Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2024 года г. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Д.П.,
при секретаре Седельниковой К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску и.о. прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах Астафьева А.А. к ГАУЗ «Клинический медицинский центр г.Читы», Министерству здравоохранения Забайкальского края о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Ингодинского района г.Читы в интересах Астафьева А.А., обратился с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой района в рамках рассмотрения обращения Астафьева А.А. проведена проверка исполнения требований законодательства об основах охраны здоровья граждан в РФ, в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами.
Установлено, что Астафьев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном учете в ГАУЗ «Клиническая медицинский центр г. Читы» с диагнозом: Хронический диффузный гломерулонефрит с исходом в нефросклероз. ХБП С5д (СКФ 5 мл/мин по CKD-EPI). Программный гемодиализ с ДД.ММ.ГГГГ АВФ в нижней трети левого предплечья. Артериальная гипертензия 3мт., контролируемая, риск 4. Легкая нефрогенная анемия. Вторичный тяжелый гиперпаратиреоз. Астафьев А.А. является инвалидом 1 группы бессрочно, имеет право пользования набором социальных услуг. Астафьеву А.А. рекомендованы: Этелкальцетид (Парсабив) 0,5% 1,5 (3 ампулы) 3 раза в неделю в/в после гемодиализа. Астафьев А.А. неоднократно обращался в ГАУЗ «Клинически медицинский центр г. Читы» с вопросом обеспечения лекарственным препаратом Этелкальцетид (Парсабив), вместе с тем, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Астафьев А.А. лекарственными препаратами - Этелкальцети (Парсабив) не обеспечен.
Право Астафьева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на получение жизненно необходимых изделий медицинского назначения гарантировано Законом № 32 ФЗ, в связи с чем заявитель вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими показаниями.
Факт обращения Астафьева А.А. в прокуратуру района за защитой нарушенного права на получение необходимых лекарственных средств медицинских изделий свидетельствует о нарушении права последней обеспечение лекарственными средствами бесплатно в объеме, определяемом врачом.
На основании вышеизложенного, истец просит суд возложить на государственное автономное учреждение здравоохранения «Клинический медицинский центр г. Читы», Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность по обеспечению Астафьева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом Этелкальцетид (Парсабив) в необходимом объеме и в соответствии с медицинскими показаниями; взыскать с Министерства здравоохранения Забайкальского края в пользу Астафьева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Прокурор района в судебное заседание не явился, надлежаще извещен судом о времени и месте слушания дела, причин не явки суду не сообщил.
Материальный истец Астафьев А.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу извещен надлежащим образом.
Ответчик Министерство здравоохранения Забайкальского края, надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу, в судебное заседание не явился, представителя не направил.
Ответчик ГАУЗ «КМЦ г. Читы», надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу, в судебное заседание не явился, представителя не направил.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Астафьев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном учете в ГАУЗ «Клиническая медицинский центр г. Читы» с диагнозом: Хронический диффузный гломерулонефрит с исходом в нефросклероз. ХБП С5д (СКФ 5 мл/мин по CKD-EPI). Программный гемодиализ с ДД.ММ.ГГГГ АВФ в нижней трети левого предплечья. Артериальная гипертензия 3мт., контролируемая, риск 4. Легкая нефрогенная анемия. Вторичный тяжелый гиперпаратиреоз. Астафьев А.А. является инвалидом 1 группы бессрочно, имеет право пользования набором социальных услуг.
Согласно медицинскому назначению ГАУЗ «Клиническая медицинский центр г. Читы» Астафьеву А.А. рекомендованы: Этелкальцетид (Парсабив) 0,5% 1,5 (3 ампулы) 3 раза в неделю в/в после гемодиализа.
Как установлено судом, Астафьев А.А. является получателем ежемесячной денежной выплаты как инвалид и имеет право на получение лекарственных препаратов в натуральном виде.
Поскольку Министерство здравоохранения Забайкальского края не приняло мер по обеспечению Астафьева А.А. лекарственными средствами Этелкальцетид (Парсабив) 0,5% 1,5 (3 ампулы) 3 раза в неделю в/в после гемодиализа в соответствии с медицинскими показаниями в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и.о. прокурора Ингодинского района г. Читы обратился в суд с настоящим иском в интересах Астафьева А.А.
Согласно положениям части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан), установлено право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно п. 2 ст. 19 Закона об основах охраны здоровья граждан, устанавливает право граждан на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 37 Закона об основах охраны здоровья граждан, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; а также с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний).
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890. В соответствии с данным Перечнем, лица, страдающие психическими заболеваниями (инвалидам 1 и II групп, а также больным, работающим в лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях), в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются всеми необходимыми лекарственными средствами.
Согласно п. 14 ч.1 ст. 16 Закона об основах охраны здоровья граждан, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В силу положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» психические расстройства и расстройства поведения (код заболевания по МКБ-10: F00-F99) включен в Перечень социально значимых заболеваний.
В соответствие с п. 2 ст. 9 Закона об основах охраны здоровья граждан, органы государственной власти, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Законом Забайкальского края от 25.11.2010 № 433-ЗЗК "О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан" порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки устанавливается исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения.
Министерство здравоохранения Забайкальского края, согласно Положению о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края № 319 от 27.07.2017г., как орган исполнительной власти Забайкальского края, реализующий государственную политику в сфере здравоохранения, обладает широкими полномочиями, включая вопросы лекарственного обеспечения населения Забайкальского края, в том числе, обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями граждан. Финансирование Министерства осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета.
Министерство в указанной сфере организует оказание медицинской помощи, предусмотренной законодательством Забайкальского края для определенных категорий граждан; осуществляет защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с законом.
С учетом того, что лекарственные препараты, а также препарат Этелкальцетид (Парсабив) назначены Астафьеву А.А. по медицинским показаниям, указанное назначение подтверждено назначениями, несвоевременное обеспечение ответчика указанными препаратами нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.
Согласно пояснениям ответчика ДД.ММ.ГГГГ оформлен льготный рецепт, ДД.ММ.ГГГГ пациентом получен лекарственный препарат Этелкальцетид (Парсабив) раствор для внутривенного введения 2,5 мг/ 0,5 мл № упаковок.
ДД.ММ.ГГГГ оформлен льготный рецепт на лекарственный препарат Этелкальцетид (Парсабив) раствор для внутривенного введения 2,5 мг/ 0,5 мл № упаковок. Рецепт взят на отсроченное обеспечение сотрудниками аптечного пункта ГУП «Аптечный склад» в связи с отсутствием лекарственного препарата на момент получения в аптечном пункте (в соответствии с требованиями Регламента взаимодействия участников реализации программ льготного лекарственного обеспечения на территории Забайкальского края, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №-П (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ № Пациент будет приглашен для получения в аптечный пункт после поступления лекарственного препарата.
Фактов отказа в выписке льготных рецептов не зарегистрировано, что стороной истца не опровергнуто.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части требований к ответчику Министерству здравоохранения забайкальского края обеспечения Астафьева А.А. назначенными ему по жизненным показаниями лекарственными препаратами, в том числе лекарственным препаратом Этелкальцетид (Парсабив) 0,5% 1,5 (3 ампулы) 3 раза в неделю в/в после гемодиализа.
Исходя из установленных фактических обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости Астаьева А.А. в лекарственных средствах, в том числе лекарственным средством Этелкальцетид (Парсабив) 0,5% 1,5 (3 ампулы) 3 раза в неделю в/в после гемодиализа по жизненным показаниям, суд считает необходимым обратить решение суда в данной части к немедленному исполнению.
Оснований для возложения обязанности на ГАУЗ «КМЦ г. Читы» не имеется, так как в полномочия данного учреждения обязанность по обеспечению инвалидов лекарственными препаратами не входит. Иные требования не сформулированы.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 ГПК РФ).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что Астафьев А.А. обращаясь с заявлением о нарушении своих прав в прокуратуру, указывал на то, что лекарственные препараты требуются по состоянию здоровья.
Соответственно, с ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края в пользу Астафьева А.А. с учетом его личности, обстоятельств дела, длительности нарушения, принципа разумности и справедливости подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ №) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ №), ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░» (№), ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.