Решение по делу № 3а-102/2019 от 25.04.2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск,

Московская область 12 февраля 2019 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Юликове Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-102/19 по административному исковому заявлению ООО «МИРТ-СТРОЙ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «МИРТ-СТРОЙ» обратилось в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:22:0060601:13, общей площадью 4790 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, дп. Красково, д. Машково, Промзона, Машковский проезд, д. 6/1.

В обоснование требований административный истец ссылался на то, что результаты государственной кадастровой оценки указанного земельного участка повлекли неправомерное увеличение земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка, и это обстоятельство нарушает его права как плательщика арендной платы за пользование земельным участком.

Административный истец просил суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в представленном им Отчете № 1-256/17 от 28 ноября 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка.

Досудебный порядок рассмотрения спора административным истцом соблюден, решением от 26 января 2018 года Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области заявление ООО «МИРТ-СТРОЙ» о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка, поступившее в Комиссию 26 декабря 2017 года, отклонила (л.д.27-30).

В процессе рассмотрения дела в суде в связи с оспариванием представителем административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области и представителя заинтересованного лица – администрации городского округа Люберцы Московской области достоверности величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной в отчете об оценке, по ходатайству представителя заинтересованного лица администрации городского округа Люберцы Московской области судом была назначена экспертиза для определения действительной рыночной стоимости данного земельного участка.

После получения заключения эксперта представитель административного истца просит установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной в отчёте об оценке № 1-256/17 – в размере 11 474 317 рублей, полагая именно эту стоимость достоверной.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области не возражал против удовлетворения требований административного истца. Не оспаривал право истца на установление кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, полагал, что действительная рыночная стоимость земельного участка определена в заключении эксперта и именно эта стоимость должна быть установлена в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка.

Представитель заинтересованного лица – администрации городского округа Люберцы Московской области также не возражал против удовлетворения требований административного истца в части установления рыночной стоимости в отношении спорного земельного участка, полагал, что действительная рыночная стоимость земельного участка определена в заключении эксперта, и именно эта стоимость должна быть установлена в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка.

Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей, письменных возражений против удовлетворения требований административного истца суду не представили.

Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, объяснения представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, полагает административное исковое заявление ООО «МИРТ-СТРОЙ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежащим частичному удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

В силу положений п. 1, п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.

В силу положений п. 3 - п. 7, п. 16 – п. 23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ( с последующими изменениями).

В соответствии с абз. 1, абз. 37 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности юридического лица - собственника данного земельного участка.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).

Судом установлено, что ООО «МИРТ-СТРОЙ» принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:22:0060601:13, общей площадью 4790 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, дп. Красково, д. Машково, Промзона, Машковский проезд, д. 6/1.

Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду Выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости (л.д.20-23).

Судом также установлено, что распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года № 566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» была определена в том числе кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка, которая составила 20 062 819,20 руб.

Кадастровая стоимость спорного земельного участка указанным распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области была установлена по состоянию на 01.01.2013 года (дату формирования перечня земельных участков, подлежащих кадастровой оценке).

Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года № 1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.

Административным истцом в подтверждение определения действительной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года представлен отчет об оценке № 1-256/17 от 28 ноября 2017 года об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, составленный оценщиком ГУП МО «Московское областное БТИ» Соломиной Н.С.

Рыночная стоимость земельного участка в данном отчете об оценке определена в размере 11 474 317 руб.

В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно экспертному заключению № 074/18 от 03 декабря 2018 года, подготовленному по результатам экспертизы, проведенной на основании определения суда экспертом ООО «Консалтинговая группа «Формула успеха» Давыдовым В.В. (л.д.89-186), оценщиком ГУП МО «Московское областное БТИ» при составлении отчета № 1-256/17 от 28 ноября 2017 года об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка было допущено нарушение требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требований Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости земельного участка и иные нарушения, которые повлияли на определение итоговой величины его рыночной стоимости.

В соответствии с данным экспертным заключением от 03 декабря 2018 года рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 12 183 000 руб.

Суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена равной его рыночной стоимости в размере, определенном по состоянию на 01 января 2013 года в заключении эксперта.

Оценивая данное экспертное заключение с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к доказательствам с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимосвязи этого доказательства в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется.

Экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате исследования выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Каких-либо объективных данных, опровергающих выводы эксперта, административный истец не представил.

С учетом изложенного сомнений в правильности или обоснованности данного заключения у суда не возникает, суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорного земельного участка.

Поскольку законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое обоснование, суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений административного истца относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Исходя из изложенного, административное исковое заявление ООО «МИРТ-СТРОЙ» подлежит частичному удовлетворению, а именно: рыночная стоимость спорного земельного участка должна быть определена в размере, установленном в экспертном заключении – 12 183 000 рублей.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца шестого статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ.

Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для них является дата обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В данном случае ООО «МИРТ-СТРОЙ» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области обратилось с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с указанным кадастровым номером 26 декабря 2017 года, что усматривается из текста решения Комиссии, и именно эта дата подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы с 01 января 2017 года.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175-178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ООО «МИРТ-СТРОЙ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:22:0060601:13, общей площадью 4790 кв.м., адрес объекта: Московская область, Люберецкий район, дп. Красково, д. Машково, Промзона, Машковский проезд, д. 6/1, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, в размере 12 183 000 рублей. В остальной части требования ООО «МИРТ-СТРОЙ» оставить без удовлетворения.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, включая дату подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области «26 декабря 2017 года».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Терещенко

Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2019 года.

Судья А.А. Терещенко

3а-102/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "МИРТ-СТРОЙ"
Ответчики
УФСГРКиК по МО
Министертсво имущественных отношений МО
Суд
Московский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
25.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
28.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.07.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.08.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
04.10.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
08.02.2019[Адм.] Производство по делу возобновлено
08.02.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2019[Адм.] Судебное заседание
25.04.2018Регистрация административного искового заявления
26.04.2018Передача материалов судье
28.04.2018Решение вопроса о принятии к производству
17.07.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.08.2018Предварительное судебное заседание
04.10.2018Предварительное судебное заседание
08.02.2019Производство по делу возобновлено
08.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2019Судебное заседание
18.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2019Дело оформлено
26.04.2018Регистрация административного искового заявления
07.05.2018Решение вопроса о принятии к производству
25.07.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.07.2018Предварительное судебное заседание
25.08.2018Предварительное судебное заседание
08.02.2019Судебное заседание
02.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2019Дело оформлено
12.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее