ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-14532/2021
(в суде первой инстанции № 2-1051/2020)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 июля 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А.,
судей Якубовской Е.В., Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя о признании итогов конкурса недействительными, о компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 6 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 26 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя (далее также- Департамент) о признании итогов конкурса недействительными, о компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был объявлен конкурс на включение в кадровый резерв Департамента для замещения должностей государственной гражданской службы г. Севастополя по главной группе должностей категории «руководители» и по ведущей группе должностей категории «специалисты». Истец подал документы для участия в конкурсе по главной группе должностей категории «руководители» в области профессиональной служебной деятельности «Правовое обеспечение государственного органа». Уведомлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истец был допущен ко второму этапу конкурса и приглашен для прохождения тестирования и собеседования. В назначенное время было проведено тестирование, однако на собеседование истца по неизвестным причинам не вызвали. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ истец проинформирован о том, что во включении в кадровый резерв по итогам конкурса ему отказано.
Полагая, что ответчиком было допущено грубое нарушение процедуры проведения конкурса, так как конкурсная комиссия не собиралась и не проводила собеседование с кандидатами, что нарушило права истца, ФИО1 просил суд признать итоги конкурса на включение в кадровый резерв недействительными и взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 6 августа 2020 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 26 ноября 2020 года указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. В обоснование доводов жалобы истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, при этом о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79- «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендента на замещение должности гражданской службы, и соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Порядок и условия проведения конкурса определены Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее- Положение), утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 112.
На основании п.5 Положения право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и отвечающие квалификационным требованиям для замещения вакантной должности гражданской службы, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, квалификационные требования для замещения вакантной должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с п. 7 настоящего Положения, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы (п.6 Положения).
В соответствии с п.п. 16,17 Положения для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.
В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), а также включаемые в состав конкурсной комиссии в соответствии с положениями пунктов 17.1 и 17.2 настоящего Положения независимые эксперты - представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и государственной гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям для замещения этой должности.
При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.
При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований для замещения вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе (п. 19 Положения).
На основании п. 11 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ государственной гражданской службе Российской Федерации» претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № был объявлен конкурс на включение в кадровый резерв Департамента для замещения должностей государственной гражданской службы города Севастополя, в том числе, по главной группе должностей категории «руководители» («Обеспечение деятельности государственного органа»).
Истец подал документы на участие в конкурсе по главной группе должностей категории «руководители» в области профессиональной служебной деятельности «Правовое обеспечение государственного органа» и по результатам первого этапа конкурса был допущен ко второму его этапу, состоящему из тестирования и собеседования, о чем он был уведомлен, а также уведомлен о времени, месте и методах проведения конкурса.
Согласно п. 2 Протокола заседания конкурсной комиссии по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 ответил правильно менее чем на 70% вопросов, в связи с чем, согласно п. 12 Методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы города Севастополя и включение в кадровый резерв для замещения должностей государственной гражданской службы города Севастополя в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, утвержденной приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № был признан не прошедшим тестирование и к индивидуальному собеседованию допущен не был.
Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уведомлен о том, что он не признан победителем и ему отказано во включении в кадровый резерв Департамента.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами права и исходил из того, что истец к этапу комиссионной оценки знаний (собеседованию) допущен не был, так как по результатам тестирования он ответил правильно менее чем на 70% вопросов, в связи с чем уровень подготовки и профессиональных качеств истца комиссией не оценивался.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам данного гражданского дела.
Указанные в жалобе доводы о том, что состав конкурсной комиссии для проведения конкурса, в котором участвовал истец, являлся не легитимным, заявлялись ФИО1 при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанции и получили надлежащую оценку судов.
Данные доводы обоснованно не были приняты судами во внимание, поскольку уровень подготовки и профессиональных знаний истца комиссией не оценивался и каких-либо решений нарушающих права истца, комиссия не принимала.
Установив, что организация проведения конкурса была обеспечена в соответствии с требованиями законодательства и суду не представлено доказательств каких-либо нарушений порядка проведения конкурса, которые бы поставили истца в худшее положение в сравнении с другими участниками конкурса и привели бы к утверждению победителем конкурса иное лицо, не имеющее на это законных оснований, суды пришли правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 6 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 26 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи