Дело № 2-44/2024
УИД 21RS0001-01-2023-000611-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2024 года <адрес>
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филатовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Чибрикиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Военного прокурора Казанского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к М. обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Чувашской Республики о признании незаконным бездействия и возложении обязанности прекратить эксплуатацию аварийного нежилого здания, -
установил:
Военный прокурор Казанского гарнизона, действующий в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, требования мотивировал тем, что Военной прокуратурой Казанского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Чувашской Республики законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 Положения о М. обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, М. обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных М. обороны Российской Федерации организаций.
В силу подпунктов 52, 71 пункта 7 Положения о М. обороны Российской Федерации, Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах; осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Согласно подпункту 33 пункта 10 Положения о М. обороны Российской Федерации Министр утверждает планы и программы по видам обеспечения Вооруженных Сил, планы капитального строительства в Вооруженных Силах.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что М. обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении М. обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Регламент) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Согласно статьи 7 Регламента строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Регламента Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Проверкой установлено, что административное здание военного комиссариата <адрес> и <адрес> Чувашской Республики, 1900 года постройки, расположено по адресу: Чувашская Р., <адрес>, и находится в собственности Российской Федерации.
По результатам комиссионных сезонных осмотров 2018-2022 годов вышеуказанного здания установлено неудовлетворительное техническое состояние его строительных конструкций и внутренних инженерных систем, а именно: частичные разрушения цементного раствора и кирпичной кладки стен, протечка кровли, необходима замена труб, оконных блоков, дверей, пола, электрической проводки, в связи с чем для безопасной эксплуатации здания требуется проведение его капитального ремонта. Отдельные части (конструктивные элементы) здания требуют проведения текущего ремонта.
В октябре 2022 г. проведено обследование технического состояния здания с применением аппаратно-программного мобильного диагностического комплекса для экспериментального определения основных динамических характеристик строительных конструкций «Стрела-П» (далее - Обследование), согласно заключению которого требуются немедленная эвакуация людей в осях 1-3/Д-Ж, срочные капитальные восстановительные работы по капитальному ремонту здания в осях 1-6/А-Ж и в непосредственной близости возле здания в связи с аварийным техническим состоянием отдельных строительных конструкций.
Нахождение призывников, членов медицинской и призывной комиссий, работников военного комиссариата в здании, имеющем указанные недостатки, также создает угрозу причинения вреда их жизни и здоровью.
Техническое состояние указанного здания не отвечает требованиям, предъявляемым указанным Федеральным законом к зданиям и сооружениям, а также строительным нормам и правилам и дальнейшая эксплуатация зданий в аварийном состоянии и без проведения капитального ремонта создает непосредственную угрозу жизни и здоровью военнослужащих и гражданскому персоналу Минобороны России.
Проведенной в 2022 г. военной прокуратурой Казанского гарнизона проверкой подтверждены факты неудовлетворительного состояния указанного здания.
Несмотря на принятые меры прокурорского реагирования (представление об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ исх. № Прдс-4-331-22/-20001025, информация от ДД.ММ.ГГГГ, исх. № Исорг-4-1948-22/-20001025) до настоящего времени должностными лицами военного комиссариата <адрес> и <адрес> Чувашской Республики здание продолжает использоваться в служебных целях.
Согласно статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан или юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а равно злоупотребление правом в иных формах.
В то же время, в силу статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды и т.п., и в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О техническом регулировании» принимаются технические регламенты, в том числе «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исходя из положений пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.
Таким образом, обращаясь в суд с иском к ответчикам о запрещении эксплуатации здания военного комиссариата <адрес> и <адрес> Чувашской Республики по адресу: Чувашская Р., <адрес>, а также установке ограждения указанного здания с предупреждающими знаками, а в дальнейшем принятием мер по его сносу, военный прокурор Казанского гарнизона действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц: находящихся в здании работников военного комиссариата <адрес> и <адрес> Чувашской Республики, военнослужащих и гражданского персонала Минобороны России, иных прибывающих в военный комиссариат лиц, которые могут находиться вблизи здания; в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.
В соответствии со статьей 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.
Согласно статье 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 23, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
просит признать незаконными действия М. обороны Российской Федерации, Военного комиссариата Чувашской Республики по эксплуатации здания по адресу: Чувашская Р., <адрес>; в течение 1 месяца после вступления в силу решения суда обязать М. обороны Российской Федерации, военный комиссариат Чувашской Республики прекратить эксплуатацию здания по адресу: Чувашская Р., <адрес>; обязать ответчиков установить соответствующее ограждение с предупреждающими знаками по периметру здания по адресу: Чувашская Р., <адрес>, в целях ограничения доступа к зданию посторонних лиц.
В судебном заседании представитель истца Военного прокурора Казанского гарнизона – помощник Алатырского межрайонного прокурора Николаева Г.Д., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Военного комиссариата Чувашской Республики Ефремов А.В., действующий на основании доверенности, участвовал в судебном заседании по посредством ВКС на базе Московского районного суда <адрес> Республики, исковые требования не признал, пояснил, что исковые требования предъявлены к ненадлежащим ответчикам, в настоящее время рассматривается вопрос о переезде военного комиссариата <адрес> и <адрес> в другое здание.
Представитель ответчика М. обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о вручении судебного извещения.
Третье лицо военный комиссар <адрес> и <адрес> Чувашской Республики Ермилов Н.Б. в судебном заседании разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда, пояснил, что в настоящее время готовится переезд военного комиссариата в другое здание.
Представитель третьего лица Отдела имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Гайдуков Д.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ФГБУ «Ц.» М. обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Представитель третьего лиц ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель третьего лица М. культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Сафронов И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» в лице заместителя командующего войсками Центрального военного округа по строительству и расквартированию войск (сил) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представители третьих лиц Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по Управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Р. Мордовия, Р. М. Эл, Чувашской Р. и <адрес>, М. экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (пункт 1).
Компетенция военного прокурора осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций М. обороны РФ закреплена пунктом 6 Приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».
Военный прокурор, обращаясь в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим иском в суд, фактически действует в интересах неопределенного круга лиц - граждан и военнослужащих, располагающихся в здании военного комиссариата <адрес> и <адрес>, число которых в силу их текучести определить невозможно.
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют; пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Минобороны России (утв. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации (подпункт 68 пункта 7 указанного положения).
Подпунктом 33 пункта 10 Положения, на Министра обороны Российской Федерации и подведомственное ему М. возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, планов капитального строительства в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что военной прокуратурой Казанского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства должностными лицами военного комиссариата Чувашской Республики.
В результате комиссионных сезонных осмотров 2018-2022 гг. установлено, что здание военного комиссариата, 1900 года постройки, расположенное по адресу: Чувашская Р., <адрес>, является объектом культурного наследия, выявлено неудовлетворительное техническое состояние его строительных конструкций и внутренних инженерных систем, а именно: частичные разрушения цементного раствора и кирпичной кладки стен, протечка кровли, необходима замена труб, оконных блоков, дверей, пола, электрической проводки, в связи с чем для безопасной эксплуатации здания требуется проведение его капитального ремонта. Отдельные части (конструктивные элементы) здания требуют проведения текущего ремонта.
В октябре 2022 г. проведено обследование технического состояния здания с применением аппаратно-программного мобильного диагностического комплекса для экспериментального определения основных динамических характеристик строительных конструкций «Стрела-П» (далее - обследование), согласно заключению которого требуется немедленная эвакуация людей в оси 1-3/Д-Ж, срочные капитальные восстановительные работы по капитальному ремонту здания в осях 1/6/А-Ж и в непосредственной близости возле здания в связи с аварийным техническим состоянием отдельных строительных конструкций.
Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ М. экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (ссудодатель) и Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Чувашской Республики» (ссудополучатель) заключили договор о передаче в безвозмездное пользование имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики (срок пользования вещью до ДД.ММ.ГГГГ), а именно: здание пристроя помещения медкомиссии к главному корпусу отдела военкомата Чувашской Республики, кадастровый №; здание склад-гараж, кадастровый №.
Из пункта 2.3.1 договора усматривается, что ссудополучатель обязуется поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание.
Техническое состояние здания не отвечает требованиям, предъявляемым указанным Федеральным законом к зданиям и сооружениям, а также к строительным нормам и правилам и дальнейшая эксплуатация зданий в аварийном состоянии и без проведения капитального ремонта создает непосредственно угрозу жизни и здоровью военнослужащих и гражданскому персоналу М. обороны Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации», созданы Вооруженные Силы Российской Федерации. В состав Вооруженных Сил Российской Федерации вошли органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военно-учебные заведения бывших Вооруженных Сил Союза ССР, дислоцирующиеся на территории России, а также группировки войск и сил флота за пределам Российской Федерации, находящиеся под ее юрисдикцией.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» (далее - закон № 61-ФЗ), Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управление объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят 5 виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через М. обороны Российской Федерации (п. 2 ст. 13 закона № 61-ФЗ, п. 2, пп. 1 п. 10 Положения о М. обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы М. обороны Российской Федерации», далее - Указ №).
Согласно Положению о М. обороны Российской Федерации, утвержденным Указом №, М. является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных М. обороны Российской Федерации организаций. Министр обороны Российской Федерации осуществляет, подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, входящих в состав Вооруженных Сил; в соответствии с законодательством Российской Федерации определяет порядок утверждения уставов этих предприятий (за исключением казенных) и учреждений, программ деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, а также порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей федеральных государственных предприятий и учреждений, заключения, изменения и расторжения контрактов с этими руководителями.
Здание по адресу: Чувашская Р., <адрес>, находится в пользовании федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Чувашской Республики».
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о военных комиссариатах» определен порядок обеспечения военных комиссариатов, согласно которому военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие органы военного округа в соответствии с установленными приказами Министра обороны нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год М. обороны Российской Федерации.
Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии законодательством Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № создано федеральное государственное бюджета учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление М. обороны Российской Федерации» (далее - ФГБУ «ЦЖЮ Минобороны России).
Согласно Уставу, утвержденному приказом директора Департамента имущественных отношений М. обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Устав), ФГБУ «Ц.» Минобороны Poccийской Федерации создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерат: полномочий М. обороны в сфере жилищно-коммунально хозяйства.
Основными целями деятельности ФГБУ «Ц.» Минобороны России является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для достижения указанных целей, ФГБУ «Ц.» Минобороны России осуществляет выполнение работ по текущему и капитальному ремонту объектов материально-технической базы военного городка оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления или предоставленных Учреждению в безвозмездное пользование (пункты 16, 21. 25 Устава).
Планирование работ по капитальному ремонту объектов коммунального назначения военных городков организовывается также ФГБУ «Ц.» Минобороны России совместно с командиром воинской части (Потребителем), в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее - руководство, приказ №) и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации».
В п. 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ «Ц.» несут ответственность за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре. ЖКС несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ «Ц.» и осуществляет выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям; устранение аварийных ситуаций; мероприятия по подготовке к отопительному периоду; иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ «Ц.» (п. п, 15 и 16 Руководства).
Кроме того, финансирование на проведение ремонтных работ объектов коммунального хозяйства военных городков реализуется путем выделения целевых субсидий ФГБУ «Ц.» Минобороны России в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении М. обороны Российской Федерации, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
Таким образом, именно ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» М. обороны Российской Федерации отвечает за содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом № строго определено, что коммунально-эксплуатационное обеспечение организуют командиры воинских частей, начальники гарнизонов, старшие военных городков, руководители (начальники) учреждений (организаций) Вооруженных Сил за исключением руководителей (начальников) подразделений центральных органов военного управления, дислоцированных в <адрес>) в соответствии с настоящим Руководством, применяя в работе методические рекомендации по коммунально-эксплуатационному содержанию Вооруженных Сил, утверждаемые руководителем Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций М. обороны Российской Федерации.
Непосредственно в функции фактического пользования здания и эксплуатирующей организации входит как эксплуатация здания, так и действия по прекращению его эксплуатации с установлением соответствующих ограждений с предупреждающими знаками по периметру здания в целях ограничения доступа посторонних лиц. В данном случае это ФКУ «Военный комиссариат Чувашской Республики» и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» М. обороны Российской Федерации.
М. обороны Российской Федерации является ненадлежащим лицом по вопросу проведения мероприятий по прекращению эксплуатации здания, где расположен военный комиссариат Чувашской Республики, с установлением соответствующих ограждений с предупреждающими знаками по периметру здания в целях ограничения доступа посторонних лиц.
Таким образом, обязанность по содержанию имущества связана с необходимостью несения расходов по поддержанию его в надлежащем состоянии (проведение текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.д.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре. Таким образом, Минобороны России не несет бремя содержания указанного имущества, надлежащим ответчиком не является, согласия истца на замену ненадлежащего ответчика надлежащим судом не получено.
В силу подпункта 1 пункта 1 ст. 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственники (правообладатели) обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Кроме того, согласно абзацу 2 части 11 статьи 47,6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в случае, если объект культурного наследия, включенные в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
В соответствии с положениями ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под капитальным ремонтом понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии со ст. 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (п. 6 - 8).
Как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту - относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Регламент) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Согласно статьи 7 Регламента строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Регламента Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № принят Свод правил по проектированию и строительству. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений (СП 13-102-2003), с ДД.ММ.ГГГГ введен ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», из которых следует, что под аварийным состоянием понимается категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).
При аварийном состоянии конструкций их эксплуатация должна быть запрещена (п. 4.5 СП 13-102-2003).
Эксплуатация зданий (сооружений) при аварийном состоянии конструкций, включая грунтовое основание, не допускается. Устанавливается обязательный режим мониторинга (п. 5.1.5 ГОСТ 31937-2011).
Проверкой установлено, что административное здание военного комиссариата <адрес> и <адрес> Чувашской Республики, 1900 года постройки, расположено по адресу: Чувашская Р., <адрес>, и находится в собственности Российской Федерации.
По результатам комиссионных сезонных осмотров 2018-2022 годов вышеуказанного здания установлено неудовлетворительное техническое состояние его строительных конструкций и внутренних инженерных систем, а именно: частичные разрушения цементного раствора и кирпичной кладки стен, протечка кровли, необходима замена труб, оконных блоков, дверей, пола, электрической проводки, в связи с чем для безопасной эксплуатации здания требуется проведение его капитального ремонта. Отдельные части (конструктивные элементы) здания требуют проведения текущего ремонта.
В октябре 2022 г. проведено обследование технического состояния здания с применением аппаратно-программного мобильного диагностического комплекса для экспериментального определения основных динамических характеристик строительных конструкций «Стрела-П» (далее - Обследование), согласно заключению которого требуются немедленная эвакуация людей в осях 1-3/Д-Ж, срочные капитальные восстановительные работы по капитальному ремонту здания в осях 1-6/А-Ж и в непосредственной близости возле здания в связи с аварийным техническим состоянием отдельных строительных конструкций.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, на основании представленных доказательств, суд приходит к выводу о доказанности факта наличия ряда нарушений (разрушений), повреждений, дефектов в конструкциях здания сборного пункта <адрес> и <адрес>.
Кроме того, наличие значительного физического износа здания, которое, безусловно, при непринятии соответствующих мер, создает угрозу жизни и здоровью граждан, находящихся в спорном объекте.
К числу признанных и защищаемых Конституцией Российской Федерации прав относятся, прежде всего, право на жизнь (статья 20, часть 1) как высшую социальную ценность, охраняемую законом, которое является основным, неотчуждаемым и принадлежащим каждому от рождения, и право на охрану здоровья (статья 41) как неотчуждаемое благо. Возлагаемая на Российскую Федерацию обязанность по обеспечению реализации и защите названных конституционных прав предполагает как необходимость разрабатывать и осуществлять комплекс мероприятий, создающих условия, при которых исключалась бы какая-либо опасность для жизни людей и предотвращалось бы причинение вреда здоровью, так и необходимость принимать меры к возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью. Нахождение граждан в здании республиканского сборного пункта может причинить вред жизни и здоровью призывников, а также иных граждан (работников призывной кампании).
Таким образом, с учетом вышеизложенных норм закона, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению в связи с имеющейся угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан, прибывающих на его территории.
Нахождение призывников, членов медицинской и призывной комиссий, работников военного комиссариата в здании, имеющем указанные недостатки, также создает угрозу причинения вреда их жизни и здоровью.
Техническое состояние указанного здания не отвечает требованиям, предъявляемым указанным Федеральным законом к зданиям и сооружениям, а также строительным нормам и правилам и дальнейшая эксплуатация зданий в аварийном состоянии и без проведения капитального ремонта создает непосредственную угрозу жизни и здоровью военнослужащих и гражданскому персоналу Минобороны России.
В подтверждение своих возражений об отсутствии угрозы для эксплуатации здания сторона ответчика доказательств не представила, ходатайств о проведении судебной строительно-технической экспертизы заявлено не было, последствия непредоставления доказательств судом были разъяснены.
Несмотря на принятые меры прокурорского реагирования (представление об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ исх. № Прдс-4-331-22/-20001025, информация от ДД.ММ.ГГГГ, исх. № Исорг-4-1948-22/-20001025) до настоящего времени должностными лицами военного комиссариата <адрес> и <адрес> Чувашской Республики здание продолжает использоваться в служебных целях.
Согласно требованиям ст. ст. 24, 25 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований частично, только к военному комиссариату Чувашской Республики.
Согласно ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Ст. 212 ГПК РФ предусмотрено, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В данном случае суд не усматривает оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Военного прокурора Казанского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к М. обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Чувашской Республики о признании незаконным бездействия и возложении обязанности прекратить эксплуатацию аварийного нежилого здания удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Военного комиссариата Чувашской Республики по эксплуатации здания по адресу: Чувашская Р., <адрес>.
В течение 1 месяца после вступления в силу решения суда обязать Военный комиссариат Чувашской Республики прекратить эксплуатацию здания по адресу: Чувашская Р., <адрес>.
Возложить на Военный комиссариат Чувашской Республики обязанность установить соответствующее ограждение с предупреждающими знаками по периметру здания по адресу: Чувашская Р., <адрес>, в целях ограничения доступа к зданиям посторонних лиц.
В удовлетворении исковых требований к М. обороны Российской Федерации о признании действий незаконными, возложении обязанности прекратить эксплуатацию здания и установить ограждение по периметру здания - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.