ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Санкина Н.А. Дело № 2-3097/2022, 48RS0005-01-2022-001329-78
Докладчик Климко Д.В. № 33-993/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 марта 2023 г. судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москалевой Е.В.
судей Климко Д.В., Варнавской Э.А.
при секретаре Акимове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционное представление Данковского межрайонного прокурора на решение Советского районного суда г. Липецка от 1 ноября 2022 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований прокурора Данковской межрайонной прокуратуры Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о возложении обязанности в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по установлению предмета охраны объекта культурного наследия – Церковь Георгиевская, расположенного по адресу: г. Данков, ул. Горького, д. 2 – отказать».
Заслушав доклад судьи Климко Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Данковской межрайонной прокуратуры Липецкой области обратился в суд в интересах неопределенного круга лицк Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области с иском о понуждении определить предмет охраны объекта культурного наследия, ссылаясь на то, что в рамках проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения охраны объектов культурного наследия выявлено, что на территории г. Данкова по адресу: г. Данков, ул. Горького, д. 2, расположена Церковь Георгиевская, зарегистрированная в качестве объекта культурного наследия регионального значения в Едином государственном реестре объектов культурного наследия Российской Федерации за №, в отношении которой ответчиком не утвержден предмет охраны. Установление предмета охраны объекта культурного наследия необходимо для возложения на собственника объекта обязательств по его содержанию, предусмотренных ст. 47.2 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации». Ненадлежащее осуществление ответчиком полномочий по государственной охране объектов культурного наследия может повлечь негативные последствия в виде их разрушения.
В судебном заседании помощник прокурора Данковской межрайонной прокуратуры Трубников С.Ю. заявленные требования поддержал с учетом уточнения, просил обязать ответчика в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить предмет охраны объекта культурного наследия - Церковь Георгиевская, расположенного по адресу: г. Данков, ул. Горького, д. 2.
Представитель ответчика Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области Саввина Л.А. иск не признала, указав, что работа по установлению предмета охраны в отношении объектов культурного наследия ведется в соответствии с утвержденным планом мероприятий, по состоянию на текущую дату утверждено 167 предметов охраны. Закупка услуг (работ) по разработке предмета охраны объекта культурного наследия Церковь Георгиевская, расположенного по адресу: г. Данков, ул. Горького, д. 2, запланирована на 2023 год, возложенные на Управление полномочия исполняются в плановом порядке и в пределах доведенных бюджетных ассигнований.
Представитель третьего лица Правительства Липецкой области Усацких Т.Н. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, указав на ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Ответчиком добросовестно исполняются обязательства по установлению предмета охраны, возложенные Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»: предусмотрены денежные средства, установлен перечень объектов культурного наследия, в отношении которых устанавливается предмет охраны. Исковые требования в заявленном виде влекут за собой вмешательство в экономическую деятельность органа исполнительной власти, поскольку в случае удовлетворения иска изменяются сроки и способ исполнения полномочий Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области по охране объектов культурного наследия Липецкой области.
Представители третьих лиц Местной православной религиозной организации приход Георгиевского храма г. Данкова Липецкой области, ООО «Асгард» в судебное заседание не явились.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционном представлении Данковская межрайонная прокуратура просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом дано неверное толкование нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и ответчик фактически освобожден от исполнения обязанностей по установлению предмета охраны культурного наследия.
От ответчика Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области, третьего лица Правительства Липецкой области поступили возражения, в которых решение суда просят оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Выслушав заместителя прокурора Данковской межрайонной прокуратуры Трубникова С.Ю., поддержавшего апелляционную жалобу, представителей ответчика Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области Саввину Л.А., третьего лица Правительства Липецкой области Усацких Т.Н., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу положений пп. 6 п. 2 ст. 18 Закона № 73-ФЗ под предметом охраны объекта культурного наследия понимается описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
На основании пп. 10 п. 2 ст. 33 Закона № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта.
Порядок определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный объект культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Закона № 73-ФЗ, утвержден Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 января 2016 г. № 28 (далее - Порядок определения предмета охраны).
Согласно пунктам 2, 3 и 4 Порядка определения предмета охраны разработка проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия может осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно, в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика в соответствии с Законом об объектах культурного наследия.
Пунктом 4 Приложения к Порядку определения предмета объекта охраны определено, что материалы по обоснованию проекта предмета охраны объекта культурного наследия формируются по результатам проведенных историко-культурных исследований, заключений государственных историко-культурных экспертиз, иных документов и материалов, позволяющих определить предмет охраны объекта культурного наследия (аннотированной иконографии, историко-архитектурных опорных планов, графических материалов, исторических справок, материалов, содержащих информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры).
Из материалов дела следует, что объект культурного наследия – Церковь Георгиевская, расположенный по адресу: г. Данков, ул. Горького, д. 2, зарегистрирован в качестве объекта культурного наследия регионального значения в Едином государственном реестре объектов культурного наследия Российской Федерации за №.
Распоряжением администрации Липецкой области от 9 января 2018 г. № 3-р утверждено Положение об Управлении по охране объектов культурного наследия Липецкой области, в соответствии с которым управление осуществляет функции уполномоченного органа в части переданных полномочий Российской Федерации в отношении объектов культурного наследия, в частности по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.
Обращаясь с настоящим иском, прокурор ссылался на выявление в результате прокурорской проверки факта ненадлежащего исполнения Управлением по охране объектов культурного наследия Липецкой области полномочий, связанных с утверждением предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения – Церковь Георгиевская, расположенного по адресу: г. Данков, ул. Горького, д. 2.
По объяснениям представителей Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области и Правительства Липецкой области разработка проекта предмета охраны объекта культурного наследия может осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно, в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика. Заключение контрактов от имени субъекта Российской Федерации Липецкой области на выполнение работ по разработке проектов предмета охраны культурного наследия, расположенных на территории Липецкой области, возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, поскольку в противном случае контракт считается не обеспеченным лимитами, то есть заключенным в нарушение бюджетного законодательства.
Установлено, что приказом Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области № 63 от 31 января 2022 г. в целях установления границ территорий, зон охраны объектов культурного наследия утвержден план мероприятий («дорожная карта») по разработке границ территорий, зон охраны и предметов охраны объектов культурного наследия Липецкой области на 2022-2026 годы, в соответствии с которым утвержден список объектов культурного наследия на 2023 год.
Согласно дорожной карте по разработке и утверждению границ территорий, зон охраны и предметов охраны объектов культурного наследия на 2022-2026 гг. количество объектов культурного наследия, по которым необходимо выполнить мероприятия в 2023 г., составляет 96 объектов. Под номером 2 в указанном списке числится Церковь Георгиевская, расположенная по адресу: г. Данков, ул. Горького, д. 2.
В подтверждение возражений о проведении необходимых мероприятий по спорному объекту культурного наследия, ответчиком представлена ведомственная структура расходов областного бюджета на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 гг., являющаяся приложением к Закону Липецкой области «Об областном бюджете на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 гг.», из содержания которой следует, что управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области на 2022 г. запланировано выделение 28181500 руб., в том числе на реализацию реставрационных и охранных работ на объектах культурного наследия области – 4 820600 руб. на 2022 год, 4820400 руб. на 2023 год.
Из ведомственной структуры расходов областного бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов и лимитов бюджетных обязательств на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, представленной ответчиком в подтверждение доводов о выделении денежных средств для проведения мероприятий, в том числе по установлению предмета охраны объектов культурного наследия, усматривается, что Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области на 2023 год запланировано 37809900 руб., в том числе на реализацию реставрационных и охранных работ на объектах культурного наследия области на 2023 и 2024 годы – по 14700000 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае истцом не мотивирована и не обоснована необходимость вмешательства в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, определившего порядок и последовательность проведения мероприятий по установлению предмета охраны определенного перечня объектов культурного наследия в пределах выделенных на эти цели бюджетных ассигнований.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что Управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области фактически исполнило свою обязанность по установлению предмета охраны объекта культурного наследия – Церковь Георгиевская. Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области от 31 января 2023 г. № 33 утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Георгиевская», 1858-1866 гг., расположенного по адресу: Липецкая область, город Данков, ул. Горького, д. 2 на основании проекта предмета охраны культурного наследия регионального значения «Церковь Георгиевская», 1858-1866 гг., расположенного по адресу: Липецкая область, город Данков, ул. Горького, д. 2, разработанного ООО «Центр экспертизы» в 2022 году.
Ответчиком также представлен контракт № 0146500000222000013-01 на оказание услуг по разработке проектов предмета охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Липецкой области (идентификационный код закупки 222482613442148260100100200017490244) от 29 ноября 2022 г., заключенный управлением по охране объектов культурного наследия Липецкой области с ООО «Центр экспертизы».
Доводы апелляционного представления о том, что приказ Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области от 31 января 2022 г. № 63 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по разработке границ территорий, зон охраны и предметов охраны объектов культурного наследия Липецкой области на 2022-2026 годы» не гарантирует исполнение заявленных требований, не опровергают выводов суда первой инстанции о том, что работа по установлению предмета охраны в отношении объектов культурного наследия ведется в соответствии с утвержденным планом мероприятий.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 1 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционное представление Данковского межрайонного прокурора – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.03.2023