Дело № 33-1765/2023
Номер дела № 2-4833/2022
УИД: 36RS0004-01-2022-005188-09
Строка № 070 г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2023 г. г. Воронеж
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Квасовой О.А.,
судей Кожевниковой А.Б., Кузнецовой Л.В.,
при секретаре Тарасове А.С.,
с участием прокурора Беляевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Квасовой О.А.
гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Воронежа
в интересах Завилохина Виталия Викторовича к Управлению федеральной службы судебных приставов по Воронежской области, Федеральной службе судебных приставов России о признании права на получение пенсии
за выслугу лет, обязании назначения пенсии
по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 8 декабря 2022 г.
(судья Калинина Е.И.),
установила:
прокурор Советского района г. Воронежа обратился в суд
с вышеназванным иском в интересах Завилохина В.В. к Управлению федеральной службы судебных приставов по Воронежской области, Федеральной службе судебных приставов России, ссылаясь на нарушение ответчиком требований законодательства в сфере пенсионного обеспечения. В обоснование своих требований он указал на то, что прокуратурой Советского района г. Воронежа проведена проверка по обращению Завилохина В.В., в ходе которой выявлены нарушения закона в сфере пенсионного обеспечения, которые выразились в отказе в повышении заявителю пенсии по выслуге лет ввиду отсутствия документального подтверждения факта участия выполнения Завилохиным В.В. задач
в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской республики. При этом в ходе проверки было установлено, что Завилохин В.В. на основании удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ является ветераном боевых действий (в связи с осуществлением служебно-боевых задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, ДД.ММ.ГГГГ однако факт его участия в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, в вышеназванный период времени документально не определен. Ссылаясь на нарушение ответчиками права Завилохина В.В. на получение гарантированной государством пенсии за выслугу лет в повышенном размере, прокурор просил:
признать за Завилохиным В.В. право на получение повышения пенсии
по выслуге лет в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;
возложить обязанность на Управление Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области назначить Завилохину В.В. выплату пенсии за выслугу лет на 32 процента расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии с момента установления пенсии (л.д. 6-10).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 8 декабря 2022 г. исковые требования удовлетворены: признано за Завилохиным В.В.,
11 мая 1972 г.р., право на получение повышения пенсии по выслуге лет
в соответствии с вышеназванным п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1; возложена обязанность на Федеральную службу судебных приставов России назначить Завилохину В.В. выплату пенсии за выслугу лет с повышением на 32 процента расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, с момента установления пенсии (л.д. 155, 156-159).
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов
по Воронежской области в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене состоявшегося решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, настаивает на отсутствии
в материалах дела документов, подтверждающих выполнение заявителем задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике
и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных
к зоне вооруженного конфликта, а также на фактическое выполнение Завилохиным В.В. служебно-боевых задач по ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 164-168).
В судебное заседание явились: истец Завилохин В.В., представитель ответчика Управления федеральной службы судебных приставов
по Воронежской области, Федеральной службы судебных приставов России – Чикова Ж.Н., прокурор Воронежской областной прокуратуры Беляева М.В.
В судебном заседании представитель Управления федеральной службы судебных приставов по Воронежской области, Федеральной службы судебных приставов России – Чикова Ж.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Завилохин В.В. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, настаивал на оставлении решения суда
без изменения, жалобы представителя ответчика - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, заключение прокурора Беляевой М.В., указывающей на законность
и обоснованность постановленного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Завилохин В.В. проходил действительную военную службу в Вооруженных силах с ДД.ММ.ГГГГ
по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <адрес> в составе 26 отдельной бригады оперативного назначения 54 дивизии оперативного назначения <адрес> (л.д. 23-24).
ДД.ММ.ГГГГ Завилохину В.В. Главным управлением внутренних дел Воронежской области выдано удостоверение ветерана боевых действий серии РМ №, в соответствии с которым предъявитель этого документа имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (л.д. 21-22).
Сторонами по делу не отрицалось, что Завилохин В.В. проходил службу
в органах принудительного исполнения Российской Федерации, приказом Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № с ним, замещающим должность начальника отделения — старшим судебным приставом межрайонного отделения судебных приставов по розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов
по Воронежской области, был расторгнут контракт и он уволен со службы
с ДД.ММ.ГГГГ по выслуге лет, дающей право на получение пенсии
(л.д. 18).
Согласно названному приказу от ДД.ММ.ГГГГ №-лс выслуга лет Завилохина В.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет:
в календарном исчислении — 30 лет 01 месяц 29 дней, в льготном исчислении — 32 года 11 месяцев 03 дня; выслуга лет для выплаты единовременного пособия при увольнении — 30 лет 01 месяц 29 дней.
Судом первой инстанции также установлено, что Завилохину В.В.
в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г.
№ 4468-1 назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 32841, 67 руб. (с учетом надбавки неработающему пенсионеру, на иждивении которого находится нетрудоспособный член семьи).
Завилохин В.В., полагая, что при исчислении ему пенсии за выслугу лет ответчиком не было учтено его право на повышение пенсии на 32 процента расчетного размера в соответствии с пунктом «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I, обратился
в УФССП России по Воронежской области с соответствующими заявлениями.
Из ответа УФССП России по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ на обращения заявителя от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, следует, что оснований для предоставления ему вышеназванной надбавки к пенсии
за выслугу лет за участие в боевых действиях на территории <адрес> не имеется, поскольку законодательством не предусмотрено установление статуса ветерана боевых действий военнослужащим, выполнявшим задачи в <адрес> в указанный им период, а документов, подтверждающих выполнение Завилохиным В.В. задач
в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики не имеется (л.д. 16-17).
Не согласившись с таким решением ответчика, Завилохин В.В. обратился с заявлением в Прокуратуру Воронежской области (л.д. 12-14).
Полагая, что ответчик незаконно отказывает заявителю в перерасчете размера пенсии за выслугу лет с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I, прокурор обратился в суд с названным иском.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (наименование закона и его нормы приводятся в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).
В соответствии с положениями данного Закона Российской Федерации
от 12 февраля 1993 г. № 4468-I лица, указанные в ст. 1, среди которых лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков
и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, приобретают право на пенсию за выслугу лет на военной службе, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на военной службе 20
и более лет (пп. «а» ч. 1 ст. 5, пп. «а» ч.1 ст. 13).
Кроме того указанном Законом Российской Федерации
от 12 февраля 1993 г. № 4468-I предусмотрены основания для повышения размера вышеназванной пенсии за выслугу лет.
Так в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации
от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4, 8 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
При этом п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового
и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 3 указанной статьи перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее по тексту Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий
с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 г.
по декабрь 1996 г.
Из вышеизложенного следует, что лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признаются ветеранами боевых действий, имеют право на получение пенсии по выслуге лет и, соответственно, на ее повышение в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь, в том числе, вышеназванными положениями законодательства, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу об их удовлетворении, указав на наличие у Завилохина В.В. удостоверения ветерана боевых действий, законность выдачи которого в установленном законом порядке не оспорена и которым фактически подтверждается факт участия заявителя в выполнении служебно-боевых задач, дающих право на получение указанного удостоверения.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, считает,
что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые
по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области об отсутствии
в материалах дела документов, подтверждающих выполнение заявителем задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике
и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных
к зоне вооруженного конфликта, а также на фактическое выполнение Завилохиным В.В. служебно-боевых задач по ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта 1992 г., что не является основанием для получения соответствующей надбавки, являются несостоятельными, основаны на неверном толковании вышеназванного законодательства.
Судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. 1 и 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763
(в редакции, действующей на момент получения Завилохиным В.В. удостоверения ветерана боевых действий), удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в ст. 3 Федерального закона
«О ветеранах», является документом, подтверждающим их права и льготы. Выдача удостоверений производится в порядке, установленном
в соответствующих федеральных органах исполнительной власти,
по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 была разработана Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий
в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее по тексту Инструкция), утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации
от 15 марта 2004 № 77 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент получения Завилохиным В.В. удостоверения ветерана боевых действий), которая, соответственно, определяла порядок выдачи в Вооруженных Силах Российской Федерации удостоверений ветерана боевых действий военнослужащим, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и лицам, уволенным с военной службы и проходившим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта
в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона (п. 1 Инструкции).
Пунктом 2 Инструкции предусмотрено, что основанием для выдачи удостоверений лицам, указанным в пункте 1 настоящей Инструкции, является документально подтвержденный факт выполнения ими задач
в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике
и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», либо факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».
При этом в силу п. 3 Инструкции выдача удостоверений лицам, указанным в пункте 1 настоящей Инструкции, производится при наличии документов: подтверждающих прохождение ими военной службы (работу)
в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, входящих в перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших участие
и привлекавшихся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта
в Чеченской Республике с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г., или в перечень воинских частей, подразделений и групп Вооруженных Сил Российской Федерации, входивших в состав Объединенной группировки войск (сил)
по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 г. (далее именуются - перечни); подтверждающих их прикомандирование или нахождение в служебных командировках в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях Вооруженных Сил, входящих в перечни, в период выполнения ими задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. или в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с августа 1999 г.
В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов командиров (начальников), справки, записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, архивные справки и другие документы (абз. 3).
Из анализа вышеназванных положений законодательства следует, что
к числу лиц, которым на основании п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I предоставляется мера социальной поддержки в виде повышения пенсии за выслугу лет, отнесены, в частности, ветераны боевых действий из числа военнослужащих, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
При этом реализация названной меры социальной поддержки военнослужащих - ветеранов боевых действий - осуществляется при предъявлении ими соответствующего удостоверения, которое выдается,
в том числе, при документальном подтверждении факта участия их
в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, основанием для повышения пенсии за выслугу лет военнослужащим в соответствии
с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г.
№ 4468-I является наличие у них статуса ветерана боевых действий, подтвержденного соответствующим удостоверением.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что законность получения Завилохиным В.В. удостоверения ветерана боевых действий в установленном законом порядке ответчиками не оспорена, само удостоверение, выданное заявителю, недействительным не признано, факт его участия в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Чеченской Республики не опровергнут, у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в повышении назначенной ему пенсии по выслуге лет в соответствии
с п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г.
№ 4468-1.
Кроме того из материалов дела следует, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано Завилохину В.В. на основании рапорта
от ДД.ММ.ГГГГ, поданного на имя заместителя начальника ГУВД России по Воронежской области, в котором заявитель указал на участие
в контртеррористических операциях на территории <данные изъяты> в периоды с ДД.ММ.ГГГГ
по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ
по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28), а также справки, выданной начальником войсковой части <данные изъяты> о том, что ФИО2 действительно выполнял служебно-боевые задачи в Чеченской республике
в вышеназванные периоды (л.д. 29).
Также решением Владикавказского гарнизонного военного суда
от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Завилохина В.В.
об оспаривании действий командира войсковой части <данные изъяты>, связанных
с невыплатой денежных средств, установлено, что Завилохиным В.В.
в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, определенные командиром войсковой части, выполнялись задачи при вооруженном конфликте на территориях РСО – Алания и РИ, которые являются территориями Северо-Кавказского региона Российской Федерации
и отнесены к местностям, на которых военнослужащие выполняют задачи
в условиях вооруженного конфликта (л.д. 114).
При таких обстоятельствах указание в апелляционной жалобе представителем на отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих выполнение заявителем задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, противоречит материалам дела и повлечь отмену постановленного решения не могут.
Фактически вышеназванные доводы апелляционной жалобы сводятся
к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам,
на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они являлись предметом обсуждения суда первой инстанции
и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 8 декабря 2022 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области, Федеральной службы судебных приставов России – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 марта 2023 г.