Решение по делу № 2-9/2018 от 23.11.2017

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

п.Залари 26 января 2018 года

Заларинский районный суд Иркутской области, РФ в составе председательствующего судьи С.А.Тазетдиновой единолично, при секретаре судебного заседания Дечковой Е.П., с участием прокурора Готиной К.А., представителя ответчика ООО «Управляющая компания «Тыретская» Грязнова В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Заларинского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, РФ к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тыретская» об обязании устранить нарушения требований законодательства об энергосбережении

У С Т А Н О В И Л

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, в ходе которой установлено следующее. ООО «Управляющая компания «Тыретская» осуществляет управление 17 многоквартирными домами, расположенными в <адрес>, на основании договоров управления, заключенных с собственниками жилых помещений многоквартирных домов и управляющей компанией в 2013 г., а также лицензии от 30.04.2017. Правоотношения, связанные с организацией энергосбережения и повышения энергетической эффективности, регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 261). Одним из принципов правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов. В силу ч. 5 ст. 13 ФЗ № 261 до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ № 261 производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Ч. 5 указанной статьи предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить его оснащение коллективными (общедомовыми) приборами учета потребленных энергоресурсов в срок до 01.07.2012 г. В соответствии с ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ. Во исполнение указанной нормы Правительство РФ постановлением от 13.08.2006 № 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила). В соответствии с п.п. «ж» п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Согласно п.п. «и», «к» 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством РФ порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.). Из приведенных норм следует, что действующим законодательством мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных жилых домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного жилого дома. В силу договора управления ООО «УК «Тыретская» как управляющая компания, осуществляющая управление многоквартирным домом, является исполнителем по договору оказания коммунальных услуг и лицом, ответственным за содержание многоквартирного жилого дома (п. 3.1 Договора управления многоквартирным домом), ввиду чего, несмотря на отсутствие в договоре обязанности по установке общего прибора учета, должно обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ. Подпунктом «с» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установлена обязанность исполнителя (юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги) обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением. Исходя из изучения данных официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru, установлено, что в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, не установлены и не введены в эксплуатацию общедомовые приборы учета горячей и холодной воды. Согласно предоставленной в прокуратуру района информации ООО «УК «Тыретская» от 07.03.2017 собственники жилых помещений многоквартирных домов в <адрес> находящихся под управлением ООО «УК «Тыретская» решения об установке общедомовых приборов учета холодной и горячей воды не принимали. Поскольку в силу положений ФЗ № 261 работы по установке и введению в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Для устранения выявленных нарушений законодательства прокуратурой района в адрес генерального директора ООО «УК «Тыретская» внесено представление от 04.05.2017 с требованиями принять исчерпывающие меры к устранению указанных нарушений законодательства путем инициирования собраний собственников жилых помещений многоквартирных домов в <адрес> находящихся под управлением ООО «УК «Тыретская», для решения вопроса о включении расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета горячего и холодного водоснабжения в плату за содержание и ремонт жилого помещения. 23.05.2017 в прокуратуру района из ООО «УК «Тыретская» поступил ответ на указанное представление от 22.05.2017, в котором указано, что ООО «УК «Тыретская» в 2016 г. при составлении плана ремонта на 2017 год на основании ч. 4 ст. 12, ч. 12 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ внесла в план установку приборов учета горячей и холодной воды, отметив, что запланированные работы будут выполнены при условии внесения собственниками 100% средств на ремонт жилья. Таким образом, требования прокуратуры исполнены не были, в связи, с чем по постановлению заместителя прокурора района Генеральный директор ООО «УК «Тыретская» Д. постановлением мирового судьи по 57 судебному участку и.о. мирового судьи по 58 судебному участку Заларинского района Иркутской области от 01.08.2017 привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ. С августа 2017 года по настоящее время собрания собственников жилых помещений МКД <адрес> не проводились, вопрос
о включении расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета водоснабжения в плату за содержание и ремонт жилого помещения собственниками не решен. По информации, предоставленной в прокуратуру района ООО «УК «Тыретская» от 24.10.2017, от 02.11.2017, ООО «Тыретские инженерные сети» от 24.10.2017, администрации Тыретского муниципального образования от 25.10.2017, в настоящее время общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения оснащены многоквартирные дома <адрес> общедомовые приборы учета холодного водоснабжения отсутствуют. Горячее водоснабжение в указанных МКД является децентрализованным, в связи, с чем установка приборов учета горячей воды не требуется. В многоквартирных домах <адрес> 1-я горячее и холодное водоснабжение централизованное, однако МКД признан аварийным, что подтверждается актом обследования и заключением от 23.10.2015 , в домах <адрес> возможность установки приборов учетов горячей и холодной воды отсутствует, что подтверждается актами обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного прибора учета от 17.05.2017. В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03.11.2016 № 36508-ОД/04 требования в силу ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ, в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, в том числе объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту. Данная норма не содержит запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывает на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом. Таким образом, ООО «УК «Тыретская» в настоящее время продолжают допускаться нарушения требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, выразившиеся в не оснащении обслуживаемых многоквартирных домов <адрес> коллективными (общедомовыми) приборами учета холодного водоснабжения в установленные законом сроки. По смыслу выше изложенных норм, мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Ч. 12 ст. 13 ФЗ № 261, устанавливающая обязанность ресурсоснабжающих организаций по оснащению коллективными приборами учета жилых домов, которые в нарушение ч. 6 ст. 13 ФЗ № 261 не были оснащены собственниками в установленный срок, не прекращает обязанность управляющей компании как уполномоченной собственниками организации принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых коммунальных ресурсов. Данной нормой закона предусмотрена возможность принудительной установки необходимых общедомовых приборов учета организацией с последующей компенсацией соответствующих расходов собственниками жилых помещений. Бездействие управляющей организации ООО «УК «Тыретская», выразившееся в не оснащении коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды влечет нарушение прав собственников и нанимателей помещений, а также иных лиц, проживающих в перечисленных многоквартирных домах на достоверную информацию об объемах фактически потребляемой многоквартирным домом воды, а также нарушает интересы РФ в области энергосбережения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 36 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45, 131 ГПК РФ, ст. 45-46 Конституции РФ, просит суд обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тыретская» установить и ввести в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета холодного водоснабжения в многоквартирных домах <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании участвующий прокурор Готина К.А. поддержала заявленные требования в полном объеме и просила иск удовлетворить по доводам искового заявления.

Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тыретская» Грязнов В.Г. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, согласно письменного отзыва, что ООО «УК «Тыретская» не согласно с требованиями прокурора Заларинского района по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Конкретизируя эти положения, ч.3 ст. 131 ГПК РФ определяет, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином. Отсутствие в Кодексе перечня упомянутых в ч.1 ст.45 ГПК РФ уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с которыми гражданин не может обратиться в суд, не освобождает прокурора при подготовке искового заявления (заявления) в таком случае от выполнения указанных требований закона и приведения мотивов, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд. При этом должны

быть представлены доказательства, подтверждающие невозможность самостоятельного обращения, и приложены копии документов. Указанная позиция изложена в Информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003г. N 8-15-2003 "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Таким образом, право прокурора на обращение в суд с исковым заявлением в интересах гражданина обусловлено необходимостью доказать (путем предоставления соответствующих документов) невозможность гражданина самостоятельно выступить в защиту собственных интересах. Как следует из материалов дела, доказательства невозможности гражданам обеспечить самостоятельную защиту своих прав и охраняемых законом интересов путем предъявления иска в суд не представлены. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца. В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ правом на обращение в суд в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов обладает заинтересованное лицо. Как видно из материалов дела, прокурор Заларинского района обратился с исковым заявлением в защиту интересов неопределенно широкого круга лиц и РФ об обязании управляющей организации устранить нарушения требований законодательства об энергосбережении путем установки и введения в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодного водоснабжения в многоквартирных домах <адрес>. Обращение в интересах неопределенно широкого круга лиц мотивировано нарушением права собственников и нанимателей помещений, а также иных лиц, проживающих в перечисленных многоквартирных домах на достоверную информацию об объемах фактически потребляемой многоквартирным домом воды. Нарушение прав РФ, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, не мотивировано. Ссылка на нормы права, устанавливающие соответствующие права субъектов, нарушенные ответчиком, не приведена в тексте искового заявления. В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право. При таких обстоятельствах, производство по настоящему делу подлежит прекращению, поскольку прокурор не доказал заинтересованность в предмете настоящего спора. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета, используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством РФ основании разным лицам. Согласно ч. 5 ст. 13 Названного Федерального закона до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. В силу ч. 9 Федерального закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. В силу ч. 12 ст. 13 Федерального закона (в редакции, действующей с 01.07.2017 г.), организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми » передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч. 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане -собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных ч. 5-6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета. Положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих

приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. Таким образом, в силу положений ст. 13 Федерального закона «Об энергетической эффективности...» обязанность по установке, вводе в эксплуатацию приборов учета, контроля за их эксплуатацией возлагается на ресурсоснабжающие организации. Указанные нормы Федерального закона имеют прямое действие. Заключение договоров между собственниками жилых помещений многоквартирного дома, управляющей и ресурсоснабжающей организацией не требуется. П.п. «и», «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 не подлежат применению к настоящему спору, поскольку имеют меньшую юридическую силу, нежели Федеральный закон «Об энергосбережении...» и приняты ранее него. При таких обстоятельствах ООО УК «Тыретская» является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Учитывая изложенное, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тыретская" просит суд в удовлетворении требований прокурора Заларинского района об обязании общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тыретская» установить и ввести в эксплуатацию приборы учета холодного водоснабжения в многоквартирных домах <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу отказать.

Представитель третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Тыретские инженерные сети» в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовав о рассмотрении дела в его отсутствие и предоставив письменный отзыв по исковым требованиям, согласно которым, считает исковые требования не подлежащие удовлетворению по следующим основаниям. ООО «Тыретские Инженерные Сети» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 15.06.2011 г. за в соответствии со Свидетельством . 15.06.2011 г. ООО «Тыретские Инженерные Сети» поставлено на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, что подтверждается Свидетельством серия . В соответствии с Уставом ответчика основными видами деятельности общества согласно п.2.2. является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), сбор, очистка и распределение воды и т.д. На основании договоров аренды муниципального имущества от 15.08.2011 г. , заключенных между КУМИ МО «Заларинский район» и ООО «Тыретские Инженерные Сети», последний владеет недвижимым имуществом, как имущественным комплексом, предназначенным для бесперебойного обеспечения потребителей услугами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в границах Тыретского городского поселения. В целях бесперебойного обеспечения потребителей <адрес> тепловой энергией в горячей воде ООО «Тыретские инженерные сети» заключил договор теплоснабжения с ОАО «Тыретский солерудник». Таким образом, ООО «Тыретские Инженерные Сети», для потребителей Тыретского муниципального образования является организацией поставляющей воду и производящей отвод сточных вод, а также теплоснабжающей организацией, которая имеет право на передачу тепловой энергии. Обеспечение поселка водой, тепловой энергией, а также отвод сточных вод происходит на основании заключаемых договоров (в соответствии с положениями главы 30 ГК РФ) на поставку энергии. Управление многоквартирными домами на территории <адрес> на основании договора управления осуществляют ООО «Управляющая компания «Тыретская». Между третьим лицом и вышеуказанными организациями имеются договоры ресурсоснабжения (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, Правил № 354). На основании договоров ресурсоснабжения, третье лицо подает коммунальный ресурс на границу сетей, входящих в состав общего имущества, но не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей и не предоставляет потребителям коммунальные услуги. Обязанность по оснащению до 01.07.2013 многоквартирных домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений многоквартирных домов п. 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ. Установку приборов учёта обеспечивают организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией многоквартирные дома по заявке собственника помещения многоквартирного дома либо лица, ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 9 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ, п.3 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149). При этом в соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ для осуществления таких действий. Необходимо отметить, что действующее законодательство РФ не предусматривает наличия каких-либо особых разрешений (лицензий) для осуществления деятельности по установке и замене приборов учета. Ресурсоснабжающие организации обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам ответственным за содержание многоквартирных домов, предложения об оснащении домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. В соответствии с п.10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении» ресурсоснабжающая организация при заключении договора на поставку тепловой энергии, а также договора на водоснабжение, водоотведения с лицом ответственным за содержание многоквартирных домов представляющих интересы собственников в <адрес> в данном случае ООО «Управляющая компания «Тыретская», информировала о возможности оснащения жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов. При этом лицо ответственное за содержание многоквартирных домов, после получения данной информации, должна заниматься разъяснением вышеуказанного Федерального закона среди собственников многоквартирных домов. Затем по решению собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оснащении коллективными (общедомовыми) приборами учета, лицо ответственное за содержание многоквартирных домов должно заключить договор на установку таких приборов учета с организацией отвечающей требованиями, установленными законодательством РФ для осуществления таких действий. На основании п.12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ лицо, ответственное за содержание многоквартирных домов, в срок до 1 июля 2013 года не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению приборов учета используемых энергетических ресурсов, в данном случае ООО «Управляющая компания «Тыретская», должно обеспечить допуск указанных организаций в данном случае третье лицо к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. На основании вышеизложенного полагает, что нарушения действующего законодательства в действиях ответчика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отсутствуют, так как решение об установке в МКД приборов учета коммунальных ресурсов отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД, так как ОДПУ включается в состав общего имущества (ч. 1 ст. 36, ст. 44 ЖК РФ). Подать заявку в РСО для оснащения дома ОДПУ ответчик может только по решению общего собрания собственников помещений в МКД. Учитывая вышеизложенное, ООО «Тыретские инженерные сети», решение оставляет на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца МКУ «Администрация Тыретского муниципального образования» в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовав о рассмотрении дела в его отсутствие, указав на отсутствие возражений против иска прокурора.

Судом, с согласия участников судебного разбирательства определено о

рассмотрении дела по существу, в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст.167

ГПК РФ.

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы, полагает необходимым иск прокурора Заларинского района удовлетворить, исходя из следующего.

Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, водоснабжение вышепоименованных домов осуществляется третьим лицом ООО "Тыретские инженерные сети», а управление - ответчиком ООО «УК "Тыретская"; данные дома по настоящее время не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды.

ООО «Управляющая компания «Тыретская» осуществляет управление 17 многоквартирными домами, расположенными в <адрес> на основании договоров управления, заключенных с собственниками жилых помещений многоквартирных домов и управляющей компанией в 2013 г., а также лицензии от 30.04.2017.

В силу ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего закона (т.е. на 27.11.2009) жилых домов, подключенных к системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды и энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Приведенное положение законодательства об энергосбережении согласуется с положением гражданского законодательства о бремени содержания имущества, которое возлагается на собственника этого имущества.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.

В частности, на основании ст. 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления

многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, специализированным потребительским кооперативом. В данном случае содержание имущества заявленных многоквартирных домов от имени собственников осуществляется ответчиком - управляющей компанией.

Ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающая обязанность ресурсоснабжающих организаций по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета жилых домов, которые в нарушение ч. 6 ст. 13 названного закона не были оснащены собственниками в установленный срок, не прекращает обязанность управляющей компании как уполномоченной собственниками организации принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых коммунальных ресурсов. Данной нормой закона предусмотрена возможность принудительной установки необходимых общедомовых приборов учета ресурсоснабжающей организацией с последующей компенсацией ей соответствующих расходов.

Кроме того, в соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей компанией она, как исполнитель коммунальных услуг несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 6, п.п. "ж" п. 10, п.п. "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержд. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество в многоквартирном доме должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение среди прочего требований законодательства РФ об энергосбережении; содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета.

Проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для соответствующей управляющей компании. Поэтому в силу ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" именно на лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, отнесена обязанность проводить таковые мероприятия, включая установку общедомовых приборов учета, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

В силу договора управления ООО «УК «Тыретская», как управляющая компания, осуществляющая управление многоквартирным домом, является исполнителем по договору оказания коммунальных услуг и лицом, ответственным за содержание многоквартирного жилого дома (п. 3.1 Договора управления многоквартирным домом), ввиду чего, несмотря на отсутствие в договоре обязанности по установке общего прибора учета, должно обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ.

При этом ООО «УК «Тыретская» допускаются нарушения требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, выражающиеся в не оснащении обслуживаемых многоквартирных домов <адрес> коллективными (общедомовыми) приборами учета холодного водоснабжения в установленные законом сроки. С августа 2017 г. по настоящее время собрания собственников жилых помещений МКД <адрес> не проводились, вопрос о включении расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета водоснабжения в плату за содержание и ремонт жилого помещения собственниками не решен.

По смыслу выше изложенных требований закона, мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из обстоятельств дела, суд также приходит к выводу, что испрошенный прокурором способ защиты (обязание действующей управляющей компании исполнить предусмотренную законом обязанность в натуре) является эффективным способом восстановления нарушенных прав проживающих в спорных многоквартирных домах граждан и предупреждения нарушения публичных интересов в сфере энергосбережения.

На основании системного толкования приведенных положений законодательства, а также фактических обстоятельств дела, суд полагает, что законодательство об энергосбережении не освобождает управляющую компанию от обязанности оснастить находящиеся в ее управлении многоквартирные дома общедомовыми приборами учета заявленного коммунального ресурса, и, как следствие, оплатить расходы на установку этих приборов за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") соразмерно их доле в праве собственности на общее имущество дома (ст. 249 ГК РФ, п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491). Управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую актуальную информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые ею услуги и полномочиями по расчету с ресурсоснабжающими организациями (п. 10 ст. 162 ЖК РФ, п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержд. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, п. п. 24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержд. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006,№ 491).

Доводы представителя ответчика на отсутствие у прокурора права на обращения в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и недоказанность заинтересованности в предмете спора (ст. 45 ГПК РФ), судом воспринимаются критично, поскольку в целом не влияют на правильность выводов суда по существу заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 167, 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л

Иск прокурора Заларинского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, РФ к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тыретская» об обязании устранить нарушения требований законодательства об энергосбережении удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тыретская» установить и ввести в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета холодного водоснабжения в многоквартирных домах <адрес> в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Заларинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.А.Тазетдинова

2-9/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кулаков А.В., Готина К.А.
Ответчики
ООО "Управляющая компания "Тыретская"
Другие
МКУ Администрация Тыретского муниципального образования
ООО "Тыретские инженерные сети"
Грязнов Владислав Геннадьевич
Суд
Заларинский районный суд Иркутской области
Судья
Тазетдинова Сурия Абуталиновна
Дело на сайте суда
zalarinsky.irk.sudrf.ru
23.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2017Передача материалов судье
27.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2017Судебное заседание
14.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2017Судебное заседание
26.01.2018Судебное заседание
26.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2018Дело оформлено
09.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.05.2020Передача материалов судье
09.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.05.2020Дело оформлено
17.02.2020Дело передано в архив
26.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее