Дело (УИД) №29RS0026-01-2021-001361-07

Производство № 2-425/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Холмогоры      29 ноября 2021 г.

Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Коржиной Н.В.,

при секретаре Пестовой О.В.,

с участием помощника прокурора Холмогорского района Полуяновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Холмогоры гражданское дело по исковому заявлению прокурора Холмогорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области о признании незаконным постановления, возложении обязанности рекультивировать земельный участок,

установил:

прокурор Холмогорского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области (далее администрация МО «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области) о признании незаконным постановления, возложении обязанности рекультивировать земельный участок. Мотивирует свои требования тем, что постановлением администрации МО «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области от 6 ноября 2020 г. № 240 определено место (площадка) временного накопления твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов муниципального образования «Хаврогорское», муниципального образования «Двинское» (далее МО «Хаврогорское», МО «Двинское») со сроком складирования, который неоднократно продлевался, в настоящее время продлен до 15 декабря 2021 г. По информации Северного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Северное межрегиональное управление Росприроднадзора) установлено, что на территории Холмогорского района у д. Законокса муниципального образования «Хаврогорское» расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Свалка площадью 2000 кв.м (50 м х 40 м) имеет географические координаты 63.4264, 41.9058; 63.4260, 41.9051; 63.4263, 41.9044; 63.4265, 41.9052, эксплуатирующая организация отсутствует, на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отсутствует информация о внесении данного объекта в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее ГРОРО), в реестре имущества, принадлежащего МО «Холмогорский муниципальный район», объект «площадка временного накопления твердых коммунальных отходов» не числится, договор между администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» и обществом с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» (далее ООО «ЭкоИнтегратор») на размещение отходов не заключался. На свалку ТБО у д. Законокса Холмогорского района не получено заключение федерального органа исполнительной власти о возможности использования объекта для размещения твердых коммунальных отходов до 2023 года, поэтому переходные положения об эксплуатации объектов, не включенных в ГРОРО до 2023 года, не распространяются на данную свалку. Временная свалка не отвечает требованиям СанПиН.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Холмогорского района Архангельской области Полуянова М.А. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – администрации МО «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области в судебное заседание не явился, возражает против заявленных требований, полагая, что истцом не доказан факт загрязнения территории в той степени, которая делает её непригодной для использования, требование о включении в ГРОРО объектов размещения отходов не основан на законе.

Представители третьих лиц – Северное межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явились, просили удовлетворить требования истца; министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не представили; МО «Двинское» – в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не представили, просили рассмотреть дело без участия своего представителя.

Представители третьих лиц – администрация сельского поселения «Хаврогорское», ООО «ЭкоИнтегратор» в представленных отзывах выразили несогласие с иском. Администрация сельского поселения «Хаврогорское» просила рассмотреть дело без участия своего представителя.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 3 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно ст. 10 ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (п. 2 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об охране окружающей среды», органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления»), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Соблюдением природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

Согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В соответствии с п.п. 6,7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно п. 2.1 ст. 29.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», до 1 января 2023 г. запрет, установленный п. 7 ст. 12 настоящего Федерального закона, также не распространяется на объекты, указанные в п. 8 настоящей статьи.

Согласно п. 8 ст. 29.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», до 1 января 2023 г. объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 г. и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в Северное межрегиональное управление Росприроднадзора поступило обращение гражданина о расположении несанкционированной свалки отходов в МО «Хаврогорское» вблизи д. Законокса под видом площадки накопления отходов. Свалка площадью 2000 кв.м (50 м х 40 м) имеет географические координаты 63.4264, 41.9058; 63.4260, 41.9051; 63.4263, 41.9044; 63.4265, 41.9052.

Согласно акту осмотра территорий от 23 августа 2021 г. установлено, что свалка расположена у д. Законокса по трассе Двинской-Макары-Часовня-Пиньгиша, проезд к свалке свободный; шлагбаум не уставлен; контрольно-пропускной пункт и весовой контроль не осуществляется; учет принимаемых отходов не ведется; персонал, обслуживающий свалку объект, отсутствует; по периметру территории свалки частично имеется ограждение; отходы не уплотнены, не изолированы; эксплуатирующая организация отсутствует; свалка не внесена в реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с постановлением администрации МО «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области от 6 ноября 2020 г. № 240 данное место определено как место (площадка) временного накопления твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов МО «Хаврогорское», МО «Двинское» со сроком складирования, который неоднократно продлевался, в настоящее время, как уточнил в судебном заседании представитель истца, срок продлен до 15 декабря 2021 г.

Из сообщения администрации МО «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области от 30 сентября 2021 г. следует, что проектная документация по ПВН не разрабатывалась; объект в государственный реестр объектов размещения отходов не занесен; договор с ООО «ЭкоИнтегратор» у администрации отсутствует; эксплуатирующая организация не определена.

На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования http://rpn.gov.ru данный объект не внесен в ГРОРО.

В реестре имущества, принадлежащего МО «Холмогорский муниципальный район» объект – «площадка временного накопления твердых коммунальных отходов» не числится.

Требования, которым должны соответствовать объекты размещения отходов содержатся в ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», и вытекающих из них подзаконных актов.

Объекты размещения отходов должны соответствовать следующим требованиями: объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 12 Закона об отходах).

Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено (п. 7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, пояснениями представителя истца, что находящиеся на площадке бытовые отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, твердое покрытие на площадке отсутствует, складирование твёрдых бытовых отходов происходит непосредственно на почвенный покров, обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями отсутствует.

При этом, исходя из положений ст. 42 Конституции РФ, ст. 8, 11, ч.2 ст. 21, ч. 1 ст. 22, ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 11-13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7, ч.1 ст. 34, ч.1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация объекта размещения отходов не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, представляет экологическую опасность, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В силу ст. 56 главы 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» при нарушении предусмотренных указанной главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Требования к площадкам временного накопления отходов согласно ст.13.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» до 1 марта 2021 г. и СанПиН 42-128-4690-88 «санитарные правила содержания территорий населенных мест». В связи с изменением законодательства с 1 марта 2021 г. действует СанПиН 2.-.3684-21 «санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».

В соответствии с п.3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и 9или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. СанПиН 2.1.3684-21 определены основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств.

Согласно п. 216 СанПиН 2.1.3684-21 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям санитарных правил. Пунктами 220-223 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должен соблюдаться ряд условий.

Доводы третьих лиц ООО «ЭкоИнтегратор», администрации сельского поседения «Хаврогорское» о возможности оставить место (площадку) временного накопления твердых коммунальных отходов, отсутствие доказательств суд признает несостоятельными, поскольку они противоречат действующему законодательству.

Доводы ответчика по отсутствию доказательств по факту загрязнения территории в той степени, которая делает её непригодной для использования, опровергаются материалами дела, кроме того, истцом не заявлено требование о включении в ГРОРО объектов размещения отходов.

Суд приходит выводу, что при создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов площадью 2000 кв.м (50 м х 40 м) с географическими координатами 63.4264, 41.9058; 63.4260, 41.9051; 63.4263, 41.9044; 63.4265, 41.9052 не выполнены санитарно-гигиенические требования.

В связи с чем требование о признании незаконным постановления администрации МО «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области от 6 ноября 2020 г. № 240 «О создании места (площадки) твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов муниципального образования «Хаврогорское», муниципального образования «Двинское», которым определено место (площадка) временного накопления твердых коммунальных отходов площадью 2000 кв.м (50 м х 40 м), расположенная в координатах 63.4264, 41.9058; 63.4260, 41.9051; 63.4263, 41.9044; 63.4265, 41.9052, подлежит удовлетворению.

В силу ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, согласно п. 3 которых проведение рекультивации и консервации земель, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно ч.4 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что размещение отходов осуществлялось на земельном участке, при этом в настоящее время объект размещения отходов не внесен в ГРОРО, не включен в перечень объектов размещения отходов на территории Архангельской области, не может использоваться для размещения отходов, следовательно, в силу изложенных правовых норм организовать рекультивацию земельного участка после прекращения складирования отходов обязан собственник, то есть МО «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области.

В связи с тем, что ответчиком не представлена соответствующая проектная документация по рекультивации, суд полагает с учетом требований ч.2 ст. 206 ГПК РФ самостоятельно установить срок проведения ответчиком мероприятий по рекультивации земельного участка с учетом мнения представителя истца - до 31 декабря 2023 г., что с учетом возможной осенне-весенней распутицы и периода ее окончания, гарантированно позволит исполнить решение суда к указанному сроку.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░ 2020 ░. № 240 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ 2000 ░░.░ (50 ░ ░ 40 ░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 63.4264, 41.9058; 63.4260, 41.9051; 63.4263, 41.9044; 63.4265, 41.9052, ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2023 ░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░ 2021 ░.

2-425/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Холмогорского района
Ответчики
Администрация МО "Холмогорский муниципальный район"
Другие
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
ООО "ЭкоИнтегратор"
Администрация МО "Хаврогорское"
Администрация МО "Двинское"
Суд
Холмогорский районный суд Архангельской области
Судья
Коржина Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
holmsud.arh.sudrf.ru
07.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.10.2021Передача материалов судье
11.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее