УИД42RS0020-01-2021-002258-25
Дело № 2-1101/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Осинники 22 декабря 2021 года
Осинниковский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Зверьковой А.М.,
при секретаре Дубровиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу в г.Осинники и г.Калтане к Администрации Осинниковского городского округа о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу в г.Осинники и г.Калтане (далее Управление Роспотребнадзора по г.Осинники г.Калтану) обратилось в суд с иском к ответчику Администрации Осинниковского городского округа, в котором просит обязать администрацию Осинниковского городского округа в срок до 01 августа 2022 года ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в границах муниципального образования, путем организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов со следующих территорий: земельные участки за очистными сооружениями в районе Кандалепа (Интеграл) г. Осинники с кадастровыми номерами №, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером № (адрес: Кемеровская обл., в северной части г. Осинники, северо-западнее высот 357,2 м, и 368,8 м, на гряде западнее р. Таволожная); земельный участок, находящейся в районе «Старой церкви»- Пророка Божия Ильи по адресу: г. Осинники, ул. 9-я Штольня, 22, параллельно ул. Щелканка, по дороге, ведущей в лесополосу, на разветвлении дороги, частично на земельном участке с кадастровым номером № (адрес: Кемеровская область, г Осинники, на юго-запад в 3,5 км от АБК, расположенного по адресу: ул. Шахтовая, 3); земельный участок, расположенный по окончании ул. Партизанская г.Осинники, за территорией кладбища, по полевой дороге, уходящей в лесополосу, частично на земельном участке с кадастровым номером № (адрес: Кемеровская область, г Осинники, на юго-запад в 3,5 км от АБК, расположенного по адресу: ул. Шахтовая, 3); земельный участок, расположенный по окончании пер. 1 ул. Буденного, по границе земельного участка с кадастровым номером № вдоль дороги, переходящей в полевую; земельные участки с кадастровыми номерами № (адрес: Российская Федерация, Кемеровская область Кузбасс, Осинниковский городской округ, г. Осинники, в 185 м юго-восточнее от земельного участка по ул. Ленина, 76) и № (адрес: Российская Федерация, Кемеровская область - Кузбасс, Осинниковский городской округ, г.Осинники, в 64 м южнее от земельного участка по ул. Ленина, 76), а также расположенные земельные участки, расположенные вдоль дороги по ул.Новостройки.
Требования обосновывает тем, что в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбассу в городе Осинники и городе Калтане (далее - территориальный отдел) поступило обращение жителей г. Осинники на неудовлетворительные условия проживания в связи с размещением несанкционированных свалок в границах муниципального образования Осинниковский городской округ. В ходе административного расследования специалистом территориального отдела установлено размещение несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов в границах муниципального округа: земельные участки за очистными сооружениями в районе Кандалепа (Интеграл) г. Осинники с кадастровыми номерами №, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером № (адрес: Кемеровская обл., в северной части г. Осинники, северо-западнее высот 357,2 м, и 368,8 м, на гряде западнее р. Таволожная); земельный участок, находящейся в районе «Старой церкви»- Пророка Божия Ильи по адресу: г. Осинники, ул. 9-я Штольня, 22, параллельно ул. Щелканка, по дороге, ведущей в лесополосу, на разветвлении дороги, частично на земельном участке с кадастровым номером № (адрес: Кемеровская область, г Осинники, на юго-запад в 3,5 км от АБК, расположенного по адресу: ул. Шахтовая, 3); земельный участок, расположенный по окончании ул. Партизанская г.Осинники, за территорией кладбища, по полевой дороге, уходящей в лесополосу, частично на земельном участке с кадастровым номером № (адрес: Кемеровская область, г Осинники, на юго-запад в 3,5 км от АБК, расположенного по адресу: ул. Шахтовая, 3); земельный участок, расположенный по окончании пер. 1 ул. Буденного, по границе земельного участка с кадастровым номером №, вдоль дороги, переходящей в полевую; земельные участки с кадастровыми номерами № (адрес: Российская Федерация, Кемеровская область Кузбасс, Осинниковский городской округ, г. Осинники, в 185 м юго-восточнее от земельного участка по ул. Ленина, 76) и № (адрес: Российская Федерация, Кемеровская область - Кузбасс, Осинниковский городской округ, г.Осинники, в 64 м южнее от земельного участка по ул. Ленина, 76), а также расположенные земельные участки, расположенные вдоль дороги по ул.Новостройки. Вышеуказанные земельные участки расположены в границах территории муниципального образования Осинниковский городской округ. Определить лиц, допустивших несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению отходов производства и потребления в период проведения осмотров не представилось возможным. За несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления администрация Осинниковского городского округа привлечена к административной ответственности в виде штрафа. Ответчиком до настоящего времени не предприняты меры к ликвидации несанкционированной свалки, что в свою очередь нарушает права граждан г. Осинники на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечено МКУ «Управление муниципальным имуществом» Осинниковского городского округа.
В судебном заседании представитель истца Управление Роспотребнадзора по г.Осинники г.Калтану Брагоренко О.А., действующая на основании доверенности исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила удовлетворить исковые требования. Полагает срок в течение которого необходимо провести все мероприятия является достаточным и разумным.
Представитель ответчика Клевцова Л.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований. Не оспаривала, что все земельные участки находятся на территории Осинниковского городского округа. Указывала, что администрацией города ведутся работы по ликвидации несанкционированных свалок.
Представитель третьего лица МКУ «Управление муниципальным имуществом» Осинниковского городского округа в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя КУМИ.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В ст. 42 Конституции РФ закреплено, что право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантировано государством.
Согласно ст.11, ст.23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечить безопасность для здоровья человека выполняемых работ, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – «закон»), органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу положений пунктов 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 17 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в границах Осинниковского городского округа имеет место быть размещение несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов:
за очистными сооружениями в районе Кандалепа (Интеграл) г. Осинники с кадастровыми номерами №, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером № (адрес: Кемеровская обл., в северной части г. Осинники, северо-западнее высот 357,2 м, и 368,8 м, на гряде западнее р. Таволожная);
в районе «Старой церкви»- Пророка Божия Ильи по адресу: г. Осинники, ул. 9-я Штольня, 22, параллельно ул. Щелканка, по дороге, ведущей в лесополосу, на разветвлении дороги, частично на земельном участке с кадастровым номером № (адрес: Кемеровская область, г Осинники, на юго-запад в 3,5 км от АБК, расположенного по адресу: ул. Шахтовая, 3);
по окончании ул. Партизанская г.Осинники, за территорией кладбища, по полевой дороге, уходящей в лесополосу, частично на земельном участке с кадастровым номером № (адрес: Кемеровская область, г Осинники, на юго-запад в 3,5 км от АБК, расположенного по адресу: ул. Шахтовая, 3);
по окончании пер. 1 ул. Буденного, по границе земельного участка с кадастровым номером №, вдоль дороги, переходящей в полевую; земельные участки с кадастровыми номерами № (адрес: Российская Федерация, Кемеровская область Кузбасс, Осинниковский городской округ, г. Осинники, в 185 м юго-восточнее от земельного участка по ул. Ленина, 76) и № (адрес: Российская Федерация, Кемеровская область - Кузбасс, Осинниковский городской округ, г.Осинники, в 64 м южнее от земельного участка по ул. Ленина, 76);
земельные участки, расположенные вдоль дороги по ул.Новостройки.
Вышеуказанные земельные участки расположены в границах территории муниципального образования Осинниковский городской округ.
Согласно выписке из ЕГРН от 14.09.2021 правообладателем указанных земельных участков значится Осинниковский городской округ (л.д.58-60).
В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбассу в городе Осинники и городе Калтане поступают обращения жителей г. Осинники на неудовлетворительные условия проживания в связи с размещением несанкционированных свалок в границах муниципального образования Осинниковский городской округ.
Постановлением Осинниковского городского суда от 16.08.2021 администрация Осинниковского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей (л.д.52-57).
В материалы дела представителем стороны ответчика представлено письмо от 23.09.2021 в адрес первого заместителя Главы городского округа Каурова В.В., из которого следует, что:
1. В районе Кандалепа (Интеграл) располагается закрытый полигон ТКО находящийся на стадии рекультивации. Приняты меры по пересыпке подъездных путей к полигону ТКО и установке шлагбаума.
2. На земельный участок в районе «Старой церкви» - пророка Божия Ильи производилась уборка свалки мусора, в весенний период 2022г. планируется отсыпка землей для дальнейшей посадки деревьев.
3. За территорией кладбища Партизанского свалка мусора была ликвидирована в сентябре.
4. Уборка земельного участка, расположенного по окончании пер. 1 ул.
Буденного будет выполнена до 01.08.2022 году.
5. Уборка земельного участка, расположенного по 64 м южнее от земельного участка по ул. Ленина, 7 будет выполнена до 01.08.2022 года.
Как указывает истец, ответчиком до настоящего времени не предприняты меры к ликвидации несанкционированной свалки, что в свою очередь нарушает права граждан г.Осинники на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья.
Суд считает необходимым отметить, что при наличии сведений о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.6.35 КоАП РФ, доводы истца о нарушении ответчиком законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившаяся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, являются обоснованными.
Доводы представителя ответчика о недостаточном финансировании и недостаточном сроке исполнения решения суда, суд находит несостоятельными. Администрация Осинниковского городского округа не лишена возможности запрашивать дополнительные лимиты бюджетных ассигнований, для исполнения решения суда, с учетом формирования бюджетной росписи на 2022 год в декабре 2021 года. Срок, в течение которого истец просит обязать ответчика исполнить решение суда, является достаточным. Кроме того, суд учитывает, что о наличии несанкционированных свалок ответчику известно с июля 2021 года, с момента выявления их наличия на территории городского округа и составления административного материала.
С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу в г.Осинники и г.Калтане, в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию Осинниковского городского округа в срок до 01 августа 2022 года ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в границах муниципального образования, путем организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов со следующих территорий: земельные участки за очистными сооружениями в районе Кандалепа (Интеграл) г. Осинники с кадастровыми номерами №, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером № (адрес: Кемеровская обл., в северной части г. Осинники, северо-западнее высот 357,2 м, и 368,8 м, на гряде западнее р. Таволожная); земельный участок, находящейся в районе «Старой церкви»- Пророка Божия Ильи по адресу: г. Осинники, ул. 9-я Штольня, 22, параллельно ул. Щелканка, по дороге, ведущей в лесополосу, на разветвлении дороги, частично на земельном участке с кадастровым номером № (адрес: Кемеровская область, г Осинники, на юго-запад в 3,5 км от АБК, расположенного по адресу: ул. Шахтовая, 3); земельный участок, расположенный по окончании ул. Партизанская г.Осинники, за территорией кладбища, по полевой дороге, уходящей в лесополосу, частично на земельном участке с кадастровым номером № (адрес: Кемеровская область, г Осинники, на юго-запад в 3,5 км от АБК, расположенного по адресу: ул. Шахтовая, 3); земельный участок, расположенный по окончании пер. 1 ул. Буденного, по границе земельного участка с кадастровым номером №, вдоль дороги, переходящей в полевую; земельные участки с кадастровыми номерами № (адрес: Российская Федерация, Кемеровская область Кузбасс, Осинниковский городской округ, г. Осинники, в 185 м юго-восточнее от земельного участка по ул. Ленина, 76) и № (адрес: Российская Федерация, Кемеровская область - Кузбасс, Осинниковский городской округ, г.Осинники, в 64 м южнее от земельного участка по ул. Ленина, 76), а также расположенные земельные участки, расположенные вдоль дороги по ул.Новостройки.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2021 года.
Судья А.М.Зверькова