№ 16-2042/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 02 июля 2020 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Дмитриева Владимира Евгеньевича на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района города Челябинска от 20 декабря 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда города Челябинска от 14 января 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дмитриева Владимира Евгеньевича,
установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района города Челябинска от 20 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Челябинска от 14 января 2020 года, Дмитриев В.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Дмитриев В.Е. выражает несогласие с указанными судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу подпункта 35 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон №67-ФЗ) под кандидатом понимается лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
По общему правилу, закрепленному в пункте 2 статьи 33 Закона №67-ФЗ, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Согласно пункту 5 статьи 41 Закона №67-ФЗ кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей, предусмотренных пунктом 9 статьи 59 настоящего Федерального закона, с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии - с даты выбытия. Если соответствующая избирательная комиссия назначит на основании закона повторное голосование, кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.
Пунктом 9 статьи 59 Закона №67-ФЗ предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств.
Согласно части 5 статьи 37 Закона Челябинской области от 29.06.2006 № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств.
В силу части 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений влечет наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, на должностное лицо кредитной организации в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов Ленинского района г. Челябинска №44/4 от 17.06.2019 назначены выборы депутатов Совета депутатов Ленинского района г. Челябинска второго созыва на 08.09.2019 года. 16.07.2019 года Дмитриев В.Е. уведомил территориальную избирательную комиссию Ленинского района г. Челябинска о своем выдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского района г. Челябинска второго созыва избирательным объединением ЧОО ПП КПРФ по одномандатному избирательному округу №5. 16.07.2019 года Дмитриеву В.Е. выдано разрешение на открытие специального избирательного счета для формирования избирательного фонда. 16.07.2019 года Дмитриев В.Е. открыл избирательный счет в структурном подразделении №8597/0280 ПАО Сбербанк России по адресу: 454010, г. Челябинск, Агалакова, 38. Решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Челябинска от 01.08.2019 года отказано в регистрации кандидату в депутаты Совета депутатов Ленинского района г. Челябинска второго созыва по одномандатному избирательному округу №5 Дмитриеву В.Е. Результаты выборов Совета депутатов Ленинского района г. Челябинска второго созыва официально опубликованы в газете «Вечерний Челябинск» от 13.09.2019 №69 (12278).
В установленный законом срок в нарушение требований пункта 9 статьи 59 Закона №67-ФЗ, части 5 статьи 37 Закона Челябинской области от 29.06.2006 № 36-ЗО «О муниципальных выборах в Челябинской области» Дмитриев В.Е. итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда в территориальную избирательную комиссию Ленинского района г. Челябинска не представил.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении Дмитриева В.Е, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Дмитриевым В.Е. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достоверно подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 18.02.2019 года (л.д.3-5), решением о назначении выборов депутатов от 17.06.2019 года (л.д.10), разрешением на открытие специального избирательного счета (л.д.13), справкой об открытии счета (л.д.14), решением об отказе в регистрации от 01.08.2019 года (л.д.15-16), решением об установлении результатов выборов (л.д.18-19), газетой Вечерний Челябинск» от 13.09.2019 №69 (12278) (л.д.20), актом о непредставлении итогового финансового отчета от 15.10.2019 года (л.д.21), служебной запиской от 18.10.2019 года (л.д.22), заявлением Дмитриева В.Е. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты (л.д.23), справкой со сведениями об избирательном участке (л.д.24), выпиской операций по лицевому счет (л.д.25), справкой о закрытии счета (л.д.26), а также другими материалами дела.
Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья при рассмотрении дела, а также судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованному выводу о виновности Дмитриева В.Е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенные в жалобе обстоятельства не указывают об отсутствии в действиях Дмитриева В.Е. состава административного правонарушения.
Имеющиеся в настоящем случае обстоятельства, не указывают на наличие оснований для освобождения Дмитриева В.Е. от создания избирательного фонда и, соответственно, от предоставления финансового отчета. Дмитриевым Е.В. именно для формирования избирательного фонда был открыт специальный избирательный счет.
Дмитриев В.Е., получив в соответствии с положениями статьи 2, 33 Закона №67-ФЗ статус кандидата после подачи заявления о согласии баллотироваться, после отказа в регистрации не утратил возложенной на него законом обязанности предоставить итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. При таких обстоятельствах суждения заявителя о том, что на момент выявления административного правонарушения и на момент составления протокола ему уже отказано в регистрации кандидатом, он кандидатом не являлся, правового значения не имеют и на юридическую квалификацию его действий (бездействия) не влияют.
Доводы о неуведомлении избирательной комиссией об обязанностях кандидата, доводы о том, что фактически избирательную кампанию не вел, затрат не производил, на счет не было поступлений, денежные средства с него не перечислялись не указывают на наличие оснований для освобождения Дмитриева В.Е. от выполнения возложенной на него законом обязанности.
Протокол составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит необходимые сведения, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В ходе составления протокола Дмитриеву В.Е. разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также статья 51 Конституции Российской Федерации. Правом дать объяснения относительно вмененного правонарушения Дмитриев В.Е. воспользовался. Копия протокола вручена ему в установленном законом порядке.
Каких-либо оснований полагать о наличии в протоколе существенных недостатков, влекущих его недопустимость как доказательства по делу, о нарушении установленного порядка возбуждения дела об административном правонарушении, а также права Дмитриева В.Е. на защиту не усматривается.
Имеющиеся в материалах дела доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости, в своей совокупности являются достаточными для установления вины Дмитриева В.Е. в совершении вмененного ему административного правонарушения
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьей и судьей районного суда требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, все имеющие значение для дела обстоятельства установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Выводы мирового судьи, изложенные в постановлении, мотивированы. Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудностиподсудности в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При назначении Дмитриеву В.Е. административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы оснований не согласиться с назначенным наказанием не имеется.
При назначении наказания уже учтены смягчающие обстоятельства в виде признания вины, в связи с чем наказание назначено в размере минимального административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи. Основания для назначения наказания ниже минимального размера, предусмотренного санкцией, не имеется.
Указание в жалобе Дмитриевым В.Е. о наличии оснований для освобождения от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, не может быть принято во внимание.
В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Имеющиеся в настоящем случае обстоятельства дела не указывают на возможность применения положений о малозначительности к рассматриваемой ситуации. Приведенные в жалобе обстоятельства фактического отсутствия ведения избирательной кампании, затрат, перечислений и движения по счету, с учетом характера административного правонарушения и обстоятельств дела, не свидетельствуют о его малозначительном характере. В силу формального состава правонарушение не требует наступления каких-либо последствий, а потому ссылки заявителя на отсутствие вреда охраняемым законам интересам государства на малозначительность нарушения не указывает. Приведенные в жалобе доводы о том, что Дмитриев В.Е. является студентом, не работает, не имеет возможности оплатить штраф, относятся к характеристикам личности и имущественного положения, а потому в силу разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено. Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района города Челябинска от 20 декабря 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда города Челябинска от 14 января 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дмитриева Владимира Евгеньевича оставить без изменения, жалобу Дмитриева Владимира Евгеньевича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова