Решение по делу № 2-1152/2024 от 12.07.2024

УИД 38RS0017-01-2024-001481-44

                                                                 Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Нижнеудинск                                                                                12 ноября 2024 года

       Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего Папиной Е.П.,

при секретаре Бичахчян С.Г.,

с участием истца Леонова В.С. и представителя Шайдук Е.Н.,

представителя ответчика Областного государственного бюджетного учреждения «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району» - Габитовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1152/2024 по исковому заявлению Леонова В.С., Леоновой Н.Н., Стадниковой Л.В., Стадникова Д.А. к Областному государственному бюджетному учреждению «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства, признании права на социальную выплату, возложении обязанности принять решение и выдать свидетельство на получение социальной выплаты,

                                                    У С Т А Н О В И Л:

       Леонов В.С., Леонова Н.Н., Стадникова Л.В., Стадников Д.А. обратились в суд к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства, признании права на социальную выплату, возложении обязанности принять решение и выдать свидетельство на получение социальной выплаты.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что Леонову В.С. принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>. Членами его семьи являются жена Леонова Н.Н. и дочь Стадникова Л.В. Правообладателем ? доли в праве общей долевой собственности на указанный дом является Стадников Д.А. в силу договора дарения от дата обезличена. Жилое помещение по адресу: <адрес обезличен> пострадало от чрезвычайной ситуации. Визуальным обследованием ОАО «20 Центральный проектный институт» от дата обезличена номер обезличен общее состояние дома было оценено как «работоспособное», получен ответ, что выплаты не предусмотрены. Не согласившись с визуальным обследованием, Леонов В.С. обратился с заявлением в Администрацию Нижнеудинского муниципального образования с целью обследования дома. 10.09.2019 издано постановление Администрации Нижнеудинского муниципального образования номер обезличен о проведении капитального ремонта. 10 декабря 2019 года казенным учреждением «Служба заказчика Иркутской области» было выдано свидетельство номер обезличен, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в размере 368400 руб., деньги перечислены Леонову В.С. и Стадникову Д.А., произведен капитальный ремонт дома собственными силами, но дом «водило», было сыро и холодно, несмотря на постоянную просушку. дата обезличена Леонов В.С. обращался с жалобой в Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области. Собственниками дома были приняты все меры, связанные с восстановлением жилья: своевременная откачка, сушка электропушками четырех комнат и коридора, укрепление грунтов оснований, частая обработка противогрибковыми средствами стен дома и подвала, но впоследствии все равно выросли грибы. Результаты проведенного капитального ремонта не принесли того результата, на который рассчитывали, жить было холодно и сыро, много денежных средств расходуется на электроэнергию, несмотря на водяное отопление, особенно в зимнее время, в доме проживают 3 инвалида, из которых 2 ветерана труда. Не согласившись с заключением Межведомственной комиссии (далее – МВК), истцы обратились в суд. 16 июня 2021 года решением Нижнеудинского городского суда по делу номер обезличен исковые требования были удовлетворены: признано незаконным заключение Межведомственной комиссии, постановление Администрации Нижнеудинского муниципального образования номер обезличен о капитальном ремонте, возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование жилого дома и принять по нему решение. дата обезличена апелляционным определением Иркутского областного суда решение Нижнеудинского городского оставлено без изменения. В апреле 2022 года собственник Леонов В.С., вложивший денежные средства на капитальный ремонт, не приведший к положительному результату, занял данную сумму у родственников и передал представителю Малиновской М.Г. с целью возвратить их на счет «Службы заказчика Иркутской области». 13.05.2024 ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» сообщил, что денежные средства к ним не возвращались. Впоследствии было выяснено, что представитель по доверенности Малиновская М.Г. перечислила денежные средства не на тот счет. В настоящее время деньги за капитальный ремонт возвращены. дата обезличена Леонов В.С. просил повторно провести оценку жилого дома. дата обезличенаг. заключением Межведомственной комиссии по результатам обследования, на основании акта, заключения экспертной организации ООО «ЦЭОиК Сампад» от дата обезличена выявлены основания для признания помещения непригодным для проживания в соответствии с пунктом 33 Положения номер обезличен, физический износ. дата обезличена постановлением главы Нижнеудинского муниципального образования номер обезличен жилое помещение признано непригодным для проживания. дата обезличена ответом ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес обезличен>» номер обезличен на заявление собственников от дата обезличена о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты отказано в связи с тем, что межведомственная комиссия не установила причинно-следственную связь между наводнением и дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания. Ссылка ответчиков на физический износ юридически не обоснована и недостоверна, законодательство не предусматривает физический износ жилого дома при чрезвычайной ситуации. В реестре ветхого и аварийного жилья на территории <адрес обезличен> до наводнения жилое помещение не числилось. Физический износ жилого дома с пристроем, указанный в техническом паспорте БТИ от 23.12.2011, составлял 23 % и 24%, дому на момент чрезвычайной ситуации было всего 27,5 лет. Пока оспаривали надуманную ответчиками причинно-следственную связь, с отсутствием юридических познаний у истцов и некорректно составленного иска Малиновской М.Г., в ответе ОГБУ сослалось на пропущенный срок и исключительную компетенцию Межведомственной комиссии. С данным решением не согласны, право продолжает быть нарушенным по настоящее время.

С учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований просит суд признать незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от дата обезличена об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного жилого дома размером <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г., Леонову В.С., Стадникову Д.А., Стадниковой Л.В., Леоновой Н.Н. в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».

Признать за Леоновым В.С., Стадниковым Д.А., Стадниковой Л.В., Леоновой Н.Н. право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен одного утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г., жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в силу абзаца 3 части 1 статьи 24, пункта 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указа Президента Российской Федерации от 3.07.2019 №316 «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области», в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019г. №1327 для целей подпункта «а» пункта 5, в отношении граждан подпунктов «а», «в» пункта 6, подпункта «а» пункта 11_1 Правил.

Обязать ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району» устранить нарушения прав истцов путем вынесения решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, жилого помещения размером <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, Леонову В.С., Стадникову Д.А., Стадниковой Л.В., Леоновой Н.Н. в силу абзаца 3 части 1 статьи 24, пункта 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указа Президента Российской Федерации от дата обезличена номер обезличен «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области», в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019г. №1327 для целей подпункта «а» пункта 5, в отношении граждан подпунктов «а», «в» пункта 6, подпункта «а» пункта 11_1 Правил.

Обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать свидетельство на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, жилого помещения размером 61,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, Леонову В.С., Стадникову Д.А., Стадниковой Л.В., Леоновой Нине Николаевне в силу абзаца 3 части 1 статьи 24, пункта 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указа Президента Российской Федерации от 3.07.2019 №316 «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области», в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019г. №1327 для целей подпункта «а» пункта 5, в отношении граждан подпунктов «а», «в» пункта 6, подпункта «а» пункта 11_1 Правил.

Согласно протокольному определению суда от 05.09.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Межведомственная комиссия Администрации Нижнеудинского муниципального образования.

Истцы Стадников Д.А., Леонова Н.Н., Стадникова Л.В. просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Истец Леонов В.С. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Кроме того, суду пояснил, что дом по <адрес обезличен> принадлежит ему и внуку Стадникову Д.А. В этом доме также зарегистрированы и проживают его супруга Леонова Н.Н. и дочь Стадникова Л.В. В 2019 году он делал капитальный ремонт дома, на который получили <данные изъяты> руб. В доме был грибок, воды было 70 см. Деньги за капитальный ремонт он отдал Малиновской М.Г. для возврата в Службу заказчика. Деньги были возвращены 19 июня 2024 года. Комиссия из Администрации Нижнеудинского муниципального образования признала дом аварийным. Просил удовлетворить исковые требования.

Представитель истцов Шайдук Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении; представила письменный отзыв на возражения ответчиков по делу, в котором просила удовлетворить уточненное исковое заявление в полном объеме. Кроме того, суду пояснила, что в 2019 году при обследовании дома МВК признала дом подлежащим капитальному ремонту, в доме был грибок, нарушены строительные конструкции. Деньги были выделены на капитальный ремонт дома, использованы; Леонов В.С. нанимал бригаду, проводилось откачка воды, обеззараживание, подсыпка грунта. Несущие стены не подлежат восстановлению. Решением суда заключение МВК было признано незаконным и возложена обязанность повторного обследования дома. После проведения обследования МВК дом был признан аварийным. Дом был затоплен не грунтовыми водами, а из реки Уда. Физический износ дома на 2011 год составлял 23-24%. Считает, что срок для обращения с заявлением на получение социальной выплаты не пропущен. Леонов В.С. страховал имущество в течение десяти лет. Просила удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району» Габитова Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признала. В ранее представленном письменном возражении на исковое заявление ответчик указал, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, по заключению МВК ранее было признано подлежащим капитальному ремонту. По информации ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» Леонову В.С. выдано свидетельство на получение социальной выплаты на капитальный ремонт от 10 декабря 2019 года №1223-с. Социальная выплата в размере <данные изъяты> руб. была перечислена в полном объеме 10 февраля 2020 года. Истцом Леоновым В.С. фактически реализовано право на получение меры социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых повреждены или утрачены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области. Получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения при реализации права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт действующим законодательством не установлено. При возврате полученных средств социальной выплаты на капитальный ремонт в бюджет гражданин может претендовать на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения из бюджета в сроки, установленные законодательством. Истец Леонов В.С. произвел возврат в бюджет средств социальной выплаты в полном объеме только 19.06.2024 после срока, установленного в Положении. Предоставление социальной выплаты носит исключительно заявительный порядок. Истцы впервые обратились в учреждение с заявлением о выдаче свидетельства 18 мая 2023 года. Решений о признании за истцами права на получение социальной выплаты судом не принималось. Истцами нарушен установленный в Положении срок, который восстановлению не подлежит. С заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты истцы обратились 18 мая 2023 года на основании повторного обследования жилого помещения, проведенного Межведомственной комиссией по заявлению самих собственников. Обращение истцов в учреждение состоялось за пределами срока, предусмотренного Положением. Данный срок является пресекательным, то есть не подлежит восстановлению и при его пропуске прекращается субъективное материальное право, применение последствий его пропуска не зависит от наличия или отсутствия заявления ответчика о его пропуске. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Ответчик Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области своего представителя в судебное заседание не направил. В представленном ранее возражении на исковое заявление указал, что причиной отказа истцам в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, является отсутствие права гражданина на получение социальной выплаты и обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного Положением. Жилое помещение, принадлежащее Леонову В.С. и Стадникову Д.А., по заключению МВК ранее было признано подлежащим капитальному ремонту и по информации ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» им выдано свидетельство на получение социальной выплаты на капитальный ремонт 10 декабря 2019 года №1223-с. Социальная выплата в размере <данные изъяты> руб. была перечислена гражданам в полном объеме. Принимая во внимание, что одним из оснований для отказа истцам в выдаче свидетельства является пропуск установленного пунктом 11 Положения срока, полагает, что юридически значимым обстоятельством по данному делу является обращение граждан за предоставлением меры социальной поддержки в срок, установленный в пункте 11 Положения. Истцы впервые обратились в учреждение с заявлением о выдаче свидетельства только 18.05.2023 на основании повторного обследования жилого помещения, проведенного МВК на основании обращения самих собственников. Истцы имели возможность принять необходимые меры и обратиться в установленный срок. На момент обращения 18 мая 2023 года в отношении истцов не принималось решений суда о признании за ними права на получение социальной выплаты. Решение учреждения об отказе истцам в выдаче свидетельства от 28.06.2023 принято в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Кроме того, в возражениях на уточненное исковое заявление указал, что возврат средств социальной выплаты на капитальный ремонт помещения на момент принятия учреждением решения от 28.06.2023 осуществлен не был. Возврат истцами выплаты в 2024 году правового значения не имеет, поскольку решение учреждением принималось в 2023 году. Получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения при реализации права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт действующим законодательством не предусмотрено. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме и рассмотреть дело в отсутствие представителя.

    Третьи лица Администрация Нижнеудинского муниципального образования, Межведомственная комиссия Администрации Нижнеудинского муниципального образования, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Иркутской области, Областное государственное казенное учреждение «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области», Министерство финансов Российской Федерации своих представителей в судебное заседание не направили.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов Стадникова Д.А., Леоновой Н.Н., Стадниковой Л.В., представителей ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и третьих лиц в силу ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истца Леонова В.С. и представителя истцов Шайдук Е.Н., представителя ответчика ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району» Габитову Ю.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту также Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как указано в пункте «в» статьи 8 Федерального закона                                                     от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет                                          в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

В соответствии пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря                          1994 г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г., устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.).

Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона                          № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

27 июня 2019 г. указом Губернатора Иркутской области № 134-уг                                  на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. № 316                                «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (часть 1).

Правительству Российской Федерации поручено обеспечить выделение из федерального бюджета средств на капитальный ремонт поврежденного жилья                                (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) и определить порядок выделения указанных средств; а также решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья (часть 3).

Постановлением Правительства Иркутской области от 29.06.2019                               № 519-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

18 июля 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации                           № 916 утверждены Правила предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г.                                                   № 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее– Положение).

Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно пункту 2 Положения, социальные выплаты предоставляются                                   на следующие цели: 1) приобретение или строительство жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации; 2) капитальный ремонт жилого помещения гражданами, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации.

Предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий: 1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющим в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания; 2)имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения или поврежденные жилые помещения, и не имеющим в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания; 3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных или поврежденных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания (подпункт 1 пункта 6 Положения).

В силу пункта 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (пункт 4 Положения).

Пунктом 11 Положения (в редакции, действовавшей на момент принятия органом соцзащиты решения об отказе истцу в предоставлении меры социальной поддержки (в ред. от 14.04.2023) предусмотрено, что в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 года включительно, за исключением гражданина (граждан), указанного (указанных) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, а также гражданина (граждан) право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением, обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).

Заявление о выдаче свидетельства подписывается гражданином (гражданами) и всеми членами его (их) семьи или его (их) представителем.

Гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), указанный (указанные) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, или его (их) представитель, а также гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением, или его (их) представитель в срок до 10 сентября 2023 года включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.

Условием предоставления меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является,                                  в частности, признание факта утраты жилых помещений в установленном порядке.

Согласно пунктам 11, 12 Положения граждане в целях выдачи свидетельства обращаются в установленным срок с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное Министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина.

К заявлению о выдаче свидетельства прилагаются следующие документы:                               1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина; 2)документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя гражданина, - в случае обращения с заявлением представителя гражданина; 3) паспорт или иные документы, удостоверяющие личность членов семьи, - в случае обращения гражданина, указанного в подпунктах 1, 2, 4 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя; 4) решение суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении - в случае отсутствия у члена семьи постоянной регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении; 5) документы, подтверждающие отнесение лица к членам семьи (свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, договор о приемной семье либо решение суда о признании членом семьи); 6) документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение, если право собственности на утраченное жилое помещение не зарегистрировано, - в случае обращения гражданина, указанного в подпунктах 2, 4 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя; 7) предварительное разрешение органа опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного, - в случае обращения гражданина, в составе семьи которого имеются дети, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью;                           8) решение суда о признании права - для граждан, указанных в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Леонов В.С. и Стадников Д.А. являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес обезличен>, площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 06.03.2023.

Согласно выписке из решения номер обезличен исполкома Нижнеудинского городского Совета народных депутатов от 4 октября 1991 года, разрешено Леонову В.С. разобрать ветхий деревянный жиой дом и на его месте выстроить новый деревянный жилой дом размером 12,5 х 5,5м., общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м.

Согласно техническому паспорту ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» Нижнеудинский ЦТИ, составленному по состоянию на дата обезличена, на жилой дом по адресу: <адрес обезличен>, год постройки 1991, общая площадь <данные изъяты> кв.м., жилая площадь <данные изъяты> кв.м.

Согласно справке серия номер обезличен Леоновой Н.Н., дата обезличена рождения, установлена дата обезличена повторно третья группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.

Согласно справке серия номер обезличен Леонову В.С., дата обезличена рождения, установлена дата обезличена повторно третья группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.

Согласно справке серия номер обезличен Стадниковой Л.В., дата обезличена. рождения, установлена дата обезличена повторно вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.

Согласно справок Администрации Нижнеудинского муниципального образования от 06.08.2019, от 24.10.2024 жилое помещение №14 по ул.Краснопартизанская в г.Нижнеудинске находилось в зоне затопления в связи с резким повышением уровня воды в реке Уда в г. Нижнеудинске с 26.06.2019г. по 28.06.2019г.; в связи с паводком на территории Нижнеудинского муниципального образования постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.06.2019 №934 введен режим функционирования чрезвычайной ситуации.

Согласно полиса добровольного страхования строений, домашнего/другого имущества, гражданской ответственности серия 2003 номер обезличен, страховщик ПАО СК «Росгосстрах», страхователь Леонов В.С., срок действия договора: вступает в силу с момента уплаты Страхователем страховой премии или первого взноса и действует до даты, указанной как дата окончания 3-его периода страхования: 1-й период страхования с 00:00ч. 14.12.21 по 24.00ч. 13.12.22; 2-й период страхования: с 00:00ч. 14.12.22 по 24.00ч. 13.12.23; 3-й период страхования: с 00:00ч. 14.12.23 по 24.00ч. 13.12.24; объекты страхования: строение.

Согласно квитанций ПАО СК «Росгосстрах» на получение страховой премии (взноса) от Леонова В.С. получено: 13.12.2021 – 12556,06 руб., 02.12.2022– 12556,06 руб., дата обезличена – 12556,06 руб.

Из ответа Следственного отдела по городу Нижнеудинск СУ СК России по Иркутской области от 15.08.2019 на обращение Леонову В.С. сообщено, что по вопросу возмещения морального и материального ущерба, причиненного в результате паводка на территории г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района в июне-июле 2019 года, он вправе обратиться в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району».

Из сообщения Администрации Нижнеудинского муниципального образования видно, что на основании акта визуального обследования, выданного ОАО «20 Центральный проектный институт» дата обезличена, выявлено, что общее техническое состояние дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, на момент обследования оценивается как «Работоспособное».

Из ответа Администрации Нижнеудинского муниципального образования от 14.08.2020 номер обезличен Леонову В.С. сообщено, что жилой дом по <адрес обезличен> признан подлежащим капитальному ремонту. Одновременно сообщено о возможности повторно обратиться с заявлением в адрес председателя Межведомственной комиссии на обследование жилого дома по адресу: <адрес обезличен>.

Из ответа Территориального Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Нижнеудинском районе от 11.03.2021 Леонову В.С. сообщено о направлении его обращения по подведомственности в Администрацию Нижнеудинского муниципального образования для рассмотрения по существу в пределах компетенции и дачи ответа заявителю.

Из ответа Администрации Нижнеудинского муниципального образования Леонову В.С. видно, что Межведомственной комиссией Нижнеудинского муниципального образования в сентябре 2019г. было проведено повторное обследование дома по адресу: <адрес обезличен>, в результате которого выявлены основания для признания помещения подлежащим капитальному ремонту с составлением акта обследования жилого дома и заключения номер обезличен от 04.09.2019, а также постановления Администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен, которые были выданы и оспариваются в судебном порядке.

Из заявления Леонова В.С. от 01.03.2023 в Администрацию Нижнеудинского муниципального образования видно, что он просит провести повторную оценку соответствия жилого дома по адресу: <адрес обезличен>, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, и признать его непригодным для проживания.

Свидетель З. суду пояснила, что Леонова Н.Н. - родная сестра. В день наводнения они созванивались, вода прибывала и на машине невозможно было к ним проехать. На следующий день вечером они приехали к Леоновым, в подполье стояла вода, все плавало. Потом они откачивали воду помпой, она опять прибывала. Сырость теперь в доме постоянно, несмотря на то, что сушили пушками, в доме есть грибок.

Свидетель К. суду пояснила, что истец – дядя мужа. Когда вода немного ушла, они привозили пищу Леонову. В доме стояла вода, холодильники были в воде. Соседские дома были подтоплены. На ремонт дома давали деньги, но он восстановлению не подлежит.

Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.06.2019 № 934 введен режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уда.

Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 03.07.2019 № 956 определены границы чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования, в которые входит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>.

4 сентября 2019 года Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 28.01.2018 № 103, произведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

Согласно заключению №91-п от 04.09.2019 Межведомственная комиссия на основании акта, составленного по результатам обследования, приняла заключение о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, подлежащим капитальному ремонту; дом был в зоне затопления.

Согласно постановлению администрации Нижнеудинского муниципального образования от 10.09.2019 № 1435 признаны подлежащими капитальному ремонту индивидуальные дома, в т.ч. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>.

Согласно свидетельству, удостоверяющему право гражданина на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, номер обезличен от 10.12.2019 оно выдано Леонову В.С., Стадникову Д.А. о том, что они имеют право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в размере 368400 руб.

Согласно платежному поручению номер обезличен от 19.06.2024, подтверждению платежа ПАО Сбербанк от дата обезличена, Леонов В.С. произвел на счет УФК по Иркутской области (ОГКУ «Единый заказчик <адрес обезличен>» возврат денежной суммы за капитальный ремонт в размере 368400 руб.

Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 16.06.2021 по гражданскому делу номер обезличен по иску Леонова В.С., Стадникова Д.А. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконными заключения и постановления, возложении обязанностей исковые требования удовлетворены. Суд решил: признать незаконным заключение межведомственной комиссии номер обезличен от 4 сентября 2019 года о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, подлежащим капитальному ремонту. Признать незаконным постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования номер обезличен от дата обезличена о признании помещений подлежащими капитальному ремонту в части п. 1.14 жилого дома по адресу: <адрес обезличен>. Возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, и принять по нему решение.

Согласно апелляционному определению Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 2 февраля 2022 года решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 16 июня 2021г. по данному административному делу оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

дата обезличена Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 21.11.2022 № 1320, произведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>; в акте обследования помещения №12 отражено, что жилое помещение находится в границах чрезвычайной ситуации, произошедшей в летний период 2019 года, согласно постановлению Администрации Нижнеудинского муниципального образования от 03.07.2019 «956 «Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования». Жилое помещение находится в неблагоприятном состоянии. При визуальном осмотре выявить деформации конструктивных элементов здания по <адрес обезличен> и определить степень их повреждений не представляется возможным. Требуется дополнительное инструментальное обследование с предоставлением в межведомственную комиссию заключения юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию грунтов, оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций. Собственнику необходимо представить в межведомственную комиссию заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию грунтов, оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций по результатам инструментального обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

дата обезличена Межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена номер обезличен, по результатам рассмотренных документов: правоустанавливающие документы на жилое помещение, заключение специалиста по результату обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, шифр 230220 от дата обезличена, выполненное ООО «ЦЭОиК «САМПАД», и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, приняла заключение о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, непригодным для проживания в соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Согласно постановлению Администрации Нижнеудинского муниципального образования № 545 от 14.05.2023, в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, заключениями комиссии признано непригодным для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>.

18.05.2023г. истцы Леонов В.С. и Стадников Д.А. обратились в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Как установлено п. п. 17, 22 - 23 Положения после получения ответов на запросы (межведомственные запросы), указанные в п. 16 настоящего Положения, но не позднее 30 рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства учреждение (государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства) принимает решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства.

Решение о выдаче свидетельства, а также материалы в день принятия решения о выдаче свидетельства направляются учреждением в министерство социального развития.

Свидетельство оформляется министерством социального развития по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления от учреждения решения о выдаче свидетельства и материалов.

Основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства в силу пункта 18 Положения являются:

1) отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением;

2) несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 настоящего Положения;

3) непредставление документов или представление неполного перечня документов в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, за исключением документов, которые гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе не представлять;

4) обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения.

             Решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» номер обезличен от 28.06.2023 Леонову В.С., Стадникову Д.А., Леоновой Н.Н., Стадниковой Л.В. сообщено, что учреждением принято решение об отказе в выдаче свидетельства в соответствии с пп. 1 и пп. 4 пункта 18 Положения (отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии Положением, обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 Положения).

Приказом ОГКУ «Управление социальной защиты населения                                                         по Нижнеудинскому району» от дата обезличена номер обезличен Леонову В.С., Стадникову Д.А., Леоновой Н.Н., Стадниковой Л.В. отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 18 Положения. О принятом решении заявители были проинформированы путем направления соответствующего Уведомления от 28.06.2023 № 01-02-9111, в котором указано, что по информации администрации Нижнеудинского муниципального образования на межведомственный запрос учреждения, межведомственная комиссия не установила причинно-следственную связь между наводнением, произошедшим в июне-июле 2019 года и имеющимися в настоящее время дефектами и повреждениями конструктивных элементов здания. Согласно п. 11 Положения предоставление социальных выплат осуществляется гражданам, обратившимся в учреждение в срок до 25 декабря 2020 года, за исключением граждан, в отношении которых решением суда, вступившим в законную силу, признано право на предоставление социальной выплаты. Заявители обратились в учреждение с заявлением 18.05.2023.

Леонов В.С., Стадников Д.А., Леонова Н.Н., Стадникова, полагая отказ незаконным, поскольку принадлежащее им жилое помещение утрачено в результате чрезвычайной ситуации, обратились в суд с настоящим иском.

Как следует из заключения Шифр 230220 от 25.04.2023, экспертами ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «САМПАД» с 20.04.2023 по 25.04.2023 производилось обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, согласно выводам техническое состояние жилого дома аварийное. В июне-июле 2019г. обследованное здание находилось в зоне затопления вследствие резкого повышения уровня воды в реке Уда с 26.06.2019г. по 28.06.2019г., в связи с чем невозможно исключить влияние паводка и аварийного замачивания грунтов основания на несущую способность и эксплуатационную пригодность конструкций и здания в целом. Капитальный ремонт конструкций подполья, проведенный после паводка, не достаточен для приведения здания в работоспособное состояние, так как не предотвратил возникновение дальнейших деформаций, текущее состояние объекта не исключает внезапного обрушения аварийных участков. Эксплуатация здания в текущем состоянии недопустима, так как дальнейшее разрушение конструкций, находящихся в аварийном состоянии при техногенном или природном влиянии (в том числе сейсмической активности), создает угрозу жизни и здоровью находящихся в здании людей, не обеспечивает сохранность их имущества. Причиной образования дефектов и повреждений несущих конструкций является ухудшение в результате чрезвычайной ситуации (паводка) здания в целом и отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Стоимость восстановления объекта в работоспособное состояние может составить более 100% от общей восстановительной стоимости, что делает его восстановление нецелесообразным с учетом современных строительных норм и правил. Объект капитальному ремонту не подлежит. По результатам проведенного обследования и Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, обследованный объект является аварийным, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, признается непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Принимая во внимание вышеизложенные основания для отказа истцам в выдаче свидетельства, в том числе со ссылкой на пропуск установленного пунктом 11 Положения срока, суд приходит к выводу, что юридически значимым обстоятельством по данному делу является обращение гражданина за предоставлением меры социальной поддержки в срок, установленный в пункте 11 Положения.

Постановлением Правительства Иркутской области от 15.09.2021 № 654-пп                                в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 30.12.2022 № 1115-пп                               пункт 11 Положения дополнен абзацем 4, которым для граждан, право на получение социальной выплаты которых подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, срок подачи заявления о выдаче свидетельства продлен до 10.12.2022.

С заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты                                  истцы обратились 18.05.2023 на основании повторного обследования жилого помещения, проведенного Межведомственной комиссией во исполнение решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от дата обезличена.

На момент обращения сособственников спорного жилого помещения                                      (жилого дома <адрес обезличен>) 18.05.2023 в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о предоставлении социальной выплаты Постановление Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп действовало с учетом изменений, внесенных в него постановлением Правительства Иркутской области от 10.03.2023 № 194-пп (период действия 21.03.2023 по 16.04.2023), в пункте 11 которого указано, что:

в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 года включительно, за исключением гражданина (граждан), указанного (указанных) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, а также гражданина (граждан) право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением, обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).

Гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), указанный (указанные) в подпункте 6 пункта 6 (указанные в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта, в отношении которых решениями суда, вступившими в законную силу, признано право на предоставление социальной выплаты) настоящего Положения, или его (их) представитель, а также гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением, или его (их) представитель в срок                                                                до 10 сентября 2023 года включительно обращается (обращаются)                                             с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.

В отношении истцов решений о признании за ними права на получение социальной выплаты судом не принималось.

Право на обращение лиц с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на основании повторного обследования жилого помещения Постановлением Правительства Иркутской области от 10.03.2023 №194-пп из Постановления Правительства Иркутской области № 556-пп исключено.

Следовательно, установленный пунктом 11 вышеназванного положения                                  для граждан, право на получение социальной выплаты которых возникло                                         на основании повторного обследования жилого помещения срок подачи заявления о выдаче свидетельства до 10.12.2022 является специальным сроком, установленным для реализации гражданами принадлежащих им правомочий под угрозой прекращения субъективного материального права.

Только при соблюдении вышеуказанного условия, при обращении гражданина с заявлением о выдаче свидетельства в учреждение в порядке, установленным Положением, может быть признано право гражданина на предоставление социальной выплаты.

Согласно п. 2 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае установления пресекательного срока само существование субъективного права ставится в зависимость от его осуществления: если право было реализовано своевременно, оно продолжает существовать и возможна его защита; при не реализации, хотя пассивное поведение и является правомерным, право прекращается по истечении такого срока, который восстановлению не подлежит. Введение пресекательных сроков как ограничений, пределов, стимулирующих управомоченное лицо к своевременной реализации субъективных прав, направлено на обеспечение баланса интересов участников правоотношений, устранение неопределенности для сложившихся правовых связей и связанных с этим негативных последствий для третьих лиц и стабильности гражданского оборота в целом.

Обращение истцов в учреждение после обследования жилого дома и вынесения заключения межведомственной комиссией состоялось 18.05.2023, то есть за пределами срока, предусмотренного Положением (10.12.2022). Данный срок является пресекательным, то есть не подлежит восстановлению и при его пропуске прекращается субъективное материальное право, применение последствий его пропуска не зависит от наличия или отсутствия заявления ответчика о его пропуске.

Доказательств обращения истцов с соответствующим заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения по адресу: <адрес обезличен> до 10.12.2022 материалы дела не содержат.

Доводы представителя истцов Шайдук Е.Н. о страховании дома, пояснения допрошенных по делу свидетелей З. и К. на выводы суда не влияют.

Принимая во внимание, что предоставление социальной выплаты носит заявительный характер, законодателем установлен срок для реализации принадлежащего гражданину права, указанный срок законодателем неоднократно продлевался, является достаточным и разумным для получения гражданином меры социальной поддержки, учитывая, что срок для обращения с заявлением о получении социальной выплаты Леоновым В.С., Стадниковым Д.А., Леоновой Н.Н., Стадниковой Л.В. пропущен, а обращение позже указанного в Положении срока является основанием для принятия уполномоченным учреждением решения об отказе в выдаче свидетельства, следовательно, основания для вывода о нарушении ответчиками соответствующих прав истцов и для возложения на них обязанности по принятию решения о выдаче свидетельства и выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, у суда отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд полагает, что в удовлетворении исковых требований Леонова В.С., Леоновой Н.Н., Стадниковой Л.В., Стадникова Д.А. к Областному государственному бюджетному учреждению «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 28.06.2023 об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного жилого дома размером <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г., в соответствии с Постановлением <адрес обезличен> от 17.07.2019 №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем»; признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения жилого помещения; возложении обязанности устранить нарушения прав истцов путем вынесения решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, оформления и выдачи свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, жилого помещения размером <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, следует отказать в полном объеме.

              Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

              В удовлетворении исковых требований Леонова В.С., Стадникова Д.А., Леоновой Н.Н., Стадниковой Л.В. к Областному государственному бюджетному учреждению «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» от 28.06.2023 об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного жилого дома размером <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г., в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем»; признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения жилого помещения; возложении обязанности устранить нарушения прав истцов путем вынесения решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, оформления и выдачи свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, жилого помещения размером 61,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен> - отказать.

           Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                              Е.П. Папина

Решение в окончательной форме принято 26.11.2024.

2-1152/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Леонов Владимир Семенович
Стадников Денис Александрович
Леонова Нина Николаевна
Стадникова Людмила Леонидовна
Ответчики
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
ОГБУ "Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району"
Другие
ОГКУ "Единый заказчик Иркутской области"
Министерство Финансов Иркутской области
Министерство финансов Российской Федерации
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Межведомственная комиссия Нижнеудинского МО
Шайдук Екатерина Николаевна, истцов (дов. от 18.06.2024 на 3 года)
Администрация Нижнеудинского МО
Суд
Нижнеудинский городской суд Иркутской области
Судья
Папина Елена Петровна
Дело на сайте суда
nizhneudinsky.irk.sudrf.ru
12.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2024Передача материалов судье
16.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2024Судебное заседание
05.09.2024Судебное заседание
03.10.2024Судебное заседание
29.10.2024Судебное заседание
12.11.2024Судебное заседание
12.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее