Судья Качаева Л.В. 61RS0022-01-2024-004129-87
Дело №33-17644/2024
№2-3898/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 октября 2024г. г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Горбатько Е.Н.,
судей Головнева И.В., Боровлевой О.Ю.
при секретаре Сухомлиновой П.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Ростовской области к администрации г.Таганрога об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства по апелляционной жалобе администрации г.Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 1 июля 2024г. Заслушав доклад судьи Горбатько Е.Н., судебная коллегия
установила:
Управление Роспотребнадзора по Ростовской области обратилось в суд с иском к администрации г.Таганрога об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, ссылаясь на то, что по адресу г.Таганрог, ул.Кузнечная/20-й Переулок отсутствуют соответствующая требованиям законодательства контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов (далее-ТКО) и специальная площадка для накопления крупногабаритных отходов, а установленный на земле контейнер не соответствует требованиям СанПиН, поэтому истец просил обязать администрацию г.Таганрога оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: г.Таганрог, ул.Кузнечная/20-й Переулок в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»: оборудовать твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, установить ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Решением суда от 1 июля 2024г. исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ростовской области удовлетворены.
Принимая такое решение, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №322, постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №3156 и исходил из того, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: г.Таганрог, ул.Кузнечная/20-й Переулок, не соответствует требования санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем имеются основания для возложения на администрацию г.Таганрога обязанности по приведению данной контейнерной площадки в в соответствие с требованиями законодательства.
В апелляционной жалобе администрация г.Таганрога просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Управления, ссылаясь на то, что администрация не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку осуществление контроля за качеством и местоположением контейнерных площадок возложено на МКУ «УЖКХ г.Таганрога», а финансирование указанной деятельности - на Финансовое управление г.Таганрога.
Администрация также ссылается на то, что в настоящее время МКУ «Благоустройство» готовится сметный расчет по обустройству контейнерной площадки по указанному адресному ориентиру, для определения финансовой потребности, в результате чего будет подготовлен запрос по финансированию для заключения муниципального контракта на проведение подрядных работ по обустройству контейнерной площадки.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Роспотребнадзора по Ростовской области просила оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено судебной коллегией в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие ответчика, третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда.
В силу ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами и органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.
Пунктами 11, 24, 25 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила обустройства).
Согласно п.1 и 3 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.2 Правил обустройства места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пункт 3 Правил обустройства предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 1 статьи 20 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Таганрог», утвержденных решением Городской Думы г.Таганрога от 01.11.2017 №403 установлено, что контейнерные площадки должны иметь бетонное или асфальтовое покрытие, ограниченное бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, иметь свободный подъездной путь для автотранспорта, освещение около площадок.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), в соответствии с п.3 которых на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Как следует из материалов дела, по адресу: г.Таганрог ул.Кузнечная,/20 пер. контейнер сбора ТКО установлен на земле, площадка не имеет твердого покрытия с уклоном для отведения дождевых и талых вод, не имеет ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы площадки, контейнер используется без крышек, вокруг организована несанкционированная свалка ТКО, не обеспечено проведение уборки территории, расстояние до ближайших точек жилых домов по ул.Кузнечная,119 составило 15,746м, по ул.Кузнечная,117/20 пер.,55 - 10,256м.
22.11.2024 Управлением Роспотребнадзора администрации г.Таганрога вынесено предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в ответ на которое 27.12.2024 администрация г.Таганрога сообщила о том, что в 2024г. планируется обустройство контейнерной площадки по адресу ул.Кузнечная/20-й Переулок (без указания конкретной даты и исполнителя).
15.05.2024 филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г.Таганроге» проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза контейнерной площадки по адресу: г.Таганрог, ул.Кузнечная/20-й Переулок, установлено, что контейнерная площадка для накопления ТКО и специальная площадка для накопления крупногабаритных отходов по адресу ул.Кузнечная/20-й Переулок отсутствуют, установленный на земле контейнер частично деформирован, отсутствует крышка, что не исключает возможности попадания отходов на почву, способствуя загрязнению почвы и образованию несанкционированного очага ТКО.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание то, что имеющиеся нарушения требований санитарного законодательства влекут за собой существенные нарушения прав неопределенного круга лиц, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об обоснованности исковых требований Управления Роспотребнадзора по Ростовской области, удовлетворив их в полном объёме.
Судебная коллегия не может принять во внимание апелляционную жалобу администрации г.Таганрога, поскольку жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация г.Таганрога не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку обязанность по устранению нарушений должна быть возложена на МКУ «УЖКХ г. Таганрога» или МКУ «Благоустройство», судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с приведенным выше законодательством Российской Федерации, регулирующим спорные правоотношения, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения муниципальных образований, и органы местного самоуправления обязаны решать эти вопросы местного значения в пределах предоставленных им полномочий.
При этом, очевидно, что выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированной организации и прочее) не освобождает органы местного самоуправления от ответственности за неисполнение этих обязанностей.
То обстоятельство, что непосредственно деятельность по содержанию мест ТКО относится к полномочиям МКУ «УЖКХ г. Таганрога» или МКУ «Благоустройство», которые получают для этого финансирование, заключают муниципальные контракты, являясь по ним заказчиками, не освобождает администрацию г.Таганрога от обязанности по осуществлению организации и контроля за содержанием мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе работ по устранению выявленных в ходе проверки недостатков и приведению мест ТКО в соответствующее требованиям законодательства состояние.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для принуждения администрации к финансированию указанных в решении мероприятий отклоняются судебной коллегий, поскольку устранение выявленных уполномоченным органом нарушений, которые приводят к загрязнению муниципальной территории, и, как следствие, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, и нежелания администрации выделять средства на указанные цели из бюджета.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация г.Таганрога является по настоящему делу надлежащим ответчиком, доводы же апелляционной жалобы администрации г.Таганрога основаны на неправильном толковании норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам по настоящему делу, поэтому судебной коллегией во внимание приняты быть не могут.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы администрации г.Таганрога не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 1 июля 2024г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г.Тагарога – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.11.2024г.