Дело № 2-1553/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2024 года г. Елизово, Камчатского края
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Анофриковой С.Н., при секретаре Кобяковой О.А., рассмотрев с участием Камчатского транспортного прокурора Нецвет И.А., представителя ответчика Журавлёва А.Ю., в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камчатского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФКП «Аэропорты Камчатки» о возложении обязанности привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Аэропорт Мильково» подразделение ведомственной охраны,
установил:
Камчатский транспортный прокурор, обратился в суд иском в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки», о возложении на ответчика обязанности привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Аэропорт Мильково» подразделение ведомственной охраны ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в соответствии с положениями ч. 8 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности», пп. 3 п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 № 1605, путем заключения договора на оказание охранных услуг в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований указал, что Камчатской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ФКП «Аэропорты Камчатки» требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, в ходе которой установлено, что ФКП «Аэропорты Камчатки» является субъектом транспортной инфраструктуры, эксплуатирующим объект транспортной инфраструктуры «Аэропорт Мильково», который включен в Перечень объектов, охраняемых подразделениями ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», утвержденный Приказом Минтранса России от 3 августа 2016 года № 222. Вместе с тем, в ходе проведения проверки установлено, что в нарушение требований законодательства о транспортной безопасности охрана категорированного объекта «Аэропорт Мильково» (4 категория) не осуществляется подразделениями ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации». Обязанность по обеспечению охраны объекта федеральной собственности «Аэропорт Мильково», ответчиком не исполнена до настоящего времени, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании Камчатский транспортный прокурор требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФКП «Аэропорты Камчатки» Штырев В.М. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск, указав, что удовлетворение требований прокурора повлечет неоправданную, дополнительную финансовую нагрузку на федеральный/краевой бюджет, что, в свою очередь, скажется на значительном повышении цен на пассажирские перевозки. Отсутствие финансирования ФКП «Аэропорты Камчатки» приведет к приостановке деятельности предприятия и полному прекращению авиасообщений в районы Камчатского края, в том числе полетов санитарной и военной авиации. Кроме того, в настоящее время ведутся работы по актуализации Перечня категорированных объектов.
Третье лицо Федеральное агентство воздушного транспорта в зал суда своего представителя не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представили письменные возражения, согласно которым полагали, что охрана аэропортов не относящихся к международным может осуществляться любым подразделением транспортной безопасности, в этой связи обязанность по заключению договора на оказание услуг по охране аэропорта Мильково с ФГУП УВО «Минстранса России» у ответчика не возникла. Более того, ДД.ММ.ГГГГ Росавиацией ФКП «Аэропорты Камчатки» выдано свидетельство об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности, доказательства некачественного оказания услуг вышеуказанным подразделением не представлено. Просили отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица Федеральное государственное унитарное предприятие «Управление ведомственной охраны министерства транспорта Российской Федерации» в судебном заседании не участвовал. Направил отзыв на иск, указав на обоснованность требований прокурора.
Третье лицо Министерство финансов РФ извещено о времени и месте рассмотрения дела, мнение относительно заявленных требований не представили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. ст. 5 Воздушного кодекса РФ, воздушное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования воздушного пространства, отношения, возникающие в связи с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации, и отношения, возникающие в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Воздушного кодекса РФ, имущество гражданской и экспериментальной авиации - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства - в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения - только в федеральной собственности. Аэродромы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть отчуждены в собственность физических лиц, юридических лиц.
К объектам инфраструктуры воздушного транспорта относятся следующие объекты: аэродромы, вертодромы, обустроенные места для приводнения и причаливания воздушных судов, прочие объекты, необходимые для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; аэровокзалы (терминалы) и иные объекты, в том числе объекты капитального строительства, необходимые для посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, погрузки, разгрузки и хранения грузов, перевозимых воздушным судном, обслуживания и обеспечения безопасности пассажиров и грузов; объекты единой системы организации воздушного движения; наземные объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции и ремонта аэропортов, аэродромов и вертодромов, подземные сооружения и инженерные коммуникации; здания, сооружения, расположенные на территориях аэропортов, аэродромов, вертодромов и предназначенные для обеспечения авиационной безопасности, оказания услуг (ст. 7.1 ВЗК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 40 Воздушного кодекса РФ, аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование.
В силу ст. 83 Воздушного кодекса РФ, авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями транспортной безопасности, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Пунктами 3 и 4 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 № 142, установлено, что авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
Порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности также определен Правилами охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно п. п. 3 - 5 которых, организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.
Охрана границ территории аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта; в отношении иных аэропортов - подразделениями транспортной безопасности.
Охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, и иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется подразделениями транспортной безопасности, а также может осуществляться на основании отдельных договоров подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
При этом, статьей 1 названного Федерального закона определено, что обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (п. 4); транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 10); под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в том числе аэродромы, аэропорты, а также здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (п. 5); подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица (п. 7.1).
Аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установленной сфере деятельности (ч. 9 ст. 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности»).
В статье 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» регламентированы ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Вместе с тем, организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны определены Федеральным законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране», согласно ст. 1 которого: ведомственная охрана представляет собой совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств и выполнения иных задач, возложенных на ведомственную охрану; охрана - деятельность по обеспечению состояния защищенности объекта охраны (охраняемого объекта), осуществляемая в целях решения задач, возложенных на ведомственную охрану; охраняемые объекты - здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее - имущество), подлежащие охране в целях предотвращения противоправных посягательств.
В силу ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации.
Ведомственная охрана осуществляет охрану, в том числе, объектов, правообладателями которых являются федеральные государственные органы, федеральные органы исполнительной власти, имеющие право на создание ведомственной охраны в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, а также организации, в отношении которых указанные федеральные государственные органы и федеральные органы исполнительной власти осуществляют координацию и регулирование в установленной сфере деятельности. Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами, федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране»).
В перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 № 514 «Об организации ведомственной охраны» включено, в том числе Министерство транспорта Российской Федерации.
Во исполнение Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 743, в соответствии с пунктом 1 приказа Минтранса России от 14 октября 2002 г. № 130 «О ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации» создано ФГУП «УВО Минтранса России».
При этом, согласно п. 3 Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 24.11.2008 № 192, ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации для охраны объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере его ведения.
Исходя из изложенного, охрана объектов, включенных в перечень, утвержденный соответствующим федеральным государственным органом, от противоправных посягательств обеспечивается соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке, а возможность охраны объектов иными силами может носить вспомогательный характер. Охрана объектов от противоправных посягательств, находящихся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации, подлежит обеспечению ведомственной охраной названного министерства.
В Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», утвержденный приказом Минтранса России от 03.08.2016 № 222, включен, в том числе Аэропорт Мильково (ФКП «Аэропорты Камчатки»), отнесенный к ведению Росавиации постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2010 № 300.
Судом установлено и подтверждено Уставом ФКП «Аэропорты Камчатки», выпиской из ЕГРН, что ФКП «Аэропорты Камчатки» является юридическим лицом, имеет филиалы и представительства, в том числе филиал «Аэропорт Мильково». Предприятие создано в целях обеспечение деятельности аэропортов, посадочных площадок и аэропортового обслуживания авиационных перевозок, авиационных работ на территориях Камчатский край, с. Мильково, Аэропорт. Предметом деятельности предприятия является осуществление аэропортовой и сопутствующей ей деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ Камчатским МТУ Росавиации выдан сертификат оператора аэродрома гражданской авиации ФАВТ.ОА. 12-003, удостоверяющий соответствие филиала «Аэропорт Мильково» требованиям федеральных авиационных правил.
В соответствии с п. 1 приказа Минтранса России от 03.08.2016 № 222 «Аэропорт Мильково» является объектом, подлежащим охране подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ Камчатской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ФКП «Аэропорты Камчатки» законодательства в сфере транспортной безопасности в ходе которой установлено, что в нарушение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта и приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», охрана категорированного «Аэропорта Мильково» (4 категория) не осуществляется подразделениями ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», по результатом которой внесено представление и предложено в течении месяца принять меры к устранению допущенных нарушений (л.д. 9-10).
ДД.ММ.ГГГГ врио генерального директора ФКП «Аэропорты Камчатки» направил в адрес Камчатского транспортного прокурора письмо, в котором сообщил, что доводы прокурора нашли свое подтверждение и подлежат удовлетворению, но, вместе с тем, в целях исполнения данного предписания необходимо выполнить корректировку перечня охраняемых объектов и спланировать на предстоящий период расходы для соответствующих услуг и утвердить его у Росавиации (л.д.11-12).
До настоящего времени указанные прокурором нарушения ответчиком не устранены.
Доводы представителя ответчика о повышении цен на перевозку грузов и людей в случае удовлетворения требований транспортного прокурора не могут являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку данная обязанность предусмотрена нормам действующего законодательства.
На основании изложенного, поскольку обязанность по организации охраны аэропорта Мильково силами ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» ответчиком до настоящего времени не исполнена, требования Камчатского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия, к совершению которых ответчик обязан решением суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что для выполнения ответчиком мероприятий по обеспечению охраны аэропорта Мильково силами Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» требуются временные затраты, связанные, в том числе, с оформлением соответствующих договорных отношений, срок в течение которого настоящее решение подлежит исполнению, который истец просит установить в указанных целях, суд полагает достаточным и разумным.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать ФКУ «Аэропорты Камчатки» (ИНН 4105038601 ОГРН 1104177002379) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры «Аэропорт Мильково» подразделение ведомственной охраны ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в соответствии с положениями ч. 8 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» пп. 3 п.6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитерростической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденных Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, путем заключения договора на оказание охранных услуг в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ФКП «Аэропорты Камчатки» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме – 27 сентября 2024 г.
Председательствующий (судья) С.Н.Анофрикова