Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Р Рњ Р• Рќ Р• Рњ Р Рћ РЎ РЎ Р Р™ РЎ Рљ Рћ Р™ Р¤ Р• Р” Р• Р Рђ Р¦ Р Р
г. Красногорск,
Московская область 12 февраля 2019 года
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Терещенко А.А.,
при секретаре Юликове Е.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело в„–3Р°-102/19 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РћРћРћ «МРР Рў-СТРОЙ» РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
РћРћРћ «МРР Рў-СТРОЙ» обратилось РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ областной СЃСѓРґ СЃ заявлением РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка СЃ кадастровым номером 50:22:0060601:13, общей площадью 4790 РєРІ.Рј., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: РїРѕРґ производственную базу, расположенного РїРѕ адресу: Московская область, Люберецкий район, РґРї. Красково, Рґ. Машково, РџСЂРѕРјР·РѕРЅР°, Машковский проезд, Рґ. 6/1.
В обоснование требований административный истец ссылался на то, что результаты государственной кадастровой оценки указанного земельного участка повлекли неправомерное увеличение земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка, и это обстоятельство нарушает его права как плательщика арендной платы за пользование земельным участком.
Административный истец просил суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в представленном им Отчете № 1-256/17 от 28 ноября 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Досудебный РїРѕСЂСЏРґРѕРє рассмотрения СЃРїРѕСЂР° административным истцом соблюден, решением РѕС‚ 26 января 2018 РіРѕРґР° РљРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РїРѕ рассмотрению СЃРїРѕСЂРѕРІ Рѕ результатах определения кадастровой стоимости РїСЂРё Управлении Росреестра РїРѕ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области заявление РћРћРћ «МРР Рў-СТРОЙ» Рѕ пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка, поступившее РІ РљРѕРјРёСЃСЃРёСЋ 26 декабря 2017 РіРѕРґР°, отклонила (Р».Рґ.27-30).
В процессе рассмотрения дела в суде в связи с оспариванием представителем административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области и представителя заинтересованного лица – администрации городского округа Люберцы Московской области достоверности величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной в отчете об оценке, по ходатайству представителя заинтересованного лица администрации городского округа Люберцы Московской области судом была назначена экспертиза для определения действительной рыночной стоимости данного земельного участка.
После получения заключения эксперта представитель административного истца просит установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере рыночной стоимости, определенной в отчёте об оценке № 1-256/17 – в размере 11 474 317 рублей, полагая именно эту стоимость достоверной.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области не возражал против удовлетворения требований административного истца. Не оспаривал право истца на установление кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, полагал, что действительная рыночная стоимость земельного участка определена в заключении эксперта и именно эта стоимость должна быть установлена в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка.
Представитель заинтересованного лица – администрации городского округа Люберцы Московской области также не возражал против удовлетворения требований административного истца в части установления рыночной стоимости в отношении спорного земельного участка, полагал, что действительная рыночная стоимость земельного участка определена в заключении эксперта, и именно эта стоимость должна быть установлена в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка.
Рные участвующие РІ деле лица, будучи надлежащим образом извещенные Рѕ времени Рё месте проведения судебного заседания, РЅРµ обеспечили СЏРІРєСѓ РІ СЃСѓРґ СЃРІРѕРёС… представителей, письменных возражений против удовлетворения требований административного истца СЃСѓРґСѓ РЅРµ представили.
РЎСѓРґ, выслушав пояснения представителя административного истца, объяснения представителя административного ответчика Рё представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, полагает административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РћРћРћ «МРР Рў-СТРОЙ» РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежащим частичному удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
В силу положений п. 1, п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.
В силу положений п. 3 - п. 7, п. 16 – п. 23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ( с последующими изменениями).
В соответствии с абз. 1, абз. 37 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности юридического лица - собственника данного земельного участка.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
РЎСѓРґРѕРј установлено, что РћРћРћ «МРР Рў-СТРОЙ» принадлежит РЅР° праве собственности земельный участок СЃ кадастровым номером 50:22:0060601:13, общей площадью 4790 РєРІ.Рј., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: РїРѕРґ производственную базу, расположенного РїРѕ адресу: Московская область, Люберецкий район, РґРї. Красково, Рґ. Машково, РџСЂРѕРјР·РѕРЅР°, Машковский проезд, Рґ. 6/1.
Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду Выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости (л.д.20-23).
Судом также установлено, что распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года № 566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» была определена в том числе кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка, которая составила 20 062 819,20 руб.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка указанным распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области была установлена по состоянию на 01.01.2013 года (дату формирования перечня земельных участков, подлежащих кадастровой оценке).
Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года № 1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.
Административным истцом РІ подтверждение определения действительной рыночной стоимости земельного участка РїРѕ состоянию РЅР° 01 января 2013 РіРѕРґР° представлен отчет РѕР± оценке в„– 1-256/17 РѕС‚ 28 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР° РѕР± оценке рыночной стоимости СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка, составленный оценщиком ГУП РњРћ «Московское областное БТРВ» Соломиной Рќ.РЎ.
Рыночная стоимость земельного участка в данном отчете об оценке определена в размере 11 474 317 руб.
В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно экспертному заключению в„– 074/18 РѕС‚ 03 декабря 2018 РіРѕРґР°, подготовленному РїРѕ результатам экспертизы, проведенной РЅР° основании определения СЃСѓРґР° экспертом РћРћРћ «Консалтинговая РіСЂСѓРїРїР° «Формула успеха» Давыдовым Р’.Р’. (Р».Рґ.89-186), оценщиком ГУП РњРћ «Московское областное БТРВ» РїСЂРё составлении отчета в„– 1-256/17 РѕС‚ 28 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР° РѕР± оценке рыночной стоимости СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка было допущено нарушение требований законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± оценочной деятельности, РІ том числе требований Федерального закона РѕС‚ 29 июля 1998 РіРѕРґР° в„–135-ФЗ «Об оценочной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», федеральных стандартов оценки Рё РґСЂСѓРіРёС… актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции РїРѕ нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, предъявляемых Рє форме Рё содержанию отчета, Рє описанию объекта оценки, Рє методам расчета рыночной стоимости земельного участка Рё иные нарушения, которые повлияли РЅР° определение итоговой величины его рыночной стоимости.
В соответствии с данным экспертным заключением от 03 декабря 2018 года рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 12 183 000 руб.
Суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена равной его рыночной стоимости в размере, определенном по состоянию на 01 января 2013 года в заключении эксперта.
Оценивая данное экспертное заключение с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к доказательствам с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимосвязи этого доказательства в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется.
Ркспертное заключение содержит РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕРµ описание проведенного исследования, сделанные РІ результате исследования выводы Рё ответы РЅР° поставленные СЃСѓРґРѕРј РІРѕРїСЂРѕСЃС‹.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Каких-либо объективных данных, опровергающих выводы эксперта, административный истец не представил.
С учетом изложенного сомнений в правильности или обоснованности данного заключения у суда не возникает, суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорного земельного участка.
Поскольку законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое обоснование, суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений административного истца относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РћРћРћ «МРР Рў-СТРОЙ» подлежит частичному удовлетворению, Р° именно: рыночная стоимость СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка должна быть определена РІ размере, установленном РІ экспертном заключении – 12 183 000 рублей.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца шестого статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для них является дата обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Р’ данном случае РћРћРћ «МРР Рў-СТРОЙ» РІ РљРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РїРѕ рассмотрению СЃРїРѕСЂРѕРІ Рѕ результатах определения кадастровой стоимости РїСЂРё Управлении Росреестра РїРѕ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области обратилось СЃ заявлением РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка СЃ указанным кадастровым номером 26 декабря 2017 РіРѕРґР°, что усматривается РёР· текста решения РљРѕРјРёСЃСЃРёРё, Рё именно эта дата подлежит внесению РІ государственный кадастр недвижимости РІ соответствии СЃ Рї. 11 части 2 статьи 7 Федерального закона РѕС‚ 24 июля 2007 РіРѕРґР° в„–221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Р° установленная СЃСѓРґРѕРј кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы СЃ 01 января 2017 РіРѕРґР°.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175-178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РћРћРћ «МРР Рў-СТРОЙ» РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка СЃ кадастровым номером 50:22:0060601:13, общей площадью 4790 РєРІ.Рј., адрес объекта: Московская область, Люберецкий район, РґРї. Красково, Рґ. Машково, РџСЂРѕРјР·РѕРЅР°, Машковский проезд, Рґ. 6/1, определенной РїРѕ состоянию РЅР° 01 января 2013 РіРѕРґР°, РІ размере 12 183 000 рублей. Р’ остальной части требования РћРћРћ «МРР Рў-СТРОЙ» оставить без удовлетворения.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, включая дату подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области «26 декабря 2017 года».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Терещенко
Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2019 года.
Судья А.А. Терещенко