№ 2-2908/2019
УИД 24RS0002-01-2018-004679-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2019 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Парфеня Т.В.,
при секретаре Власовой Я.А.
с участием представителя истца Дмитрюк Н.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитрюк В. И. к управлению социальной защиты населения администрации города Ачинска о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки и понуждении к возобновлению предоставления мер социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Дмитрюк В.И. обратился в Ачинский городской суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения Администрации г. Ачинска (далее по тексту УСЗН администрации г. Ачинска) о признании незаконным решения по прекращению предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обязании возобновить предоставление мер социальной поддержки.
Исковые требования мотивированы тем, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. <адрес> где состоит на регистрационном учете. Будучи <данные изъяты>, он имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% на оплату жилищной услуги, отопления, водоотведения, холодного и горячего водоснабжения, холодного и горячего водоснабжения на общедомовые нужды, взноса на капитальный ремонт и оплату электроэнергии. Указанные меры назначены ему ответчиком, однако письмом его уведомили о принятии решения о приостановлении назначенных мер социальной поддержки с 14.05.2019. Полагает, что данное решение незаконно, положения п. 4 ст.20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» не распространяются на инвалидов. В связи с чем просит признать незаконным решение УСЗН администрации г. Ачинска о приостановлении с 14.05.2019 предоставления ему, как инвалиду, мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязать УСЗН администрации г. Ачинска возобновить предоставление ему мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 15 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 01.10.2016 (л.д. 1).
Определением Ачинского городского суда от 26.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты населения Красноярского края (л.д. 1).
В судебное заседание истец Дмитрюк В.И., будучи извещенным о времени и месте его проведения надлежащим образом (л.д. 73) не явился, направил для участия в деле представителя.
Представитель истца Дмитрюк Н.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, уточнила, что к моменту рассмотрения дела ответчиком вынесено решение о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ предоставления мер социальной поддержки, о признании его незаконным и просит истец. Кроме того, просила обязать ответчика возобновить с ДД.ММ.ГГГГ предоставление Дмитрюк В.И. не только мер социальной поддержки, назначенных ему как инвалиду, но и мер социальной поддержки, назначенных ему как ветерану труда <адрес>. Указала, что задолженность по внесению платы за капитальный ремонт образовалась в связи с тем, что и она и ее супруг Дмитрюк В.И. имеют инвалидность, по состоянию здоровья нуждаются в приобретении лекарственных средств, кроме того истец в 2014 г. получил производственную травму, в течение длительного времени проходил лечение, не смог продолжать работу по состоянию здоровья, с ДД.ММ.ГГГГ уволен с работы в связи с выходом на пенсию, с марта 2019 доходы семьи составляет только пенсия получаемая ей и супругом. После получения Дмитрюком В.И. производственной травмы, ему был установлен протез бедра, однако у него развился коксартроз, который также требует лечения дополнительно к имеющимся у супруга соматическим заболеваниям.
Представитель ответчика – УСЗН администрации <адрес>, будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 71) в судебное заседание не явился. Представил отзыв по заявленным исковым требованиям в соответствии с которым против их удовлетворения возражал. Возражения мотивированы тем, что социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» органы местного самоуправления края наделены отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан, в том числе и по назначению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Истец полагает, что справка об инвалидности является единственным основанием для предоставления инвалиду льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в отношении инвалида не может быть принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг при наличии задолженности. Однако указанный вывод не соответствует положениям федерального и регионального законодательства, а также позиции, изложенной Пленумом ВС РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» в соответствии с которой меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются по общему правилу, гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ и (или) выполнения соглашений по ее погашению. <адрес> № для всех категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и ЖКУ, установлены одинаковые (равные для всех) требования, соответствующие нормам ЖК РФ, учитывая публичные интересы, в том числе другой группы инвалидов, получающих льготы по оплате жилья и ЖКУ в соответствии с иными федеральными законами. Нельзя получателей мер социальной поддержки инвалидов в соответствии с ФЗ № 181-ФЗ ставить в преимущественное положение по отношению к аналогичной категории получателей (инвалидов), но по другим специальным законам: Закону РФ №, Федеральному закону № 5-ФЗ. Кроме того, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения не только в ЖК РФ, но и в ст. 17 ФЗ № 181-ФЗ в части предоставления мер социальной поддержки на оплату ЖКУ в виде компенсации расходов, а не скидки для инвалидов, как это было ранее в рассматриваемом определении ВС РФ от 03.06 2015. Исходя из положений ч. 5 ст. 159, ч. 3 ст. 160 ЖК РФ, наличие задолженности по оплате жилья и (или) ЖКУ может явиться основанием как отказа в предоставлении субсидии или компенсации, так и прекращения их предоставления. В соответствии со ст. 28.2 ФЗ № 181-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе по определению формы предоставления указанных мер социальной поддержки. Согласно ст. <адрес> № меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и ЖКУ, установленные ст. 17 ФЗ № 181-ФЗ предоставляются в форме субсидий. Из смысла ст. 1, <адрес> № следует, что субсидии – денежные средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и ЖКУ отдельным категориям граждан, при этом имеющие целевое назначение (уменьшение фактических затрат граждан по оплате) и включающие в себя полную или частичную предварительную оплату (до установленного срока внесения платы) жилого помещения и ЖКУ. Меры социальной поддержки по оплате ЖКУ в соответствии со ст. 20.1, <адрес> № предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Факт установления инвалидности является основанием для предоставления мер социальной поддержки в порядке и на условиях, установленных <адрес> №. П. 1,2,3 ст. 20.<адрес> № предусматривающие предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии у граждан задолженности по оплате услуг, предусматривающие возможность приостановления предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки в случае наличия у их получателя задолженности по оплате жилого помещения и (или) ЖКУ за 2 и более месяца, а также прекращение предоставления мер социальной поддержки в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) ЖКУ или несогласования срока погашения задолженности в течение 1 месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий – не оспорены Определением ВС РФ и подлежат применению. В соответствии с положениями <адрес> № приостановление предоставления субсидии и дополнительных мер социальной поддержки является этапом, предшествующим принятию решения о прекращении или возобновлении предоставления данных мер. При этом возобновление предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки осуществляется при наличии уважительных причин образования данной задолженности, а при отсутствии уважительных причин лишь после полного погашения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо выполнения условий соглашения по погашению задолженности (в случае возникновения задолженности впервые – при согласовании срока ее погашения). П.п. «в» п. 9 ст. <адрес> № предусмотрено, что орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки, указанных в ст. 2-10.<адрес> № в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) ЖКУ или несогласования срока погашения задолженности в течение 1 месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) – с 1 го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки. Таким образом приостановление предоставления мер социальной поддержки является этапом предшествующим решению о прекращении или возобновлении данных мер. ДД.ММ.ГГГГ в УСЗН администрации <адрес> обратился Дмитрюк В.И. с заявлением о назначении мер социальной поддержки как инвалиду и ветерану труда на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с предоставлением комплекта документов. Протоколами от ДД.ММ.ГГГГ Дмитрюк В.И. назначены меры социальной поддержки в виде субсидий на коммунальные услуги и электроэнергию по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ пожизненно. Меры социальной поддержки в виде субсидий на отопление, холодное водоснабжение, водоотведение, холодное отопление на общедомовые нужды, горячее водоснабжение (компонент на теплоноситель), горячее водоснабжение (компонент теплоэнергия), электроэнергию назначены ему как <данные изъяты> соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «о социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Меры социальной поддержки в виде субсидий на жилищную услугу, санитарную очистку, взнос на капитальный ремонт назначены ему как ветерану труда края в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» ДД.ММ.ГГГГ выплата мер социальной поддержки приостановлена по причине наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, о чем по метс жительства истца направлено уведомление. Выплата мер социальной поддержки на основании протоколов закрытия от ДД.ММ.ГГГГ прекращена по причине наличия задолженности за ЖКУ, что подтверждается сведениями предоставленными в рамках соглашений об информационном обмене Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов. Просит дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика (л.д. 25-28).
Представитель третьего лица – Министерства социальной политики Красноярского края, будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 73) в судебное заседание не явился, позицию по заявленным требованиям не представил.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в отношении инвалидов - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Социальная поддержка указанных категорий граждан предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах, п. 13 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Согласно п. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Согласно п. 14 указанной нормы инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 (в редакции, действующей на момент прекращения выплаты субсидии Дмитрюку В.И. в июне 2019) ветеранам труда края, указанным в пункте "б" статьи 1 Закона края "О мерах социальной поддержки ветеранов", при достижении женщинами возраста 55 лет и мужчинами 60 лет (проживающим в районах Крайнего Севера края либо в местностях края, приравненных к районам Крайнего Севера, при достижении женщинами возраста 50 лет и мужчинами 55 лет) предоставляются субсидии в следующих размерах: 50 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края; 50 процентов оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено по делу, Дмитрюк В.И. является <данные изъяты> группы, что подтверждается справкой МСЭ -2016 № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении <данные изъяты> (л.д. 4). В совместной собственности Дмитрюка В.И. и его супруги Дмитрюк Н.Г. с ДД.ММ.ГГГГ находится квартира по адресу: <адрес> (л.д. 51).
ДД.ММ.ГГГГ Дмитрюк В.И. обратился в УСЗН Администрации <адрес> с заявлением о назначении ему мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как инвалиду и как ветерану труда (л.д. 97-99).
Протоколами от ДД.ММ.ГГГГ Дмитрюку В.И. с ДД.ММ.ГГГГ и пожизненно назначены меры социальной поддержки как <данные изъяты> в виде субсидии на оплату коммунальных услуг, в том числе электроэнергию в размере 50%; как ветерану труда <адрес> – в виде субсидии на оплату жилищных услуг в размере 50 % (л.д. 32-33).
Из представленной суду выписке из финансово – лицевого счета по адресу: <адрес> по виду начисления «взнос на капитальный ремонт» следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Дмитрюка В.И. образовалась задолженность в размере 2366,25 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65).
В связи с наличием указанной задолженности на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ Дмитрюку В.И. было приостановлено предоставление мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-35), о чем в адрес истца в этот же день УСЗН Администрации <адрес> направлено уведомление, с предложением погасить образовавшуюся задолженность либо заключить соглашение о реструктуризации долга и представить в Управление соответствующие документы в течение месяца (л.д. 3).
На основании протоколов закрытия от ДД.ММ.ГГГГ предоставление мер социальной поддержки истцу с ДД.ММ.ГГГГ было прекращено в связи имеющейся задолженностью по внесению взноса на капитальный ремонт и не предоставлением соглашения о реструктуризации долга (л.д. 53), о чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес Дмитрюка В.И. было направлено соответствующее уведомление.
Оценивая правомерность указанного решения, суд исходит из следующего.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 761 предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Исходя из пункта 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 56 Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 Правил.
Как предусмотрено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.
Пунктом 58 Правил установлено, что при наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт "п" пункта 60 Правил).
В Красноярском крае отношения по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе ветеранам труда, инвалидам регулируются Законом Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804).
Согласно статье 1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 (здесь и ниже приведена редакция Закона, действовавшая на момент принятия оспариваемого решения) субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов.
Статьями 13, 14 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 определены порядок и условия обращения граждан за получением субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, установленных данным законом, а также поименован необходимый перечень документов, представляемых гражданами для получения субсидий и дополнительных мер социальной поддержки. К ним, в частности, относятся документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг).
На основании пункта 1 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 субсидии и дополнительные меры социальной поддержки, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Пунктом 2 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 установлено, что предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается по решению органа местного самоуправления при наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнении получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц.
При наличии уважительных причин образования у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (стационарное лечение получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки и (или) членов его семьи, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок, установленный трудовым законодательством, стихийные бедствия и (или) иные обстоятельства чрезвычайного характера), подтвержденных соответствующими документами, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению органа местного самоуправления вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (абзац первый пункта 3 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804).
При отсутствии уважительных причин образования у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению органа местного самоуправления после полного погашения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо выполнения условий соглашения по погашению задолженности (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока ее погашения) (абзац второй пункта 3 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804).
В силу пункта 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования).
В абзаце третьем пункта 6 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 определено, что документы, подтверждающие наличие уважительных причин образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, невыполнения условий соглашения по погашению задолженности (медицинская выписка, справка медицинской организации или листок нетрудоспособности, подтверждающие факт прохождения стационарного лечения, справка работодателя о наличии задолженности по заработной плате, свидетельство о смерти, справка территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждающая факт стихийного бедствия и (или) иного обстоятельства чрезвычайного характера), представляются в орган местного самоуправления получателями субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
В пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Из приведенных выше правовых норм, позиции Верховного Суда РФ следует, что по общему правилу наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину уполномоченным органом субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Вместе с тем, при наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении субсидии. Примерный перечень таких причин содержится в пункте 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др. Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязывает уполномоченный орган проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки (в том числе о приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии), а в случае возникновения спора - представить доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В судебном заседании представитель истца Дмитрюк Н.Г. указала, что задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт образовалась в связи с трудным материальным положением их семьи, в состав которой входит она, имеющая инвалидность 3 группы и Дмитрюк В.И., являющийся <данные изъяты>. При этом Дмитрюк В.И. в 2014 получил производственную травму, после чего проходил длительное лечение, в 2017 году ему установлена вторая степень ограничения способности к передвижению, в результате ношения протеза развился «коксартроз». Таким образом и она и ее супруг нуждаются в получении медикаментозного лечения по состоянию здоровья, что требует финансовых затрат. Их доходы составляют только пенсия, выплачиваемая ей и Дмитрюку В.И. (размер ее пенсии около 10500 руб., а ее супруга около 17 000 руб. ежемесячно), при этом задолженность по оплате жилищных и коммунальных услуг за жилое помещение по адресу: <адрес> них отсутствует.
Объективно указанные доводы подтверждаются представленными суду копиями справок об инвалидности на имя Дмитрюка В.И. и Дмитрюк Н.Г., копиями квитанций по оплате жилищно – коммунальных услуг по адресу: <адрес>. <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, копией акта о несчастном случае на производстве от ДД.ММ.ГГГГ, копией трудовой книжки Дмитрюка В.И. (л.д. 50-57, 80-82, 84-87,88). Наличие у Дмитрюка В.И. заболевания –«коксартроз», развившегося после получения производственной травмы следует из текста решения Ачинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89-94), которое не имеет преюдициального значения в рассматриваемом споре ввиду несовпадения сторон. Вместе с тем, суд полагает возможным учесть данные обстоятельства при оценке доводов истца об уважительности причин образования задолженности по внесению взноса на капитальный ремонт в период с января по апрель 2019.
С учетом изложенного, суд полагает, что задолженность по внесению взносов на капитальный ремонт за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Дмитрюка В.И. образовалась по уважительным причинам, при этом ответчиком не проверена уважительность причин образования задолженности как на момент принятия решения о приостановлении выплаты, так и на момент принятия решения о их прекращении.
Из пояснений представителя истца, данных в судебном заседании следует, что уведомление о приостановлении выплат мер социальной поддержки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано на необходимость предоставления документов, подтверждающих уважительность причин образования задолженности, истец получил простым почтовым отправлением непосредственно перед подачей искового заявления (ДД.ММ.ГГГГ – (л.д. 2). Таким образом, Дмитрюк В.И. был лишен возможности своевременно сообщить о наличии уважительных причин образования задолженности в УСЗН Администрации <адрес>. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено и судом не установлено.
С учетом изложенного, решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки истцу как ветерану труда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным.
Суд также не может согласиться с доводами ответчика об обоснованном прекращении предоставления мер социальной поддержки, назначенных Дмитрюку В.И. как инвалиду. При этом суд учитывает, что в п. 4 ст. 20.<адрес> № (в редакции, действующей на момент прекращения предоставления Дмитрюку В.И. мер социальной поддержки) прямо содержалось указание на нераспространение его действия на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Указанные дополнения в п. 4 ст. 20.<адрес> № были внесены <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, после принятия Верховным Судом РФ решения о признании недействующим п. 4 ст. 20.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) в той мере, в которой его действие распространено на инвалидов.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления <адрес> не имел полномочий на принятия решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Следовательно наличие у Дмитрюка В.И. задолженности по внесению взноса на капитальный ремонт не может являться основанием для прекращения предоставления ему как инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг в размере 50%.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель ответчика ссылался на то, что право органов местного самоуправления на принятие решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки при наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг предусмотрено пп. «в» п. 9 ст. <адрес> №, который не был оспорен в Верховном Суде Российской Федерации, является действующим и подлежит применению.
С указанными доводами ответчика суд согласиться не может, не смотря на то, что положения пп. «в» п. 9 ст. <адрес> № не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, изложенной в приведенном ответчиком в обоснование указанных доводов Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-АПГ15-24 следует, что положения указанной нормы не подлежат распространению на инвалидов, так как Федеральным законом № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возможности лишения инвалида права на предусмотренные законом меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг при образовании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не предусмотрено, поскольку само предоставление инвалиду указанных мер социальной поддержки по смыслу Федерального закона № 181-ФЗ в зависимости от исполнения им обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг не состоит.
Необоснованной суд признает и ссылку представителя ответчика на недопустимость ставить в неравное положение инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ, по отношению к аналогичной категории инвалидов, являющихся получателями мер социальной поддержки в силу иных правовых оснований, поскольку невозможность принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки лицам, которым указанные меры назначены в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вытекает из прямого указания на то закона, кроме того, вопрос об оценке прав на получение мер социальной поддержки иных категорий граждан предметом настоящего судебного разбирательства не является.
Иные доводы представителя ответчика, приведенные в возражениях на исковое заявление и направленные на толкование норм права, регулирующих условия и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, незаконность оспариваемого истцом решения не опровергают и при установленных судом обстоятельствах не могут быть приняты во внимание в качестве оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства, свидетельствуют о том, что оспариваемое решение УСЗН Администрации <адрес> о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ предоставления Дмитрюку В.И. мер социальной поддержки, оформленное протоколом закрытия субсидий от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным, в связи с чем, суд считает необходимым заявленные требования истца удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение управления социальной защиты населения администрации <адрес> о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ предоставление мер социальной поддержки Дмитрюку В. И. по оплате жилищной услуги, отопления, холодного водоснабжения, водоотведения, ремонта жилья, горячего и холодного водоснабжения на общедомовые нужды, взноса на капитальный ремонт, горячего водоснабжения (компонент на теплоноситель), горячего водоснабжения (компонент на теплоэнергию), обращению с твердыми коммунальными отходам и, электроэнергии, оформленное протоколами закрытия субсидий от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать управление социальной защиты населения администрации <адрес> возобновить предоставление Дмитрюку В. И. мер социальной поддержки по оплате жилищной услуги, отопления, холодного водоснабжения, водоотведения, ремонта жилья, горячего и холодного водоснабжения на общедомовые нужды, взноса на капитальный ремонт, горячего водоснабжения (компонент на теплоноситель), горячего водоснабжения (компонент на теплоэнергию), обращению с твердыми коммунальными отходам и, электроэнергии с 01.06.2019.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Т.В. Парфеня