Дело № 2-164/2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 апреля 2013 года п.г.т. Богатые Сабы
Мировой судья судебного участка №1 Сабинского района РТ Ф.Ф. Салахутдинов
с участием истца Ф.Ф.Исмагилова,
при секретаре А.М. Гатауллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.Ф.Исмагилова к ОАО «АИКБ» Татфондбанк» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Ф.Ф.Исмагилов обратился с иском к ОАО «АИКБ» Татфондбанк» о защите прав потребителей, указав в обоснование, что по кредитному договору <НОМЕР> ПК от 10 июня 2011 года им получен кредит в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей с условием возврата с причитающимися процентами в срок до 10 июня 2016 года. Одновременно он вынужден был заключить договор страхования жизни и здоровья и уплатить при этом страховой взнос в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей, которые, по утверждению истца, должны быть ему возвращены, так как условия кредитного договора, вынуждающие заключать при получении кредита и договор страхования жизни и уплатить страховой взнос, противоречат положениям статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» и должны быть признаны недействительными.
Далее, как указано в исковом заявлении, 26 февраля 2013 года ответчику было направлено письмо, в котором истец просил вернуть незаконно полученные денежные средства, однако эта просьба не была удовлетворена, поэтому с ответчика должны быть взысканы 3000рублей в качестве компенсации морального вреда, проценты в размере 3781 рубля 25 копеек в порядке статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами, также штраф.
Истец Ф.Ф.Исмагилов иск поддержал полностью.
Представитель ответчика о судебном заседании извещен, в суд не явился, в отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении требований, указав, что истцом добровольно выбран вариант заключения кредитного договора с подключением к программе страхования. При этом заемщик в какой-либо форме не выразил свое желание заключить кредитный договор без страхования жизни, хотя ему банком предлагался вариант получения займа без оформления договора страхования.
Выслушав истца и изучив имеющиеся в деле доказательства, прихожу к следующему.
В деле имеется кредитный договор и заявление истца, в соответствии с которыми заемщик поручил банку застраховать свою жизнь в страховой компании и обязался уплатить банку страховую премию в размере 1 процента от суммы кредита в год за весь срок кредитования, то есть на 5 лет. Условия договора подписаны истцом (л.д. 5-11).
По смыслу правовых норм, содержащихся в статье 9 федерального закона от 26 января 1996 года «О введении в действие части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации» и в пункте 1 статьи 1 закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года« О защите прав потребителей», отношения с участием граждан-потребителей регулируются ГК РФ, законом «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Согласно статье 16 этого закона условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В силу части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
В соответствии с условиями договора, также графика платежей ответчиком истцу предоставлен кредит в общей сумме <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей, из которых общий размер страхового взноса в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО>,которые удержаны банком приходными кассовыми ордерами <НОМЕР> от 10 июня 2011 года, Ф.Ф.Исмагилов обязался вернуть вместе с причитающимися процентами в срок до 10 июня 2016 года(л.д. 10-13). Порядок и условия страхования жизни, страховая сумма в пределах неисполненного заемщиком денежного обязательства по кредитному договору при наступлении страхового случая (смерти, повреждения здоровья), подробно оговорены в заявлении Ф.Ф.Исмагилова в адрес банка с просьбойпредоставить кредит ,подписанном им собственноручно (л.д. 26-30).
В соответствии с частью 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
При такой ситуации, когда Ф.Ф.Исмагилов добровольно заключил договор страхования своей жизни, согласно которому при наступлении смерти или иного повреждения здоровья, вся сумма кредита возлагается на страховую компанию, достаточных оснований полагать, что при заключении кредитного договора банк обуславливал это обязательным договором страхования, не имеется. Он имел свободный доступ к выбору вида услуг (товара) в отношениях с банком, которым Закон РФ «О защите прав потребителей» не нарушен.
В связи с изложенным считаю, что в иске должно быть отказано полностью.
Руководствуясь статьей 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», статьями 819,421 ГК РФ, статьями 194-198 ГПК РФ, мировой судья,
Р Е Ш И Л :
Полностью отказать в удовлетворении иска Исмагилова Ф.Ф. кОАО «АИКБ «Татфондбанк» о защите прав потребителей.
Решение может быть обжаловано в Сабинский районный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня вынесения.
Мировой судья Ф.Ф. Салахутдинов