Решение по делу № 11-9026/2024 от 17.06.2024

УИД 74RS0001-01-2023-005554-76

Судья Кадыкеева К.П.

Дело № 2-439/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-9026/2024

18 июля 2024 года     город Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего     Мицкевич А.Э.

судей Алферова И.А., Белоусовой О.М.

при секретаре Шибаевой В.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Администрации г. Челябинска, Управления Жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска на решение Советского районного суда г. Челябинска от 03 апреля 2024 года по иску прокурора г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц, Шатровой Людмилы Георгиевны, к администрации г. Челябинска об обязании произвести ремонт общего имущества жилого дома.

Заслушав доклад судьи Алферова И.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, пояснения представителя администрации г. Челябинска и комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска Субботиной И.Н., представителя Управления жилищно - коммунального хозяйства администрации г. Челябинска Фоминой Т.В., поддержавшие доводы апелляционных жалоб, пояснения прокурора Халисовой В.Б. и Шатровой Л.Г., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

прокурор г. Челябинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц и Шатровой Л.Г., обратился в суд с иском к администрации г. Челябинска, в котором с учетом уточненных исковых требований просил:

- обязать в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации проведения обследования специализированной организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет определения объема работ, необходимых для выполнения в целях обеспечения безопасных и санитарных условий проживания на оставшийся срок расселения жильцов аварийного многоквартирного дома;

- обязать в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонт общего имущества жилого дома <адрес>, в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания на оставшийся срок до расселения жильцов аварийного многоквартирного дома.

В обоснование заявленных требований указано на то, что прокуратурой г. Челябинска проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан, проживающих в многоквартирном доме <адрес>, 1952 года постройки. В связи с признанием дома аварийным данный многоквартирный дом исключен из Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014-2048 года, утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области. Работы по капитальному ремонту на указанном многоквартирном доме в период с 2021 -2023 гг. не проводились. В настоящее время собственниками указанного многоквартирного дома не реализован способ управления, не принято решение по выбору управляющей организации многоквартирного дома. В связи с отсутствием управляющей оргнизации мероприятия по подготовке многоквартирного дома к отопительному периоду не осуществлялись. Документы собственниками помещений в указанном доме для получения акта проверки готовности в Комиссию не представлены. Бездействием администрации г. Челябинска грубо нарушаются жилищные интересы жильцов указанного выше многоквартирного дома благоприятные условия проживания, а также права неопределенного круга лиц на безопасные условия передвижения и пребывания вблизи вышеуказанного дома, что противоречит требованиям законодательства. В жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрирована и фактически проживает Шатрова Л.Г., которая в силу возраста не может самостоятельно обратиться за защитой прав (т. 1 л.д. 102-106).

В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник прокурора г. Челябинска Миронова Н.А. и представитель истца Америков Ю.О. поддержали исковые требования.

Представители Администрации г. Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска и Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Челябинска Никифорова Д.Е., Раткевич Т.А. в судебном заседании суда первой инстанции возражали против удовлетворения заявленного иска.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом.

Суд постановил решение о частичном удовлетворении исковых требований. На Администрацию г. Челябинска возложена обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести ремонт общего имущества жилого дома <адрес> в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания на оставшийся срок до расселения жильцов аварийного многоквартирного дома. В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности принять меры по организации проведения обследования специализированной организацией многоквартирного дома судом отказано.

В апелляционных жалобах представители Администрации г. Челябинска, Управления Жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Ссылаясь на положения статей 36, 39, 44, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 10, 11, 16, 17, 18 20, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, пункты 2 и. 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, указывают что обязанность по проведению осмотра многоквартирного дома, а также немедленное принятие мер по устранению выявленных нарушений возложены на собственников помещений многоквартирного дома. Кроме того обращают внимание на то, что согласно распоряжению заместителя главы города по городскому хозяйству № 1621-а от 12 февраля 2024 года ООО УК «Абсолют» назначено для управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> Данная заправляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений указанного МКД за надлежащее содержание общего имущества дома. Решение суда является неисполнимым, поскольку носит общий характер.

Представители Администрации г. Челябинска, Управления Жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска Субботина И.Н. и Фомина Т.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционных жалоб.

Прокурор Халисова В.Б. и истец Шатрова Л.Г. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против доводов апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. В соответствии с положениями ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав дополнительные доказательства, представленные по запросам суда апелляционной инстанции, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, а производство по делу в части исковых требований прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежащим прекращению, в связи с неправильным применением норм процессуального права.

В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Спорные отношения вытекают из правоотношений по проведению ремонта общего имущества многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, субъектами которых являются собственники жилых помещений расположенных в таком доме и состав таких лиц на момент обращения прокурора в суд является ограниченным и определенным.

В силу абз. 2 ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если имеются основания, предусмотренные п.1 ч.1 ст.134 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 ч.1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

Таким образом, поскольку положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд в интересах конкретных граждан в отдельных случаях, указанное являлось основанием для отказа в принятии искового заявления и, как следствие, производство по делу по исковому заявлению прокурора г. Челябинска подлежит прекращению.

Доводы апелляционного представления так же направлены на защиту лиц, проживающих в спорном доме, в частности собственника квартиры Шатровой Л.Г.

Пояснения прокурора в суде апелляционной инстанции о том, что в состояние многоквартирного жилого дома угрожает жизни и здоровью иных граждан, посещающих помещения в доме, не может служить основанием к рассмотрению дела по существу, поскольку прокурором заявлены требования о проведении осмотра и ремонта жилого дома, субъектами данных отношений являются собственники жилых помещений расположенных в таком доме.

При таких обстоятельствах решение суда в части исковых требований прокурора г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежит отмене, а производство по делу в указанной части прекращению.

Судом при рассмотрении спора установлено, что 05 мая 2023 года № 5944-а распоряжением главы города по городскому хозяйству администрации г. Челябинска дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (т. 1 л.д. 20).

Согласно заключению ФИО32. № несущие конструкции многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> находятся в аварийном техническом состоянии и подлежат сносу (т. 1 л.д. 21-23), выявлены дефекты и повреждения, оказывающие значительное влияние на техническое состояние отдельных конструкций и здания в целом. Наличие указанных дефектов конструкций, находящихся в аварийном состоянии, свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации здания. Принимая во внимания состояние основных несущих конструкций, проведение капитального ремонта или реконструкции объекта нецелесообразно.

Согласно справке ГУ «ГЖИ Челябинской области» 31 августа 2023 года (т. 1 л.д. 25) и акту проверки от 31 августа 2023 года (т. 1 л.д. 24) многоквартирный дом <адрес> двухэтажный, двухподъездный. Отмостка частично отсутствует, на фасаде имеется трещины, отслоение штукатурно-окрасочного слоя, разрушение балконных плит. К фасаду дома примыкает разрушенный пристрой. Крыша: шифер, имеет трещины, сколы, в местах, сколы в ступенях зыбкость, истертость. Полы: деревянные, стирание полотен ходовых местах, сколы в ступенях, зыбкость, истертость. Дверные блоки и двери: деревянные, просели, имеют, не плотный притвор, наличие перекосов, трещины. Инженерные коммуникации многоквартирного дома осмотреть не удалось в связи с предоставлением доступа в подвальное помещение по указанному адресу. В подъезде № 1 выполнен ремонт. В подъезде № 2 имеется значительные отслоения штукатурно-окрасочного слоя на стенах и потолке.

Прокуратурой Тракторозаводского района г. Челябинска 01 сентября 2023 года вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства № 19-2023/687-23-20750030, из которого следует, что была осуществлена проверка исполнения требований законодательства жилищно-коммунальной сферы, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в деятельности ФИО33 В ходе проверки установлено, что распоряжением администрации г. Челябинска от 12 сентября 2022 года ФИО34 определено в качестве управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что на фасаде дома имеются трещины (разрушения балконных плит. Вокруг многоквартирного дома имеются неисправности: провалы, просадки, щели и трещины в отмостке, частично отмостка отсутствует. Основной из причин допущенных нарушений закона является ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностными лицами ФИО35 (т. 1 л.д. 26-27).

Из ответа СНОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» от 09 октября 2023 года № 5645 следует, что дом по ул. <адрес> исключен из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014-2028 годы на основании распоряжения администрации г. Челябинска № 5944 от 05 мая 2023 года о признании вышеуказанного дома аварийным и подлежащим сносу. Работы по капитальному ремонту на вышеуказанном многоквартирном доме в период с 2021-2023 года не проводились (т. 1 л.д. 29).

05 сентября 2023 года прокуратурой г. Челябинска вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в адрес Главы г. Челябинска, из которого следует, что при проведении проверки соблюдения жилищного законодательства при расселении многоквартирного <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения, допущенные администрацией г. Челябинска. Проверка показала, что многоквартирный дом <адрес> распоряжением заместителя Главы по городскому хозяйству от 05 мая 2023 года № 5944 признан аварийным и подлежащим сносу (т. 1 л.д. 30-31).

Распоряжением заместителя Главы города по городскому хозяйству от 12 февраля 2024 года № 1621-а ООО УК «Абсолют» определена управляющей организацией для управления МКД, в том числе расположенного по адресу: г<адрес>. Также определен перечень работ и услуг по управлению МКД, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и размер платы за содержание жилого помещения в МКД. Установлено, что ООО УК «Абсолют» осуществляет деятельность по управлению МКД до выбора собственниками помещений в МКД способа управления МКД или до заключения договора управления МКД с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в МКД или по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, но не более одного года со дня принятия настоящего распоряжения (т. 1 л.д. 241-250, т. 2 л.д. 1-32).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части возложения на Администрацию г. Челябинска обязанности провести ремонт общего имущества жилого дома <адрес> в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания на оставшийся срок до расселения жильцов аварийного многоквартирного дома, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 2, 14, 15,65, 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 10 11, 47, 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, а также пунктами 2.3.1 и 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, и исходил из того, что Администрация г. Челябинска как орган местного самоуправления обязана осуществлять контроль за сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, а вышеуказанный жилой дом, находится в таком состоянии, которое не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан как проживающих в данном доме, так и пребывающих вблизи данного дома.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны без учета всех юридически значимых для дела обстоятельств, а также доказательств по делу, при этом судом первой инстанции неверно применены нормы материального права.

Как следует из материалов дела многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> не является муниципальной собственностью.

По сведениям ЕГРН. ГИС ЖКХ и КУиЗО г. Челябинска указанный многоквартирный жилой дом имеет 14 жилых помещений

В муниципальной собственности находится только 4 квартиры: <адрес>, общей площадью 41,7 кв.м, <адрес>, общей площадью 36 кв.м., <адрес>, общей площадью 55,9 кв.м., и <адрес>. общей площадью 41,1 кв.м.

Остальные 10 квартир находятся в частной собственности третьих лиц (л.д. 85-101, 107-129, 171-220 том 1).

При подаче иска и уточнений исковых требований суд не разграничил выполнение работ по текущему ремонту и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.

После подачи прокурором настоящего иска 16 октября 2023 года изменились обстоятельства, имеющие отношение для правильного рассмотрения спора.

С 01 марта 2024 года управлением многоквартирным домом по адресу: <адрес> осуществляет ООО УК «Абсолют», которая выполняет работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе внутридомовых инженерных систем МКД: осуществляет подготовку дома к отопительному периоду 2024-2025 г.г., выполняет заявки жителей дома, устраняет аварийные ситуации на инженерных сетях.

По результатам проведенной 17 июля 2024 года прокуратурой Тракторозаводского района г. Челябинска проверки установлено, что коммунальные услуги по ХВС, ГВС, электроснабжению, газоснабжению предоставляются в полном объеме. В подъездах выполнен ремонт лестниц. Выявлено наличие неисправностей, провалов, просадок, щелей в отмостке и фундаменте, неисправности кровли (наличие сквозных отверстий, выбоин, сколов на крыше), наличие следов от подтоплений с кровли в подъезде № 2, неисправность штукатурно-окрасочного слоя в подъезде № 2, нарушена целостность двери в подъезде № 2, установлен факт затопления подвального помещения.

Согласно приложению № 13 к распоряжению заместителя главы города по городскому хозяйству от 12 февраля 2024 года № 1621-а в Перечне работ и услуг ООО УК «Абсолют» по содержанию и ремонту общего имущества МКД указаны, в том числе: проведение технических осмотров и мелкий ремонт (п. 4); проверка температурно-влажностного режима воздухообмена на чердаке и в подвальном помещении (срок устранения выявленных нарушений в течение 7 суток) (п.4.1); проверка состояния дверей технических помещений, запорных устройств на них и устранение выявленных неиспрапвностей в течение суток (п. 4.2); проверка кровли на отсутствие протечек ( при выявлении нарушений, приводящим к протечкам – незамедлительное их устранение, в остальных случаях – разработка плана восстановительных работ и его выполнение в сроки, согласованные с собственниками) (п.4.3); выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептическая и противопожарная защита деревянных конструкций, крепление элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств (срок устранение выявленных нарушений в течение 5 суток) (п.4.4); проверка и при необходимости восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами (п. 4.7); выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов и их устранение (угрожающие безопасности людей – незамедлительно, в остальных случаях – в течение месяца разработка плана и его выполнение в сроки, согласованные с собственниками (п.4.8); проверка целосности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в доме (п.4.9); обеспечение устранения аварий в соответствии с установленными предельными сроками на внутридомовых инженерных системах в многоквартирном доме, выполнение заявок населения (п. 4.15); содержание и ремонт жилого помещения (п.6) – л.д. 77,78 том 2).

В соответствии с п. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля собственника помещения в многоквартирном доме в праве общей собственности на общее имущество в этом доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения (ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.

В силу ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Из названных правовых норм, а также положений ст. ст. 44, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что обязанность производить капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме лежит на собственнике жилищного фонда. При этом денежные средства, получаемые от собственников квартир и нежилых помещений в качестве обязательных платежей, в том числе и на капитальный ремонт, носят целевой характер. Управляющая компания может распоряжаться указанными денежными средствами от своего имени, но в интересах собственников.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее Правила 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Пунктом 11 Правил 491 предусмотрен состав работ, который необходим для надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.

В качестве отдельного вида работ по содержанию общего имущества в соответствии с подп. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме является выполнение текущего и капитального ремонта.

В соответствии с п. 17 Правил 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

В соответствии с п. 18 Правил 491, текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов)

В силу п.п. 20 и 21 Правил 491, если физический износ общего имущества достиг установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, что подтверждается предписанием, выданным соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, собственники помещений обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов.

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

Согласно п. 2.4.3. Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.

Признание жилого дома аварийным и подлежащим сносу само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах до отселения проживающих в нем лиц, например, в соответствии с гигиеническими требованиями к жилым помещениям.

Между тем, положения указанного пункта Постановления Госстроя РФ не указывают на то, что данную обязанность должен исполнять орган местного самоуправления.

С учетом всей     совокупности вышеприведенных норм материального права именно собственники помещений многоквартирного дома обязаны немедленно принять меры по устранению выявленных дефектов.

Как следует из материалов дела собственники помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> после признания этого дома аварийным и подлежащим сносу общих собраний по вопросам, связанным с проведением текущего и капитального ремонта общего имущества дома не проводили, решений по таким вопросам не принимали.

Решения о сборе денежных средств на капитальный ремонт собственниками помещений также не приняты.

Обсуждение объема и сроков выполнения работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома, выполняемого ООО УК «Абсолют», также собственниками помещений на общих собраниях не осуществлялось.

В рассматриваемом случае прокуратура г. Челябинск, действуя в интересах одного собственника жилого помещения в многоквартирном доме Шатровой Л.Г., не принявшей никаких мер по устранению выявленных дефектов общего имущества дома, при наличии управляющей организации требует выполнения ремонта общего имущества дома (текущего и капитального) от собственника 4 жилых помещений в 14-квартирном доме.

Такой иск судебная коллегия с учетом вышеприведенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств признает не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Челябинска от 03 апреля 2024 года отменить.

Производство по делу в части исковых требований прокурора г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Челябинска об обязании произвести ремонт общего имущества жилого дома по адресу: <адрес> прекратить.

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Челябинска, действующего в интересах Шатровой Людмилы Георгиевны, к администрации г. Челябинска об обязании произвести ремонт общего имущества жилого дома по адресу: <адрес> – отказать.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 июля 2024 года

11-9026/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шатрова Людмила Георгиевна
Прокурор г.Челябинска в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация г.Челябинска
Другие
Баштовой Вячеслав Александрович
Бундюк Елена Игоревна
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска
Нестеров Арсений Александрович
Главное управление Государственная жилищная инспекция Челябинской области
Берлявская Елена Викторовна
Мелехина Елена Евгеньевна
ООО УК «Абсолют».
Башталова Виолетта Вчеславовна
Баштовой Александр Вячеславович
Абакарова Анастасия Дмитриевна
Бундюк Анастасия Михайловна
Мелехин Данил Вячеславович
Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Челябинска
Валеева Юлия Дмитриевна
Нестерова Наталья Владиморовна
Зайкова Ирина Николаевна
Абакаров Тагир Магомедович
Копица Наталья Григорьевна
Бюудюк Марк Михайлович
Тяпкина Алина Сергеевна
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Алферов Игорь Алексеевич
Дело на странице суда
oblsud.chel.sudrf.ru
17.06.2024Передача дела судье
18.07.2024Судебное заседание
30.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2024Передано в экспедицию
18.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее