Дело № 2-492/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Жуненко Н.А.,

при секретаре Абрамовой А.Ю.,

с участием представителя истца АО «Интауголь» по доверенности – Сметаниной Н.К., представителя ответчика ГУ РК «ЦЗН г. Инты» - Бородина А.Е., третьего лица Романовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 02 апреля 2019 года в городе Инте Республики Коми гражданское дело по иску Акционерного общества «Интауголь» к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Инты» об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения Романовой О. В.,

установил:

Акционерное общество «Интауголь» (далее - АО «Интауголь») обратилось в суд с иском к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Инты» (далее - ГУ РК «ЦЗН г. Инты») об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения Романовой О.В.

В обоснование заявленных требований представитель АО «Интауголь» указал, что Романова О.В. была уволена в связи с ликвидацией организации 12.10.2018. Ответчиком ГУ РК «ЦЗН г. Инты» 13.02.2019 было принято решение о сохранении Романовой О.В. среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения, учитывая, что Романова О.В. обратилась в ГУ РК «ЦЗН г. Инты» в месячный срок со дня увольнения и не была им трудоустроена, имеет на иждивении 2-х несовершеннолетних детей. Истец полагает данное решение ГУ РК «ЦЗН г. Инты» необоснованным, поскольку решение не мотивировано на основе сведений и документов, удостоверяющих наличие исключительных обстоятельств, при которых возможно возложение на работодателя дополнительных расходов. Также отсутствуют доказательства, указывающие на действия, предпринятые бывшим работником при содействии службы занятости и/или самостоятельно в поисках новой работы.

    Представитель АО «Интауголь» в суде заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика ГУ РК «ЦЗН г. Инты» в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что Романова О.В. после ее увольнения из АО «Интауголь» по п. 1 ст. 81 ТК РФ своевременно обратилась в ГУ РК «ЦЗН г. Инты» и была зарегистрирована в качестве ищущей работу, признана безработной. В период состояния на учете Романовой О.В. осуществлялся поиск подходящей работы, работодателями на территории г. Инты вакансии, соответствующие профессиональному образованию и опыту работы Романовой О.В. не предоставлялись. При этом Романова О.В. согласна на любую работу. Также Романова О.В. осуществляла самостоятельный поиск работы, что подтверждено индивидуальными планами поиска работы с записями об отсутствии вакансий в организациях г. Инты. Ответчиком принято во внимание, что на содержании Романовой О.В. находятся два несовершеннолетних ребенка. Ответчик пришел к выводу, что Романова О.В. социально не защищена и имеет право на получение среднего заработка, сохраняемого на 4-й месяц со дня увольнения.

Романова О.В., привлеченная к участию в деле в качестве 3-его лица, в судебном заседании с иском АО «Интауголь» не согласилась, пояснила, что имеет от первого брака 2-х несовершеннолетних детей, на содержание которых их отец, отбывающий наказание в местах лишения свободы, платит алименты в размере около <....> руб. в месяц. Других доходов у Романовой О.В. нет. Муж Романовой О.В., который отцом детей не является, в октябре 2018 году уволился из АО «Интауголь» по собственному желанию, поскольку там длительное время не выплачивали заработную плату, и уехал из г. Инты. Где он в настоящее время находится, имеет ли работу Романовой О.В. не известно, муж с нового года не звонил, денег не присылает. На учет как малоимущая Романова О.В. встать не может, так как нет сведений о доходах ее мужа.

Выслушав стороны, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 313 - 327).

Согласно части 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации определены статьей 318 ТК РФ.

Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (часть 1 статьи 318 ТК РФ).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть 2 статьи 318 ТК РФ).

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (часть 3 статьи 318 ТК РФ).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.

Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.

Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяц со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ, разъяснено, что к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.

Материалами дела подтверждено, что Романова О.В., работавшая в АО «Интауголь» в должности <....>, уволена 12.10.2018 по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации.

    Романова О.В. 29.10.2018, то есть в месячный срок со дня увольнения, обратилась в ГУ РК «ЦЗН г. Инты» и была зарегистрирована в качестве ищущей работу. Приказом ответчика Романова О.В. признана безработной.

     Работодателем АО «Интауголь» Романовой О.В. при увольнении было начислено <....> руб., в том числе выходное пособие в размере <....> руб., компенсация за неиспользованный отпуск в размере <....> руб. Также Романовой О.В. был выплачен средний месячный заработок за 2-й и 3-й месяцы трудоустройства в размере, соответственно, <....> руб. и <....> руб.

С даты постановки на учет Романова О.В. регулярно обращалась в орган службы занятости за сведениями о наличии вакансий, однако не была трудоустроена в связи с отсутствием вариантов подходящей работы, что подтверждается сведениями ГУ РК «ЦЗН г. Инты» о вакансиях (выпиской из регистра). Направлений на работу Романовой О.В. ответчиком не выдавалось.

Также Романова О.В. предпринимала меры к самостоятельному поиску работы путем непосредственного обращения к работодателям, что подтверждается планом поиска работы, выданными Романовой О.В. ответчиком. Отметками работодателей в планах поиска работы подтверждено отсутствие вакансий.

По сообщению ГУ-УПФР по г. Инте Романова О.В. получателем пенсии или иных социальных выплат не является. Согласно информации ГБУ РК «ЦСЗН г. Инты» Романова О.В. не состоит и не состояла на учете в качестве малоимущей.

Романова О.В. обратилась в ГУ РК «ЦЗН г. Инты» с заявлением о принятии решения о сохранении за ней среднемесячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения. Решением ГУ РК «ЦЗН г. Инты» от 13.02.2019 № 366 за Романовой О.В. признано право на сохранение средней заработной платы за четвертый месяц со дня увольнения с 13.01.2019 по 12.02.2019. В качестве исключительного обстоятельства ответчик указал, что Романова О.В. имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей.

Документально подтверждено, что Романова О.В. от брака с Рочевым А.Ф. имеет детей: <....> г. рождения, <....> г. рождения.

Рочев А.Ф. осужден приговором суда от <....> к лишению свободы на срок <....> лет. По сообщению ОСП по г. Инте УФССП по РК Рочев А.Ф., отбывающий наказание в <....>, выплачивает Романовой О.В. алименты на детей <....> г. рождения, и <....> г. рождения, размер которых составляет: январь 2019 года – <....> руб., февраль 2019 года – <....> руб., март 2019 года – <....> руб.

Романова О.В. официально состоит в браке с Шимичевым И.О., сведения о его местонахождении и доходах отсутствуют.

Романова О.В. представила выписку из своего банковского счета за 2018-2019 года, из которого следует, что никаких иных зачислений на счет, кроме выплат АО «Интауголь» и алиментов на детей, не имеется.

В спорный период постановлением Правительства РК от 04.02.2019 № 49 установлена величина прожиточного минимума для северной зоны Республики Коми: для трудоспособного населения – 15 067 руб., для детей – 14 856 руб. Таким образом, прожиточный минимум семьи Романовой О.В. с учетом двух несовершеннолетних детей, составит в месяц <....> руб. (15 067 + 14 856 х 2).

При решении вопроса о социальной защищенности Романовой О.В., ее несовершеннолетних детей, материального положения семьи, суд принимает во внимание выплаченные Романовой О.В. работодателем при увольнении суммы, а также выплачиваемые на детей алименты.

Со дня увольнения 12.10.2018 и по 12.02.2019 доход Романовой О.В. (расчет при увольнении, средний заработок за три месяца со дня увольнения) составил всего <....> руб., то есть в среднем по <....> руб. в месяц (<....> : 4 месяца). Также следует учесть получаемые Романовой О.В. алименты на детей в размере <....> руб. ежемесячно.

Таким образом, ежемесячный доход Романовой О.В. и ее несовершеннолетних детей за 4-й месяц после увольнения составит в среднем <....> руб., что менее прожиточного минимума семьи. Даже при условии максимальной экономии выплаченных работодателем при увольнении денежных средств, Романова О.В. не имела реальной возможности существовать на эти средства с двумя несовершеннолетними детьми в течение 4 месяцев.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у Романовой О.В. исключительных обстоятельств, связанных с принятием достаточных и безуспешных мер к трудоустройству, социальной незащищенностью, отсутствием средств к существованию, наличием на иждивении 2-х несовершеннолетних детей, что позволяет Романовой О.В. претендовать на сохранение среднего заработка за 4 месяц со дня увольнения. Решение ГУ РК «ЦЗН г. Инты» от 13.02.2019 № 366 о сохранении среднего месячного заработка за 4 месяц со дня увольнения Романовой О.В. отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░» ░░ 13.02.2019 № 366 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░..

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.04.2019 ░ 09 ░░░░░ 00 ░░░░░.

    ░░░░░- ░.░.░░░░░░░

2-492/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "Интауголь"
Ответчики
ГУ РК "Центр занятости населения г. Инты"
Другие
Романова Ольга Витальевна
Суд
Интинский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
intasud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее