Дело № 2-904/2024
Категория: 2.219
УИД 02RS0001-01-2024-002288-50
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2024 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Кошкиной Т.Н.,
при секретаре Сайденцаль Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тумаровой А.А. к Министерству регионального развития Республики Алтай о признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанности включить в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов, к Министерству регионального развития Республики Алтай, Правительству Республики Алтай о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,
УСТАНОВИЛ:
Тумарова А.А. обратилась в суд с исковыми требованиями, с учетом их уточнения к Министерству регионального развития Республики Алтай, Правительству Республики Алтай о признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанности включить в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат в размере 2 967 579 рублей 45 копеек. Заявленные требования мотивированы тем, что истец решением суда включена в список граждан-получателей государственного жилищного сертификата на 2022 год, до настоящего времени решение суда не исполнено. 22.02.2024 года истцу было отказано во включении в список граждан-получателей государственного жилищного сертификата на 2024 год, на основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ. Истец с данным решением не согласна, поскольку жилое помещение было отчуждено в рамках исполнения решения суда. Просит восстановить нарушенные права.
Протокольным определением от 31.05.2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Республики Алтай.
Представитель истца Руфина Е.А. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства регионального развития Республики Алтай, Правительства РА Мунатова Н.М. возражала против требований.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились при надлежащем извещении.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства в материалах дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» данный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами этого Федерального закона.
На основании ст.1 указанного Федерального закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 года №2086-О, следует, что положения Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» направлены на оказание мер социальной поддержки в жилищной сфере, в которой действуют конституционные гарантии для лиц, нуждающихся в жилье, закрепленные в ст.40 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» закрепляет порядок расчета размера жилищной субсидии.
Размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя, в том числе из состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г. (часть 2).
В соответствии с ч.4 ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.
Согласно выписке из протокола № 2 республиканской комиссии по реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 22.02.2024 года Тумаровой А.А. отказано в во включении в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов на 2024 год. Основанием отказа указано, что Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 года не установлены какие-либо исключения для ситуаций, когда отчужденное жилое помещение находилось в залоге (ипотеке) и было реализовано при обращении взыскания на предмет ипотеки.
Из материалов дела установлено, что у Тумаровой А.А. в собственности находилось жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Также судом установлено, что указанные объекты недвижимости выступали предметом залога по договору ипотеки. Решением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 22.05.2018 года по гражданскому делу № 2-162/2018 обращено взыскание на указанные объекты недвижимости, путем продажи с публичных торгов.
Указанное имущество было реализовано с торгов, в соответствии с договором купли-продажи №№ от 03.03.2020 года право собственности на жилой дом и земельный участок перешло к Чичинову А.С. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства передачи каких-либо денежных средств в связи с продажей вышеуказанного имущества Тумаровой А.А.
Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 17.11.2022 года, с учетом апелляционного определения Верхового суда Республики Алтай от 13.03.2023 года, на республиканскую комиссию при Правительстве Республики Алтай и Министерстве регионального развития Республики Алтай по реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» возложена обязанность по включению Тумаровой А.А. в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов на 2022 год. Решение суда вступило в законную силу 13.03.2023 года. До настоящего времени не исполнено, доказательств обратного суду не представлено.
04.09.2020 года решением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай по гражданскому делу N 2-389/2020 Тумарова А.А. признана членом семьи умершей Абдолдановой М.Ч. Постановление администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» от 10.10.2017 года N 671 «Об исключении из списка участников Абдолдановой М.Ч.» признано незаконным, на администрацию МО «Кош-Агачский район» возложена обязанность включить Тумарова А.А. в списки лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья по программе «Переселенцы из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностях» вместо умершей Абдолдановой М.Ч., с учетом очередности умершей Абдолдановой М.Ч. с датой постановки на учет 25.03.2003 года. Решение суда вступило в законную силу 25.11.2020 года.
Таким образом, решение об обращении взыскания на предмет ипотеки было вынесено ранее принятия решения о восстановлении ее в очереди и не может свидетельствовать об обстоятельствах указанных в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в связи с чем суд приходит к выводу, что исковые требования об обязании ответчиков выдать государственный жилищный сертификат по категории «Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, на 2024 год размер жилищной субсидии составляет 2 967 579 рублей 45 копеек. Оснований для уменьшения размера субсидии судом не установлено.
При этом, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований Тумаровой А.А. о признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанности включить в список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов, ввиду того, что истцом не утрачено право на получение социальной выплаты, из вышеуказанного списка истец не исключена.
В соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Республики Алтай, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 18.05.2006 года № 99, министерство: осуществляет выдачу государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 года N 1710, указанным в подпунктах «е» - «и» Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153, и формирует и утверждает сводные списки граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай.
Распоряжением Правительства Республики Алтай от 14.12.2023 года № 811-р утвержден состав и Положение о республиканской комиссии по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 Положения республиканская комиссия, в частности, рассматривает предоставленные Министерством регионального развития Республики Алтай сводные списки по Республике Алтай граждан по категориям, установленным основным мероприятием и утверждает их в установленные законодательством Российской Федерации сроки; распределяет поступившие в Республику Алтай государственные жилищные сертификаты.
В состав республиканской комиссии по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» входит министр регионального развития Республики Алтай.
Таким образом, круг участвующих в деле лиц исходя из характера спорных правоотношений судом определен верно.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Тумаровой А.А. удовлетворить частично.
Возложить на Правительство Республики Алтай в лице республиканской комиссии по реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и Министерство регионального развития Республики Алтай обязанность выдать государственный жилищный сертификат Тумаровой Асем Анатольевне по категории «Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», стоимость которого на 2024 год составляет 2 967 579 рублей 45 копеек.
В остальной части исковые требования Тумаровой А.А. оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Алтай через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Н. Кошкина
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2024 года.