Дело № 12-86/2018 25 апреля 2018 года
РЕШЕНИЕ
Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга Петрова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФГУП «Росморпорт» на постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Григорьева В.В. № 4-3765-16-ППР/671/3 от 13.10.2016 года о привлечении ФГУП «Росморпорт» к административной ответственности по ст.5.27.1 ч.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Григорьева В.В. № 4-3765-16-ППР/671/3 от 13.10.2016 года ФГУП «Росморпорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.27.1 ч.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 60 000 рублей.
ФГУП «Росморпорт» с постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Григорьева В.В. № 4-3765-16-ППР/671/3 от 13.10.2016 года не согласно, обратилось в суд с жалобой, в которой указывает о неверной квалификации деяния, а также об истечении сроков давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения обжалуемого постановления.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 12.01.2017 года постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Григорьева В.В. № 4-3765-16-ППР/671/3 от 13.10.2016 года было оставлено без изменения, жалоба ФГУП «Росморпорт» - без удовлетворения.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 14.11.2017 года указанное решение было отменено и направлено в Кировский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.
В Кировский районный суд Санкт-Петербурга после рассмотрения судом апелляционной инстанции дело об административном правонарушении в отношении ФГУП «Росморпорт» поступило 18.12.2017 года.
В судебном заседании защитник ФГУП «Росморпорт» Мацейко В.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, и пояснила, что считает постановление о привлечении Общества к административной ответственности по ст.5.27.1 ч.1 КоАП РФ подлежащим отмене по следующим основаниям.
По мнению защитника, срок давности привлечения ФГУП «Росморпорт» к административной ответственности за не ознакомление работников в письменной форме с результатами проведения специальной оценки труда на их рабочем месте истек. Так, работник ФИО3 переведен на должность капитана ледокола «Санкт-Петербург» ДД.ММ.ГГГГ, и в день перевода он не был ознакомлен с картой СОУТ. В связи с этим, по мнению защитника, срок давности привлечения к административной ответственности истек спустя год после ДД.ММ.ГГГГ, то есть ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичная позиция относительно работников: ФИО4, который был переведен на должность старшего помощника капитана на ледокол «Санкт-Петербург» ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, который был переведен на должность второго помощника капитана на ледокол «Санкт-Петербург» 28.08.2015 года, ФИО6, который был переведен на должность четвертого механика ледокола «Ермак» 10.07.2015 года.
Прокурор Юрьева З.Ю. указала, что считает постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Григорьева В.В. законным и обоснованным, поддерживает все изложенное в данном постановлении.
Допрошенный в качестве свидетеля, представитель Государственной инспекции труда Григорьев В.В. пояснил, что полагает обжалуемое постановление законным и обоснованным, а жалобу ФГУП «Росморпорт» не подлежащей удовлетворению.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд находит постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Григорьева В.В. № 4-3765-16-ППР/671/3 от 13.10.2016 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из представленных суду материалов дела, 18.08.2016 года, при проведении Северо-Западной транспортной прокуратурой проверки соблюдения требований трудового законодательства Северо-Западным бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт», расположенным по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения норм ТК РФ в части охраны труда, а именно: В нарушение п.4 ч.2 ст.4 ФЗ «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г., работодатель не ознакомил в письменной форме с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочем месте следующих работников: ФИО9 (капитан, ледокол «Санкт-Петербург»), ФИО4 (старший помощник капитана, ледокол «Санкт-Петербург»), ФИО5 (второй помощник капитана, ледокол «Санкт-Петербург»), ФИО10 (третий помощник капитана, ледокол «Санкт-Петербург»), ФИО11 (старший матрос, ледокол «Санкт-Петербург»), ФИО12 (дневальный, ледокол «Москва»), ФИО6 (четвертый механик, ледокол «Ермак»), ФИО13 (инженер-электро-навигатор, ледокол «Ермак»), ФИО14 (матрос 1 класса, ледокол «Мудьюг»).
Работодатель не организовал надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки (костюм непромокаемый с надувным воротником) (Выдача работникам и сдача ими СИЗ не фиксируется записью в личной карточке учета выдачи СИЗ) Приказ Минздравсоцразвития РФ № 290н от 01.06.2009 года п. 13.
Средства индивидуальной защиты выдаются не в полном объеме (не во всех личных карточках учета выдачи средств индивидуальной защиты присутствуют подписи об их получении работниками) (п. 13 Приложения к Приказу Минздарвсоцразвития Российской Федерации от 01.06.2009г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»).
В связи с наличием вышеуказанных нарушений, выявленных в ФГУП «Росморпорт», при проведении проверки, в отношении Учреждения первым заместителем Северо-Западного транспортного прокурора государственным советником юстиции 3 класса Короп А.Б. было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст.5.27.1 ч.1 КоАП РФ.
На основании указанного постановления должностным лицом Государственной инспекцией труда в г.Санкт-Петербурге вынесено постановление о назначении административного наказания от 13.10.2016 г., согласно которому ФГУП «Росморпорт» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Принимая обжалуемое решение, должностное лицо указало на установленный факт нарушения ФГУП «Росморпорт» трудового законодательства и на виновность юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения. Однако с таким выводом согласиться нельзя.
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Согласно ч. 6 ст. 15 указанного Закона работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной, охраняемой законом тайне, организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Установленный вышеуказанной нормой для работодателя порядок ознакомления работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах отнесен к процедуре проведения специальной оценки условий труда и в силу положений главы 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ является одной из составляющих данной процедуры.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Закона о специальной оценке условий труда).
Частью 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.
Между тем, невыполнение ФГУП «Росморпорт» требований законодательства в части организации ознакомления его работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда является нарушением работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного и, исходя из материалов дела, действия ФГУП «Росморпорт» подпадают под диспозицию ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Вместе с тем, поскольку санкцией ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, переквалификация действий юридического лица невозможна, так как повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5 п.1под 2 КоАП РФ и ст. 29.9, 29.10,29.11КоАП РФ
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Григорьева В.В. от 13.10.2016 года о привлечении ФГУП «Росморпорт» к административной ответственности по ст.5.27.1 ч.1 КоАП РФ, отменить, в связи с отсутствием в его действиях состава указанного административного правонарушения, жалобу ФГУП «Росморпорт» - удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФГУП «Росморпорт», обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27.1 ч.1 КоАП РФ, прекратить.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья: Петрова Н.В.