являющееся лицом государства - члена ЕАЭС, относится к категории «иностранное физическое лицо».
Согласно пункту 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более, чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Статьей 355 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьей 8 Соглашения предусмотрено, что таможенное декларирование транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, отличных от государств - членов ЕАЭС, и перемещаемых физическими лицами для личного пользования, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. В соответствии с пунктом 5 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от ... ..., с момента регистрации пассажирская таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно статье 11 Соглашения в отношении использования транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства и временно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС иностранными физическими лицами с освобождением от уплаты таможенных платежей, установлены следующие ограничения: такие транспортные средства могут использоваться на таможенной территории ЕАЭС исключительно тем физическим лицом, которое осуществило их ввоз. Согласно пункту 2 статьи 11 Соглашения передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только в следующих случаях:
- при условии таможенного декларирования транспортных средств и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным подпунктами 10-12 раздела IV приложения 5 к Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение;
- для вывоза транспортных средств за пределы таможенной территории ЕАЭС с разрешения таможенного органа в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом (физическим лицом, осуществившим временный ввоз транспортного средства) по причине смерти, тяжелой болезни или иной объективной причине.
До истечения срока временного ввоза такие транспортные средства подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза. При этом физическое лицо освобождается от обязанности декларирования временно ввезенных для личного пользования транспортных средств, если до истечения срока их временного ввоза такие транспортные средства были обращены в собственность государства - члена ЕАЭС или уничтожены (безвозвратно утрачены) вследствие аварии или действия непреодолимой силы и таможенному органу предоставлены доказательства наступления таких обстоятельств.
В соответствии с пунктом 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, которая корреспондирует с пунктами 5-6 статьи 268 Таможенного кодекса ЕАЭС, в случае если временно ввезенные транспортные средства для личного пользования находятся на таможенной территории ЕАЭС в связи с их невывозом по истечении срока временного ввоза, в течение которого такие транспортные средства могут временно находится на таможенной территории ЕАЭС, в отношении таких транспортных средств подлежит исполнению обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Факт невывоза транспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства и временного ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС физическим лицом для личного пользования, по истечении срока временного ввоза, в течение которого такое транспортное средство может временно находится на таможенной территории ЕАЭС, влечет за собой наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении такого временно ввезенного транспортного средства для личного пользования. Ввозные таможенные пошлины, налоги в отношении временно ввезенного на территорию ЕАЭС транспортного средства при его невывозе до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске такого транспортного средства для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой такое транспортное средство было выпущено для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории ЕАЭС. Обязанность по уплате таких таможенных платежей лежит на декларанте, т.е. на физическом лице, которое осуществило временный ввоз такого транспортного средства.
Согласно пункту 6 статьи 68 ТК ЕАЭС меры по взысканию таможенных пошлин, налогов принимаются в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 8 статьи 270 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования в срок, указанный в уведомлении, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 ТК ЕАЭС. Порядок и сроки взыскания таможенных платежей и иных платежей, взыскание которых возложено на таможенные органы, регламентированы главой 12 Федерального закона от ... № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании).
В п. 6 ст. 358 ТК ТС также установлено, что в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.
Вопросы возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования урегулированы ст. 14 Соглашения, согласно которой обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.
В п. 2 ч. 1 ст. 14 Соглашения при этом установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства прекращается у декларанта в случаях, установленных ч 2 ст. 13 Соглашения, в частности, при уничтожении (безвозвратной утрате) товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения (п. 5 ч. 2 ст. 13 Соглашения).
По данному адресу: ..., д. ..., 03.10.2019г. письмами Миллеровской таможни ..., ... направлено уведомление о задолженности по уплате таможенных платежей. Согласно трек-номеру отслеживания почтового отправления письмо было возвращено в Миллеровскую таможню в связи с истечением срока хранения.
Согласно ч. 19 ст. 73 Закона № 289-ФЗ срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по его последнему известному месту жительства/регистрации.
При ввозе иностранного транспортного средства для личного пользования с момента регистрации пассажирская таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, декларант – лицом, несущим бремя наступления негативных последствий в случае нарушения требований таможенного законодательства.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства от ... ... «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства» при изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда, решение о неразрешении въезда может быть отменено принявшим его уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Обстоятельством для отмены запрета въезда иностранного гражданина на территории Российской Федерации может также служить уплата таможенных пошлин, налогов, либо прекращение обязанности по их уплате. Такие основания у Ростовской таможни отсутствуют.
Административный истец не в период действия временного ввоза, не после в таможенный орган не обращалась.
В силу п. З ч. 2 ст. 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случае уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки(транспортировки)и(или)хранения.
Согласно разъяснениям, данным в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ... ... «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», обстоятельством, исключающим обязанность по уплате таможенных платежей, может признаваться неправомерное завладение (хищение, угон) транспортным средством, в результате которого невозможен его обязательный вывоз. При этом судам необходимо проверять, обращалось ли лицо в компетентные органы по факту хищения (угона) транспортного средства, а также выяснять иные обстоятельства, связанные с выбытием транспортного средства из владения декларанта, в том числе учитывать сведения, характеризующие потерпевшего, принимать во внимание частоту угонов (хищений) ввозимых им транспортных средств.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от ... ...-П по делу о проверке конституционности ряда положений ТК РФ, подтвержденной в Определении Конституционного Суда РФ от ... ...-О, ответственность за таможенное правонарушение не может возлагаться без наличия вины, в какой бы форме она ни проявлялась. Положения п. 6 ст. 283 ТК РФ, аналогичные п. 6 ст. 358 ТК ТС, не могут быть истолкованы как исключающие освобождение декларанта от обязанности по уплате таможенной пошлины в случае невывоза в установленный для временного ввоза на таможенную территорию РФ срок похищенного у него транспортного средства. Иное означало бы возложение финансовых обременений на потерпевшего при необеспечении государством защиты от посягательства на имущество добросовестного участника отношений, регулируемых таможенным законодательством, тем самым увеличивая имущественный вред, причиненный потерпевшему от преступления, и создало бы предпосылки для нарушения ст. 8 (ч. 2), 19 (ч.ч. 1 и 2), 21 (ч. 1), 35 (ч. 1) и 52 Конституции РФ.
С учетом того, что суду не представлено каких-либо допустимых доказательств подтверждающих безвозвратной утраты временно ввезенного административным истцом транспортного средства вследствие непреодолимой силы или в результате наступления событий которые дают основания полагать об отсутствии вины лица временно ввозившего указанное имущество на территорию России. К тому же суд учитывает то обстоятельство, что административный истец до обращения в суд с настоящим административным иском не предпринимал никаких мер по установлению места нахождения ввезенного им находящегося в его собственности транспортного средства, что указывает на наличие его воли в распоряжении указанным имуществом.
По указанным основаниям суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
... в интересах Комарницкой Т.А. в Миллеровскую таможню был направлен адвокатский запрос ... с просьбой предоставления копии решения о неразрешении въезда на территорию РФ.
... исходящим ... Миллеровской таможней был направлен ответ на адвокатский запрос – копия запрашиваемого решения. При этом, с административным исковым заявлением Комарницкая Т.А. обратилась лишь ...,
Так же основанием для отказа в удовлетворении административного иска является пропуск административным истцом процессуального срока обжалования постановлений таможенного органа
В соответствии со ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
С учетом того, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным иском, при этом доказательств уважительности пропуска процессуального срока не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Комарницкой Т. А. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2021 года.
Судья