ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
г.Уфа РБ 23 октября 2017 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Мурзакова Р.Ф.,
при секретаре Абадовской Т.Ю.,
в отсутствие Султангареева И.А. – лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
представителя административной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан,
представителя прокуратуры города Стерлитамака Республики Башкортостан,
рассмотрев жалобу председателя административной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан Шакирова М.Б. на решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 15 августа 2017 года, которым:
протест прокурора города Стерлитамака Республики Башкортостан удовлетворен;
постановление №... административной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от дата о привлечении Султангареева ФИО7 к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением административной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан №... от дата Султангареев И.А. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 2000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, за то, что дата в 12.44 часов припарковал автомобиль Фольксваген Passat, государственный номер дата, на газоне по адрес, чем нарушил пункт 4.2.4 Правил благоустройства городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Стерлитамак №3-2/4з от 29 мая 2012 года (далее – Правила).
Прокурор города Стерлитамак Петров С.А. обратился в Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан с протестом на постановление административной комиссии от дата, предлагая отменить за незаконностью, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Султангареева И.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, указывая, что общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, которые являются источником повышенной опасности, урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения. Порядок размещения транспортных средств (остановки и стоянки) регламентирован разделами 12, 17 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, ответственность за нарушение которых установлена статьей 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Судьей Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан 15 августа 2017 года вынесено вышеуказанное решение об удовлетворении протеста прокурора.
Не соглашаясь с решением судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 15 августа 2017 года, председатель административной комиссии Шакиров М.Б. обжаловал его в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить, считая незаконным и необоснованным, постановление административной комиссии от дата оставить без изменения, в обоснование указал, что в соответствии с пунктом 4.2.4 Правил установлено, что на площадях зеленых насаждений, относящихся к территориям общего пользования, запрещается: парковать автотранспортные средства на газонах. Тем самым, расположение автомобиля на зеленых насаждениях нарушает благоустройство территории города, являющееся комплексом предусмотренных Правилами мероприятий по содержанию территорий, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Суд вышел за пределы полномочий и дал оценку Правилам благоустройства городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета городского округа город Стерлитамак №3-2/4з от дата от дата, являющимся нормативным правовым актом, с нарушением правил подсудности.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение установленных муниципальным нормативным правовым актом правил благоустройства территорий городов, выразившееся в нарушении порядка комплексного благоустройства и внешнего оформления городских территорий (в неоформлении или несогласовании проекта благоустройства) или в ненадлежащем содержании или очистке закрепленной территории, зданий и их конструктивных элементов, в том числе неустранении в установленные сроки повреждений зданий и их конструктивных элементов, или требований по уборке дорог общего пользования, мойке дорожных покрытий, уборке закрепленных территорий, установке и содержанию урн, если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного настоящим Кодексом, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Постановлением административной комиссии от дата Султангареев И.А. привлечен к административной ответственности за нарушение пункта 4.2.4 Правил благоустройства городского округа г.Стерлитамак РБ от 29 мая 2012 года №3-2/4з, за то, что дата в 12.44 часов припарковал автомобиль Фольксваген Passat, государственный номер №..., на газоне по адрес.
Судья первой инстанции, отменяя постановление административной комиссии и прекращая производство по делу за отсутствием состава правонарушения, мотивировал тем, что законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации. Правила остановки и стоянки на тротуаре урегулированы Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, ответственность за нарушение которых установлена частью 3 статьи 12.19 КоАП РФ.
Вывод судьи первой инстанции об отсутствии в действиях Султангареева И.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, является правильным.
В силу части 3 статьи 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений статьи 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации, а также статьи 1.3.1 КоАП РФ, определяющих предметы ведения субъектов Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации.
Размещение транспортных средств на газонах, участках с зелеными насаждениями фактически означает неисполнение гражданами и организациями требований, предусмотренных Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 (пункт 3.9.2), Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года № 153 (пункт 6.3), а также Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), согласно которым установлен запрет на проезд и стоянку автомашин, мотоциклов, других видов транспорта на озелененных территориях, газонах, участках с зелеными насаждениями, а также запрещено складировать любые материалы, устраивать свалки мусора, засорять их отходами.
В соответствии с названным федеральным законодательством охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). При этом ответственность за несоблюдение установленных федеральным законодательством правил, стандартов, требований, а также за действия, влекущие уничтожение либо повреждение объектов зеленого фонда, наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный законодатель, раскрывая в части 1 статьи 2.1 КоАП РФ понятие административного правонарушения, использовал три юридических признака: противоправность, виновность, совершение действий (бездействия), предусмотренных нормами Особенной части названного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности.
Из материалов дела следует, что Султангареев И.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, за нарушение Правил благоустройства города Стерлитамак, а именно за стоянку автомобиля на зеленых насаждениях около многоквартирного дома.
Вместе с тем, административная ответственность за данные действия установлена нормами КоАП РФ.
Проанализировав норму закона субъекта, прихожу к выводу, что она по своей сути является воспроизведением экологических, санитарно-эпидемиологических и иных требований, предусмотренных федеральным законодательством. Федеральное законодательство не исключает возможности воспроизведения в законах субъектов Российской Федерации и актах местного самоуправления положений федерального законодательства (пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части"), как не исключает и возможности наличия в региональных законах ссылок (отсылок) на положения федеральных нормативных правовых актов. Однако такие ссылки не должны приводить к привлечению к административной ответственности за нарушение данного запрета.
При таких обстоятельствах вывод судьи первой инстанции об отсутствии в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, является правильным.
Однако следует исключить из него суждения о том, что ответственность за данные действия, связанные с остановкой или стоянкой транспортного средства на газоне, урегулированы Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, и установлена частью 3 статьи 12.19 КоАП РФ, что не влияет на законность судебного решения по существу.
Существенных нарушений процессуальных требований административного законодательства, влекущих отмену судебного решения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л А:
решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 15 августа 2017 года по делу об административном правонарушении №..., предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении Султангареева ФИО8 оставить без изменения, жалобу председателя административной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан Шакирова М.Б. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Мурзакова Р.Ф.
Справка
судья Салихова Э.М.
дело №21-1483/2017