№ 2а-811/2019
Решение
Именем Российской Федерации
город Буйнакск 08 ноября 2019 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Хайбулаева О.М.,
при секретаре судебного заседания Садрутдиновой З.Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Батырбеков С.Б. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Республике Дагестан о признании задолженности безнадежной к взысканию,
установил:
Батырбеков С.Б. обратился в суд с административным иском к МРИ ФНС России № по РД о признании задолженности безнадежной к взысканию.
В обоснование заявленных требований указано, что после получения уведомления налоговой инспекции о необходимости явки к ним, он узнал, что за ним имеется задолженность на обязательное пенсионное и медицинское страхование, возникшая до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ во время его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Между тем, у него имеется Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в которой имеется запись о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. Никаких претензий, требований со стороны налогового органа, органа пенсионного фонда, службы судебных приставов он с момента прекращения статуса индивидуального предпринимателя не получал. Он обратился в налоговый орган г. Буйнакска за разъяснением причин образования задолженности, в результате чего ему предложили обратиться в суд. Считает, что действия (бездействие) контролирующего органа по начислению задолженности не соответствуют положениям НК РФ, нарушают установленный порядок и сроки, являются незаконными. С учетом внесенных уточнений, просит признать задолженность по страховым взносам безнадежной к взысканию, а обязанность по их уплате - прекращенной в связи с утратой возможности взыскания.
Административный истец Батырбеков С.Б. уведомленный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, уважительность причин неявки не представил, об отложении судебного заседания не просил, при этом административным истцом направлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
МРИ ФНС России № по РД, ГУ-ОПФ России по РД и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РД, уведомленные о месте и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направили, уважительность причин неявки не представили, об отложении судебного заседания не просили.
На основании ст. 150 КАС Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.2 НК РФ).
В связи с вступившими в законную силу изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации вопросы, связанные с взысканием недоимки по страховым взносам, отнесены к компетенции налоговых органов.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Батырбеков С.Б. являлся индивидуальным предпринимателем и в силу требований закона являлся лицом, обязанным уплачивать страховые взносы; деятельность прекращена в связи с принятием соответствующего решения.
За административным истцом имеется задолженность по страховым взносам до 2013-2017 годы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее ПФ РФ) и Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации (далее ФОМС).
По смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, сборов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в законную силу.
При толковании подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ следует исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате - прекращенной (п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. № 57).
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 г. № 1150-0, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 г.
Таким образом, правом признавать имеющуюся задолженность по уплате страховых взносов безнадежной к взысканию, а обязанность по их уплате - прекращенной, наделены не только налоговые органы, но также соответствующие органы судебной власти, на основании акта которых налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
На основании п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Республике Дагестан в суд представила ходатайство о восстановлении срока для подачи административного искового заявления.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом не представлено, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок пропущен налоговым органом без уважительных причин, в связи с чем, ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска удовлетворению не подлежит.
Согласно справке без номера о задолженности налогоплательщика Батырбекова С.Б. ИНН № недоимка по страховым взносам:
на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемое в бюджет фонда обязательного медицинского страхования (до ДД.ММ.ГГГГ), в размере № (№) рублей, пени – № (№) рублей;
на обязательное пенсионное страхование, зачисляемое в бюджет ПФР на выплату накопительной пенсии (до ДД.ММ.ГГГГ) в размере № (№) рублей, пени – № (№) рублей;
на обязательное пенсионное страхование, зачисляемое в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии (до ДД.ММ.ГГГГ) в размере № (№) рублей, пени – № (№) рубля.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию (далее по тексту - Порядок), и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее по тексту - Перечень), утвержден Приказом ФНС России от 02.04.2019 г. № ММВ-7-8/164@.
Недоимка и задолженность, указанные в пункте 1 Порядка, признаются безнадежными к взысканию в случаях, установленных пунктами 1, 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях, принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
Согласно пункту 2 Порядка недоимка и задолженность, указанные в пункте 1 Порядка, признаются безнадежными к взысканию в случаях, установленных пунктами 1, 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Порядка налоговый орган оформляет справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно (приложение № 1 к Порядку), в течение пяти рабочих дней со дня получения (формирования) документов, подтверждающих наличие случаев, установленных пунктами 1, 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 5 Перечня при наличии случая, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации документами, подтверждающими обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам является копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности, заверенные гербовой печатью соответствующего суда.
Каких-либо данных о том, что контролирующими органами предпринимались меры по принудительному взысканию с Батырбекова С.Б. недоимки по страховым взносам, либо такие меры предпринимаются в настоящее время, суду не представлено.
Из административного иска следует, что Батырбеков С.Б. никаких претензий, требований со стороны налогового органа, органа пенсионного фонда, Территориального фонда обязательного медицинского страхования РД, службы судебных приставов с момента прекращения статуса индивидуального предпринимателя не получал.
При таких данных суд приходит к выводу, что в отношении задолженности по страховым взносам, отраженной в справке без номера о задолженности налогоплательщика Батырбекова С.Б. ИНН №, истекли установленные законом сроки для принудительного взыскания. При этом обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с требованиями о взыскании указанной задолженности, судом не установлено, административным ответчиком не представлено, что позволяет сделать вывод об утрате возможности ее взыскания.
Утрата возможности взыскания основной недоимки по страховым взносам влечет за собой утрату возможности взыскания пени, начисленных на указанную недоимку, в силу положений ст. 75 НК РФ, поскольку обязанность по уплате пени является производной от основного обязательства.
Поскольку возможность принудительного взыскания данных сумм утрачена, они подлежат признанию безнадежными к взысканию, а обязанности по их уплате является прекращенной, в связи с чем, исковые требования Батырбекова С.Б. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░ ░░.░░.░░░░), ░ ░░░░░░░ № (№) ░░░░░░, ░░░░ – № (№) ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░ ░░.░░.░░░░) ░ ░░░░░░░ № №) ░░░░░░, ░░░░ – № (№) ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░ ░░.░░.░░░░) ░ ░░░░░░░ № (№) ░░░░░░, ░░░░ – № (№) ░░░░░, ░ ░░░░░ № (№) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░