88-2910/2021
2-779/2020
28RS0011-01-2019-001226-36
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 апреля 2021 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Хребтовой Н.Л.,
судей Кравченко А.И., Аноприенко К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации Богословского сельсовета <адрес> ФИО5 <адрес>, администрации <адрес> ФИО5 <адрес>, Министерству социальной защиты населения ФИО5 <адрес> об установлении факта постоянного проживания в жилом доме на момент чрезвычайной ситуации, включении в список лиц, имеющих право на получение выплат,
по кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения ФИО5 <адрес> на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам ФИО5 областного суда от ДД.ММ.ГГГГ,
Заслушав доклад судьи ФИО12, выслушав пояснения участвующих в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи представителя Министерства социальной защиты населения ФИО5 <адрес> Туз М.М., возражения ФИО3 и его представителя ФИО8
установила:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к администрации Богословского сельсовета <адрес> ФИО5 <адрес>, администрации <адрес> ФИО5 <адрес>, Министерству социальной защиты населения ФИО5 <адрес> об установлении факта постоянного проживания в жилом доме на момент чрезвычайной ситуации, включении в список лиц, имеющих право на получение выплат.
В обоснование требований указали, что зарегистрированы и проживают в <адрес>, ФИО5 <адрес>. В результате чрезвычайной ситуации - паводка в июле-августе 2019 года их дом попал в зону затопления, получил повреждения, признан аварийным и непригодным для проживания. В связи с тем, что на момент объявления чрезвычайной ситуации в собственности у ФИО1 имелось другое жилое помещение, расположенное в <адрес> им отказано в предоставлении мер социальной поддержки в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Считают, что таким отказом нарушены их законные права, поскольку жилое помещение, где они постоянно проживали и вели хозяйство, утрачено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, просили суд установить факт их постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации в связи с наводнением в июле-августе 2019 года по адресу <адрес>, ФИО5 <адрес>, Набережная <адрес>; включить их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения мер социальной поддержки на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019 года.
Решением Мазановского районного суда ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично.
Суд признал факт постоянного проживания ФИО1, ФИО2, ФИО3 на момент чрезвычайной ситуации, в связи с паводком в июле-августе 2019 года на территории <адрес> ФИО5 <адрес>. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам ФИО5 областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено в части отказа ФИО2 и ФИО3 в требованиях о включении их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения мер социальной поддержки на приобретение или строительство жилого помещения, в указанной части принято новое решение, которым суд обязал Министерство социальной защиты населения ФИО5 <адрес> включить ФИО2 и ФИО3 в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в целях получения ими выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения ФИО5 <адрес> ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Обращает внимание, что порядок, установленный «Правилами предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории ФИО5 <адрес>», утвержденный постановлением Правительства ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, не соблюден. Выводы суда о том, что у членов семьи собственника утраченного жилого помещения имеется право на получение социальной выплаты, независимо от прав самого собственника является ошибочным. Действующий правовой механизм предполагает, что одним из условий предоставления выплат на приобретение (строительство) жиля является безвозмездное отчуждение пострадавшего жилого помещения, земельного участка в муниципальную собственность, тогда как ФИО9 и ФИО3 таким правом не обладают. Кроме того считают, что суд безосновательно относит к членам семьи собственника утраченного жилого дома, гражданина ФИО3, поскольку он в браке с ФИО10 не состоит, в судебном порядке членом ее семьи не признан.
В судебное заседание кассационного суда ФИО1, ФИО9, а также представители администрации Богословского сельсовета <адрес> ФИО5 <адрес>, администрации <адрес> ФИО5 <адрес> не явились, извещались надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции оснований, предусмотренных часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены апелляционного определения не усматривает.
Проверяя законность решения суда первой инстанции и отменяя его в части с принятием нового решения об удовлетворении требований истцов ФИО2 и ФИО3 о включении их в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в целях получения ими выплаты на приобретение или строительство жилого помещения суд апелляционной инстанции руководствовался ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктами 1, 5, 6, 7 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 1327, Правилами предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области», утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596 и исходил из того, что предоставление выплат на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется, в том числе, в отношении членов семьи собственника жилого помещения которое признанно непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, зарегистрированных и постоянно проживающих в данном жилом помещении и не имеющих в собственности иного жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение). Лица, утратившие в результате чрезвычайной ситуации единственное жилье, полежат включению в соответствующий Список для последующего финансового обеспечения мер социальной поддержки.
Установив, что в результате чрезвычайной ситуации вызванной паводком в июле-августе 2019 года на территории <адрес> ФИО5 <адрес> ФИО2 и ФИО3 лишились единственного жилья в <адрес>, при этом право пользования жилым помещением в <адрес>, принадлежавшем ФИО1 не приобрели, суд пришел к выводу о том, что отказ во включении их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения мер социальной поддержки на приобретение или строительство жилого помещения противоречит законодательству и нарушает права указанных граждан.
Изложенные в апелляционном определении выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, нормам права подлежащим применению к спорным правоотношениям.
В силу ст. 18 Федерального закона № 68-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №б-р на территории ФИО5 <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации, в связи с возникновением опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъемом уровня рек на территориях Благовещенского, Зейского, Мазановского, Свободненского, Селемджинского, Серышевского Сковородинокого, <адрес>ов, городов Благовещенск, Зея, Свободный.
Факт чрезвычайной ситуации природного явления в связи с прошедшими осадками и резким подъемом уровня воды в реках на территории <адрес> подтверждается решением № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности администрации <адрес> ФИО5 <адрес> «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории <адрес>».
То обстоятельство, что жилой дом <адрес> ФИО5 <адрес>, принадлежащий ФИО11, в котором проживали и зарегистрированы истцы ФИО2 и ФИО3, в результате паводка был поврежден, признан аварийным и подлежащим сносу, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ, в силу п. 2 ст. 18 названного закона устанавливаются законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из подпункта «в» пункта 6 указанных Правил следует, что мероприятия также реализуются в отношении граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Аналогичные положения содержатся в подпункте 3 пункта 1.2 Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596.
Из системного анализа положений вышеперечисленных нормативных правовых актов в их взаимосвязи следует, что государством гарантировано право на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения гражданам Российской Федерации, утратившим жилое помещение по независящим от них обстоятельствам, повлекшим невозможность дальнейшего использования утраченного жилого помещения в связи с разрушением, либо в случаях, когда его дальнейшее использование может создать угрозу для жизни, здоровья и имущества собственника жилого помещения и членов его семьи.
Принимая во внимание приведенное нормативное регулирование, исходя из фактических обстоятельств дела судом апелляционной инстанции верно по существу разрешен спор.
Вопреки доводам кассационной жалобы условия о даче согласия на безвозмездное отчуждение пострадавшего в чрезвычайной ситуации жилого помещения и земельного участка в муниципальную собственность Правила предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории ФИО5 <адрес>, утвержденных постановлением Правительства ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № для категории граждан, к которым относятся ФИО2 и ФИО3, не содержат.
Доводы кассационной жалобы о том, что ФИО3 не является членом семьи ФИО1 не свидетельствует об ошибочности принятого судом решения.
В соответствии со статьями 8, ст. 14 Конвенции от 04 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни.
В нормативных правовых актах понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав. Установление же круга членов семьи, в свою очередь, зависит от того, какое содержание в конкретном акте вкладывается в понятие «член семьи».
Круг членов семьи, связанных правами и обязанностями, по-разному определяется в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права - семейном, гражданском, трудовом, пенсионном и т.д. Он различен и в разных правовых институтах одной отрасли права (например, в жилищном и наследственном праве).
Семейные связи могут возникать не только из брака или кровного родства, но и в связи с длительным, совместным проживанием, ведением общего хозяйства. Круг членов семьи гражданина не всегда ограничивается его супругом, детьми и родителями.
Выражая несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, заявитель не приводит доводов, которые в силу закона могли бы повлечь их отмену.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений нижестоящих судов в кассационном порядке.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 27 ░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: