Решение по делу № 2а-426/2019 от 19.12.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 февраля 2019 года г. Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-426/2019 по административному исковому заявлению Кодоева В.И. к ГУ МВД России по Иркутской области, Отделению по вопросам миграции МО МВД России «Зиминский», МО МВД России «Зиминский», Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции РФ по Иркутской области о признании незаконными распоряжения о нежелательном пребывании на территории Российской Федерации, решения о депортации,

УСТАНОВИЛ:

Кодоев В.И. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением требуя признать незаконным распоряжение -рн от ДД.ММ.ГГГГ Министерства Юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства Кодоева В.И.; признать незаконным решение Главного управления МВД России по Иркутской области от 20.10.2018г. о депортации лица без гражданства Кодоева В.И. за пределы Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал, что он в <данные изъяты> приехал на постоянное проживание к своей родной сестре К.Л., которая проживала по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 18 лет, и он подал заявление о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации. В связи с отсутствием бланков паспортов гражданина РФ, ДД.ММ.ГГГГ. Саянском ГОВД Иркутской области ему был выдан паспорт гражданина СССР ХН-СТ ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ году он прошел обучение Межшкольного комбината <адрес> и получил права водителя. Позднее его сестра К.Л. и он переехали на постоянное проживание в <адрес>. В настоящее время его сестра постоянно проживает в <адрес>. Он проживал в гражданском браке с С.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ у них родился сын С.Г.. В настоящее время его гражданская жена с сыном постоянно проживают в <адрес>. В октябре 2009 года он был задержан по подозрению <данные изъяты>. При задержании у него изъяли паспорт гражданина СССР ХИ-СТ . Приговором от 18.02.2010г. Мещанского районного судьи <адрес> он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ и ему назначено наказание в виде <данные изъяты>. В период отбывания наказания он дважды обращался к администрации колонии с заявлениями об оформлении ему паспорта гражданина РФ взамен паспорта гражданина СССР ХН-СТ , однако администрация <данные изъяты> до даты освобождения не оформила паспорт гражданина РФ. 25.05.2018г. было вынесено РАСПОРЯЖЕНИЕ -рн Министерства Юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства Кодоева В.И. 20.10.2018г. принято решение Главного Управления МВД России по Иркутской области о депортации лица без гражданства Кодоева В.И. за пределы Российской Федерации. 24.10.2018г. он освобожден из ФКУ ОИК-8, был задержан и помещен в Центр временного содержания иностранных граждан как лицо без гражданства. 29.10.2018г. решением Ангарского городского суда Иркутской области срок его содержания в ЦВСИГ продлен до трех месяцев. Считает, что оспариваемые распоряжение и решение являются незаконными, так как в распоряжении о нежелательности пребывания он указан, как лицо без гражданства. Однако на стр. 1 приговора от 18.02.2010г. Мещанского районного судьи <адрес> К.В., указан как гражданин РФ. Таким образом, данное распоряжение противоречит приговору суда от 18.02.2010г. В данном распоряжении доказательств того, что пребывание Кодоева В.И. на территории Российской Федерации создает реальную угрозу обороноспособности и безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения не представлено, а наличие судимости само по себе не является доказательством указанных обстоятельств. Учитывая, что депортация может препятствовать реализации права, защищаемого пунктом 1 статьи 8 Конвенции, считает, что крайняя социальная необходимость в его депортации из России отсутствует. В данном случае она не является мерой, соразмерной преследуемой цели защиты общественного порядка, прав и законных интересов граждан России, а также свидетельствует об отсутствии внимания к личной и семейной жизни заявителя, право на уважение, которых гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Исполнение вышеуказанных Актов государственных органов приведет к нарушению семейных связей, разлучению Кодоева В.И. с гражданской женой, сыном и сестрой на длительный срок.

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 20.12.2018г. к участию в административном деле в качестве административного соответчика привлечено Отделение по вопросам миграции МО МВД России по Иркутской области «Зиминский».

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 24.01.2019г. к участию в административном деле в качестве административного соответчика привлечено МО МВД России «Зиминский».

В судебном заседании административный истец Кодоев В.И., его представитель Ощепков О.А. требования поддержали.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Иркутской области Ринчино М.В. в судебном заседании требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве.

Иные участники судебного разбирательства в судебном заседании не представлены, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.

Министерством юстиции РФ представлены письменные возражения? в которых министерство просит отказать в удовлетворении требований Кодоева В.И.

Управление Министерства юстиции РФ в Иркутской области в письменных возражениях на административный иск указало, что правомочиями по принятию решений о нежелательности пребывания в Российской Федерации обладает Министерство юстиции РФ, территориальные органы таким правом не наделены, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).

Согласно части четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу здоровью населения, может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года № 199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - Положение о принятии решения о нежелательности пребывания).

Вышеназванное Постановление Правительства Российской Федерации принято в целях реализации требований ст. 25.10 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», им же утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в который входит Минюст России.

В целях реализации части третьей статьи 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской федерации и въезда в Российскую Федерацию» и во исполнение пункта 3 Положения, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.08.2007 г. № 171 утверждена Инструкция о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы.

Согласно п. 3 Положения о принятии решения о нежелательности пребывания в случае выявления предусмотренных Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства.

Такое решение принимается в срок не более 1 месяца со дня представления материалов, указанных в пункте 3 Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (п. 2).

Как следует из материалов дела, приговором Мещанcкого районного суда <адрес> от 18.02.2010г. административный истец был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты>.

25.05.2018г. Министерством юстиции РФ вынесено распоряжение, из которого следует, что пребывание (проживания) в Российской Федерации Кодоева В.И., являющегося лицом без гражданства, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, признано нежелательным на основании ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Уголовным кодексом Российской Федерации установлено, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости; судимость в соответствии с данным Кодексом является необходимым условием признания рецидива преступления и учитывается при назначении наказания (часть первая статьи 86).

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 19 марта 2003 года № 3-П, судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление; имеющаяся у лица непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки его личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагают возможность применения к таким лицам закрепленные федеральным законом дополнительные обременения, сохраняющиеся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, обусловленные, в том числе общественной опасностью таких лиц, связаны с их обязанностью нести ответственность за свое виновное поведение.

Учитывая изложенное, пребывание в России Кодоева В.И. обоснованно расценено Министерством Юстиции Российской Федерации как угроза общественному порядку и интересам большинства других лиц и признано нежелательным; оспариваемое решение служит правомерной цели защиты общественного порядка, основано на нормах закона, согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19 марта 2003 года № 3-П, учитывает характер совершенного административным истцом преступления против здоровья населения и общественной нравственности, отнесенного уголовным законом к категории особо тяжкого, данные о личности Кодоева В.И., судимость которого в настоящее время не снята и не погашена.

Решение Министерства Юстиции Российской Федерации оправдано насущной социальной необходимостью, соответствует правомерной цели, фактов чрезмерного и неоправданного вмешательства Российской Федерации в жизнь Кодоева В.И. и его родственников судом не установлено, безопасность других лиц в рассматриваемом случае не может быть поставлена в зависимость от наличия/отсутствия у Кодоева В.И. устойчивых семейных связей на территории России (сестра); оно принято с учетом степени общественной опасности совершенного административным истцом деяния с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации, международных норм требований справедливости, соразмерности и не противоречит правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 года № 55-О; баланс публичных и частных интересов органом государственной власти соблюден.

Пунктом 11 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии. Согласно п. 12 этой же статьи Закона исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

19.10.2018г. в отношении Кодоева В.И. принято решение о его депортации, вынесенное врио начальника отделения по вопросам миграции отдела полиции (дислокация <адрес>) МО МВД России по Иркутской области «Зиминское», согласованное начальником УВМ ГУ МВД России по Иркутской области и утвержденное 20.10.2018г. начальником ГУ МВД России по Иркутской области.

Взаимосвязанное толкование вышеприведенных положений Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также норм Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» позволяет сделать вывод о том, что для депортации иностранного гражданина из Российской Федерации необходимо решение об этом. Решение о нежелательности дальнейшего пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации в отсутствие отдельного решения о депортации, не служит основанием для депортации иностранного гражданина незаконно находящегося на территории Российской Федерации.

Положения п. 2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод) заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года) допускает вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на уважение личной и семейной жизни, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 17, частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, гарантируется право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

При этом данные права в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что исходя из конституционно значимых целей и с учетом конституционно защищаемых ценностей, законодатель может ограничить федеральным законом право на въезд на территорию Российской Федерации иностранных граждан.

Указанное право государства является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.

Именно действия самого административного истца повлекли для него такие правовые последствия как нежелательность пребывания и депортация с территории Российской Федерации.

Оспариваемые решения приняты уполномоченными органами с соблюдением процедуры и сроков принятия таких решений, основаны на нормах права.

При таких обстоятельствах правовых оснований, предусмотренных ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемых распоряжения Министерства юстиции РФ и решения Главного управления МВД России по Иркутской области незаконными, не имеется.

Доводы административного истца о наличии на территории Российской Федерации гражданской супруги и родственников, отсутствие на территории иного государства семейных связей, места жительства, политическая обстановка в Грузии, правового значения не имеют, поскольку данные обстоятельства не снижают общественную опасность совершенного им деяния, не освобождают административного истца от соблюдения законов Российской Федерации.

Доводы административного истца о незаконности распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации по основаниям указания его статуса, как лица без гражданства в противоречие с указанием его в приговоре суда как гражданина РФ, суд признает не состоятельными, поскольку документом, подтверждающим гражданскую принадлежность Российской Федерации является паспорт гражданина Российской Федерации в силу п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, приговор суда не является документом его заменяющим.

Доводы административного истца о том, что он имеет право на гражданство Российской Федерации, о бездействии сотрудников ГУФСИН по оформлению ему гражданства РФ, правового значения не имеют, поскольку в настоящем споре вопрос о гражданстве Кодоева В.И. не рассматривается.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено в судебном заседании, административный истец с оспариваемыми решениями ознакомлен 24.10.2018г., о чем свидетельствует его расписка, обратившись в суд 13.12.2018г., административный истец не пропустил предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Кодоева В.И. к ГУ МВД России по Иркутской области, Отделению по вопросам миграции МО МВД России «Зиминский», МО МВД России «Зиминский», Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Министерства юстиции РФ по Иркутской области о признании незаконным распоряжения -рн от ДД.ММ.ГГГГ Министерства Юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства Кодоева В.И., о признании незаконным решения Главного управления МВД России по Иркутской области от 20.10.2018г. о депортации лица без гражданства Кодоева В.И. за пределы Российской Федерации – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 08.02.2019г. Н.Н. Исакова

2а-426/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кодоев Владимир Индикоевич
Ответчики
Отделение по вопросам миграции отдел полиции МО МВД России по Иркутской области «Зиминский»
ГУ МВД России по Иркутской области
Управление Министерство юстиции РФ по Ирктской области
МО МВД России по Иркутской области Зиминский
Министерство юстиции Российской Федерации
Другие
Ощепков О.А.
Суд
Кировский районный суд г. Иркутск
Судья
Исакова Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
kirovsky.irk.sudrf.ru
19.12.2018Регистрация административного искового заявления
19.12.2018Передача материалов судье
20.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
20.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2019Судебное заседание
05.02.2019Судебное заседание
08.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2020Регистрация административного искового заявления
31.03.2020Передача материалов судье
31.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее