дело № 2-1077/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 апреля 2021 года | город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,
помощник судьи – Кручик М.В.,
с участием представителя истца – Иванова Д.Б., на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова Бориса Викторовича к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, государственному регистратора Щеповой Наталье Петровне, заинтересованное лицо – Митева Наталья Владимировна, о признании незаконным уведомления, понуждении совершить определенные действия,
установил:
Иванов Б.В. обратился в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в котором просит признать незаконным уведомление от ДД.ММ.ГГГГ (исх. № №) о возврате прилагаемых к заявлению о государственном и кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав административного истца путем: принятия решения о прекращении режима общей долевой собственности на жилой дом лит.А с пристройкой лит.а, кадастровый №, с надворными строениями, расположенный по адресу: <адрес>; регистрации права собственности Иванова Б.В. на обособленную часть домовладения, представляющую собой отдельный жилой блок дома блокированной застройки, расположенную по адресу: <адрес>, площадью по внутреннему обмеру – 44,9 кв.м., жилой площадью 26 кв.м., который состоит из: в подвале: помещения I площадью 9,5 кв.м., на первом этаже помещения 2-1 площадью 9,4 кв.м.; помещения 2-2 площадью 16,1 кв.м.; помещения 2-3 площадью 9,9 кв.м. и надворное строение: ? часть летней кухни лит.Б.
Исковые требования мотивированы нарушением права собственника Иванова Б.В. на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на принадлежащий ему объект недвижимости, созданный в результате выдела на основании судебного постановления, обязательного для исполнения на всей территории Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования, просил иск удовлетворить.
Ответчики явку своего представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки представителей суд не уведомили.
Заинтересованное лицо в судебное заседание также не явилась, извещена надлежащим образом, о причина неявки суд не уведомила.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 4 статьи 29 Федерального закона о государственной регистрации установлено, что орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:
1) государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
2) уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) уведомляет о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав приведены в статье 26 Закона № 218-ФЗ.
Статьей 25 Федерального закона о государственной регистрации установлены основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения.
Так, орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если:
1) такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования;
1.1) заявление о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемые к нему документы представлены в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и при этом не соблюдены требования, установленные статьей 36.2 настоящего Федерального закона;
2) такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
3) информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем;
4) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона;
5) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иванов Б.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр) с заявлением (вх. № №) о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на обособленную часть домовладения, представляющую собой отдельный жилой блок дома блокированной застройки, расположенного по адресу: <адрес>ю по внутреннему обмеру – 44,9 м2, жилой площадью 26,0 м2, который состоит из: в подвале: помещения I пл. 9,5 м2; на первом этаже помещения 2-1 пл. 9,4 м2; помещения 2-2 пл. 16,1 м2; помещения 2-3 пл. 9,9 м2 и надворное строение: ? часть летней кухни лит. Б.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № жилой дом лит.А с пристройкой лит.а, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, признан жилым домом блокированной застройки. В собственность ФИО3 выделена обособленную часть домовладения, представляющая собой отдельный жилой блок дома блокированной застройки, расположенного по адресу: <адрес>, площадью по внутреннему обмеру – 44,9 м2, жилой площадью 26,0 м2, который состоит из: в подвале: помещения I пл. 9,5 м2; на первом этаже помещения 2-1 пл. 9,4 м2; помещения 2-2 пл. 16,1 м2; помещения 2-3 пл. 9,9 м2 и надворное строение: 1/2 часть летней кухни лит. Б.
В собственность Митевой Н.В. выделено обособленную часть домовладения, представляющую собой отдельный жилой блок дома блокированной застройки, расположенного по адресу: <адрес> площадью по внутреннему обмеру – 35,3 м2, жилой площадью 25,5 м2, который состоит из: на первом этаже: помещения 1-1 пл. 9,8 м2; помещения 1-2 пл. 16,5 м2; помещения 1-3 пл. 9,0 м2 и надворные строения: 1/2 часть летней кухни лит. Б.
Прекращен режим общей долевой собственности на жилой дом лит. А с пристройкой лит.а, кадастровый №, с надворными строениями, расположенный по адресу: <адрес>.
Письменным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № № Севреестр в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» возвратил без рассмотрения заявление Иванова Б.В. о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав Иванова Б.В. на образуемый в результате раздела объект недвижимости, указав, что необходимо предоставить новые заявления и документы от имени всех участников общей долевой собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Согласно пунктам 2, 3 части 3 статьи 14 указанного Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно при образовании объекта недвижимости и/или прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Так, снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (часть 3 статьи 41 Закона).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образованные новые объекты недвижимости осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости.
Согласно сведениям ЕГРН здание с кадастровым номером № принадлежит на праве общей долевой собственности (1/2 доля в праве у Иванова Б.В., сведения о государственной регистрации иных участников долевой собственности в ЕГРН отсутствуют).
Статьей 13 ГПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Пункт 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъясняет, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Если иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права или обременения, предъявлен к государственному регистратору, суд осуществляет замену ненадлежащего ответчика в соответствии с частью 1 статьи 41 ГПК РФ или частями 1, 2 статьи 47 АПК РФ.
В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ или части 1 статьи 16 АПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
В решении Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в ясной и понятной форме указано, каким образом произведен раздел объектов недвижимости, разрешен вопрос о правах в отношении образуемых объектов недвижимости, в том числе о прекращении права общей долевой собственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты (пункта 5 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (часть 3 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 41 Федерального закона о государственной регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно является судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
В то же время статьей 58 указанного Федерального закона предусмотрены особенности осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда.
В частности, частью 3 этой статьи установлено, что в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом.
Анализ приведенных положений Федерального закона № 218-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что при осуществлении государственной регистрации права (государственного кадастрового учета) на основании решения суда, такая государственная регистрация (государственный кадастровый учет) может быть осуществлена не только по заявлению (заявлениям) всех лиц, участвовавших в споре, в отношении которых судебный актом установлено возникновение и (или) прекращение прав на имущество, подлежащее регистрации, но и по заявлению любого из этих лиц, у которого на основании судебного акта возникает право собственности или прекращается право собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Иное толкование приведенных правовых норм, означало бы игнорирование предписаний части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку в случае отсутствия заявления о государственной регистрации (государственном кадастровом учете) одной из сторон, разрешенного судом спора, исполнение решения суда ставилось бы в зависимость от желания этой стороны исполнять судебный акт, что не допускает названная норма Кодекса.
Представленный административным истцом судебный акт является одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета выделенной Иванову Б.В. согласно последнему части жилого дома.
Таким образом, обжалуемое решение Севреестра является незаконным, поскольку оно противоречит положениям действующего законодательства.
Судебный акт о разделе имущества влечет за собой прекращение и возникновение прав собственности и истца, и ответчика на объекты недвижимости, и в силу статьи 13 ГПК РФ является обязательным к исполнению для всех. В этой связи государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет в соответствии с таким судебным актом могут осуществляться на основании заявления любой из сторон рассмотренного спора.
В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца суд считает необходимым обязать Севреестр в установленном законом порядке рассмотреть заявление Иванова Б.В. о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права на объект недвижимости.
Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований административного истца об обязании административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости, образованный в результате раздела жилого дома, удовлетворению не подлежит, поскольку проверка комплектности и содержания представленных в целях осуществления кадастрового учета и государственной регистрации документов является прерогативой органа кадастрового учета, в рассматриваемом случае данная обязанность уполномоченным органом исполнена не была.
С учетом вышеизложенного суд удовлетворяет административный иск частично.
Руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № № о возврате Иванову Борису Викторовичу прилагаемых к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в установленном законом порядке рассмотреть заявление Иванова Бориса Викторовича от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права на объект недвижимости.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
<данные изъяты>