Дело № 2-309/2023
УИД59RS0022-01-2023-001122-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 сентября 2023 года город Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Балуевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Качуриной Н.В.,
с участием истца Мамедова З.Г. о.,
представителя ответчика администрации городского округа «Город Кизел» Биктимеровой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамедова З. Г.о к администрации городского округа «город Кизел» о предоставлении жилого помещения вне очереди,
у с т а н о в и л:
Мамедов З.Г.о. обратился с иском к Администрации городского округа «Город Кизел» о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Исковые требования мотивированы тем, что истец был зарегистрирован и проживал в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> с 27.08.2008г. на основании договора социального найма жилого помещения № 60 от 14.08.2008г., заключенного им с администрацией Шахтинского сельского поселения. В настоящее время данный дом разрушен, поэтому истец вынужден проживать в съемном жилье. Иной недвижимости не имеет. Согласно информации, многоквартирный дом по <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на основании заключения УФ ОАО «ВНИМИ» от 30.06.2009г. Истец поставлен на учет в администрации городского округа «Город Кизел» 01.02.2023г. в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал в полном объеме по доводам искового заявления. Пояснил, что в настоящее время дом по <адрес> разрушен. Истец с 2008 года имеет регистрацию по данному адресу. Иное жилье не предоставлено. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа «Город Кизел» возражала против исковых требований. Не отрицала, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Сведения о доходах истца также представлены к заявлению о постановке на учет. В материалах дела отсутствует акт о том, что дом снесен. Когда дом был разрушен не известно. Дом по ул.<адрес> был признан непригодным для проживания по заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ». Добавила, что у супруги истца есть доля в жилом помещении по <адрес>. Также у истца есть в аренде земельный участок по <адрес>, который ему предоставлен администрацией для осуществления деятельности по общественному питанию. Не отрицала, что при постановке истца на учет жилищной комиссией было проверено его материальное положение, что истец является малоимущим, и при постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении все эти обстоятельства были учтены. Также указала, что Мамедов не обращался в администрацию с заявлением о предоставлении ему жилого помещения вне очереди, а сразу обратился в суд. Просит в иске отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения истца и возражения представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ):
1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. 3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. 4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Частью 1 ст. 60 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ч. 3 ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86-88 ЖК РФ, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Соответственно, предоставление гражданам, в связи с признанием жилого помещения непригодным, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что между Администрацией Шахтинского сельского поселения и Мамедовым З.Г.о. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма жилого помещения №. Наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2 комнат, общей площадью 46,4 кв.м, по адресу: <адрес> (п. 1 договора). (л.д.11-12)
Как следует из копии паспорта истца, справки из отдела жилищных отношений Администрации города Кизела от 19.06.2023 года, Мамедов З. Г.о, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время(л.д.13).
Из адресной справки МП ОП (дислокация г. Кизел) МО МВД России «Губахинский» от 01.08.2023 года также следует, что истец зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).
В материалы дела стороной ответчика представлена копия заключения Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» «Оценка степени влияния подземных горных работ на жилые дома, находящиеся на территории Кизеловского муниципального района Пермского края, расположенные на шахтных полях ОАО «Кизелуголь», из которого следует, что в том числе и дом, расположенный по адресу: <адрес> претерпел под влиянием горных работ наибольшие деформации более допустимых(предельных) показателей деформаций, что негативно отразилось на их общем состоянии и привело к аварийному состоянию зданий(л.д.46-48).
Из информации администрации города Кизела от 28.06.2023г. следует, что многоквартирный <адрес>, в установленном порядке в соответствии с положением, утвержденным Постановлением правительства РФ от 28.01.2006г. №, аварийным, подлежащим сносу либо реконструкции не признавался. Жилое помещение № непригодным для проживания не признавалось. Дом разрушен, дата разрушения неизвестна. Многоквартирный дом по <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на основании заключения ОАО «ВНИМИ» от 30.06.2009г.(л.д.16).
Из информации от 05.09.2023г. представленной представителем ответчика в судебное заседание, следует, что многоквартирный дом по <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на основании заключения ОАО «ВНИМИ» от 30.06.2009г. В установленном порядке аварийным и подлежащим сносу не признавался. Дом разрушен, дата разрушения не известна.
Истец обратился в Администрацию города Кизела с заявлением о постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях 08.12.20022г., приложив к своему заявлению все необходимые документы(л.д.26-).
Из представленной администрацией города Кизела информации установлено, что истец на основании постановления Администрации города Кизела от 01.02.2023 года №15 поставлен на учет граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма(л.д. 25).
По данным Кизеловского отдела Губахинского филиала ГУП «ЦТИ» Пермского края от 28.11.2022 года истец не имеет в Кизеловском муниципальном районе Пермского края квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ему на праве собственности, в приватизации квартиры в Кизеловском муниципальном районе Пермского края не участвовал (л.д. 33), что также подтверждается уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д. 21,31).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица от 09.11.2022 года, супруга истца Мамедова С.В., является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности в квартире по адресу: <адрес> с 15.02.2011г. ( л.д. 44-46).
В настоящее время истец проживает по адресу г.Кизел, <адрес> снимает данное жилое помещение по договору найма жилого помещения от 15.04.2020г.(л.д.17).
Многоквартирный дом по <адрес> в г. Кизеле, в котором проживал истец, признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, на основании заключения Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от 30.06.2009г., дом разрушен, период в который дом разрушился установить не представилось возможным, другое жилое помещение истцу не предоставлено.
Истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, то у наймодателя – Администрации города Кизела, в силу п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить Мамедову З.Г.о. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 решения Кизеловской городской Думы I созыва № 10 от 26.09.2018 года «О вопросах правопреемства» в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Пермского края от 09.02.2018 года № 189-ПК « О преобразовании Кизеловского городского поселения в городской округ «Город Кизел», Законом Пермского края от 27.04.2018 года № 222-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Кизеловского муниципального района, путем объединения с городским округом «Город Кизел» и о внесении изменений в Закон Пермского края «О преобразовании Кизеловского городского поселения в городской округ «Город Кизел» Кизеловская городская Дума решила: определить администрацию города Кизела правопреемником в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами следующих органов местного самоуправления Кизеловского муниципального района, Кизеловского городского поселения, Центрально-Коспашского сельского поселения, Северно-Коспашского сельского поселения, Южно-Коспашского сельского поселения, Шахтинского сельского поселения.
Статья 11 ЖК РФ предусматривает защиту нарушенных жилищных прав граждан судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Истец, закрепляя свое конституционное право на судебную защиту, настаивает на предоставлении благоустроенного жилого помещения путем вынесения судебного решения.
Следует учитывать, что ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Таким образом, доводы ответчика об отсутствии оснований предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела с учетом представленных письменных доказательств.
С учетом положений ст. ст. 12, 130, 132 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 49, 57, 86, 87, 89 ЖК РФ, ст. ст. 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исходя из возложенной законодателем обязанности по реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма граждан органами местного самоуправления, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на условиях социального найма необходимо возложить на администрацию города Кизела.
Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от очередности и наличия необходимой жилой площади. У ответчика в силу ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке. Принимаемые ответчиком меры не свидетельствуют об исполнении установленной законом обязанности по предоставлению жилья. Сам факт необеспечения жилым помещением истца свидетельствует о нарушении его жилищных прав, а действующее законодательство не связывает реализацию права на получение жилого помещения вне очереди с наличием или отсутствием свободного муниципального жилого фонда.
Доводы представителя ответчика о том, что истец не обращался с заявлением о предоставлении жилого помещения вне очереди, что у истца имеется в аренде земельный участок не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку истец был признан ответчиком нуждающимся в жилом помещении, в установленном порядке поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, дом, в котором проживал истец разрушен, иного жилого помещения у истца не имеется, таким образом суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Мамедова З.Г.о.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Обязать Администрацию городского округа «Город Кизел» предоставить Мамедову З. Г.о во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте г. Кизел Пермского края, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме 06 сентября 2023 года.
Судья Е.В.Балуева