Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2020 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Анякиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лещевой Н. Н., Лещева Н. А. к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Лещева Н.Н. и Лещев Н.А. обратились с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, в котором просили признать незаконным решение №ОДН/18-422 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении договора социального найма <адрес> в г.Севастополе и возложить обязанность заключить с истцами договор социального найма на указанную квартиру.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что в предоставленных ответчику документах отсутствовал ордер на поселение истцом в спорную квартиру, поскольку в жилищно-эксплуатационных организациях этот ордер был утерян. Данная квартира была предоставлена истцам в 1991 году решением Инкерманского завода марочных вин. В 1999 году был выдан ордер на указанную квартиру. ДД.ММ.ГГГГ истцы были официально зарегистрированы в ней. Однако истцы не смогли представить ответчику ордер на квартиру, поскольку он был утерян.
В судебное заседание истцы и представитель истцов Шатохин А.Н. не явились, извещены судом надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором они просят удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен судом надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление представителя ответчика о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором он просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд в силу положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
По результатам рассмотрения заявления Лещевой Н.Н., зарегистрированного в Департаменте капитального строительства города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ №, о предоставлении услуги по заключению договора социального найма ответчиком принято решение об отказе в связи с тем, что заявителем не представлены документы, подтверждающие право владения и пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор найма, решение о предоставлении жилого помещения, ордер или копия ордера, заверенная надлежащим образом, договор об обмене жилыми помещениями и их копии).
Согласно справке ООО «Инкерманский завод марочных вин» № от ДД.ММ.ГГГГ Лещева Н.Н., работая на Инкерманском заводе марочных вин, в 1991 году получила от предприятия квартиру по адресу: г.Севастополь, <адрес>.
Поквартирная карточка содержит сведения о предоставлении Лещевой Н.Н. в общежитии как нанимателю <адрес>, а также о бессрочной прописке Лещевой Н.Н. и Лещева Н.А. по указанному адресу.
Согласно справке исполкома <адрес> Лещева Н.Н. проживает в общежитии для одиноких и малосемейных по <адрес>, занимаемая площадь 12,74 кв.м., семья состоит из 2 человек: Лещев Н.А. – муж, дата прописки 1991 год. Лицевой счет открыт на основании приказа.
<адрес>ной государственной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ изменен статус общежития по адресу <адрес> постановлено учитывать дом в дальнейшем на общих основаниях. Пунктом 3 указанного распоряжения принято решение в соответствии с п.п.8 п. «б» ст.30 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», ст.58 ЖК Украины и п.69 Правил учета граждан исполкому Инкерманского горсовета выдать ордера на жилые помещения <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в поквартирную карточку на спорную квартиру внесены изменения, указана дата прописки Лещевой Н.Н. и Лещева Н.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из штампов в паспортах истцов ДД.ММ.ГГГГ они зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, общ, <адрес>.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Так как истцы были вселены в спорное жилое помещение до введения в действие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя Жилищного кодекса Российской Федерации, то в данном случае необходимо руководствоваться нормами права, действовавшими на тот период времени, то есть Жилищным Кодексом Украинской ССР.
Согласно статье 129 ЖК УССР на основании решения о предоставлении жилой площади в общежитии администрация предприятия, учреждения, организации выдает гражданину специальный ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилье.
То есть право пользования спорным жилым помещением возникло у истцов в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДИ от ДД.ММ.ГГГГ однокомнатная <адрес>, включена в реестр собственности города Севастополя, что также подтверждается выпиской из реестра собственности города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, имеют право на заключение с ними договоров социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В силу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
То есть, в действующем в настоящее время Жилищном кодексе Российской Федерации определено, что заключение договора социального найма жилого помещения осуществляется на основании решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения в жилищном фонде социального использования.
Обосновывая исковые требования, истцы указывают, что желая заключить договор социального найма, они обратились в уполномоченный орган, которым является Департамент капитального строительства, однако в заключении договора им было отказано.
Основание для отказа послужило непредоставление документов, подтверждающих право владения и пользования спорным жилым помещением.
Судом установлено, что Лещевой Н.Н. была предоставлена квартира в связи с нахождением в трудовых отношениях с предприятием Инкерманский завод марочных вин на состав семьи из двух человек.
С ДД.ММ.ГГГГ Лещева Н.Н. и ее супруг Лещев Н.А. зарегистрированы в указанной квартире, постоянно проживают в спорном жилом помещении, оплачивают коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм законодательства, регулирующего отношения связанные с пользованием жилыми помещениями на условиях договора социального найма, у истцов, зарегистрированных и постоянно проживающих в спорном жилом помещении, оплачивающих коммунальные услуги, возникло право пользования спорной квартирой на условиях социального найма.
Решением исполнительного комитета Инкерманского городского совета народных депутатов <адрес> г.Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ на заведующую общим отделом исполкома возложена обязанность выдать ордера гражданам, прописанным и проживающим по <адрес> согласно приложению №.
Как следует из ответа ГКУ «Архив города Севастополя» №л\99 от ДД.ММ.ГГГГ, Лещевой Н.Н. направлена архивная копия решения исполнительного комитета Инкерманского городского совета народных депутатов <адрес> г.Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ «О выдаче ордеров в связи с изменением статуса дома», а также сообщено, что приложения № – списка граждан, прописанных и проживающих по <адрес>, к указанному решению не имеется.
Согласно ранее действовавшему на территории города Севастополя законодательству ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение, вместе с тем, утрата ордера не является основанием для отказа в заключении договора социального найма.
Как следует из материалов дела, регистрация истцов по месту жительства в спорной квартире осуществлена в установленном законом порядке, что свидетельствует о том, что вселение истцов в жилое помещение произведено на законных основаниях и не являлось самовольным.
При установленных обстоятельствах отсутствие ордера на занятие жилого помещения, не является основанием для отказа в заключении договора социального найма. Доказательств наличия оснований, препятствующих заключению договора социального найма, ответчиком не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения ответчика об отказе в заключении договора социального найма.
Принимая во внимание, что требование о признании незаконным отказа удовлетворены, суд, не подменяя собою государственный орган исполнительной власти, на который возложена обязанность по принятию решений о заключении договоров социального найма, полагает необходимым возложить на ответчика обязанность повторно в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление Лещевой Н.Н. о заключении договора социального найма. Исходя из целей и задач гражданского судопроизводства, именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права истца.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Лещевой Н. Н., Лещева Н. А. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение №ОДН/18-422 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении договора социального найма <адрес> г.Севастополе.
Возложить на Департамент капитального строительства города Севастополя обязанность повторно в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление Лещевой Н. Н. о заключении договора социального найма.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В.Просолов