Решение по делу № 2-1071/2024 от 30.05.2024

11RS0004-01-2022-004074-96

Дело № 2-1071/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

судьи Чевтаевой Е.Е.,

при секретаре судебного заседания Аверкиевой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре Республики Коми 17 июля 2024 года гражданское дело по иску Митягиной СА к Военному комиссариату ****, ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми» о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения соответствующего образца о праве на льготу для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, возложении обязанности принять документы и выдать удостоверение,

установил:

Митягина С.А. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату ****, ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми» о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения соответствующего образца о праве на льготу для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, возложении обязанности принять документы и выдать удостоверение. В обоснование заявленных требований истец указала, что ее супруг МНА., проходивший военную службу в должности ****, находился на лечении в ****, где умер **.**.**. Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации №..., смерть МНА наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы. **.**.** истец обратилась в Военный комиссариат **** с заявлением о выдаче ей удостоверения о праве на льготы соответствующего образца – меры социальной поддержки для членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы. Письмом от **.**.** заместитель военного комиссара Республики Коми уведомил истца об отказе в выдаче такого удостоверения, с указанием на то, что Митягина С.А. не относится к кругу лиц, определенному статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", на которых распространяются социальные гарантии государства, поскольку смерть МНА наступила от заболевания, полученного в период прохождения военной службы, факт его непосредственного участия в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач, работ, обеспечении боевых действий или выполнения специальных задач, не подтвержден. Истец полагает, что данный отказ является незаконным и необоснованным, поскольку, в силу положений подпункта "з" пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случае нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно, а потому, она имеет право на получение удостоверения соответствующего образца о праве на льготы для членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, как предусмотрено пунктом 3 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями.

Решением **** признан незаконным отказ ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми» в выдаче Митягиной С.А. удостоверения о праве на льготы, предусмотренные ст.21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 №5-ФЗ, на ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми» возложена обязанность выдать Митягиной С.А. удостоверение о праве на получение мер социальной поддержки в соответствие со ст.21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 №5-ФЗ как супруге (вдове) военнослужащего, умершего (погибшего) при исполнении обязанностей военной службы. Исковые требования Митягиной С.А. к Военному комиссариату города **** оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от **.**.** решение Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от **.**.** года решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от **.**.** решение Печорского городского суда Республики Коми от **.**.**, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от **.**.** и определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от **.**.** Печорского городского суда Республики Коми отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В судебном заседании истец Митягина С.А. и ее представитель адвокат Шимлых В.Н., действующая на основании ордера, на исковых требованиях настаивали.

Представители ответчика ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми» Шулыгин С.А. и Петков С.Ю., представляющий также интересы третьего лица Министерства обороны Российской Федерации, действующие на основании соответствующих доверенностей, исковые требования не признали.

Дело слушалось в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика Военного комиссариата города ****, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Суд, заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено:

Истец Митягина С.А. является вдовой МНА., проходившего военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в должности ****

Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от **.**.** МНА в соответствии с п.7 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ст.34 Положения о прядке прохождения военной службы исключен с **.**.** из списков личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в связи со смертью. Умер **.**.** от ****. Смерть наступила в период прохождения воинской службы, связана с исполнением обязанностей воинской службы.

С **.**.** МНА. находился на лечении в федеральном государственном бюджетном учреждении "****, где **.**.** умер от заболевания, что следует из справки данного учреждения №...

Заключением Центральной военно-врачебной комиссии федерального государственного казенного учреждения ****, заболевание МНА.: «****», приведшее к его смерти **.**.** признано полученным в период военной службы.

**.**.** Митягина С.А. обратилась в военный комиссариат **** с заявлением о выдаче ей в соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" удостоверения соответствующего образца о праве на льготы для членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы.

На указанное обращение заместителем военного комиссара Республики Коми дан ответ №..., которым разъяснено, что выдача удостоверения членам семей лиц, указанных в п.1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» погибших (умерших) и не получивших при жизни удостоверение ветерана боевых действий, осуществляется на основании документов, подтверждающих факт гибели (смерти) указанных лиц, а также факт их участия в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач, работ, обеспечении боевых действий или выполнения специальных задач. Поскольку на основании личного (пенсионного) дела военнослужащего, смерть **** наступила от заболевания, полученного в период прохождения военной службы, факт его непосредственного участия в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач, работ, обеспечении боевых действий или выполнения специальных задач не подтверждается, Митягиной С.А. отказано в выдаче удостоверения, в связи с тем, что она не относится к указанному в статье 21 Федерального закона «О ветеранах» кругу лиц, на которые распространяются социальные гарантии государства.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").

В соответствии со ст.1 Федерального закона "О ветеранах", с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.

Меры социальной поддержки для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий установлены в статье 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно абзацу первому пункта 1 и подпункту 1 пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

В числе мер социальной поддержки в пункте 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" названы, в частности, льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством (подпункт 1 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах"); компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов (подпункт 9 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах"); при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации (подпункт 12 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах").

Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак (подпункт 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах").

В силу пункта 3 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, прокуроров и следователей органов прокуратуры Российской Федерации, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Указанные меры социальной поддержки предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.

Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 28 Федерального закона "О ветеранах").

Единый образец бланка удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 519.

К ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").

В приложении к названному федеральному закону приводится Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее также - Перечень).

Таким образом, лица, принимавшие участие в выполнении задач в боевых действиях согласно перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, который приводится в Приложении к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", признаются ветеранами боевых действий, в связи с чем и члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий имеют право на получение удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, подтверждающего их право на меры социальной поддержки.

Для наделения лица статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", среди них лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, которые определяются на основании Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. При наличии этих условий гражданин Российской Федерации приобретает право на получение статуса ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 3107-О).

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что МНА. принимал участие в боевых действиях, согласно перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, который приводится в Приложении к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и ему присвоено звание "Ветеран боевых действий".

На дату вынесения заключения военно-врачебной комиссии от **.**.** в отношении супруга Митягиной С.А. - военнослужащего МНА, в целях определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий) (далее именуются - увечья), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах (далее именуется - причинная связь увечий, заболеваний), проводилась военно-врачебная экспертиза, деятельность которой была регламентирована Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).

В соответствии с пунктом 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии.

В силу подпункта "г" пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе на военно-врачебные комиссии возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы, граждан, проходивших службу в органах, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в органах), после окончания военных сборов.

Согласно пункту 9 Положения о военно-врачебной экспертизе, гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией (врачебно-летной комиссией) в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию (врачебно-летную комиссию) или в суд.

Пунктом 41 Положения о военно-врачебной экспертизе установлены случаи, при которых военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма" и "заболевание получено в период военной службы". Данный перечень является исчерпывающим.

При этом, в абзаце втором подпункта "а" пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе определено, что военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий с формулировкой "военная травма", если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

По смыслу подпункта "б" пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции "заболевание получено в период военной службы" приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением освидетельствуемым обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует или если увечье, заболевание получено освидетельствованным в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральный закон "О ветеранах", устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, определяет как перечень мер социальной поддержки, так и круг лиц, на которых распространяются такие меры социальной поддержки, а также условия их предоставления. К числу этих лиц названный закон относит членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. Реализация мер социальной поддержки такой категорией граждан осуществляется при предъявлении ими удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

Таким образом, правовое значение для решения вопроса о наличии у членов семей умерших военнослужащих права на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, имеет факт гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). При этом определение причинной связи увечий, заболеваний военнослужащих, приведших к смерти военнослужащих, с прохождением ими военной службы относится к исключительной компетенции военно-врачебной комиссии, которая при наличии причинной связи увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, с прохождением ими военной службы выносит заключение о причинной связи с формулировкой "военная травма".

Согласно имеющемуся в деле заключению военно-врачебной комиссии от **.**.**, причинная связь заболевания МНА., приведшего к его смерти **.**.**, определена в формулировке «заболевание получено в период военной службы», а не в формулировке «военная травма».

Законность данного заключения в установленном порядке не оспорена, оно не было признано недействительным.

Вместе с тем, именно заключение военно-врачебной комиссии, которым причинная связь увечья или иного повреждения здоровья военнослужащего, повлекшего его смерть, определена в формулировке "военная травма", то есть когда установлена причинная связь увечья, иного повреждения здоровья военнослужащего с исполнением им обязанностей военной службы (служебных обязанностей), имеет правовое значение для предоставления членам семьи умершего военнослужащего мер социальной поддержки в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О ветеранах".

Доводы истца и ее представителя в судебном заседании о необходимости истребования протокола заседания ****, отражающего все обстоятельства, на основании которых военно-врачебной комиссией дано заключение, равно как и затребование личного дела военнослужащего МНА судом отклонены, поскольку, в силу Положения о военно-врачебной экспертизе, установление связи увечий с формулировкой «военная травма», либо формулировкой «заболевание получено в период военной службы» является исключительной компетенцией военно-врачебной комиссии и выдается в виде соответствующего заключения.

Оснований сомневаться в указанной в заключении военно-врачебной комиссии формулировке «заболевание получено в период военной службы» у суда не имеется, поскольку данная формулировка изложена не двусмысленно, соответствует исчерпывающему Перечню, изложенному в п.41 Положения о военно-врачебной экспертизе, действующему на дату заключения **.**.**), заключение составлено комиссией, созданной уполномоченным на то органом, в установленном законом порядке недействительным не признано.

В медицинском свидетельстве о смерти №... указано, что смерть занятого на военной службе МНА., произошла от заболевания. При этом, данные о том, что смерть МНА наступила вследствие заболевания, полученного в ходе военных действий, в указанном медицинском свидетельстве отсутствуют.

Наличие у МНА. статуса «Ветеран военной службы», о чем заявлено стороной истца в судебном заседании, в данном случае, не является основанием для получения истцом удостоверения соответствующего образца о праве на льготы для членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, как предусмотрено ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", поскольку данная норма распространяет свое действие только на членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ заместителя военного комиссара Республики Коми №... в выдаче удостоверения соответствующего образца о праве на льготу для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, является обоснованным, соответствующим вышеприведенным нормам права и установленным по делу обстоятельствам, а потому оснований для признания данного отказа незаконным у суда не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Митягиной С.А. о признании незаконным отказа ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми» в выдаче удостоверения соответствующего образца о праве на льготу для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.

Требования истца о возложении на Военный комиссариат **** обязанности принять у Митягиной С.А. документы для оформления удостоверения на льготы для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы и возложении обязанности на ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми» выдать такое удостоверение, удовлетворению не подлежат, поскольку являются производными от основного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Митягиной СА к Военному комиссариату ****, ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми» о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения соответствующего образца о праве на льготу для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, возложении обязанности принять документы и выдать удостоверение, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Е. Чевтаева

Мотивированное решение составлено 24 июля 2024 года.

2-1071/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Митягина Светлана Александровна
Ответчики
Военный комиссариат города Печора и Печорского района Республики Коми
ФКУ " Военный комиссариат Республики Коми"
Другие
Шимлых Вера Николаевна
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Чевтаева Екатерина Евгеньевна
Дело на сайте суда
pechora.komi.sudrf.ru
30.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.05.2024Передача материалов судье
03.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2024Судебное заседание
24.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее